Шпаргалка по "Управленческому и административному праву"

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2013 в 11:02, шпаргалка

Описание работы

1. Понятие и предмет административного (управленческое) права.
2. Особенности административно-правового регулирования.
...
90. Контроль Парламента и местных Советов депутатов.
91. Контроль органов исполнительной власти и его виды.
92. Общественный контроль за органами гос. управления.

Работа содержит 1 файл

АП вопрос-ответ.doc

— 612.50 Кб (Скачать)

Экономика всегда выступает  материальной основой существования  общества. Она занимает ведущее место  в системе общественных отношений  и определяет содержание политической, правовой, духовной и других сфер общественной жизни. Под экономикой понимают хозяйство всей страны или совокупность отраслей и видов материального производства и непроизводственной сферы, или совокупность эконом.отношений, складывающихся в системе производства, обмена, распределения и потребления благ.

 

Гос. управление экономикой в республике построено по отраслевому, межотрослевому и территориальному принципу. Объектом гос.управления являются отрасли экономики (промышленности (добывающей, перерабатывающей и т.д.); строительного комплекса; сельского хозяйства (агропромышленного комплекса); транспорта и коммуникаций ( ж.д., автомобильного, воздушного и т.д.); жилищно-коммунально хозяйства).

 

Сложившаяся в республике система гос.упр.экономикой в значительной степени отвечает предъявленным  к ней требованиям. Она основывается на широкой законодательной базе (законы: „ О Совмине РБ”, „О противодействии монополистической деятельности и развитии конкуренции”, „О естественных монополиях”, „О ценообразовании”, „О предприятиях”, „О ценных бумагах и фондовых биржах”, Гражданский кодекс, Инвестиционный кодекс и др.

 

Возглавляет систему  республиканских органов гос.упр. экономикой Совет Министров РБ. Он, согласно Конституции (ст.107) и Закону „О Совмине РБ” обеспечивает проведение единой экономической политики; принимает  меры по обеспечению экономической безопасности, организует управление гос.собственностью; регулирует деятельности всех отраслей экономики РБ, принимает меры по их развитию; разрабатывает гос.прогнозы, гос.программы соц-экономического развития, др.гос.программы и концепции, принимает их, если законодательными актами РБ не предусмотрено иное, и обеспечивает их реализацию; обеспечивает выполнение прогнозных показателей соц.-эк. Развития РБ; выстепает от имени собственника в отношении имущества, находящегося в собственности РБ; имеет право в установленном законодательством РБ порядке создавать, реорганизовывать иликвидировать республиканские юр.лица гос.формы собственности; содействует интеграции экономики РБ и экономики др.гос-в с учетом интересов РБ; регулирует внешнеторговую деятельность, в т.ч.определяет меры тарифного и нетарифного регулирования ввоза(вывоза) товаров(работ,услуг) на территорию (с терр.) РБ; создает условия для свободного предпринимательства на онове равноправия всех ворм собственности; обеспечивает привлечение, распеделение, использование и возврат кредитов, формирующих внешнюю задолженность РБ; разрабатывает и осущетсвляет единую гос.политику в обл.ценообразования; обеспечивает экономическую самотоятельность РБ и др.

 

В экономическую сферу  гос.упр. входят следующие РОГУ:

 

1.Министрество промышленности; 2.Министрество энергетики; 3.Министрество  сельского хозяйства и продовольствия; 4.Министрество архитектуры и  строительства;

 

5.Министрество жилищно-коммунального  хозяйства; 6.Министрество транспорта  и коммуникаций; 7.Министрество природных ресурсов и окружающей среды; 8.Министрество связи и информатизации; 9.Министрество лесного хозяйства; 10.Министрество торговли; 11.Государственный военно-промышленный комитет.

  1. Административно-правовые основы управления социально-культурной сферой: понятие, основные области и органы управления.

Социально-культурная сфера, в кот.осущ-ся управление, представляет собой отдельную область деятельности органов гос.упр, характеризующуюся  специфическими чертами. Во-первых, это  преимущетсвенно духовная, не материальная по характеру область; во-вторых, в нее входят особые субъекты управления, особый профиль учреждений; в-третьих, осуществляемая в ней деятельность выражается в создании (распространении) и охране духовных ценностей; в-четвертых, такая деятельность напрвлена на воспитание человека, формирование гармонически развитой личности, наиболее полное удовлетворение культурных потребностей населения, охрану его здоровья и соц.защиту.

