Совершенствование работы администрации с обращениями граждан

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Мая 2012 в 06:25, курсовая работа

Описание работы

Одним из важных элементов административно-правового статуса граждан является их конституционное право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления (ст. 33 Конституции РФ). Обращения граждан в совокупности регулирующих их правовых норм представляют собой сложный и достаточно разветвленный институт административного права. Конечно, этот правовой институт нуждается в модернизации, совершенствовании механизма реализации обращений, учете новых реалий, но тем не менее он на протяжении многих лет сложился, функционирует и служит эффективным средством демократизации общества, формирования правового государства, широким каналом участия граждан в управлении делами общества и государства.

Работа содержит 1 файл

Тема.docx

— 110.82 Кб (Скачать)

Глава1. Теоретические и нормативно-правовые основы рассмотрения обращений граждан.

    1. Обращения граждан, виды обращений и порядок их рассмотрения.

Одним из важных элементов  административно-правового статуса  граждан является их конституционное  право обращаться лично, а также  направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные  органы и органы местного самоуправления (ст. 33 Конституции РФ). Обращения  граждан в совокупности регулирующих их правовых норм представляют собой  сложный и достаточно разветвленный  институт административного права. Конечно, этот правовой институт нуждается  в модернизации, совершенствовании  механизма реализации обращений, учете  новых реалий, но тем не менее он на протяжении многих лет сложился, функционирует и служит эффективным средством демократизации общества, формирования правового государства, широким каналом участия граждан в управлении делами общества и государства.

Обращения граждан могут  быть трех видов. Предложение - это обращение  граждан в государственные или  общественные организации, не связанные  с нарушением каких-либо субъективных прав или ущемлением законных интересов  граждан, они обычно направлены на улучшение, совершенствование работы органов  государственной власти, органов  местного самоуправления, их должностных  лиц, государственных служащих. Заявление  есть обращение с просьбой об удовлетворении тех или иных прав и законных интересов  граждан, не связанных с их нарушением, либо сообщение о злоупотреблениях, нарушениях законности и иных нарушениях, не затрагивающих непосредственно  права и интересы заявителя. Жалоба - это устные или письменные, индивидуальные или коллективные обращения граждан  в государственные органы, органы местного самоуправления, негосударственные  организации, к должностным лицам  в связи с нарушением прав или законных интересов самого гражданина, других лиц либо общественных интересов.

Право на обращения является абсолютным, неограниченным и неотчуждаемым  правом гражданина. Каждый дееспособный человек может обратиться в любую  государственную или негосударственную  организацию, к любому должностному лицу, по любому значимому для него поводу и в любое время. Этому  праву граждан корреспондирует  обязанность государственных органов, органов местного самоуправления и  их должностных лиц принимать  граждан, принимать обращения, регистрировать их, рассматривать эти обращения  и давать на них своевременные  ответы. Так, в соответствии с Федеральным законом "О системе государственной службы Российской Федерации" от 27 мая 2003 г.  к основным обязанностям государственных служащих относится обязанность в пределах своей компетенции своевременно рассматривать обращения граждан и общественных объединений, а также организаций, государственных органов и органов местного самоуправления и принимать по ним решения в порядке, установленном федеральными законами и законами субъектов Федерации.

В целях совершенствования  работы с обращениями граждан  Указом Президента РФ создано специальное  Управление в структуре Администрации  Президента по работе с обращениями граждан. В Положении о нем к основным функциям Управления отнесены централизованный учет письменных и устных обращений граждан Российской Федерации, граждан СНГ, иностранных граждан и лиц без гражданства, поступающих на имя Президента, в адрес Правительства и Администрации Президента; обеспечение рассмотрения обращений граждан, адресованных Президенту, Правительству и Администрации Президента; информирование Президента, Правительства и руководителя Администрации Президента о количестве и содержании обращений граждан и принятых по ним мерах.

Весьма обширны задачи Управления: это организационно-методическое взаимодействие с подразделениями  Администрации Президента РФ, Аппаратом  Правительства РФ, федеральными органами государственной власти, органами государственной  власти субъектов Федерации по вопросам рассмотрения обращений граждан; своевременное  рассмотрение поступивших письменных и устных обращений граждан, а  также направление их для рассмотрения в соответствующие государственные  органы и органы местного самоуправления по вопросам их компетенции; извещение граждан о результатах рассмотрения в Управлении их предложений, заявлений и жалоб; прием граждан работниками Управления в приемной Администрации Президента и Правительства, а также руководителями Администрации Президента РФ, министрами Правительства РФ и другими государственными служащими; осуществление контроля за своевременным и полным рассмотрением обращений граждан, направленных в федеральные органы государственной власти и органы власти субъектов Федерации; анализ и обобщение вопросов, которые ставят граждане в письмах и на личном приеме, и на основе этого оперативное и периодическое информирование Президента о характере обращений граждан; подготовка на основе анализа и обобщения обращений граждан предложений по устранению причин, порождающих обоснованные жалобы, и некоторые другие задачи.

