Шпаргалка по "Административному праву"

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2012 в 20:54, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на 35 вопросов по дисциплине "Административное право".

Работа содержит 1 файл

административное право.docx

— 122.74 Кб (Скачать)

1. Принуждение  осуществляется в связи с неправомерным,  вредным для общества деянием  как реакция на вредоносное  поведение. Его использование  обусловлено конфликтом между  государственной волей, выраженной  в норме, и индивидуальной волей  лиц, нарушающих её. Если же  нет неправомерных действий - нет  и принудительных акций. Далеко  не всякое невыгодное последствие,  даже если оно предусмотрено  юридическим актом и возникает  в результате сознательных действий  лица, является принудительной мерой.  Одна и та же мера в одних  случаях может быть принудительной, а в других - нет (увольнение, приостановление  работы, отзыв лицензии и др.) в  зависимости от того, было ли  неправомерное деяние основанием  её применения.

2. Правовое  принуждение применяется только  к конкретным субъектам права,  которые нарушили юридические  нормы. Оно персонифи-цировано, это внешнее воздействие на субъекта с целью заставить его выполнять правовые предписания, не допустить новых нарушений, воспитать виновного и окружающих. Цели принудительной деятельности достигаются путём воздействия на моральную, имущественную, организационную, физическую сферу конкретного субъекта права.

3. Правовое  принуждение осуществляется посредством  юрисдикционных, правоприменительных актов. «Сами по себе юридические нормы предусматривают лишь возможность принуждения. Реально же властно-принудительные свойства правового регулирования концентрируются в актах применения права»

4. Принуждение  применяется на основе права.  Юридические нормы регулируют, какие  меры, при каких условиях, в каком  порядке, кем могут применяться.

Законодательством определяются основания для применения органами власти мер принуждения, закрепляются признаки (составы нарушений), при  наличии которых применяются  принудительные средства. В нормативном  порядке устанавливается, какие  принудительные меры и в каком  количестве могут применяться при  наличии законных оснований. Большое  значение имеет чёткая регламентация  порядка применения принудительных средств, определение круга субъектов  принуждения и их компетенции. Процедура  осуществления принудительного  воздействия устанавливается правом и создаёт необходимые гарантии для охраны прав и интересов граждан  и организаций.

5. Существует  государственная монополия на  правовое принуждение. Только  государство вправе издавать  юридические нормы и применять  установленные им санкции. Только  государство, обладающее специальным  аппаратом принуждения, вправе  применять принудительные меры  к гражданам и организациям, коллективным  субъектам. Что же касается  негосударственных организаций,  то они могут применять меры  принуждения только к своим  членам на основе своих уставов  (положений), и только те, которые  непосредственно связаны с членством  в организации.

В обществе существуют различные виды принуждения.

По объекту  воздействия различаются психическое, материальное, организационное, физическое воздействие. Последнее может быть направлено на личность, её имущество.

Примерами организационного воздействия являются увольнение, исключение, лишение прав, ликвидация организаций. Деление это  в значительной степени условно, т.к. нередко эти способы влияния  на граждан и организации сочетаются.

По юридическому критерию очень важно отличать легальное (правовое) и нелегальное, не основанное на законе принуждение (насилие). Видами нелегального являются агрессия других государств, завоевания, внешнее насилие. Внутри страны источниками насилия  могут быть преступность, охлократия (власть толпы, самосуд), бандократия (власть полулегальных формирований, например, мафии, хунвейбинов, чёрной сотни, Ку-Клукс-клана). Также внутренними источниками насилия являются злоупотребления её властных структур, некомпетентность, халатность должностных лиц, т.е. административный произвол. Его яркие проявления - раскулачивание, высылка целых народов, история деятельности ВЧК - ОГПУ - НКВД - КГБ.

Следует различать меры административно-правового  принуждения и принудительные меры, установленные нормами административного  права. Административное законодательство закрепляет административные, дисциплинарные, общественно-правовые санкции. Административное принуждение полностью регулируется нормам административного права  и, кроме того, им регулируется общественно-правовое и частично - дисциплинарное принуждение. Соответственно можно различать  дисциплинарное принуждение и дисциплинарную ответственность по административному  праву.

Ответственность - разновидность принуждения, а меры ответственности - особый вид мер  принуждения. Так, составной частью административного принуждения  является административная ответственность, а дисциплинарное принуждение включает в себя дисциплинарную и материальную ответственность. В целом ответственность  по административному праву - часть  принуждения по административному  праву.

Поскольку меры правового принуждения разнообразны и обладают многочисленными признаками, возможна различная классификация  в зависимости от избранного критерия. Так, по субъекту можно различать  государственное, муниципальное и  общественно-правовое принуждение. Государственное, в свою очередь, делится на судебное и внесудебное.

В зависимости  от основания и процедурных особенностей выделяют уголовное, административное, дисциплинарное и иные виды принуждения.

 

41.Понятие и признаки   административной  ответственности.

Одна  из форм юридической ответственности  — ответственность граждан и  должностных лиц за совершение ими  административного правонарушения. К А.о. могут быть привлечены лица, достигшие 16 лет. Военнослужащие несут  ответственность за административное правонарушение по дисциплинарным уставам. За совершение административного правонарушения применяются административные взыскания.

