- Административно
– правовой статус иностранных граждан
и лиц без гражданства.
Иностранный
гражданин – лицо, не являющееся гражданином
Российской Федерации и имеющее гражданство
(подданство) иностранного государства.
Лицо
без гражданства – лицо, не являющееся
гражданином Российской Федерации и не
имеющее доказательств наличия гражданства
иностранного государства.
Для пребывания
иностранных граждан и лиц
без гражданства на территории Российской
Федерации существуют национальный
режим и режим наибольшего
благоприятствования.
Иностранные граждане
и лица без гражданства пользуются
в Российской Федерации правами и несут
обязанности наравне с гражданами Российской
Федерации, кроме случаев, установленных
федеральным законом или международными
договорами РФ (ч. 3 ст. 62 Конституции).
Классификация
иностранных граждан:
1)
по сроку пребывания
на территории Российской
Федерации:
- постоянно
проживающие на территории Российской
Федерации – иностранные граждане,
имеющие разрешение и вид на жительство,
выданное органами внутренних дел;
- временно
пребывающие на территории Российской
Федерации – иностранные граждане, находящиеся
на территории Российской Федерации на
иных законных основаниях;
- следующие
через территорию Российской Федерации
транзитом;
2)
по степени подчиненности
юрисдикции РФ:
- граждане,
обладающие дипломатическим иммунитетом;
- граждане,
не обладающие дипломатическим иммунитетом;
- военнослужащие
иностранных воинских частей, экипажей
военных кораблей, самолетов военно-воздушных
сил (ВВС);
- члены официальных
государственных, межпарламентских, межправительственных
делегаций, миссий;
- граждане,
служащие в международных организациях;
- граждане,
работающие по контрактам с российскими
учреждениями, предприятиями, организациями;
- свидетели
и иные лица, статус которых определен
международными договорами РФ;
3)
по целям нахождения
на территории Российской
Федерации:
- работники
дипломатических и консульских
учреждений, международных организаций;
- корреспонденты
и журналисты, аккредитованные в
Российской Федерации;
- преподаватели
в учебных заведениях;
- лица, относящиеся
к иностранной рабочей силе, – трудящиеся
эмигранты;
- лица, находящиеся
на лечении и отдыхе, и т. д.
Особенности
административно-правового
статуса иностранных
граждан и лиц
без гражданства:
- не могут
быть приняты на государственную
службу, занимать должности в органах
государственной власти и местного самоуправления,
связанные с наличием гражданства Российской
Федерации;
- не допускаются
к деятельности, связанной с государственной
тайной;
- не могут
участвовать в отправлении правосудия;
- не обладают
ни активными, ни пассивными избирательными
правами;
- не имеют
права участвовать в референдуме;
- на них
не распространяется воинская обязанность;
- не могут
быть членами политических общественных
объединений;
- за ряд
правонарушений к ответственности
могут привлекаться только иностранные
граждане и лица без гражданства (нарушение
режима пребывания);
- только
к иностранным гражданам и
лицам без гражданства применяются
некоторые административные взыскания
(административное выдворение);
- могут въезжать
на территорию Российской Федерации при
наличии специальных разрешений (исключение
составляют граждане Содружества Независимых
Государств (СНГ), с которыми заключено
соглашение о безвизовом порядке въезда
и выезда);
- проживают
и осуществляют свою деятельность на
основании специальных разрешений;
- устанавливаются
ограничения в передвижении и
в выборе места пребывания и жительства
(пограничная зона, специальные охраняемые
территории);
- по территории,
открытой для иностранцев, могут
свободно перемещаться при условии
уведомления об этом органов внутренних
дел;
- могут приобретать
гражданское оружие по лицензии, выданной
органами внутренних дел, но только на
основании ходатайств представительств
государств, гражданами которых они
являются, и при условии вывоза
ими оружия с территории Российской
Федерации – в течение пяти дней со дня
приобретения;
- при наличии
обстоятельств, установленных законодательством,
выезд из Российской Федерации может
быть не разрешен.
- Предмет
и метод административного права.
Предметом
административного
права является совокупность общественных
отношений, складывающихся в процессе
организации и деятельности исполнительной
власти.
Под
административно-правовым
методом регулирования понимается совокупность
правовых средств и способов (приемов),
которые применяют органы управления
для обеспечения регулирующего воздействия
норм административного права на общественные
отношения.
Методы
административного
права:
- Предписание:
установление определенного порядка действий
- предписание к действию в соответствующих
условиях и надлежащим образом, предусмотренным
данной административно-правовой нормой.
Несоблюдение такого порядка не влечет
за собой юридические последствия, на
достижение которых ориентирует норма;
- Запрет:
запрещение определенных действий под
страхом применения соответствующих юридических
средств воздействия (например, дисциплинарной
или административной ответственности).
Так, запрещено направлять жалобы граждан
на рассмотрение тем должностным лицам,
чьи действия являются предметом жалобы;
виновные должностные лица несут за нарушение
данного запрета дисциплинарную ответственность;
- Дозволение:
предоставление возможности выбора одного
из вариантов должного поведения, предусмотренных
административно-правовой нормой. Как
правило, данный метод рассчитан на регулирование
поведения должностных лиц, причем последние
не вправе уклоняться от такого выбора.
