Шпаргалка по "Административному праву"

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Февраля 2012 в 21:58, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на экзаменационные вопросы по дисциплине "Административное право".

Работа содержит 1 файл

административное право.doc

— 199.00 Кб (Скачать)
 
  • метод дозволения (разреш. вариант поведения) - это предоставление выбора одного из вариантов должного поведения или так называемое управление по усмотрению – это жесткий вариант дозволения, дающий возможность проявления самостоятельности должностными лицами при решении определенных задач, но они не вправе уклониться от такого выбора.
 
  • метод запрета - запрещение определенных действий под угрозой применения соответствующих административно-правовых санкций.

Например, запрещено направление жалоб граждан тем должностным лицам, действия которые обжалуются. Нарушение этого запрета влечет привлечение должностного лица к дисциплинарной ответственности. 

Административное  право так же тесно связанно и  взаимодействует с другими отраслями права. Такими как :

  • конституционное право
  • гражданское право
  • уголовное право
  • трудовое право
 
  1. Административное  право и дееспособность граждан  РФ.
 
 
  1. Стадии  производства по делам об административных правонарушений.
 

Под стадией следует понимать такую сравнительно самостоятельную часть производства, которая, наряду с его общими задачами, имеет свойственные только ей задачи. Стадии отличаются друг от друга и кругом участников производства. На каждой стадии совершаются разные действия. Решение задач каждой стадии оформляется специальным процессуальным документом, который как бы подводит итог деятельности. После принятия такого акта начинается новая стадия. Стадии органично связаны между собой; последующая, как правило, начинается лишь после того, как закончена предыдущая, на новой стадии проверяется то, что было сделано раньше.

  Производство состоит  из четырех частей (стадий):

  • административное расследование;
  • рассмотрение дела;
  • пересмотр постановления;
  • исполнение постановления.

На каждой стадии существуют этапы — группы взаимосвязанных действий. Схематически система стадий и этапов производства может быть представлена так:

I. Административное  расследование:

  • возбуждение дела;
  • установление фактических обстоятельств;
  • процессуальное оформление результатов расследования;
  • направление материалов для рассмотрения по подведомственности.

II. Рассмотрение  дела:

  • подготовка дела к рассмотрению;
  • анализ собранных материалов, обстоятельств дела;
  • принятие постановления;
  • доведение постановления до сведения.

III. Пересмотр постановления:

  • обжалование, опротестование постановления;
  • проверка законности постановления;
  • вынесение решения;
  • доведение решения до сведения.

IV. Исполнение  постановления:

  • обращение постановления к исполнению;
  • фактическое исполнение;
  • окончание исполнения (дела).
 
  1. Органы  местного самоуправления.
 

Конституция Российской Федерации определяет местное самоуправление как одну из самостоятельных форм осуществления власти народом. При  этом Конституция различает государственную  власть и местное самоуправление (ст. 12) и соответственно их органы. Властные, самостоятельные в рамках их компетенции органы местного самоуправления образуют «в городских, сельских поселениях и на других территориях с учетом исторических и местных традиций» (ст.131 Конституции).

Органами местного самоуправления являются органы, избираемые непосредственно населением и (или) образуемые представительным органом муниципального образования, наделенные собственными полномочиями по решению вопросов местного значения. Органы местного самоуправления подразделяются на коллегиальные (представительный орган, контрольный орган, избирательная комиссия и другие) и единоличные (глава муниципального образования, глава местной администрации).

Правовые основы местного самоуправления закреплены в  Конституции Российской Федерации и в Федеральном законе от 06.10.03 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». Так, в числе основных принципов организации местного самоуправления можно выделить следующие: 

  • Органы  местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти (ст.12 Конституции РФ).
 
  • Структура органов местного самоуправления определяется населением самостоятельно (ч.1 ст. 131 Конституции  РФ).
 
  • Органы  местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы, осуществляют охрану общественного порядка, а также решают иные вопросы местного значения (ч.1 ст.132 Конституции РФ).
 
  • Обязательность наличия представительного органа местного самоуправления в муниципальном образовании либо осуществление его полномочий сходом граждан (ч.1 ст.34 и ч.3 ст.35 Федерального закона № 131-ФЗ).
 
  • Депутату, члену выборного органа, выборному  должностному лицу местного самоуправления обеспечиваются условия для беспрепятственного осуществления своих полномочий (ч.1 ст.40 Федерального закона № 131-ФЗ).
 
  • Муниципальные правовые акты, принятые органами местного самоуправления, подлежат обязательному  исполнению на всей территории муниципального образования (ч.3 ст.7 Федерального закона № 131-ФЗ)
 
 
  1. Система административного права.
 

