Шпаргалка по "Административному праву"

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Февраля 2012 в 21:58, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на экзаменационные вопросы по дисциплине "Административное право".

Работа содержит 1 файл

административное право.doc

— 199.00 Кб (Скачать)
  1. Федеральные министерства, федеральные агентства, федеральные службы.
 

Федеральным министерством в России называется федеральный орган исполнительной власти по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в установленной актами Президента РФ и Правительства РФ сфере деятельности. 

Федеральное министерство возглавляется входящим в состав Правительства РФ министром РФ. Федеральное  министерство на основании и во исполнение Конституции РФ, федеральных конституционных актов, федеральных законов, актов Президента РФ и правительства РФ самостоятельно осуществляет правовое регулирование в установленной сфере деятельности, за исключением вопросов, правовое регулирование которых в соответствии с вышеназванными актами осуществляется исключительно федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента РФ и правительства РФ. 

Федеральное министерство в установленной сфере деятельности не вправе осуществлять функции по контролю и надзору, а также функции по управлению государственным имуществом, кроме случаев, устанавливаемых указами Президента РФ или постановлениями Правительства РФ.

Федера́льное  аге́нтство — разновидность федеральных органов исполнительной власти России. Основные функции — правоприменение, оказание государственных услуг, управление государственным имуществом. Статус федеральных агентств упорядочен в 2004 в результате административной реформы. Большинство федеральных агентств находятся в ведении соответствующих федеральных министерств, но некоторые напрямую подчиняются Президенту или Правительству России. 

  1. Ограничения государственных служащих.
 

Ограничения, связанные  с гражданской службой 

Гражданин не может  быть принят на гражданскую службу, а гражданский служащий не может находиться на гражданской службе в случае:

1) признания  его недееспособным или ограниченно  дееспособным решением суда, вступившим  в законную силу;

2) осуждения  его к наказанию, исключающему  возможность исполнения должностных  обязанностей по должности государственной службы (гражданской службы), по приговору суда, вступившему в законную силу, а также в случае наличия не снятой или не погашенной в установленном федеральным законом порядке судимости;

3) отказа от  прохождения процедуры оформления  допуска к сведениям, составляющим государственную и иную охраняемую федеральным законом тайну, если исполнение должностных обязанностей по должности гражданской службы, на замещение которой претендует гражданин, или по замещаемой гражданским служащим должности гражданской службы связано с использованием таких сведений;

4) наличия заболевания,  препятствующего поступлению на  гражданскую службу или ее  прохождению и подтвержденного  заключением медицинского учреждения. Порядок прохождения диспансеризации,  перечень таких заболеваний и форма заключения медицинского учреждения устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти;

5) близкого родства  или свойства (родители, супруги,  дети, братья, сестры, а также братья, сестры, родители и дети супругов) с гражданским служащим, если замещение должности гражданской службы связано с непосредственной подчиненностью или подконтрольностью одного из них другому;

6) выхода из  гражданства Российской Федерации  или приобретения гражданства другого государства;

7) наличия гражданства  другого государства (других государств), если иное не предусмотрено  международным договором Российской  Федерации; 

8) представления  подложных документов или заведомо  ложных сведений при поступлении на гражданскую службу;

9) непредставления  установленных настоящим Федеральным  законом сведений или представления  заведомо ложных сведений о  доходах, об имуществе и обязательствах  имущественного характера; 

10) несоблюдение  ограничений, нарушение запретов и неисполнение обязанностей, установленных Федеральным законом "О противодействии коррупции".

Иные ограничения, связанные с поступлением на гражданскую  службу и ее прохождением, за исключением  ограничений, указанных в части 1 настоящей статьи, устанавливаются федеральными законами.

Ответственность за несоблюдение ограничений, предусмотренных  частью 1 настоящей статьи, устанавливается  настоящим Федеральным законом  и другими федеральными законами. 

  1. Органы  исполнительной власти субъектов РФ.
 

Глава III. Органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации 

Статья 17. Система органов  исполнительной власти субъекта Российской Федерации 

1. В субъекте  Российской Федерации устанавливается  система органов исполнительной  власти во главе с высшим  исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, возглавляемым руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации. 

2. Конституцией (уставом) субъекта Российской  Федерации может устанавливаться должность высшего должностного лица субъекта Российской Федерации. Высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации возглавляет высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации. 

3. В соответствии  с Конституцией Российской Федерации в пределах ведения Российской Федерации и полномочий Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации образуют единую систему исполнительной власти в Российской Федерации. 

  1. Правовые  акты управления: понятия, виды, юридическое  значение.
 

Актом управления признается подзаконное, официальное решение, принятое органом исполнительной власти в односторонне-властном порядке и с соблюдением установленной процедуры по тому или иному вопросу, отнесенному к его компетенции, облегченное в предусмотренную законом форму и порождающее юридические последствия.