Так, в истекшем году в  адрес Президента поступили сотни  тысяч обращений от отечественных  и зарубежных авторов, причем каждое десятое из них - коллективное, нередко  с сотнями и тысячами подписей (резолюции митингов, собраний). Таким  образом, можно говорить о миллионах граждан, проявивших желание или необходимость обратиться к главе государства со своими заботами и суждениями о событиях в жизни страны. Все эти обращения были зарегистрированы, рассмотрены компетентными лицами и получили то или иное разрешение. Значительное число граждан были приняты в Управлении на личном приеме. Существенное развитие получает работа с обращениями, поступающими по сети Интернет. Такую возможность для работы с обращениями граждан получили многие федеральные органы исполнительной власти и регионы страны.

Подобные Управлению Администрации  Президента РФ структурные подразделения  по работе с обращениями граждан  имеются и в составе федеральных  органов и органов государственной  власти субъектов Федерации. Например, приказом ФСБ России утверждена Инструкция о порядке рассмотрения предложений, заявлений, жалоб и организации  приема граждан в органах ФСБ, которой, в частности, определены формы  учета предложений, заявлений и  жалоб, контроля за ходом и сроками исполнения каждого обращения, организации приема граждан. Аналогичные правовые акты действуют и в других федеральных органах исполнительной власти.

Повышению эффективности  обращений как способа защиты прав, свобод и законных интересов  граждан служит Указ Президента РФ "О мерах по укреплению дисциплины в системе государственной службы" от 6 июня 1996г.  Указом предусмотрен специальный порядок рассмотрения сообщений, опубликованных в средствах  массовой информации. Руководители федеральных  органов исполнительной власти и  главы исполнительной власти субъектов  Федерации обязаны рассматривать  сообщения о нарушениях, допущенных подчиненными им должностными лицами и другими государственными служащими, федеральных законов и указов Президента РФ, о неисполнении или  ненадлежащем исполнении указанных  актов и вступивших в законную силу решений судов - не позднее трех дней. Ответ редакциям должен последовать  не позднее двух недель с момента  опубликования сообщений в средствах  массовой информации. В федеральных  органах исполнительной власти копии  решений по этим сообщениям должны направляться в Контрольное управление Администрации Президента РФ.

Федеральным законом от 02.05.2006 № 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" определены следующие виды обращений:

1. Предложение - рекомендация  гражданина по совершенствованию  законов и иных нормативных  правовых актов, деятельности  государственных органов и органов  местного самоуправления, развитию  общественных отношений, улучшению  социально-экономической и иных  сфер деятельности государства  и общества.

2. Заявление - просьба  гражданина о содействии в  реализации его конституционных  прав и свобод или конституционных  прав и свобод других лиц,  либо сообщение о нарушении  законов и иных нормативных  правовых актов, недостатках в  работе государственных органов,  органов местного самоуправления  и должностных лиц, либо критика  деятельности указанных органов  и должностных лиц. 

3. Жалоба - просьба гражданина  о восстановлении или защите  его нарушенных прав, свобод или  законных интересов либо прав, свобод или законных интересов  других лиц. 

Федеральный закон NQ 131.ФЗ указывает, что должностные лица местного самоуправления обязаны дать письменный ответ по существу обращений граждан в  органы местного самоуправления в течение  одного месяца. Порядок и сроки  рассмотрения обращений граждан  в органы местного самоуправления устанавливаются  законами субъектов РФ и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований. За нарушение должностным лицом  местного самоуправления порядка и  срока письменного ответа на обращения  граждан законом субъекта РФ устанавливается  административная ответственность.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    1.  Роль и значение работы органов государственной и местной власти с обращениями граждан в жизнедеятельности общества

 

Обращения граждан в государственно-правовые, административные и иные органы составляют необходимое условие реализации ими своих прав и правовое государство, каким является наше, должно гарантировать их. Сошлюсь на соответствующую статью Основного Закона РФ гарантирующую их реализацию: «Граждане Российской Федерации имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления».

