Шпаргалка по "Административному праву"

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Февраля 2012 в 21:58, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на экзаменационные вопросы по дисциплине "Административное право".

Работа содержит 1 файл

административное право.doc

— 199.00 Кб (Скачать)
 

На основании  и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных законов, нормативных указов Президента Российской Федерации Правительство издает постановления и распоряжения, обеспечивает их исполнение. Подзаконные постановления и распоряжения Правительства обязательны к исполнению в Российской Федерации. Постановления и распоряжения Правительства в случае их противоречия Конституции Российской Федерации, федеральным законам и указам Президента Российской Федерации могут быть отменены Президентом Российской Федерации. 

  1. Права и  обязанности государственных служащих.
 

Права :

Установленные Федеральным законом «О государственной  гражданской службе Российской Федерации» и иными законами о соответствующем  виде государственной службы права  го­сударственного служащего можно  разделить на три группы: 

  • права, обеспечивающие уяснение служащим своего правового статуса и его правовую защиту -
 
  • права, способствующие непосредственному выполнению служебных обязанностей
 
  • права, содействующие  усилению должностной активности государственного служащего, реализации принадлежащих ему конституционных прав и свобод и обеспечивающие социальные гарантии служащего .
 

     обязанности :

      Обязанности государственного служащего характеризуют сущность его служебной деятельности, ибо государство (государственный орган) принимает на работу гражданина главным образом в целях возложения на него соответствующих должностных обязанностей. Неисполнение либо ненадлежащее исполнение государственными служащими своих обязанностей, а также нарушение ими правил установленных административных процедур являются основаниями возникновения их конфликтов с гражданами. 

 Круг общих  (основных) обязанностей государственного  служащего сводится к следующему: 

  • Обеспечение поддержки конституционного строя  и соблюдения Конституции РФ, реализации федеральных законов и законов субъектов РФ, в том числе регулирующих сферу его полномочий.
 
  • Добросовестное  исполнение должностных обязанностей; соблюдение установленных в государственном  органе правил служебного распорядка, порядка обращения со служебной  информацией; выполнение должностных инструкций. Государственный служащий обязан исполнять должностные обязанности в соответствии с должностным регламентом.
 
  • Обеспечение соблюдения и защиты прав и законных интересов граждан.
 
  • Исполнение  приказов, распоряжений и указаний вышестоящих в порядке подчиненности руководителей, отданных в пределах их должностных полномочий, за исключением заведомо незаконных (или неправомерных) поручений.
 
  • Поддержание уровня квалификации, достаточного для  исполнения своих должностных обязанностей.
 
  • Соблюдение норм служебной этики.
 
  • Хранение  государственной тайны и иной охраняемой законом тайны, а также  неразглашение ставших известными государственному служащему в связи  с исполнением им своих должностных  обязанностей сведений, затрагивающих  частную жизнь, честь и достоинство граждан.
 
  • Своевременное рассмотрение в пределах своих должностных  обязанностей обращений граждан  и общественных объединений, а также  предприятий, учреждений и организаций, государственных органов и органов  местного самоуправления и принятие по ним решений в порядке, установленном федеральными законами и законами субъектов РФ.
 

 Существуют  также должностные обязанности,  которые присущи конкретному  виду государственной службы  и конкретной занимаемой должности.  Они регламентированы в должностных инструкциях, а также локальных нормативных актов того учреждения, в котором проходит службу государственный служащий. 

Таким образом, мы видим, что обязанности госслужащего являются логичным продолжением его  прав и в совокупности с ними делают возможным сделать систему государственного управления более эффективной. 

  1. Виды федеральных  органов исполнительной власти.
 

Органы исполнительной власти различаются по содержанию и  конкретной направленности своей деятельности. Возможно их подразделение на следующие видовые группы. 

1. По территориальному масштабу деятельности, во многом определяемому федеративным устройством Российской Федерации, можно выделить федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации. В последнее время органы субъектов Федерации все чаще обобщенно называют региональными. 

Местных органов  исполнительной власти сейчас официально не существует (т.е. на территории районов, городов, поселков и т.п.), так как  все они действуют в системе  местного самоуправления, т.е. не являются государственными органами. Тем не менее их нельзя полностью игнорировать в качестве исполнительных органов. 

Территориальными  являются органы, создаваемые федеральными органами исполнительной власти на территории субъектов Федерации (например, управления, инспекции и т.п.). Они не входят, однако, в систему органов исполнительной власти соответствующих субъектов Федерации. 

Наконец, возможно образование межтерриториальных исполнительных органов, т.е. действующих на территории нескольких регионов. Это характерно для организации управления транспортом (например, железные дороги), обороны (например, военные округа) и т.п. 

В качестве местных  исполнительных органов можно рассматривать  администрацию государственных  предприятий и учреждений, конечно, при условии учета особенностей принадлежащих администрации полномочий. 