Это - «жесткий» вариант дозволения, дающий
возможность проявления самостоятельности
при решении, например, вопроса о применении
к лицу, совершившему административное
правонарушение, той или иной меры административного
воздействия (наказания) либо освобождения
его от ответственности; Также Дозволение
выражается в предоставлении возможности
действовать (или не действовать) по своему
усмотрению, т.е. совершать либо не совершать
предусмотренные административно-правовой
нормой действия в определенных ею условиях.
Как правило, это имеет место при реализации
субъективных прав. Например, гражданин
сам решает вопрос, нужно ли обжаловать
действия должностного лица, которые он
оценивает как противоправные. Это - «мягкий»
вариант дозволения. В связи с этим надо
подчеркнуть, что фактически дозволительные
варианты управляющего воздействия обладают
всеми чертами официального разрешения
на совершение определенных действий.
- Права и обязанности
граждан с сфере государственного управления.
Права
и обязанности
граждан в сфере
государственного управления
можно объединить
в три блока.
Первый
охватывает права и обязанности граждан,
необходимые им для участия в управлении
делами государства как непосредственно,
так и через своих представителей, а также
посредством равного доступа к государственной
службе (ст. 32 Конституции РФ). При этом
понятие участия в управлении «делами
государства» является чрезвычайно широким
и, по существу, охватывает все сферы жизни
страны. Вместе с тем особенность данной
группы прав и обязанностей состоит в
том, что их реализация требует активного
волеизъявления самих граждан как субъектов
административного права.
Второй
блок прав и обязанностей граждан отличается
тем, что для их реализации необходима
активная деятельность и, как минимум,
содействие исполнительной власти, должностных
лиц органов государственного управления.
В самом деле, без поддержки, помощи и соответствующей
реакции органов государственного управления
граждане не в состоянии реализовать свое
право на проведение собраний, митингов,
демонстраций и других публичных мероприятий
(ст. 31 Конституции РФ), право на объединение
для защиты своих интересов (ст. 30), право
на обращение лично, а также направлять
индивидуальные и коллективные обращения
в государственные органы и органы местного
самоуправления (ст. 33), право на возмещение
государством вреда, причиненного незаконными
действиями (или бездействием) органов
государственной власти или их должностных
лиц (ст. 53), и т.д.
Третий
блок прав и обязанностей граждан в
сфере государственного управления связан
с их участием в деятельности органов
исполнительной власти, например, в качестве
членов научно-технических, экспертно-консультативных,
координационных советов, межведомственных
и рабочих комиссий, внештатных инспекторов,
инструкторов, экспертов и т.п., в составе
членов организаций, действующих целиком
на общественных началах (например, добровольных
народных дружин).
- Материальная
ответственность по нормам административного
права.
Материальная
ответственность - это применение восстановительных
санкций для того, чтобы возместить причиненный
имущественный ущерб.
Она
наступает, если государству
действительно причинен
ущерб:
- при исполнении
служебных обязанностей;
- если между
противоправным деянием и наступившим
ущербом имеется причинная связь.
- Принципы
государственной службы.
Принципы
государственной
службы. Деятельность
любого государственного
служащего должна
определяться следующими
принципами, установленными
законодательством
РФ:
- верховенство
Конституции РФ, законов РФ над
иными нормативно-правовыми актами,
должностными инструкциями. Данный принцип
появился в законодательстве как
реакция на совершенно обратное положение,
когда все регулировалось инструкцией,
приказом, а закон становился «голым королем»;
- приоритет
прав и свобод человека и гражданина, их
непосредственное действие. Государственные
служащие обязаны соблюдать и защищать
права и свободы человека и гражданина;
- принцип равного
доступа к государственной службе. Этот
принцип не отрицает, однако, установления
определенных требований к способностям,
профессиональной подготовке, возрасту,
иногда к здоровью и др. Важно, чтобы не
устанавливались требования к полу, расе,
национальности, языку, социальному происхождению,
имущественному положению, месту жительства,
отношению к религиозным и общественным
объединениям и т. п. К сожалению, негласно
этот принцип иногда нарушается;
- принцип обязательности
для государственных служащих решений,
принимаемых вышестоящими государственными
органами и руководителями в пределах
их полномочий и в соответствии с законом.
Можно без преувеличения сказать, что
на данном принципе строится вся деятельность
государственного аппарата, на его основе
создаются иерархии, которые позволяют
функционировать государственным органам
как единой системе;
- принцип единства
основных требований, предъявляемых к
государственной службе;
- принцип гласности
в осуществлении государственной службы;
- принцип ответственности
государственных служащих за подготавливаемые
и принимаемые решения, неисполнение либо
ненадлежащее исполнение своих должностных
обязанностей. Данный принцип является
ключевым звеном механизма обеспечения
эффективного функционирования системы
исполнительной власти. Практика показывает,
что главная причина сбоев в работе органов
государственной власти заключается в
безответственности чиновников. Реализация
данного принципа требует создания эффективной
системы контроля и надзора за деятельностью
органов исполнительной власти;
- принцип внепартийности
и внерелигиозности государственной службы,
отделения религиозных объединений от
государства. В системе государственной
службы не допускается создание политических
партий и движений, государственные служащие
при исполнении своих обязанностей не
связаны решениями политических и религиозных
организаций. Кроме того, не допускается
возложение отдельных государственных
функций на религиозные или политические
объединения.