Шпаргалка по "Административному праву"

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Февраля 2012 в 21:58, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на экзаменационные вопросы по дисциплине "Административное право".

Работа содержит 1 файл

административное право.doc

— 199.00 Кб (Скачать)
 
  1. Административно – правовой статус иностранных граждан  и лиц без гражданства.
 

Иностранный гражданин – лицо, не являющееся гражданином Российской Федерации и имеющее гражданство (подданство) иностранного государства.

Лицо  без гражданства – лицо, не являющееся гражданином Российской Федерации и не имеющее доказательств наличия гражданства иностранного государства.

Для пребывания иностранных граждан и лиц  без гражданства на территории Российской Федерации существуют национальный режим и режим наибольшего  благоприятствования. 

Иностранные граждане и лица без гражданства пользуются в Российской Федерации правами и несут обязанности наравне с гражданами Российской Федерации, кроме случаев, установленных федеральным законом или международными договорами РФ (ч. 3 ст. 62 Конституции).

Классификация иностранных граждан:  

1) по сроку пребывания на территории Российской Федерации: 

    • постоянно проживающие на территории Российской Федерации – иностранные граждане, имеющие разрешение и вид на жительство, выданное органами внутренних дел;
    • временно пребывающие на территории Российской Федерации – иностранные граждане, находящиеся на территории Российской Федерации на иных законных основаниях;
 
    • следующие через территорию Российской Федерации  транзитом;

2) по степени подчиненности  юрисдикции РФ: 

    • граждане, обладающие дипломатическим иммунитетом;
 
    • граждане, не обладающие дипломатическим иммунитетом;
 
    • военнослужащие  иностранных воинских частей, экипажей военных кораблей, самолетов военно-воздушных  сил (ВВС);
 
    • члены официальных  государственных, межпарламентских, межправительственных делегаций, миссий;
 
    • граждане, служащие в международных организациях;
 
    • граждане, работающие по контрактам с российскими  учреждениями, предприятиями, организациями;
 
    • свидетели и иные лица, статус которых определен  международными договорами РФ;

3) по целям нахождения на территории Российской Федерации: 

    • работники дипломатических и консульских  учреждений, международных организаций;
 
    • корреспонденты  и журналисты, аккредитованные в  Российской Федерации;
 
    • преподаватели в учебных заведениях;
 
    • лица, относящиеся  к иностранной рабочей силе, – трудящиеся эмигранты;
 
    • лица, находящиеся  на лечении и отдыхе, и т. д.
 

Особенности административно-правового  статуса иностранных  граждан и лиц  без гражданства: 

  • не могут  быть приняты на государственную  службу, занимать должности в органах государственной власти и местного самоуправления, связанные с наличием гражданства Российской Федерации;
 
  • не допускаются  к деятельности, связанной с государственной  тайной;
 
  • не могут  участвовать в отправлении правосудия;
 
  • не обладают ни активными, ни пассивными избирательными правами;
 
  • не имеют  права участвовать в референдуме;
 
  • на них  не распространяется воинская обязанность;
 
  • не могут  быть членами политических общественных объединений;
 
  • за ряд  правонарушений к ответственности  могут привлекаться только иностранные граждане и лица без гражданства (нарушение режима пребывания);
 
  • только  к иностранным гражданам и  лицам без гражданства применяются  некоторые административные взыскания (административное выдворение);
 
  • могут въезжать на территорию Российской Федерации при наличии специальных разрешений (исключение составляют граждане Содружества Независимых Государств (СНГ), с которыми заключено соглашение о безвизовом порядке въезда и выезда);
 
  • проживают и осуществляют свою деятельность на основании специальных разрешений;
 
  • устанавливаются ограничения в передвижении и  в выборе места пребывания и жительства (пограничная зона, специальные охраняемые территории);
 
  • по территории, открытой для иностранцев, могут  свободно перемещаться при условии  уведомления об этом органов внутренних дел;
 
  • могут приобретать  гражданское оружие по лицензии, выданной органами внутренних дел, но только на основании ходатайств представительств государств, гражданами которых они  являются, и при условии вывоза ими оружия с территории Российской Федерации – в течение пяти дней со дня приобретения;
 
  • при наличии  обстоятельств, установленных законодательством, выезд из Российской Федерации может  быть не разрешен.
 
 
  1. Предмет и метод административного права.
 

Предметом административного права является совокупность общественных отношений, складывающихся в процессе организации и деятельности исполнительной власти.

Под административно-правовым методом регулирования понимается совокупность правовых средств и способов (приемов), которые применяют органы управления для обеспечения регулирующего воздействия норм административного права на общественные отношения.

