Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2013 в 11:02, шпаргалка
1. Понятие и предмет административного (управленческое) права.
2. Особенности административно-правового регулирования.
...
90. Контроль Парламента и местных Советов депутатов.
91. Контроль органов исполнительной власти и его виды.
92. Общественный контроль за органами гос. управления.
Единоначалие проявляется в работе министра , зам руководителя.
Коллегиальность как основная форма работы характерна для органов, в которых преобладающая часть вопросов решается коллегиальным органом. Коллегии существуют во всех РОГУ. В их состав входят руководитель республиканского органа, его зам.
Коллегия рассматривает важнейшие вопросы деятельности республиканских органов. Перечень важнейших вопросов и возможность их рассмотрения на заседании коллеги решает её руководитель, т.е. министр.
Формы государственно – управленческой деятельности РОГУ разделяют на правовые и неправовые.
Правовые формы РОГУ считаются правовые акты управления. Все республиканские органы уполномочены издавать правовые акты управления. Данные правовые акты принимаются единоначально или коллегиально.
Одни из них издаются только единоначально, другие- только коллегиально, третьи- с использованием как единоначаля, так и коллегиальности
Неправовые акты- регламенты, инструкции, правила и тд. Чтобы стать правовыми актами, им необходимо обрести форму приказа, постановления, распоряжения.
Неправовыми формами управления являются организационная работа и материально- технические действия.
С позиций административного права под сферой гос. управления понимается система различного рода звеньев и отношений, связанных с управлением определенной группой родственных объектов, объединенных по их практическому назначению.
Сферы деятельности специального механизма гос. управления на республиканском уровне:
Экономическая сфера
Социально-культурная сфера
Сфера безопасности и правопорядка
Межотраслевая сфера
Правовые основы и содержание управления экономической сферой
Из всех отраслей и сфер, регулируемых административно-правовыми нормами, наиболее сложными являются те, которые касаются экономики. Эффективная национальная экономика служит гарантией независимости государства.
Управление промышленностью
Промышленность —
ведущая отрасль
Управление сельским хозяйством
Сельское хозяйство (агропромышленный комплекс), призванное обеспечивать общество продовольствием и сырьем для промышленного производства, охватывает производство сельскохозяйственной продукции, ее заготовку (закупку) и переработку.
Гос. политика в сфере агропромышленного комплекса направлена на установление правовых основ его функционирования, утверждение национальных и других программ экономического, научно-технического, социального и культурного развития села, определение объемов бюджетного финансирования, направлений инвестиционной политики.
Управление строительством и жилищно-коммунальным хозяйством
Государственное управление строительством и жилищно-коммунальным хозяйством осуществляется в рамках единой отраслевой системы с учетом общегос. интересов, интересов регионов и местного самоуправления, что связано с разграничением государственной собственности (на общегос. и местную) и закреплением за органами местного самоуправления объектов строительного комплекса и жилищно-коммунального хозяйства.
Управление коммуникациями
В широком плане под управлением коммуникациями понимают управление транспортом, связью, сетями и системами топливного, энергетического и водного снабжения, т. е. управление всеми областями хозяйства, которые обслуживают сферы производства (промышленность, агропромышленный комплекс и др.) и жизнедеятельности людей, но не создают материальных ценностей.
Управление
Природа представляет собой
систему взаимосвязанных
Управление торговлей
Сфера управления торговлей охватывает несколько направлений деятельности — внешнеэкономической, торговой, бытового обслуживания населения. Их осуществление регулируется на основе Конституции РБ законами «О торговле» от 28 июля 2003 г. (в редакции от 26 ноября 2003 г.) «О защите прав потребителей» от 9 января 2002 г., Гражданским кодексом, актами Президента, Совета Министров и другими нормативно-правовыми актами.
Социально-культурная сфера - это духовная (нематериальная) по характеру и идеологической направленности деятельность многообразных по своему профилю учреждений, выражающаяся в создании, использовании (распространении) и охране духовных ценностей, на воспитание человека, на наиболее полное удовлетворение социально-культурных потребностей населения.
Управление образованием
Конституция РБ в ст. 49 закрепляет право каждого на образование. Основанием для реализации этого права является система образования, которая обеспечивает общеобразовательную и профессиональную подготовку. В сфере образования решаются две основные задачи: образование и воспитание.
Управление наукой
Государство оказывает приоритетное содействие развитию науки как определяющего источника экономического роста и неотъемлемой составляющей национальной культуры и образования, создавая необходимые условия для реализации интеллектуального потенциала граждан в сфере научно- технической деятельности, обеспечивая использование достижений науки и техники для решения социальных, экономических, культурных и других проблем.
