Шпаргалка по "Административному праву"

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Февраля 2012 в 21:58, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на экзаменационные вопросы по дисциплине "Административное право".

Работа содержит 1 файл

административное право.doc

— 199.00 Кб (Скачать)
 
  1. Задачи  и функции административного  права.
 

Функции административного права :

1. Правоисполнительная  функция, предопределяемая тем,  что административное право есть  юридическая форма реализации  исполнительной власти. 

2. Правотворческая  функция, являющаяся выражением  наделения субъектов исполнительной  власти полномочиями по административному нормотворчеству. 

3. Организационная  функция, проистекающая из организационного  характера государственно-управленческой  деятельности, который постоянно  "поддерживается" нормами административного  права. 

4. Координационная функция, имеющая своей целью обеспечение разумного и эффективного взаимодействия всех элементов регулируемой административным правом сферы государственного управления. 

5. Правоохранительная  функция, обеспечивающая как соблюдение  установленного в сфере государственного управления правового режима, так и защиту законных прав и интересов всех участников регулируемых управленческих отношений. 

Административное  право, выполняя свои функции, руководствуется  основными принципами, общими с теми, на базе которых происходит реализация исполнительной власти. При этом основополагающее значение имеют те из них, которые закреплены в Конституции РФ. 

  1. Гарантии  прав граждан в сфере государственного управления.
 
 
  1. Источники административного права.
 

Источники административного права — это конкретные формы его выражения. Нормы административного права содержатся в различных по своему характеру и значению юридических актах. Источниками норм административного права являются акты государственных органов, в которых содержатся эти нормы.

Характерным для  отрасли административного права  является наличие множества источников юридических норм. Это обусловлено  предметом административного права  широким кругом управленческих отношений. Административно-правовая регламентация  такой сложной сферы, как управление, требует многочисленных законов и подзаконных нормативных актов. При этом административно-правовые нормы содержатся не только в собственно административно-правовых актах, но и в нормативных актах разных отраслей права. Многие законы и другие правовые акты одновременно содержат в себе и нормы конституционного права, и нормы финансового права, и нормы гражданского и других отраслей права, в том числе административного. 

К источникам административного  права относятся:

  • законы (Конституция Российской Федерации и конституции республик в составе России, конституционные законы, кодексы, федеральные законы);
  • постановления Государственной Думы и постановления Совета Федерации;
  • акты (законы, решения, постановления) представительных органов субъектов федерации.
 
  1.  Система  органов исполнительной власти.
 

Система органов исполнительной власти - это юридически упорядоченная внутренне согласованная совокупность различных по своей организационно-правовой форме органов, соподчиненных на основе разделения компетенции между ними и образующих интегрированное единство в процессе реализации исполнительной власти на всей территории Российской Федерации. Эта система выступает как комплексное образование, имеющее свою вертикальную иерархическую структуру и горизонтальные уровни и организующие на правовой основе в соответствии с государственной политикой повседневное оперативное управление общественными процессами. Система органов исполнительной власти в РФ образуется и функционирует в соответствии с принципами федерализма, сочетания централизации и децентрализации, законности, гласности, сочетания отраслевых, межотраслевых и территориальных начал в государственном управлении.

Единая система  исполнительной власти в России образуется только в пределах ведения РФ и  полномочий Федерации по предметам совместного ведения РФ и ее субъектов (ст.77 Конституции) 2. В этих пределах правительства, министерства и ведомства субъектов РФ находятся в отношениях иерархической подчиненности с Правительством РФ и соответствующими федеральными министерствами и ведомствами. В субъектах Федерации федеральные органы могут создавать свои территориальные органы.

В свою очередь  органы исполнительной власти субъектов  Федерации по вопросам исключительных полномочий, отнесенных к их ведению, действуют самостоятельно, независимо от федеральных органов исполнительной власти и неподотчетны им. Субъекты РФ самостоятельно устанавливают систему органов исполнительной власти на своей территории в соответствии с основами конституционного строя РФ и общими принципами государственного строительства, установленными федеральными законами. Конституцией РФ предусмотрено взаимное делегирование полномочий между органами исполнительной власти Федерации и субъектов РФ, осуществляемое на практике на основе соответствующих соглашений между ними.

В рамках федеральных  органов исполнительной власти можно выделить два уровня, которые  включают: 

  • руководящие органы (Президент РФ, Правительство  РФ) и;
 
  • органы  государственной администрации (министерства и иные ведомства).
 
 
  1. Виды административно – правовых норм.
 

Виды  административно-правовых норм: 

  • по предмету:
 

а) материальные – нормы, закрепляющие права, обязанности, ответственность субъектов административных правоотношений;

б) процессуальные – нормы, определяющие порядок реализации прав, обязанностей и ответственности, закрепленной в нормах материального права; 

  • по содержанию:
 

а) обязывающие  – предписывающие субъектам административно-правовых отношений в обязательном порядке  совершать определенные активные действия;

б) управомочивающие – нормы, предоставляющие субъектам административно-правовых отношений право совершать какие-либо действия либо воздержаться от них;

запрещающие –  нормы, закрепляющие обязанности субъектов  административно-правовых отношений  воздержаться от определенных действий;

рекомендательные  – нормы, в которых участникам административно-правовых отношений  предлагается в качестве рекомендательной определенная модель поведения;

поощрительные – нормы, содержащие меры поощрения  за наиболее благоприятные действия со стороны субъектов административно -правовыхотношений; 

  • по юридической  силе:
 

а) законодательные;

б) подзаконные; 

  • по территориальному действию:
 

а) федеральные;

б) субъектов  РФ;

в) муниципальные. 

  1. Понятие и правовой статус органов исполнительной власти.
 

Правовое  положение (или правовой статус) органов исполнительной власти подразумевает, что все они действуют на основе законов и других нормативных актов, осуществляют нормотворческую деятельность, совершают действия, возложенные на них нормативными актами, имеют полномочия (компетенцию), а также обладают оперативной самостоятельностью, но в пределах установленной компетенции.

Правовой статус органов исполнительной власти характеризуется  тем, что эти органы являются самостоятельными и независимыми именно в осуществлении предоставленных им полномочий. Независимость от органов законодательной власти устанавливается Конституцией РФ, федеральными законами, актами Президента и Правительства РФ, а также другими нормативными правовыми актами. Превышение пределов установленных компетенций означает незаконное присвоение властных полномочий.

органы исполнительной власти осуществляют исполнительную, распорядительную, контрольно-надзорную, регулирующую, юрисдикционную и нормотворческую  деятельность. 

  1. Полномочия  Президента РФ в сфере исполнительной власти.
 
 
  1. Основы  правового положения государственных  служащих.
  2. Понятие, основные черты и принципы административного процесса.
  3. Понятие и виды государственной службы.

Информация о работе Шпаргалка по "Административному праву"