Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Мая 2012 в 06:25, курсовая работа
Одним из важных элементов административно-правового статуса граждан является их конституционное право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления (ст. 33 Конституции РФ). Обращения граждан в совокупности регулирующих их правовых норм представляют собой сложный и достаточно разветвленный институт административного права. Конечно, этот правовой институт нуждается в модернизации, совершенствовании механизма реализации обращений, учете новых реалий, но тем не менее он на протяжении многих лет сложился, функционирует и служит эффективным средством демократизации общества, формирования правового государства, широким каналом участия граждан в управлении делами общества и государства.
Глава1. Теоретические и нормативно-правовые основы рассмотрения обращений граждан.
Одним из важных элементов
административно-правового
Обращения граждан могут быть трех видов. Предложение - это обращение граждан в государственные или общественные организации, не связанные с нарушением каких-либо субъективных прав или ущемлением законных интересов граждан, они обычно направлены на улучшение, совершенствование работы органов государственной власти, органов местного самоуправления, их должностных лиц, государственных служащих. Заявление есть обращение с просьбой об удовлетворении тех или иных прав и законных интересов граждан, не связанных с их нарушением, либо сообщение о злоупотреблениях, нарушениях законности и иных нарушениях, не затрагивающих непосредственно права и интересы заявителя. Жалоба - это устные или письменные, индивидуальные или коллективные обращения граждан в государственные органы, органы местного самоуправления, негосударственные организации, к должностным лицам в связи с нарушением прав или законных интересов самого гражданина, других лиц либо общественных интересов.
Право на обращения является
абсолютным, неограниченным и неотчуждаемым
правом гражданина. Каждый дееспособный
человек может обратиться в любую
государственную или
В целях совершенствования работы с обращениями граждан Указом Президента РФ создано специальное Управление в структуре Администрации Президента по работе с обращениями граждан. В Положении о нем к основным функциям Управления отнесены централизованный учет письменных и устных обращений граждан Российской Федерации, граждан СНГ, иностранных граждан и лиц без гражданства, поступающих на имя Президента, в адрес Правительства и Администрации Президента; обеспечение рассмотрения обращений граждан, адресованных Президенту, Правительству и Администрации Президента; информирование Президента, Правительства и руководителя Администрации Президента о количестве и содержании обращений граждан и принятых по ним мерах.
Весьма обширны задачи
Управления: это организационно-
Так, в истекшем году в адрес Президента поступили сотни тысяч обращений от отечественных и зарубежных авторов, причем каждое десятое из них - коллективное, нередко с сотнями и тысячами подписей (резолюции митингов, собраний). Таким образом, можно говорить о миллионах граждан, проявивших желание или необходимость обратиться к главе государства со своими заботами и суждениями о событиях в жизни страны. Все эти обращения были зарегистрированы, рассмотрены компетентными лицами и получили то или иное разрешение. Значительное число граждан были приняты в Управлении на личном приеме. Существенное развитие получает работа с обращениями, поступающими по сети Интернет. Такую возможность для работы с обращениями граждан получили многие федеральные органы исполнительной власти и регионы страны.
Подобные Управлению Администрации
Президента РФ структурные подразделения
по работе с обращениями граждан
имеются и в составе
Повышению эффективности
обращений как способа защиты
прав, свобод и законных интересов
граждан служит Указ Президента РФ
"О мерах по укреплению дисциплины
в системе государственной
Федеральным законом от 02.05.2006 № 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" определены следующие виды обращений:
1. Предложение - рекомендация
гражданина по
2. Заявление - просьба
гражданина о содействии в
реализации его
3. Жалоба - просьба гражданина о восстановлении или защите его нарушенных прав, свобод или законных интересов либо прав, свобод или законных интересов других лиц.
Федеральный закон NQ 131.ФЗ указывает,
что должностные лица местного самоуправления
обязаны дать письменный ответ по
существу обращений граждан в
органы местного самоуправления в течение
одного месяца. Порядок и сроки
рассмотрения обращений граждан
в органы местного самоуправления устанавливаются
законами субъектов РФ и принимаемыми
в соответствии с ними нормативными
правовыми актами представительных
органов муниципальных
Обращения граждан в государственно-
Они – эти обращения
– являются важным инструментом взаимодействия
граждан со своим государством и
образуют чрезвычайно широкий спектр
социальных отношений. Через эти
обращения граждане и их объединения
используют механизмы и полномочия
государственных органов для
решения своих жизненных
Совет Федерации в свое
время посчитал необходимым создать
особый орган Палаты, который бы
сосредоточился на вопросах законодательного
обеспечения развития гражданского
общества, осуществлял мониторинг в
этой сфере деятельности его институтов
и укрепления гражданских отношений,
защиты гражданских инициатив в
субъектах Российской Федерации. Эта
сторона деятельности Совета Федерации
– его исключительная и уникальная
прерогатива. Указанная Комиссия была
образована решением Совета Федерации
30 января 2008 года. К её ведению относятся,
в частности, вопросы законодательного
обеспечения взаимодействия институтов
гражданского общества с органами государственной
власти и органами местного самоуправления;
участия институтов гражданского общества
в законодательном процессе; взаимоотношений
государства и граждан; гражданских
инициатив; участия граждан и
общественных объединений в реализации
государственной политики во всех сферах
общественной жизни. Постановка и эффективное
решение данных проблем напрямую
связаны с совершенствованием работы
с обращениями граждан, общественных
объединений, других структур гражданского
общества во все государственно-
Значимость обращений
граждан для органов
Выявить каналы влияния граждан на власть в условиях трансформации российской политической системы и определить, возможно ли использовать их для ее демократизации и модернизации, не создавая серьезных угроз социальной стабильности - задача исключительного характера. Особенно важно это потому, что только в процессе реального участия в принятии решений, пытаясь влиять на действия властей для продвижения своих, пусть и далеких от политики интересов, граждане, можно сказать, обучаются демократии. По мнению Е. Г. Ясина, демократия - это "совокупность институтов, позволяющих разным социальным слоям, политическим партиям и идейным течениям отстаивать свои интересы, проводить свои идеи и добиваться власти в открытой публичной политической борьбе". Подобный опыт гражданского участия позволяет выработать у граждан демократические ценностные ориентации и навыки деятельности, способствующие социокультурной модернизации, реализации их прав и интересов. Одним из таких каналов является институт обращений граждан в органы власти. Очевидно, что если бы обращений граждан не было, государственному аппарату было бы сложнее собирать информацию о проблемах населения, и, следовательно, труднее следить за изменениями ситуации и оперативно на них реагировать. Этот фактор неизменно отмечается специалистами по государственному управлению: "Государство рассматривает обращения граждан как важное средство реализации их конституционного права вскрывать недостатки в деятельности государственного аппарата, отдельных организаций, вносить предложения по совершенствованию их работы, принимать участие в восстановлении нарушенных прав и свобод, а также в обеспечении социальной справедливости". Однако подобная точка зрения представляется неполной. В институте обращений граждан заложены гораздо большие возможности. В современных условиях в государстве демократическом (или стремящемся стать таковым) они могут стать не только средством правозащиты, но и формой реализации прав граждан на участие в управлении делами государства, введенного Всеобщей декларацией прав человека и закрепленного, в том числе, российской Конституцией.
Информация о работе Совершенствование работы администрации с обращениями граждан