Шпаргалка по "Административному праву"

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2012 в 20:54, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на 35 вопросов по дисциплине "Административное право".

Работа содержит 1 файл

административное право.docx

— 122.74 Кб (Скачать)

Чтобы обеспечить законность и целесообразность правовых актов исполнительной власти, действующее  законодательство предусматривает  определенный порядок их подготовки, принятия, опубликования, вступления в  силу и действия1.

Все правовые акты, вступившие в законную силу, обязательны  для исполнения, за исключением тех, которые отменены в установленном  порядке.

Не исключены  оспариваемые акты управления. При  обжаловании акт может быть признан  или правомерным после устранения в нем недостатков, или недействительным. Акт отменяется в случаях: устарелости; незаконности; незаконности акта, положенного  в его основу; нецелесообразности.

 

38.Административно-правовые  договоры (соглашения) и их использование  в государственно-управленческой  деятельности.

 

АДМИНИСТРАТИВНЫЙ  ДОГОВОР - правовая форма взаимодействия и взаимоотношений субъектов  административного права по реализации управленческих функций публичного характера. Как правило, А.д. заключается между органами исполнительной власти (федеральными министерствами и иными федеральными органами исполнительной власти - по горизонтали; между федеральными и региональными (субъектов РФ) органами исполнительной власти - по вертикали; между органами исполнительной власти субъектов РФ). Порядок заключения административных договоров (соглашений) между Правительством РФ и высшими исполнительными органами государственной власти субъектов РФ регулируется ФЗ "О принципах и порядке разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ" (1999 г.). В указанном Законе определены содержание соглашения, порядок его принятия и расторжения, условия исполнения. А.д. также широко распространены между федеральными министерствами, иными федеральными исполнительными органами и главами администрации (губернаторами) субъектов РФ. В отличие от гражданско-правового договора в А.д. сторонами являются органы, осуществляющие публично-властные полномочия.

Административный  договор — это соглашение двух или более субъектов административного  права, влекущее установление, изменение  или прекращение административных (финансовых и др.) прав и обязанностей. Он является юридическим фактом, его  заключение означает возникновение  административного (финансового) правоотношения. С его помощью нормы административного  права воплощаются в жизнь, осуществляется перевод абстрактных юридических  предписаний в конкретные правоотношения.

Предлагается  следующее определение: административный договор — это основанный на административно-правовых нормах и выработанный в результате добровольного согласования воли двух (либо более) субъектов административного  права, одним из которых всегда выступает  субъект государственной власти, многосторонний акт, устанавливающий (прекращающий, изменяющий) взаимные права  и обязанности его участников.

Исполнительная  власть активно занимается договорной деятельностью. Правительство РФ, центральные  федеральные органы РФ, органы субъектов  Федерации готовят многие международные  договоры, заключают межправительственные соглашения, соглашения ведомств разных стран (по вопросам связи, железнодорожного сообщения, борьбе с преступностью  и др.), договорытРФ с ее субъектами. Органы исполнительной власти для обеспечения основной деятельности используют трудовые, гражданско-правовые договоры. Административный договор — это лишь один из договоров, используемых государственной администрацией для осуществления стоящих перед ней задач.

Классификация административных договоров возможна как на основе общих, так и с  учетом специальных, связанных с  их спецификой критериев. К специальным  относятся деление на «внут-риаппаратные» (внутриорганизационные), заключенные между субъектами, наделенными государственно-властными полномочиями, и «внешние», заключенные уполномоченными субъектами государственной власти с гражданами, организациями.

 

39.Понятие, виды и содержание  административно-правовых методов  реализации исполнительной власти.

Государственная власть воплощается  ее субъектами в конкретных действиях различного рода выражающих ее содержание и направленность. Каждый орган исполнительной власти в соответствии со своей компетенцией имеют возможность осуществлять управляющее воздействие в конкретных ситуациях. Превращение такой возможности вреальность происходит в форме конкретных внешне активных действий,выражающих содержание государственно-управленческих функций субъекта управления.     

 Исполнительные органы осуществляют  различные по своему характеру  и назначению действия (как управляющее воздействие, внешние и как внутрисистемные), поэтому различно их внешнее выражение.     

 Важное значение имеют и последствия совершаемых управленческих действий. В одних случаях они вызывают прямые последствияюридического характера, а в других — нет.    

 Формы управления могут проявляться  в зависимости от содержания  двояко:    

 а) форма реализации исполнительной власти как государственно-властных полномочий - издание юридических актов, совершение на их основе иных действий юридического характера (напр., регистрация) и др.;    

 б) форма внутриаппаратной работы организационного характера,государственно-управленческой деятельности - совокупность действий, совершаемых исполнительными органами за рамками непосредственного управляющего воздействия, не носящие прямого юридического эффекта.

Таким образом, под формой управления понимается внешне выраженное действие исполнительного органа (должностного лица), осуществленное в рамках его компетенции и вызывающее определенные последствия.    

 Выбор тех или иных форм  зависит от многих факторов: характер компетенции данного органа (должностного лица); особенности объекта управляющего воздействия (влияние формы собственности, в частности); конкретные цели совершаемых управленческих действий; характер решаемых вопросов; характер вызываемых данными действиями последствий и т.п.    