 

Рассматриваемая сфера  объединяет образование, науку, культуру, здравоохранение, спорт и туризм, соц.защиту, госконтроль за соблюдение законодательства в обл.труда, занятости и миграции населения.

 

Гос. управлению подвергается не сама соиально-культурная сфера  как таковая, а ее составляющие структурные  элементы: образование, культура и т.д.

 

Духовная область прежде всего связана с формированием  личности, с умственной деятельностью, направленной на творческое познание мира и овладение его силами, воплощение человеческого разума, проявления взглядов и определенных позиций, исторически обусловленных, порожденных самой жизнью. Поэтому она объединяет и образование, и науку, и культуру.

 

Социально-культурная сфера  относится к непоизводственной  области, хотя отдельные в ней  участки деятельности содержат признаки производственной деятельности. Составляющие соц.-культурную сферу активно влияют на все сферы соц.жизни, в том числе и на развитие экономики.

 

Соц-культурная сфера  в большей своей части имеет  государственный характер. Преимущетсвенно  в ведении органов гос.упр. находятся соц-культ.учреждения и организации – это дошкольные учреждения, школы, ССУЗЫ, ВУЗЫ, клубы, театры, библиотеки, больницы, спортивные организации и т.п. Организация их деятельности оьеспечивается соответсовующими ОГУ. Подобные органы имеются как в центре, так и на местном уровне. К РОГУ относятся:

 

1.Министрество образования

 

2.Министерство культуры

 

3. Министрество здравоохранения

 

4. Министрество спорта  и туризма

 

5. Министрество труда  и социальной защиты

 

6.Государственный комитет  по науке и технологиям

 

Многие из названных  министреств имеют свои органы управления при обл., Минском городском и  районных исполкомах: отделы, управления, комитеты.

 

Таким образом, социально-культурная сфера предстваляет собой пределы, в рамках которых осуществляется гос.управление образованием, культурой, здравоохранением, наукой, туризмом и т.д.

  1. Административно-правовые основы управления в сфере безопасности и правопорядка: понятие, основные области и органы управления

Сферу безопасности и  правоохраны включены те органы, которые осуществляют управление в области обороны страны, государственной безопасности, внутренних дел, чрезвычайных ситуаций, иностранных дел и юстиции.

 

Безопасность предполагает наличии такого состояния, при котором  отсутствует угроза опасности кому-либо, чему-либо а присутствует защищенность интересов, общества, государства.

 

Отдельным видом безопасности является национальная безопасность.

 

Нац. Без. РБ слагается  из опасности РБ в различных сферах:

 

Политической; экономической; военной; экологической; информационной; гуманитарной.

 

Такая разновидность  нац. Без. Предполагает функционирование большого числа органов и организаций, ее обеспечивающих. К ним относятся: ГО, организации, общ. Оъед., а также  граждане.

 

Общее руководство системой обеспечения нац.без. осуществляет Президент РБ, который реализует свои полномочия в данной сфере через Совет Безопасности РБ и Совет Министров РБ.

 

Правовой статус Сов. Без. Определяется положением о Совете Без. РБ от 28 ноября 200 г. № 633.

 

Формирует сов. Без и возглавляет его Президент РБ. В состав входят: госуд. Секретарь Сов. Без. , Глава Администрации Презид., Премьер-Министр, Председатель Палаты представителей РБ и Председатель Совета Республики Национального собрания РБ, министр обороны, Председатель комитета гос. Без. , министр внутренних дел,министр иностранных дел, Председатель Гос. Комитета пограничных войск, министр финансов, Председатель Комитет гос. Контроля, Генеральный прокурор, Председатель правления нац. Банка.

 

Сов. Без. – конституционный  орган, осуществляющий подготовку решений Президента по вопросам защищенности личности, гос.,и т.д. Решения оформляются указам президента Рб. Сов. Без. Орган для реализации Президентом его конституц. Полномочий по защите прав и свобод чел. И гражданина, охране суверенитета РБ , независимости и гос. Целостности.

 

Задачи Сов. Без.:

 

Рассмотреть законопроекты  по важным вопросам безопасности, контроль за реализацией.

 

Разновидностями нац.без. явл. Госуд. и общ. Безоп .

 

Мин. Обороны осуществляет управление в области обороны. Оно  возглавляет вооруженные силы,.

 

Вопр. Гос.без. прямо занимаются органы гос.без. Задачи: защита независимости и тер. Цел. Рб,конст. Строя, экон, соц. Интересов, борьба с преступностью и т.д.