Административное  право имеет свою систему, которая  характеризует внутреннее строение данной отрасли.

По общепринятой в теории права тенденции, административное право состоит из двух частей: Общей и Особенной.

И Общая, и Особенная  части административного права  состоят из отдельных административно-правовых институтов. Административно-правовой институт — это система норм права, которые регулируют относительно однородные общественные отношения в сфере государственного управления.

Общая часть включает в  себя такие правовые институты, как: 

  • административно-правовой статус индивидуальных субъектов;
 
  • административно-правовой статус государственных органов;
 
  •  административно-правовой  статус иных коллективных субъектов;
 
  •  формы  и методы государственного управления;
 
  • способы обеспечения  законности и дисциплины в государственном  управлении;
 
  • административное  принуждение;
 
  • административная  ответственность;
 
  •  административно-процессуальное  право (в отдельных учебниках  по административному праву данный  институт часто называют «административный  процесс»).
 

Особенная часть состоит  из таких основных правовых институтов: 

  • управление  в экономической сфере;
 
  • управление в социально-культурной сфере;
 
  • управление  в административно-политической сфере.
 
 
  1. Способы защиты прав граждан в сфере государственного управления.
 
 
  1. Дисциплинарная  ответственность по нормам административного  права.
 

Дисциплинарная  ответственность — это наложение дисциплинарных взысканий субъектами дисциплинарной власти на основе правовых норм на подчиненных им членов устойчивых коллективов за дисциплинарные проступки и иные правонарушения.

Дисциплинарная  ответственность  по административному  праву      

1) дисциплинарная  ответственность наступает, как  правило, за дисциплинарный проступок,  но может наступить и за  совершение иных правонарушений (например, на основании ст. 16 КоАП  РСФСР) и даже порочащих действий. Так, ст. 26 Закона РФ «О статусе  военнослужащих» устанавливает: «За проступки, связанные с нарушением воинской дисциплины, норм морали и воинской чести, военнослужащие несут дисциплинарную ответственность...»; 

2) она состоит  в применении карательных санкций  — дисциплинарных взысканий; 

3) право на  ее осуществление принадлежит субъектам линейной власти; она, как правило, реализуется в рамках линейной власти, в отношении линейно подчиненных руководителю членов коллектива;

На основе административно-правовых норм к дисциплинарной ответственности  могут привлекаться десятки миллионов лиц — милитаризованные служащие, обучающиеся (учащиеся, студенты, аспиранты и др.) и лица, свобода которых ограничена в административном порядке.

4) основания  и порядок наступления дисциплинарной  ответственности регулируются различными отраслями права, а в рассматриваемых нами случаях дисциплинарная ответственность урегулирована административным правом (Дисциплинарным уставом Вооруженных сил РФ и другими актами).

На основе административно-правовых норм к дисциплинарной ответственности могут привлекаться десятки миллионов лиц — милитаризованные служащие, обучающиеся (учащиеся, студенты, аспиранты и др.) и лица, свобода которых ограничена в административном порядке. 

  1. Понятие и виды государственных служащих.
 

Государственный служащий -  это гражданин РФ, осуществляющий профессиональную, служебную деятельность на должности государственной службы и получающий денежное содержание за счет средств федерального бюджета и бюджета РФ.

Административно – правовой статус государственных  служащих определяется их правами и обязанностями. 

  1. Полномочия  Правительства РФ.
 

Правительство Российской Федерации осуществляет свою деятельность на основе Конституции  Российской Федерации, федеральных  конституционных законов, федеральных  законов и нормативных указов Президента Российской Федерации (глава 3 Закона «О Правительстве Российской Федерации»). 

На основании  статьи 114 Конституции Российской Федерации  Правительство осуществляет следующие  полномочия:

  • разрабатывает и представляет Государственной Думе федеральный бюджет и обеспечивает его исполнение; представляет Государственной Думе отчёт об исполнении федерального бюджета; представляет Государственной Думе ежегодные отчеты о результатах своей деятельности, в том числе по вопросам, поставленным Государственной Думой
  • обеспечивает проведение в государстве единой финансовой, кредитной и денежной политики;
  • обеспечивает проведение единой государственной политики в области культуры, науки, образования, здравоохранения, социального обеспечения, экологии;
  • осуществляет управление федеральной собственностью;
  • осуществляет меры по обеспечению обороны страны, государственной безопасности, реализации внешней политики государства;
  • осуществляет меры по обеспечению законности, прав и свобод граждан, охране собственности и общественного порядка, борьбе с преступностью;
  • осуществляет иные полномочия, возложенные на него Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, указами Президента Российской Федерации.

Информация о работе Шпаргалка по "Административному праву"