Шпаргалка по "Административному праву"

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2012 в 20:54, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на 35 вопросов по дисциплине "Административное право".

Работа содержит 1 файл

административное право.docx

— 122.74 Кб (Скачать)

 регистрационное  производство;

 лицензионное  производство.

 В  целом автор делит производства  на три вида, два первых из  которых имеют непосредственное  отношение к административно-процедурному  процессу: правотворческие производства, правонаделительные производства и правоохранительные производства *(240).

Таким образом, из совокупности приведенных сведений видно, что в структуре административно-процедурного процесса четко выделяются производства правотворческие, т.е. предназначенные  для реализации нормотворческих  полномочий органов государственного управления, а также правоприменительные, т.е. направленные на предоставление, реализацию прав граждан и организаций. Если первые достаточно немногочисленны, поскольку  основаны на общих принципах, то последние  характеризуются большим численным  составом и наличием существенных различий в деталях процедур. К правоприменительным производствам в рамках административно-процедурного процесса относятся не только традиционные поощрительное производство, производства по обращениям и заявлениям граждан, но также относительно новые для российской правовой системы производства регистрационное (в его различных разновидностях), разрешительное, лицензионное, аттестационное, аккредитационное, сертификационное. Кроме того, процедурный характер имеют многочисленные контрольно-надзорные производства.

 

54. административная юрисдикция

Административная юрисдикция – установленная административным законодательством деятельность судей, органов, должностных лиц, уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях, а также правовое рассмотрение и разрешение управленческих споров уполномоченными органами, должностными лицами, а в необходимых случаях восстановление нарушенных прав и применение в административно-процессуальном порядке юридических санкций к виновным. Основные черты (признаки) административно-юрисдикционной деятельности:

1. Юрисдикционная деятельность, по существу, в своей основе содержит рассмотрение и разрешение дел об административных правонарушениях и индивидуальных дел об административно-правовых спорах в объеме и порядке, определенных административно-процессуальными нормами и административными процедурами.

2. Сторонами административно-правового спора могут быть и органы исполнительной власти.

3. В основе административно-правовых споров, как правило, лежит правовое разрешение уполномоченным органом, должностным лицом индивидуально-конкретных споров, которые по своей природе имеют субъективный характер, т. е. одна из сторон пытается восстановить или защитить свое субъективное или так называемое мнимое право или, возможно, ущемленный интерес. В этом случае уполномоченный орган, должностное лицо квалифицируют (дают правовую оценку) правовой спор и принимают обязательное для исполнения решение.

4. Правила и порядок рассмотрения и разрешения административно-правовых, процедурных споров и дел об административных правонарушениях регламентированы административно-процессуальными нормами.

5. Нормы административного права не только регулируют управленческие отношения, но и создают основу для особых административно-правовых отношений, имеющих на определенной стадии отношения равенства сторон, которые потом переходят в стадию неравенства, напр. заключение административного договора о контрактной службе.

6. В определенной мере административная юрисдикция как система представляет собой взаимосвязанную и взаимозависимую совокупность видов административных производств, обладающих некоторой целостностью порядка и последовательности осуществления стадий производства.

7. Административная юрисдикция (подведомственность) имеет свои специфические особенности по видам уполномоченных субъектов, ее осуществляющих. В КоАП РФ перечислен 61 субъект уполномоченный осуществлять функции административной юрисдикции.

Юрисдикционная деятельность, кроме того, осуществляет широкий диапазон правоохранительных функций в различных отраслях права (финансовых, жилищных, земельных, водных, трудовых и др.).

Виды  административно-юрисдикционных производств: производство по жалобам, производство по применению мер административного предупреждения, производство по применению мер административного пресечения, административно-процессуальное производство (по применению мер административно- процессуального обеспечения), дисциплинарное производство, производство по делам об административных правонарушениях.

 

55.администратиыная юстиция

 

56.понятие законности и дисциплины  в сфере управления, способы их  обеспечения

Законность— это конституционный принцип функционирования всех ветвей государственной власти Российской Федерации. В соответствии с ч. 2 ст. 15 Конституции РФ, органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию РФ и законы.

Законность — это точное и неуклонное соблюдение и исполнение законов и подзаконных актов государственными органами, должностными лицами, органами местного самоуправления, гражданами и их объединениями.

Из данного определения следует, что субъекты административного  права реализуют правовые нормы  в форме соблюдения и исполнения. Точнее, законность предполагает все  формы реализации правовых норм, которые  были раскрыты в теме «Механизм административно-правового регулирования».

Законность основывается на следующих принципах.

  • Верховенство Конституции РФ и законов (ст. 4 Конституции РФ), то есть обязательное исполнение и соблюдение на территории РФ Конституции и законов, которые должны быть первичными; подзаконные акты производны от них, следовательно, принимаются в соответствии с законами и во их исполнение.
  • Недопустимость противопоставления законности и целесообразности. Законы определяют общие правила поведения, подзаконные акты конкретизируют указанные предписания с целью решения поставленных задач при осуществлении деятельности. В этих случаях целесообразность действий не должна выходить за рамки закона. Деятельность, осуществляемая не в рамках закона, неприемлема и противоправна.
  • Гарантированность прав и свобод личности. Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина — обязанность государства (ст. 2 Конституции РФ). Это достигается путем создания условий (гарантий) для реализации прав и свобод гражданина и человека. Гарантированность прав и свобод личности связана с гарантиями законности: политическими, экономическими, социальными и правовыми (юридическими).
  • Создание обстановки неотвратимости ответственности в случае нарушений.

