Шпаргалка по "Административному праву"

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2012 в 20:54, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на 35 вопросов по дисциплине "Административное право".

Работа содержит 1 файл

административное право.docx

— 122.74 Кб (Скачать)

Полномочия органов, осуществляющих административный надзор: получение информации; применение мер административного предупреждения; применение мер административного пресечения; привлечение к административной ответственности; регистрация и учет; выдача разрешений (лицензий); нормотворчество.

Отличия государственного контроля и административного  надзора:

  1. органы контроля обладают большими правомочиями, чем органы, осуществляющие надзор;
  2. объектом контроля выступает как законность, так и эффективность деятельности; объект надзора– только законность деятельности;
  3. контроль осуществляется в отношении конкретных объектов, а надзор может распространяться как на определенный (персонифицированный), так и на неопределенный круг объектов;
  4. контроль и надзор имеют разные субъекты осуществления;
  5. контроль и надзор различаются по методам осуществления: если для надзора характерно постоянное наблюдение, реагирование на заявления и жалобы, то арсенал методов государственного контроля гораздо шире.

 

63.прокурорский надзор.

надзор — надзор, осуществляемый органами прокуратуры на основании Федерального закона РФ «О прокуратуре Российской Федерации».

Предметом прокурорского надзора за исполнением закона является:

  • исполнение законов федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, контрольными органами, предприятиями, учреждениями, организациями и объединениями, независимо от их подчиненности, органами военного управления, воинскими частями, общественными, политическими организациями, объединениями, должностными лицами;
  • установление соответствия законам правовых актов, издаваемых перечисленными органами, организациями, должностными лицами.

Цели прокурорского надзора:

  • своевременное реагирование на нарушения законности в управлении;
  • принятие мер по устранению причин и условий ее нарушения;
  • восстановление нарушенных прав, привлечение к ответственности виновных лиц.

Методы работы органов прокуратуры по обеспечению законности в сфере управления:

  • проверка исполнения законов поднадзорными объектами;
  • проверка правовых актов, издаваемых поднадзорными объектами, с целью установления соответствия актов закону и иным нормативным актам;
  • участие прокурора в заседаниях органов представительной и исполнительной власти;
  • изучение, обобщение сведений о нарушениях законности и принятие соответствующих мер.

В случае нарушения законности прокурор обязан реагировать соответствующим образом.

  • Внести протест на противоречащий закону правовой акт. Протест приносится в орган, организацию или должностному лицу, издавшим акт, либо в вышестоящий орган и должностному лицу, либо в суд. Протест подлежит обязательному рассмотрению не позднее, чем в 10-дневный срок с момента поступления его в соответствующий орган. Ответ прокурору дается в письменной форме.
  • Направить представление в орган, общественное объединение, политическую организацию, должностному лицу, которые полномочны принимать меры по устранению причин и условий, способствующих нарушению законности. Основаниями для внесения представления являются:
    • выявленное нарушение закона;
    • совокупность нарушений закона;
    • обобщение жалоб и заявлений граждан, поступающих в прокуратуру;
    • обобщение судебной практики.

Представление подлежит безотлагательному рассмотрению, и в месячный срок должны быть приняты  меры по устранению нарушений законности, о чем прокурору сообщается в  письменной форме.

  • Вынести постановление о возбуждении уголовного дела или производства об административном правонарушении.
  • В целях предупреждения правонарушений и при наличии сведений о готовящихся противоправных деяниях прокурор или его заместитель объявляет в письменной форме должностным лицам предостережение о недопустимости нарушения закона. В случае неисполнения требований, изложенных в предостережении, должностное лицо, которому оно было объявлено, может быть привлечено к ответственности в установленном законом порядке.

 

64.гос.управление

С позиций  административного права под отраслью государственного управления понимается система различного рода звеньев и отношений, связанных с управлением определенной группой родственных объектов, объединенных по их практическому назначению.

 Федеральный закон «О стандартизации»   закреплял понятие отрасли управления  как совокупности субъектов хозяйственной  деятельности независимо от их  ведомственной принадлежности и  форм собственности, разрабатывающих  и (или) производящих продукцию  (выполняющих работы и оказывающих  услуги) определенных видов, которые  имеют однородное потребительское  и функциональное назначение.

Традиционно отраслевыми органами государственного управления выступали министерства. Однако в настоящее время это органы исполнительной власти, осуществляющие функции по выработке государственной политики и нормативно–правовому регулированию в установленной актами Президента РФ и Правительства РФ сфере деятельности.

Таким образом, их можно отнести  к отраслевым органам управления с известными оговорками. Отраслевыми  министерствами в «чистом виде»  являются, например, Министерство  транспорта РФ, Министерство сельского хозяйства  РФ и др.  К межотраслевым  можно  отнести Министерство промышленности и торговли РФ, Министерство здравоохранения  и социального развития РФ.

Одновременно в структуре федеральных  органов исполнительной власти существует ряд органов исполнительной власти – федеральных агентств (Федеральное  агентство воздушного транспорта, Федеральное  агентство связи и др.), – чья  управленческая деятельность носит  отраслевой характер.

При этом следует отметить,  что  отраслевые предприятия, учреждения и организации (в основном негосударственные), как  правило, имеют достаточную самостоятельность, они не подчиняются  и не зависят  от вышестоящих органов отраслевого  управления.