Управление культурой
Культура как самостоятельная
отрасль социально-культурного
Управления здравоохранением
В соответствии с ст. 45
Конституции РБ гражданам РБ гарантируется право
на охрану здоровья, включая бесплатное
лечение в гос. учреждениях здравоохранения.
Охрана здоровья обеспечивается государственным
финансированием соответствующих социально-экономических,
медико-санитарных и оздоровительно-
Управление в области социальной защиты граждан
Социальное обеспечение и защита граждан РБ — одно из основных направлений деятельности государства. Государство берет на себя обязанность материально поддерживать своих граждан, создает условия для полного осуществления гражданами права на труд, гарантирует равные возможности в выборе профессии и трудовой деятельности, реализует программы профессионально-технического обучения, подготовки кадров в зависимости от общественных потребностей. Использование принудительного труда запрещается. Гражданам гарантируются защита от незаконного увольнения с работы, право на своевременное получение вознаграждения.
Административное право и управление административно-политической сферой
В административно-правовой теории и практике гос. управления к сфере административно-политической деятельности относятся такие отрасли, как оборона, безопасность, внутренние дела, иностранные дела, юстиция. Органы управления (исполнительной власти) этими отраслями являются составной частью единой системы органов исполнительной власти и активно осуществляют функции государства.
Управление обороной
Особое место в
РБ поддерживает свою обороноспособность на уровне оборонительной достаточности для защиты от агрессии, стремится к мирному сосуществованию со всеми государствами.
Управление государственной безопасностью
Под государственной безопасностью понимают состояние защищенности гос. суверенитета, конституционного порядка, территориальной целостности, экономического, научно-технического и оборонительного потенциала РБ, законных интересов государства и прав граждан от разведывательно-подрывной деятельности иностранных специальных служб, посягательств со стороны отдельных организаций, групп и лиц.
Управление внутренними делами
Главная цель, которая стоит перед системой органов внутренних дел, — охрана общественного порядка и общественной безопасности на всей территории государства.
Сущность управления в сфере внутренних дел и его особенности заключаются в том, что в процессе такого управления осуществляется непосредственная охрана прав и свобод граждан, а также обеспечиваются общественный порядок и общественная безопасность.
Управление иностранными делами
Государственное управление иностранными делами — это деятельность органов государства, направленная на проведение внешней политики РБ. Согласно ст. 18 Конституции внешнеполитическая деятельность РБ исходит из принципов равенства государств, неприменения силы или угрозы силой, нерушимости границ, мирного урегулирования споров, невмешательства во внутренние дела и других общепризнанных принципов и норм международного права.
Управление в области чрезвычайных ситуаций
Особое место в
Решения МЧС РБ по вопросам, которые относятся к его компетенции, обязательны для органов исполнительной власти, а также предприятий, учреждений, организаций и граждан.
Управление юстицией
Управление юстицией — это деятельность, направленная на выполнение задач укрепления законности, организации защиты прав и законных интересов граждан и их объединений, предприятий, учреждений, организаций и государства.
Одной из особенностей юстиции является многообъектность в этой области управления. К объектам юстиции относятся судебные учреждения, нотариальные конторы, органы регистрации актов гражданского состояния, судебно-экспертные учреждения и адвокатура. Все они имеют разное правовое положение, различаются своим назначением и характером компетенции.
Административно-правовые основы управления межотраслевой сферой
Субъектами межотраслевого управления являются органы, не имеющие отраслевого профиля деятельности, специализирующиеся на выполнении межотраслевых задач и функций. Органы, выполняющие межотраслевые функции, создаются в форме гос. комитетов, ведомств, других организационно-структурных формах.
Объектами межотраслевого управления являются межотраслевые сферы: экономика, финансы, статистика, налоги, стандартизация и сертификация, таможенное дело и др.
Управление в сфере финансов и кредита
Управление в сфере финансов и кредита состоит в реализации финансово-кредитной политики республики, мобилизации денежных накоплений с целью: роста национального дохода; повышение эффективности производства, решение социальных проблем; укрепление безопасности и обороноспособности.
Управление в сфере налогов и сборов
В соответствии с Положением о Министерстве по налогам и сборам, утвержденным Постановлением Совмина от 31.10.2001 г. № 1592 Министерство по налогам и сборам РБ (МНС) является республиканским органом гос. управления, проводящим гос. политику, осуществляющим регулирование и управление в сфере налогообложения, контроля за производством и оборотом алкогольной, непищевой спиртосодержащей продукции, спирта этилового из непищевого сырья и табачных изделий, и координирующим деятельность в этой сфере других республиканских органов гос. управления.
МНС в своей деятельности руководствуется Конституцией РБ, иными актами законодательства, а также Положением.
Информация о работе Шпаргалка по "Управленческому и административному праву"