Методы  административного  права: 

  • Предписание: установление определенного порядка действий - предписание к действию в соответствующих условиях и надлежащим образом, предусмотренным данной административно-правовой нормой. Несоблюдение такого порядка не влечет за собой юридические последствия, на достижение которых ориентирует норма;
  • Запрет: запрещение определенных действий под страхом применения соответствующих юридических средств воздействия (например, дисциплинарной или административной ответственности). Так, запрещено направлять жалобы граждан на рассмотрение тем должностным лицам, чьи действия являются предметом жалобы; виновные должностные лица несут за нарушение данного запрета дисциплинарную ответственность;
  • Дозволение: предоставление возможности выбора одного из вариантов должного поведения, предусмотренных административно-правовой нормой. Как правило, данный метод рассчитан на регулирование поведения должностных лиц, причем последние не вправе уклоняться от такого выбора. Это - «жесткий» вариант дозволения, дающий возможность проявления самостоятельности при решении, например, вопроса о применении к лицу, совершившему административное правонарушение, той или иной меры административного воздействия (наказания) либо освобождения его от ответственности; Также Дозволение выражается в предоставлении возможности действовать (или не действовать) по своему усмотрению, т.е. совершать либо не совершать предусмотренные административно-правовой нормой действия в определенных ею условиях. Как правило, это имеет место при реализации субъективных прав. Например, гражданин сам решает вопрос, нужно ли обжаловать действия должностного лица, которые он оценивает как противоправные. Это - «мягкий» вариант дозволения. В связи с этим надо подчеркнуть, что фактически дозволительные варианты управляющего воздействия обладают всеми чертами официального разрешения на совершение определенных действий.
  1. Права и обязанности граждан с сфере государственного управления. 

Права и обязанности  граждан в сфере  государственного управления можно объединить в три блока. 

Первый  охватывает права и обязанности граждан, необходимые им для участия в управлении делами государства как непосредственно, так и через своих представителей, а также посредством равного доступа к государственной службе (ст. 32 Конституции РФ). При этом понятие участия в управлении «делами государства» является чрезвычайно широким и, по существу, охватывает все сферы жизни страны. Вместе с тем особенность данной группы прав и обязанностей состоит в том, что их реализация требует активного волеизъявления самих граждан как субъектов административного права. 

Второй  блок прав и обязанностей граждан отличается тем, что для их реализации необходима активная деятельность и, как минимум, содействие исполнительной власти, должностных лиц органов государственного управления. В самом деле, без поддержки, помощи и соответствующей реакции органов государственного управления граждане не в состоянии реализовать свое право на проведение собраний, митингов, демонстраций и других публичных мероприятий (ст. 31 Конституции РФ), право на объединение для защиты своих интересов (ст. 30), право на обращение лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления (ст. 33), право на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями (или бездействием) органов государственной власти или их должностных лиц (ст. 53), и т.д. 

Третий  блок прав и обязанностей граждан в сфере государственного управления связан с их участием в деятельности органов исполнительной власти, например, в качестве членов научно-технических, экспертно-консультативных, координационных советов, межведомственных и рабочих комиссий, внештатных инспекторов, инструкторов, экспертов и т.п., в составе членов организаций, действующих целиком на общественных началах (например, добровольных народных дружин). 

  1. Материальная  ответственность по нормам административного  права.
 

Материальная ответственность - это применение восстановительных санкций для того, чтобы возместить причиненный имущественный ущерб.

Она наступает, если государству  действительно причинен ущерб:

  • прямой, реальный;
 
  • при исполнении служебных обязанностей;
 
  • противоправным  деянием;
 
  • виновно;
 
  • если между  противоправным деянием и наступившим  ущербом имеется причинная связь.
 
  1. Принципы  государственной службы.
 

Принципы  государственной  службы. Деятельность любого государственного служащего должна определяться следующими принципами, установленными законодательством РФ: 

  • верховенство  Конституции РФ, законов РФ над  иными нормативно-правовыми актами, должностными инструкциями. Данный принцип  появился в законодательстве как  реакция на совершенно обратное положение, когда все регулировалось инструкцией, приказом, а закон становился «голым королем»;
  • приоритет прав и свобод человека и гражданина, их непосредственное действие. Государственные служащие обязаны соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина;
  • принцип равного доступа к государственной службе. Этот принцип не отрицает, однако, установления определенных требований к способностям, профессиональной подготовке, возрасту, иногда к здоровью и др. Важно, чтобы не устанавливались требования к полу, расе, национальности, языку, социальному происхождению, имущественному положению, месту жительства, отношению к религиозным и общественным объединениям и т. п. К сожалению, негласно этот принцип иногда нарушается;
  • принцип обязательности для государственных служащих решений, принимаемых вышестоящими государственными органами и руководителями в пределах их полномочий и в соответствии с законом. Можно без преувеличения сказать, что на данном принципе строится вся деятельность государственного аппарата, на его основе создаются иерархии, которые позволяют функционировать государственным органам как единой системе;
  • принцип единства основных требований, предъявляемых к государственной службе;
  • принцип гласности в осуществлении государственной службы;
  • принцип ответственности государственных служащих за подготавливаемые и принимаемые решения, неисполнение либо ненадлежащее исполнение своих должностных обязанностей. Данный принцип является ключевым звеном механизма обеспечения эффективного функционирования системы исполнительной власти. Практика показывает, что главная причина сбоев в работе органов государственной власти заключается в безответственности чиновников. Реализация данного принципа требует создания эффективной системы контроля и надзора за деятельностью органов исполнительной власти;
  • принцип внепартийности и внерелигиозности государственной службы, отделения религиозных объединений от государства. В системе государственной службы не допускается создание политических партий и движений, государственные служащие при исполнении своих обязанностей не связаны решениями политических и религиозных организаций. Кроме того, не допускается возложение отдельных государственных функций на религиозные или политические объединения.

Информация о работе Шпаргалка по "Административному праву"