Они – эти обращения  – являются важным инструментом взаимодействия граждан со своим государством и  образуют чрезвычайно широкий спектр социальных отношений. Через эти  обращения граждане и их объединения  используют механизмы и полномочия государственных органов для  решения своих жизненных проблем. Закрепление прав граждан на обращения  гарантирует обеспечение в правовом отношении этой формы взаимодействия граждан со своим государством. Но эффективность указанного взаимодействия не возникает автоматически. Оно  предполагает знание и учет обеими сторонами целого комплекса предпосылок, владения ими, юридическими предписаниями, относящимися к этой сфере общественных отношений, знаниями об устройстве государственно-административного  аппарата, функциях его отдельных  органов, институтов и структур, а  также сферы их компетенции. Разумеется, и сами граждане или их коллективы и объединения должны в полном объеме представлять свою роль и ответственность, возникающие в процессе взаимоотношений  по факту обращений. То есть, опять  мы сталкиваемся с уже классическими  вопросами нашей жизни: ответственности, компетенции, эффективности, сочетания  прав и обязанностей, то есть со всем тем, что характеризует правовую культуру граждан. Если же мы примем во внимание, что обращения граждан  это постоянно и очень динамично  развивающаяся сфера гражданских  отношений, то станет понятной важность освещения её самых разных аспектов специалистами и практиками. Именно таких мы имеем в лице работников Аналитического управления Аппарата Совета Федерации, которые подготовили  очередной выпуск аналитического вестника, посвященный указанной теме.

Совет Федерации в свое время посчитал необходимым создать  особый орган Палаты, который бы сосредоточился на вопросах законодательного обеспечения развития гражданского общества, осуществлял мониторинг в  этой сфере деятельности его институтов и укрепления гражданских отношений, защиты гражданских инициатив в  субъектах Российской Федерации. Эта  сторона деятельности Совета Федерации  – его исключительная и уникальная прерогатива. Указанная Комиссия была образована решением Совета Федерации 30 января 2008 года. К её ведению относятся, в частности, вопросы законодательного обеспечения взаимодействия институтов гражданского общества с органами государственной  власти и органами местного самоуправления; участия институтов гражданского общества в законодательном процессе; взаимоотношений  государства и граждан; гражданских  инициатив; участия граждан и  общественных объединений в реализации государственной политики во всех сферах общественной жизни. Постановка и эффективное  решение данных проблем напрямую связаны с совершенствованием работы с обращениями граждан, общественных объединений, других структур гражданского общества во все государственно-административные инстанции, органы центрального и местного управления.

Значимость обращений  граждан для органов государственной  власти и местного самоуправления многогранна. Это и наглядный показатель общественных настроений, и свидетельство о  наиболее острых проблемах, и индикатор  доверия к власти. В то же время  обращения граждан – ценнейший  источник аналитической информации, позволяющий уточнить приоритеты законотворческой деятельности, использовать новые подходы  и креативные идеи для поиска решения наиболее актуальных социально-экономических проблем.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    1.  Формирование и функционирование института обращений граждан в органы государственной и местной власти

 

Выявить каналы влияния граждан  на власть в условиях трансформации  российской политической системы и  определить,  возможно ли использовать их для ее демократизации и модернизации,  не создавая серьезных угроз социальной стабильности - задача исключительного характера. Особенно важно это потому, что только в процессе реального участия в принятии решений, пытаясь влиять на действия властей для продвижения своих, пусть и далеких от политики интересов, граждане, можно сказать,  обучаются демократии.  По мнению Е.  Г.  Ясина,  демократия -  это  "совокупность институтов, позволяющих разным социальным слоям, политическим партиям и идейным течениям отстаивать свои интересы,  проводить свои идеи и добиваться власти в открытой публичной политической борьбе".  Подобный опыт гражданского участия позволяет выработать у граждан демократические ценностные ориентации и навыки деятельности,   способствующие социокультурной модернизации, реализации их прав и интересов.  Одним из таких каналов является институт обращений граждан в органы власти.  Очевидно,  что если бы обращений граждан не было,  государственному аппарату было бы сложнее собирать информацию о проблемах населения, и, следовательно, труднее следить за изменениями ситуации и оперативно на них реагировать.  Этот фактор неизменно отмечается специалистами по государственному управлению: "Государство рассматривает обращения граждан как важное средство реализации их конституционного права вскрывать недостатки в деятельности государственного аппарата, отдельных организаций, вносить предложения по совершенствованию их работы, принимать участие в восстановлении нарушенных прав и свобод, а также в обеспечении социальной справедливости".  Однако подобная точка зрения представляется неполной.  В институте обращений граждан заложены гораздо большие возможности. В современных условиях в государстве демократическом  (или стремящемся стать таковым)  они могут стать не только средством правозащиты, но и формой реализации прав граждан на участие в управлении делами государства,  введенного Всеобщей декларацией прав человека и закрепленного,  в том числе, российской Конституцией.

Информация о работе Совершенствование работы администрации с обращениями граждан