Государственная дисциплина — это сознательное соблюдение законов и иных правовых актов субъектами права. При этом законность выступает основой дисциплины.

Обеспечение законности в управлении есть совместная деятельность лиц и  организаций по точному и неуклонному  исполнению, использованию, соблюдению и применению законов и подзаконных  актов в сфере управления. Такая  деятельность направлена:

  • на недопущение нарушений в деятельности органов исполнительной власти и их должностных лиц тех требований и предписаний, которые закреплены в действующих законах и подзаконных актах и которыми они руководствуются в своей повседневной работе;
  • на своевременное и оперативное выявление, пресечение и устранение таких нарушений;
  • на установление причин и условий, им способствующих;
  • на разработку и принятие мер, направленных на устранение причин и условий нарушения законности и дисциплины;
  • на привлечение к юридической ответственности виновных в нарушении законности и дисциплины.

Различают следующие способы обеспечения  законности:

1) контроль;

2) надзор;

3) контрольно-надзорная деятельность.

 

57.контроль президента РФ в  сфере исполнительной власти

Президент РФ – глава государства. Президент  РФ является гарантом Конституции, прав и свобод человека и гражданина. В установленном Конституцией порядке  он принимает меры по охране суверенитета Российской Федерации, ее независимости  и государственной целостности, обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной  власти (ч. 1,2 ст. 80 Конституции).

Полномочия Президента РФ:

  1. назначает с согласия Государственной Думы Председателя Правительства РФ;
  2. имеет право председательствовать на заседании Правительства РФ;
  3. принимает решения об отставке Правительства РФ;
  4. по предложению Председателя Правительства РФ назначает на должность и освобождает от должности заместителей Председателя Правительства РФ, федеральных министров;
  5. назначает и освобождает полномочных представителей Президента РФ;
  6. назначает и освобождает высшее командование Вооруженных Сил РФ;
  7. назначает и отзывает после консультаций с соответствующими комитетами или комиссиями палат Федерального Собрания дипломатических представителей РФ в иностранных государствах и международных организациях;
  8. использует согласительные процедуры для разрешения разногласий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ, а также между органами государственной власти субъектов РФ;
  9. имеет право приостанавливать действия актов органов исполнительной власти субъектов РФ в случае противоречия этих актов Конституции и федеральным законам, международным обязательствам РФ или нарушения прав и свобод человека и гражданина до решения этого вопроса соответствующим судом;
  10. осуществляет полномочия в соответствии с Конституцией и федеральными законами как Верховный Главнокомандующий Вооруженными Силами РФ и Председатель Совета Безопасности РФ;
  11. руководит деятельностью федеральных органов исполнительной власти по вопросам обороны, безопасности, юстиции и др. в соответствии с Конституцией, федеральными конституционными, федеральными законами.

Федеральные министерства, федеральные службы и федеральные  агентства, руководство деятельностью  которых осуществляет Президент  РФ: Министерство внутренних дел РФ (подведомственная ему Федеральная миграционная служба), Министерство РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайных ситуаций и ликвидации последствий стихийных бедствий, Министерство иностранных дел РФ, Министерство обороны РФ (подведомственные ему Федеральная служба по военно-техническому сотрудничеству, Федеральная служба по оборонному заказу, Федеральная служба по техническому и экспортному контролю РФ, Федеральное агентство специального строительства), Министерство юстиции РФ (подведомственные ему Федеральная служба исполнения наказаний, Федеральная регистрационная служба, Федеральная служба судебных приставов, Федеральное агентство кадастра объектов недвижимости), Государственная фельдъегерская служба РФ (федеральная служба), Служба внешней разведки (федеральная служба), Федеральная служба безопасности РФ, Федеральная служба РФ по контролю за оборотом наркотиков, Федеральная служба охраны РФ, Главное управление специальных программ Президента РФ (федеральное агентство), Управление делами Президента РФ (федеральное агентство). Контрольные полномочия Президента РФ осуществляются в двух формах:

- непосредственный контроль: подбор и расстановка кадров  на федеральном уровне; контроль  принимаемых Правительством РФ  решений путем председательствования  на его заседаниях, отмены противоречащих  Конституции РФ постановлений  и распоряжений; руководство рядом  ФОИВ (напр., МВД и др.);

- через соответствующие  президентские структуры: Администрацию  Президента РФ (контроль и проверка  исполнения ФЗ, указов и распоряжений  Президента РФ), Главное контрольное  управление (может образовывать  комиссии для проведения проверок  и принятия в их ходе мер  по оперативному устранению нарушений;  результаты проверок в необходимых  случаях направляют в органы  прокуратуры, МВД, ФСБ);

- через институт полномочных  представителей Президента РФ  в федеральных округах (организация  контроля за исполнением решений ФОИВ в округе, реализация кадровой политики Президента РФ).

 

58.контроль за исполнительной властью, осуществляемый со стороны законодательной власти

Контрольные полномочия органов законодательной власти: Государственная Дума дает согласие на назначение Председателя Правительства, решает вопрос о доверии ему, назначает или освобождает Председателя ЦБ. Например, Счетная палата РФ осуществляет финансовый контроль Федерального Собрания.

Информация о работе Шпаргалка по "Административному праву"