2. По характеру компетенции различаются органы исполнительной власти: 

  • общей компетенции, т.е. осуществляющие функции и полномочия, распространяющиеся на все или на большинство участков государственно-управленческой деятельности. Это наиболее значимые органы: правительства, администрации субъектов Российской Федерации;
 
  • отраслевой  компетенции, т.е. осуществляющие функции  и полномочия в границах порученных им отраслей управления (например, железнодорожным транспортом, внутренними делами и т.п.). Как правило, это министерства, федеральные службы, аналогичные им органы в субъектах Федерации;
 
  • межотраслевой компетенции, т.е. осуществляющие функции  и полномочия по отнесенным к их ведению специальным вопросам, общим для всех или нескольких отраслевых систем (например, координация по вопросам стандартизации, охране окружающей среды и т.п.). Это и государственные комитеты, и министерства, и некоторые федеральные службы. Все зависит от того, какие конкретно функции и полномочия закреплены за данным органом;
 
  • смешанной компетенции, т.е. осуществляющие свои функции и полномочия как в  отраслевом, так и в межотраслевом  масштабах. В большинстве случаев  именно такого рода компетенция' характерна для федеральных органов исполнительной власти различных организационно-правовых форм.
 

3. По порядку и способам образования выделяются органы исполнительной власти: 

  • образуемые  главами государств. Так, Президент  РФ фактически формирует Правительство РФ, образует федеральные органы исполнительной власти. Аналогичны полномочия президентов республик, входящих в состав РФ;                        
 
  • образуемые  органами законодательной (представительной) власти. Такой порядок предусмотрен конституциями некоторых республик. Например, в Республике Дагестан правительство образуется Государственным Советом;                
 
  • образуемые  самими органами исполнительной власти. Так, Федеральным конституционным  законом «О Правительстве Российской Федерации» предусмотрена возможность образования им органов при Правительстве (сейчас, например, в качестве федерального органа исполнительной власти действует Государственная хлебная инспекция при Правительстве РФ). Кроме того, федеральные органы исполнительной власти могут создавать свои внутриотраслевые территориальные органы.
 
  • в отдельных  случаях наблюдается способ избрания. Однако он не имеет отношения к  образованию самих органов исполнительной власти, так как избираться могут  лишь руководители некоторых из них.
 

4. По порядку разрешения подведомственных вопросов различают: 

  • коллегиальные органы, в которых основные вопросы  компетенции решаются по большинству  членов данного органа (например, коллегиальными являются государственные комитеты и федеральные комиссии); естественно, коллегиальными являются и правительства;
 
  • единоначальные  органы, в которых полномочия решать основные вопросы сосредоточены  в руках руководителя (все остальные  органы).
 

5. По организационно-правовым формам, что находит свое выражение прежде всего в их наименовании. В настоящее время действуют следующие органы исполнительной власти: правительства; министерства; государственные комитеты; федеральные комиссии; федеральные службы; федеральные надзоры; российские агентства. Это федеральный уровень. Но и на региональном уровне практически действуют органы, совпадающие по наименованию с первыми тремя их видами.

  1. Ответственность государственных служащих.
 

Законодательство  Российской Федерации предусматривает, когда это необходимо, юридическую  ответственность, а именно дисциплинарную, материальную, административную, уголовную и гражданско-правовую. Ответственность выражается в применении тех или иных мер наказания, взысканий, мер имущественного характера за виновное совершение правонарушения, т.е. за такие действия (бездействие), которые законодательством признаны запрещенными и вредными. Правонарушения делятся на преступления и проступки (деликты). 

Дисциплинарная  ответственность — это применение мер дисциплинарного воздействия в порядке служебного подчинения за совершение дисциплинарного проступка или за другие неправомерные действия, не преследуемые в уголовном порядке.

Привлечение к  дисциплинарной ответственности существенно  затрагивает права государственных  служащих и влечет неблагоприятные  для них правовые последствия. Поэтому оно строго регламентируется нормативными правовыми актами.

Основания ответственности, виды дисциплинарных взысканий, права  органов исполнительной власти и  руководителей по наложению этих взысканий, а также порядок их применения и обжалования с учетом конкретных условий и вида государственной службы устанавливаются только федеральными нормативными правовыми актами: федеральными законами, уставами и положениями о дисциплине. Правом регулировать вопросы дисциплинарной ответственности субъекты Федерации не обладают.

Наиболее серьезными должностными проступками являются те из них, которые приводят к нарушению  или неисполнению федеральных законов, указов Президента и решений судов.

Материальная  ответственность государственного служащего наступает за неправомерные действия (бездействие), в результате которых причинен материальный ущерб государству. Ответственность выражается в возмещении государственным служащим причиненного им имущественного ущерба. Возмещение этого ущерба производится независимо от привлечения его к дисциплинарной, административной или уголовной ответственности за действия или бездействие, которыми причинен ущерб нанимателю.

Административная  ответственность — это применение судьями, органами и должностными лицами установленных государством мер административного наказания к физическим и юридическим лицам за совершение административных правонарушений.

Это выражается в принудительном характере воздействия  на правонарушителей, отрицательной  оценке их поведения и наступлении  неблагоприятных для них последствий, а также в общей цели, которую  преследуют все виды правовой ответственности  — воспитание правонарушителей и предупреждение правонарушений. 

Информация о работе Шпаргалка по "Административному праву"