 Формы управленческой деятельности  требуют в необходимых случаях  определенной юридической регламентации. Регламентация форм управленческой деятельности осуществляется административно-правовыми нормами. Как правило, такого рода нормы содержатся в тех юридических актах, которыми закрепляется организационно-правовой статус исполнительного органа (должностного лица).

Таким образом, под формой управления понимается внешне выраженное действие исполнительного органа (должностного лица), осуществленное в рамках его компетенции и вызывающее определенные последствия.    

 Выбор тех или иных форм  зависит от многих факторов: характер компетенции данного органа (должностного лица); особенности объекта управляющего воздействия (влияние формы собственности, в частности); конкретные цели совершаемых управленческих действий; характер решаемых вопросов; характер вызываемых данными действиями последствий и т.п.    

 Формы управленческой деятельности  требуют в необходимых случаях  определенной юридической регламентации. Регламентация форм управленческой деятельности осуществляется административно-правовыми нормами. Как правило, такого рода нормы содержатся в тех юридических актах, которыми закрепляется организационно-правовой статус исполнительного органа (должностного лица).

Исполнительная власть с учетом ее особенностей реализуется только ее субъектами (а не аппаратными подразделениями совещательного, подготовительного и иного вспомогательного типа) и только в правовых формах.    

 Как правило, в числе форм  управленческой деятельности называют:    

= издание нормативных актов;   

= издание индивидуальных (административных) актов;   

= совершение иных юридически значимых действий, заключение договоров;   

= осуществление организационных действий;    

= выполнение материально-технических (организационно-технических) операций.     

 Административно-правовые формы,  образуя своеобразную систему  действий исполнительных органов,  могут быть классифицированы по различным критериям:    

 а) по степени юридического выражения: основные (издание правовых актов) и базирующиеся на них, т.е. различные действия, влекущие определенные юридические последствия или имеющие определенную юридическую направленность (регистрационные, разрешительные,  надзорные,  предупредительные, пресекательные, обеспечительные действия, лицензирование, санкционирование и т.п.). Во всех случаях необходимо учитывать степень их связи с изданием правовых актов управления;    

 б) по достигаемым результатам: позитивные (позитивное регулирование общественных отношений: установление каких-либо положений, утверждение программ социально-экономического развития и т.п.) и негативные (реакция на ненадлежащее поведение, на негативные явления в сфере государственного управления);    

 в) по направленности: внешние - воздействующие на общественные отношения в сфере государственного управления (внешняя направленность) или внутренние - на деятельность нижестоящего управленческого аппарата (внутренняя направленность);     

 г) по объему: общеобязательные или индивидуальные;     

 д) по адресату: общеобязательные - вся система исполнительной власти (государственного управления) частные (персональные, внутренние) - адресованные конкретным субъектам либо на упорядочение работы внутри рабочего аппарата данного исполнительного органа (самоорганизация);     

 е) по характеру и методам решения вопросов компетенции:процедурные (например, подготовка и принятие управленческого решения) и процессуальные (например, в рамках административного производства);     

 ж) по количеству участвующих субъектов (субъектному выражению):односторонние и многосторонние (два и более - административно-правовые договоры);   

   з) по инициативности: используемые субъектами исполнительной власти по собственной инициативе в силу требований закрепленной за ними компетенции либо являющиеся реакцией на инициативу других участников управленческих отношений (например, по жалобам граждан);   

   и) по условиям применения: нормальная общественная жизнь либо режим чрезвычайного или военного положения;  

   к) по отношению к другим субъектам государственной власти:используемые в отношениях с законодательными (представительными) либо судебными органами;   

   л) по особенностям объекта управляющего воздействия: в зависимости от формы собственности (государственные, кооперативные, акционерные, коммерческие, коллективные, частные,  индивидуальные объекты);    

 м) по юридическому содержанию: предписывающие, запретительные, дозволительные;

 

40.Административное принуждение:  сущность, основания и виды.

административно-правовое принуждение - это особый вид государственного принуждения, состоящий в применении субъектами функциональной исполнительной власти установленных нормами административного права принудительных мер в связи в неправомерными действиями.

Административное  принуждение - один из видов государственного принуждения. Ему, как и государственному принуждению в целом, присущи  характерные черты, сущность которых  сводится к использованию государственными органами, а в отдельных случаях  и общественными объединениями  способов принудительного характера  в целях обеспечения надлежащего  поведения людей. Вместе с тем  административное принуждение имеет  ряд характерных особенностей, которые  дают возможность отличить его от судебного и общественного принуждения:

административное  принуждение применяется в государственном  управлении для охраны общественных отношений, возникающих в этой сфере  государственной деятельности;

механизм  правового регулирования административного  принуждения устанавливает основания и порядок применения соответствующих принудительных мер;

порядок применения принудительных мер регулируется, как правило, нормами административного  права, включающими в себя нормы  административного законодательства или административно-правовые нормы  актов исполнительных и распорядительных органов;

применение  административного принуждения - это  результат реализации государственно-властных полномочий органов государственного управления и лишь в исключительных, установленных законодательством  случаях такие меры могут применять  суды (судьи);

административное  принуждение используется для: а) предупреждения совершения правонарушений; б) прекращения  административных проступков; в) привлечения  к административной ответственности.

Информация о работе Шпаргалка по "Административному праву"