 

Гос. Комиетт пограничных  войск.- охрана гос. Границ РБ.

 

Органы внутр. Дел созданы  для боьбы с преступностью , охраны правопорядка и обеспечение общ. Безопасности.

 

Орг. По чрезвычайным ситуациям  во главе с Мин. По чрезвычайным ситуациям  РБзанимаются реализацией гос. Политики в сфере предупреждения и ликвидации чрезвыч. Ситуаций.

 

Деятельность Мин. Иностр. Дел направлена на изучение внутр. И внешней политики государств.

 

Органы юстиции прямо  не связаны с организацией безопасности ,но имея отношение к правоохране, способствуют и безопасности. (гос. Регистрации полит. Партий, экспертиза правовых актов и т.д)

  1. Административно-правовые основы управления органами внутренних дел.

 

 

  1. Система органов внутренних дел: организационная и функциональная.

Для оказания воздействия  на внутренние дела РБ создана специальная  отраслевая система, которая в законодательстве Рб отожествляется с системой Министерства внутренних дел (далее по тексту – система МВД).

Основы построения системы  МВД юридически закреплены в Конституции  РБ,законах»О местном управлении и самоуправлении», «О милиции», «О внутренних войсках»,положением о мин. Внутр.дел.

В систему МВД входят следующие звенья:

-Республиканский отраслевой  орган управления внутренними  делами – МВД РБ.

- департаменты Министерства : департамент охраны с правами  юридического лица, департамент  по гражданству и миграции  с правами юр лица, департамент финансов и тыла с правами юр лица.

- территориальные органы  внутренних дел: Управления внутренних  дел областных исполнительных  комитетов, Главное управление  внутренних дел Минского городскогшо  исполнитольного комитета, городские,  районные, районные в городах  отделы (управления) внутренних дел исполнительных комитетов

- органы внутренних  дел на транспорте: Управление  внутренних дел на транспорте,отделы  внут. Дел на транспарте.

- специальные учебные  заведения

- иные органы,подражделения,  учреждения,созданные для осуществдения задач, стоящих пред органами внутр.дел

 

- внутренние войска

 

Структурно-содержательный аспект системы МВД РБ подразумевает  разделение ее органов :

 

-милиция

 

- уголовно-исполднительная  система

 

- органы предварительного  расследования 

 

- внутренние войска

  1. Милиция и ее основное назначение. Структура милиции.

В соответствии со статьями Закона РБ «О милиции» милиция входит в систему органов внутренних дел.

 

Из этих положений  следует:

 

- не может быть милиции  вне системы МВД

 

- милиция может быть только в государственном распоряжении

 

Задачи милиции(являются только те, которые возложены на нее законодательством):

 

Охрана общ.порядка; обеспечение  личной имущественной безопасности граждан, а также общ.; предотвращение преступлений; обнаружение преступлений, розыск лиц, их совершивших; защита всех форм собственности; оказание помощи гражданам, гос.органам, учреждениям, предприятиям в защите их прав; исполнение уголовных наказаний и административных взысканий в пределах своей компетенции.

 

Систему милиции в РБ составляют:

 

-криминальная милиция 

 

-милиция общ. Безопасности

 

-специальная милиция  (охрана объектов по договорам)

 

-транспортная милиция 

 

-милиция по организованной  преступности и коррупции.

 

Руководство милиции  РБ осуществляет министр Внутренних дел РБ.

 

В областях, г. Минске, др. городах, районах милицией руководит  соответственно начальник областных  УВД, Минского ГУВД, начальники ГО-РОВД.

 

Основными направлениями  деятельности милиции являются:

Административная (организация  и практическое исполнение функций по обеспечению личной безопасности, охране общ.порядка и борьба с преступность адм-правовыми средствами.)

Оперативно – розыскная (Гос.-прав. Средства защиты жизни, здоровья, прав, свобод, собственности. осуществляется гласно и негласно оперативными подразделениями)

Уголовно-процессуальная (1.производство в пределах определенной законам компетенции дознания по уголовным делам; 2.производство неотложных следственных действий по делам, по которым  обязательно предварительное следствие; 3. выполнение поручений прокурора и следователя о производстве розыскных и следственных действий. Угол.-проц. Деят. Регламентируется Угол. –процес. Кодексом РБ)

Информация о работе Шпаргалка по "Управленческому и административному праву"