 

Особенности административной ответственности

Национализированность

назначается только за административные проступки

субъектами  являются как физические, так и  юридические лица, должностные лица

применение  административной ответственности  широким кругом уполномоченных лиц

административная  ответственность применяется к  неподчиненным лицам

не влечет за собой судимость

[править]Виды

Административная  ответственность физических лиц

Административная  ответственность граждан РФ

Административная  ответственность иностранных граждан, иностранных юрид. лиц и лиц без гражданства

Административная  ответственность собственников  транспортных средств

Административная  ответственность должностных лиц

Административная  ответственность военнослужащих

Административная  ответственность юридических лиц

Цели  административной ответственности  вытекают из определенных КоАП задач законодательства об административных правонарушениях.

Они состоят  в защите личности, охране прав и  свобод человека и гражданина, здоровья и санитарно-эпидемиологического  благополучия населения, общественной нравственности, собственности, окружающей среды, установленного порядка осуществления  государственной власти, общественного  порядка, прав юридических лиц и  их объединений от административных правонарушений, а также в предупреждении их совершения. Соответственно этим целям  в КоАП формулируются составы конкретных административных правонарушений.

Административная  ответственность наступает в  случаях нарушения или несоблюдения общеобязательных правил, т.е. распространяющихся на всех физических и юридических  лиц, подпадающих под их регулятивное действие. Они разнообразны, в основном носят специальный характер. Это, например, правила: по стандартизации; учету и статистике; безопасности движения и пользования средствами транспорта; воинского учета; пограничного режима; борьбы с контрабандой; обращения  валюты и др. Сейчас многие правила  устанавливаются непосредственно  органами исполнительной власти.

Административная  ответственность наступает в  случае нарушения административно-правовых норм. Вместе с тем действующее  законодательство допускает возможность  привлечения к ней за нарушения  норм трудового, финансового, земельного и даже конституционного права. Это  означает, что она имеет межотраслевое (в смысле соотношения правовых отраслей) значение.

 

42.Правовые основы административной  ответственности.

Административная  ответственность — это применение судьей, уполномоченным органом или должностным лицом установленных государством мер административного наказания на основании закона и в порядке, определяемом законом к физическим и юридическим лицам за административные правонарушения, предусмотренные законодательством Российской Федерации и законами субъектов Российской Федерации, а также осознанная готовность виновного лица понести это наказание. Последнее важно в том, что это формирует правосознание граждан и должностных лиц о справедливости наказания и его профилактического действия в отношении как совершивших административное правонарушение, так и не совершивших.

Под законодательными основами понимается система нормативно-правовых актов, содержащих правовые нормы, устанавливающие  административную ответственность.

Конституция Российской Федерации разграничивает полномочия федеральных органов  государственной власти, органов  власти субъектов федерации в  области административного законодательства, в том числе законодательства об административной ответственности. Административное и административно-процессуальное законодательство находится в совместном ведении Российской Федерации и  субъектов Российской Федерации. Действует принцип: законы и иные акты субъектов Российской Федерации принимаются в соответствии с федеральным законами и не могут им противоречить. В случае противоречия между федеральными законами, изданными по предметам ведения Российской Федерации и по предметам ее совместного ведения с субъектами федерации, действует федеральный закон.

Ответственность за административные правонарушения наступает  на основании законодательства, действующего во время и по месту совершения правонарушения.

Акты, смягчающие или отменяющие ответственность  за административные правонарушения, имеют обратную силу, то есть распространяются и на правонарушения, совершенные  до издания этих актов. Акты, устанавливающие  или усиливающие ответственность  за административные правонарушения, обратной силы не имеют.

Производство  по делам об административных правонарушениях  ведется на основании законодательства, действующего во время и по месту  рассмотрения дела об административном правонарушении.

 

43.Понятие, признаки и состав  административного правонарушения.

Административным  нарушением (проступком) признается посягающее на государственный или общественный порядок, государственную или общественную собственность, права и свободы  граждан, на установленный порядок  управления противоправное, виновное (умышленное или неосторожное) действие либо бездействие, за которое законодательством  предусмотрена административная ответственность.

Всякое  правонарушение есть прежде всего определенное действие либо бездействие.

Действие  в данном случае представляет собой  акт активного противоправного  поведения - активное невыполнение обязанности, нарушение запрета и т.д. Например, занятие предпринимательской деятельностью, в отношении которой имеется специальное запрещение; включение искаженных данных в декларацию о доходах; искажение бухгалтерского отчета юридического лица; сокрытие (занижение) прибыли (дохода); воспрепятствование должностным лицам федеральных органов налоговой полиции в реализации их права на вход и обследование любых производственных, складских, торговых и иных помещений, используемых налогоплательщиком для извлечения доходов (прибыли).

Бездействие признается противоправным деянием, если представляет собой пассивное невыполнение обязанности, требуемой законодательством. Например, непредставление гражданином  декларации о своих доходах в  случае, когда законодательство требует  ее представления; непредставление  юридическим лицом компетентным органам бухгалтерских отчетов, балансов, расчетов, деклараций и других документов, связанных с исчислением  и уплатой налогов и других платежей в бюджет.

Нередко одни и те же обязанности могут  быть нарушены как действием, так  и бездействием. Например, продажа  подакцизных товаров без маркировки марками установленных образцов в случаях, когда эта маркировка обязательна; продажа юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями  товаров без документов, содержащих сведения об изготовителе, поставщике иди продавце.

Административная  ответственность за правонарушения наступает, если эти нарушения по своему характеру не влекут за собой  в соответствии с действующим  законодательством уголовной ответственности.

Как следует  из определения административного  правонарушения, одним из обязательных признаков его является наличие  вины правонарушителя (право регулирует только волевое поведение людей  и рассчитано на ситуации, где у  человека есть выбор поведения).

Информация о работе Шпаргалка по "Административному праву"