В системе  отраслевого управления в настоящее  время наметились две группы  органов: органы специализированного отраслевого управления (Министерство сельского хозяйства РФ и т.д.) и органы управления укрупненными отраслями (Министерство транспорта РФ).

Все отрасли  управления формируют три сферы управления:

  • экономическую (промышленность, сельское хозяйство, строительство, транспорт, связь, природные ресурсы, финансы, торговля);
  • социально-культурную (образование, наука, культура, здравоохранение и социальная защита населения);
  • административно-политическую (оборона, безопасность, внутренние дела, иностранные дела, юстиция).

Общее руководство этими сферами  осуществляется органами исполнительной власти общей компетенции (Президент  и Правительство РФ, высшие должностные  лица субъектов РФ, Правительства, администрации  субъектов РФ, мэрии и т.д. в  других субъектах РФ). Специализированное руководство указанными сферами  осуществляют  органы исполнительной власти отраслевого и межотраслевого характера.

65. Функции, методы и формы управления в современных условиях

Качественно новый этап развития Российского  государства, социально-экономические  реформы и политические преобразования повлекли кардинальные изменения в  системе государственного управления, в его функциях, методах и формах.

В современный период среди  функций государственного управления наиболее важное значение приобретают прогнозирование, индикативное планирование, координация, регулирование и контроль.

Государственное прогнозирование  и индикативное планирование пришли на смену директивному планированию, атрибуту плановой централизованной экономики. Эта функция находит свое воплощение в различного рода программах и прогнозах (например, Программа строительства олимпийских объектов и развития города Сочи как горноклиматического курорта, Федеральная целевая программа «Развитие судебной системы России» на 2007 - 2011 годы,  Федеральная целевая программа развития образования на 2006-2010 годы, и др).

Координация представляет собой согласование действий различных органов государственной власти. Правовыми формами координации выступают принятие совместных нормативных актов по координируемой деятельности, согласование и визирование проектов таких актов, согласование планов совместных действий и комплексных программ.

В случаях, установленных законодательством, федеральные  министерства координируют деятельность находящихся в их ведении федеральных служб и агентств. Координационные функции осуществляют специально созданные правительственные и межведомственные координационные органы (Комиссия Правительства РФ по вопросам Всемирной торговой организации и взаимодействия Российской Федерации с Организацией экономического сотрудничества и развития).

Государственное регулирование реализуется в формах нормативного регулирования, регистрации, лицензирования, сертификации  и т.д.

Государственная регистрация – правовое закрепление юридических фактов или удостоверение каких-либо фактических обстоятельств. Законодательством РФ предусмотрена государственная регистрация актов гражданского состояния, регистрация юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, регистрация права собственности, хозяйственного ведения и оперативного управления, сделок с недвижимостью и т.д.

Лицензирование – это специальное разрешение уполномоченных органов исполнительной власти на осуществление определенных видов деятельности предприятиями, учреждениями и организациями, а также физическими лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность.

Отношения лицензирования урегулированы Федеральным  законом от 8 августа 2001г. №128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности».

К лицензируемым  видам  деятельности, согласно Закону,  относятся  виды  деятельности,  осуществление  которых  может повлечь за собой нанесение  ущерба  правам,  законным интересам, здоровью граждан,  обороне и безопасности  государства, культурному наследию народов Российской Федерации  и  регулирование которых не может  осуществляться иными методами, кроме  как лицензированием. Статья 17 Закона перечисляет виды деятельности, для  осуществления которых требуется  лицензия.

Сертификация как деятельность по подтверждению соответствия объектов установленным требованиям технических регламентов, положениям стандартов, сводов правил или условиям договоров производится в соответствии с Федеральным законом «О техническом регулировании» от 27 декабря 2002г.

Сертификация  может иметь обязательный и добровольный характер. Обязательная сертификация   осуществляется   в   случаях,  предусмотренных законодательством.

Среди методов  управления особое значение приобретают государственные заказы, используемые в экономической сфере, в области науки, образования, здравоохранения и т.д.

 Принципы  и  порядок  формирования,  размещения   и  исполнения заказов на закупку и поставку товаров, работ, услуг для государственных  нужд Российской Федерации урегулированы федеральными законами         «О поставках продукции для федеральных государственных нужд», «О закупках и поставках сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия для государственных нужд», «О государственном оборонном заказе», «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» и другими нормативными актами.

Для  организации  работы  по выполнению федеральных целевых   программ  и  обеспечению  поставок   продукции   для   федеральных   государственных  нужд Правительство РФ утверждает государственных заказчиков. Заказы на выполнение федеральных целевых программ,  закупку  и   поставку  продукции  для  обеспечения  федеральных государственных   нужд размещаются на предприятиях,  в  организациях  и  учреждениях   (поставщиках)  посредством заключения государственными заказчиками   государственных контрактов.

Государственный контракт определяет права и обязанности  государственного заказчика и поставщика по обеспечению федеральных государственных  нужд и регулирует отношения поставщика с государственным заказчиком при  выполнении государственного контракта. Кроме того, им может быть предусмотрены  контроль со стороны государственного заказчика за ходом работ по выполнению государственного контракта и оказание консультативной и иной помощи поставщику без вмешательства в его оперативно-хозяйственную  деятельность.

Информация о работе Шпаргалка по "Административному праву"