Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Февраля 2012 в 21:58, шпаргалка
Работа содержит ответы на экзаменационные вопросы по дисциплине "Административное право".
Функции административного права :
1. Правоисполнительная
функция, предопределяемая тем,
2. Правотворческая
функция, являющаяся
3. Организационная
функция, проистекающая из
4. Координационная
функция, имеющая своей целью обеспечение
разумного и эффективного взаимодействия
всех элементов регулируемой административным
правом сферы государственного управления.
5. Правоохранительная
функция, обеспечивающая как
Административное
право, выполняя свои функции, руководствуется
основными принципами, общими с теми,
на базе которых происходит реализация
исполнительной власти. При этом основополагающее
значение имеют те из них, которые закреплены
в Конституции РФ.
Источники административного права — это конкретные формы его выражения. Нормы административного права содержатся в различных по своему характеру и значению юридических актах. Источниками норм административного права являются акты государственных органов, в которых содержатся эти нормы.
Характерным для
отрасли административного
К источникам административного права относятся:
Система органов исполнительной власти - это юридически упорядоченная внутренне согласованная совокупность различных по своей организационно-правовой форме органов, соподчиненных на основе разделения компетенции между ними и образующих интегрированное единство в процессе реализации исполнительной власти на всей территории Российской Федерации. Эта система выступает как комплексное образование, имеющее свою вертикальную иерархическую структуру и горизонтальные уровни и организующие на правовой основе в соответствии с государственной политикой повседневное оперативное управление общественными процессами. Система органов исполнительной власти в РФ образуется и функционирует в соответствии с принципами федерализма, сочетания централизации и децентрализации, законности, гласности, сочетания отраслевых, межотраслевых и территориальных начал в государственном управлении.
Единая система исполнительной власти в России образуется только в пределах ведения РФ и полномочий Федерации по предметам совместного ведения РФ и ее субъектов (ст.77 Конституции) 2. В этих пределах правительства, министерства и ведомства субъектов РФ находятся в отношениях иерархической подчиненности с Правительством РФ и соответствующими федеральными министерствами и ведомствами. В субъектах Федерации федеральные органы могут создавать свои территориальные органы.
В свою очередь органы исполнительной власти субъектов Федерации по вопросам исключительных полномочий, отнесенных к их ведению, действуют самостоятельно, независимо от федеральных органов исполнительной власти и неподотчетны им. Субъекты РФ самостоятельно устанавливают систему органов исполнительной власти на своей территории в соответствии с основами конституционного строя РФ и общими принципами государственного строительства, установленными федеральными законами. Конституцией РФ предусмотрено взаимное делегирование полномочий между органами исполнительной власти Федерации и субъектов РФ, осуществляемое на практике на основе соответствующих соглашений между ними.
В
рамках федеральных
органов исполнительной
власти можно выделить
два уровня, которые
включают:
Виды
административно-правовых
норм:
а) материальные
– нормы, закрепляющие права, обязанности,
ответственность субъектов
б) процессуальные
– нормы, определяющие порядок реализации
прав, обязанностей и ответственности,
закрепленной в нормах материального
права;
а) обязывающие
– предписывающие субъектам административно-
б) управомочивающие – нормы, предоставляющие субъектам административно-правовых отношений право совершать какие-либо действия либо воздержаться от них;
запрещающие – нормы, закрепляющие обязанности субъектов административно-правовых отношений воздержаться от определенных действий;
рекомендательные – нормы, в которых участникам административно-правовых отношений предлагается в качестве рекомендательной определенная модель поведения;
поощрительные
– нормы, содержащие меры поощрения
за наиболее благоприятные действия
со стороны субъектов административно
-правовыхотношений;
а) законодательные;
б) подзаконные;
а) федеральные;
б) субъектов РФ;
в) муниципальные.
Правовое положение (или правовой статус) органов исполнительной власти подразумевает, что все они действуют на основе законов и других нормативных актов, осуществляют нормотворческую деятельность, совершают действия, возложенные на них нормативными актами, имеют полномочия (компетенцию), а также обладают оперативной самостоятельностью, но в пределах установленной компетенции.
Правовой статус органов исполнительной власти характеризуется тем, что эти органы являются самостоятельными и независимыми именно в осуществлении предоставленных им полномочий. Независимость от органов законодательной власти устанавливается Конституцией РФ, федеральными законами, актами Президента и Правительства РФ, а также другими нормативными правовыми актами. Превышение пределов установленных компетенций означает незаконное присвоение властных полномочий.
органы исполнительной
власти осуществляют исполнительную,
распорядительную, контрольно-надзорную,
регулирующую, юрисдикционную и нормотворческую
деятельность.