Виды  правовых актов управления классифицируются:

  • по юридическим свойствам;
  • по органам, издающим акты, и их компетенции;
  • по наименованию актов;
  • по территории и сроку их действия.

По юридическим  свойствам правовые акты, подразделяются на:

  • нормативные
  • индивидуальные
 
  1. Федеральные ведомства: понятие, виды, функции.
 
  1. Прохождение государственной службы.
 

Прохождение государственной  службы включает несколько  этапов. 

  • Поступление на госслужбу.

Законодательством установлен принцип равного доступа  к государственной службе. Право  поступления на государственную службу имеют граждане РФ не моложе 18лет, владеющие государственным языком. Определенные требования предъявляются к уровню подготовки, стажу, возрасту, здоровью. Предусматривается перечень ситуаций, когда гражданин не может быть призван на государственную службу: недееспособность, ограниченная дееспособность; решение суда, запрещающее занимать определенные должности; наличие заболевания, препятствующего исполнению должностных обязанностей; близкое родство или свойство с государственным служащим, если их государственная служба связана с непосредственной подчиненностью или подконтрольностью одного другому; наличие гражданства иностранного государства и др.

  • Прохождение госслужбы.

При прохождении  государственной службы на гражданина распространяются нормы трудового права с особенностями, установленными Федеральным законом о госслужбе. Так, закон устанавливает в качестве обязательного требования прохождение госслужащим аттестации не чаще одного раза в два года, но не реже одного раза в четыре года. 

  • Прекращение госслужбы.

Законодательство  предусматривает расширенный по сравнению с трудовым законодательством  перечень оснований для увольнения госслужащего по инициативе руководителя государственного органа. Так, кроме  оснований, предусмотренных ТК РФ, руководитель может уволить госслужащего в следующих случаях:

  1. достижение госслужащим предельного возраста нахождения на госслужбе (он установлен в 60 лет);
  2. прекращение гражданства Российской Федерации;
  3. несоблюдение обязанностей и ограничений, установленных для госслужащего;
  4. разглашение государственной и иной охраняемой законом тайны;
  5. возникновение обстоятельств, препятствующих поступлению на госслужбу.
 
  1. Понятие и особенность административно  – правовых норм.
 

Административно-правовая норма – это нормативно-правовые, регулирующие отношения в сфере государственного управления, а также отношения управленческого характера, возникающие в процессе осуществления государственной деятельности.

Норма права  по своему юридическому значению есть определенное правило поведения, соблюдение которого гарантируется различного рода организационными, разъяснительными и стимулирующими средствами, а также применением в отношении тех, кто его не соблюдает, мер юридического принуждения (дисциплинарная, административная, материальная, уголовная ответственность). Подобные качества в полной мере присущи административно-правовым нормам.

К особенностям административно-правовых норм относятся:  

  •  административно-правовые  нормы преследуют цель обеспечения  должной упорядоченности организации  и функционирования, как всей системы исполнительной власти (государственного управ­ления), так и ее отдельных звеньев, рационального их взаимодействия;
  • административно-правовые нормы определяют тот или иной вариант должного, то есть, соответствующего интересам правового государства, поведения всех лиц и организаций, действующих непосредственно в сфере государственного управления и выполняющих тот или ; иной объем его функций (например, администрация края, области), либо тем или иным образом затрагивающих своими действиями интересы этой сферы (например, общественные объединения, граждане). Должное поведение предполагает, какие действия можно совершать (дозволения), от каких следует воздержаться (запреты), какие совершать необходимо (предписания). В этом и выражается по существу управляющее воздействие на поведение;
  • административно-правовые нормы, действуя в сфере государственного управления, прежде всего и главным образом предназначены для обеспечения эффективной реализации конституционного на­значения механизма исполнительной власти, т.е. исполнения, проведения в жизнь требований законов Российской Федерации. Тем самым они выражают сущность исполнительной ветви единой государствен­ной власти;
  • административно-правовые нормы, определяя границы должного поведения в сфере государственного управления, служат интересам установления и обеспечения прочного режима законности и госу­дарственной дисциплины в общественных отношениях, возникающих в процессе государственно-управленческой деятельности;
  • административно-правовые нормы в отличие от многих других отраслей российского права имеют свои собственные юридические средства защиты от посягательств на них (невыполнение, недобросовестное выполнение их требований и т.п.). Имеется в виду административная ответственность, как правило, наступающая во внесудебном порядке.
  • административно-правовые нормы во многих случаях могут выступать в роли регулятора иных общественных отношений, а не только их защитника. Так, с их помощью обеспечивается урегулирование финансовых, земельных, трудовых и иных отношений; именно на их основе определяется порядок взимания налогов, сборов, осуществляется государственный контроль за соблюдением налогового, природоохранного, трудового законодательства, устанавливаются основные организационные начала предпринимательской деятельности и т.п.;
  • административно-правовые нормы достаточно часто устанавливаются непосредственно в процессе реализации исполнительной власти и непосредственно ее субъектами.

Информация о работе Шпаргалка по "Административному праву"