Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2011 в 00:43, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы к зачету по дисциплине "Административное право".
Следующим видом
классификации административно-
а) обязывающие,
т.е. содержащие юридически властное предписание
на обязательное совершение определенных
действий, предусмотренных данной нормой.
Например, при приеме на работу государственного
служащего руководитель исполнительного
органа обязан издать приказ; возникающее
коммерческое объединение обязано пройти
регистрацию в органах юстиции и т.п.;
б) запрещающие,
т.е. содержащие юридически властное предписание,
запрещающее совершение определенных
действий, предусмотренных данной нормой.
Запрещающий характер носят прежде всего
административно-правовые нормы, в которых
предусматриваются составы административных
правонарушений;
в) уполномочивающие,
или дозволительные, т.е. такие административно-
В силу этого
нет оснований
Однако невозможно
роль права свести исключительно
к установлению юридических запретов.
Вот почему административно-правовые
нормы разрешают определенную свободу
выбора того или иного варианта поведения,
но непременно в рамках условий, установленных
конкретной нормой.
Так, при осуществлении
государственного надзора соответствующие
контрольно-надзорные органы (должностные
лица) не вправе «изобретать» те или иные
меры административного воздействия
на нарушителей действующих в данной области
правил. Они самостоятельны только в выборе
одной из предусмотренных административно-правовыми
нормами мер такого воздействия. В их числе:
требование устранить обнаруженные нарушения,
ограничение, приостановление или прекращение
работы поднадзорного объекта; предъявление
иска в арбитражный суд; отзыв лицензии;
привлечение виновных к административной
ответственности и т.п. Использование
такого рода полномочий является юридической
обязанностью этих органов, уклониться
от выполнения которой они не вправе;
г) стимулирующие,
т.е. такого рода нормы, в которых
закреплены соответствующие средства
материального или морального воздействия
на участников управленческих отношений
с целью обеспечить их должное поведение.
С помощью таких норм, например, устанавливаются
налоговые льготы, применяются меры материального
поощрения и т.п. Как правило, данные меры
сопутствуют прямым предписаниям или
запретам.
Административно-правовые
нормы могут, далее, квалифицироваться
и по признаку адресата. Соответственно
можно выделить нормы, регламентирующие:
• административно-правовой
статус граждан;
• организацию
и деятельность органов исполнительной
власти;
• правовое положение
государственных служащих;
• основы функционирования
государственных предприятий и
учреждений;
• отдельные
стороны организации и
• административно-правовой
статус общественных объединений.
Возможны и
некоторые иные виды классификации
административно-правовых норм. Например,
с учетом федеративного устройства
Российской Федерации различен масштаб
действия этих норм: нормы, устанавливаемые
на федеральном уровне, и нормы, устанавливаемые
на уровне субъектов Федерации. По объему
регулирования управленческих отношений
можно различать общие, межотраслевые,
отраслевые и местные нормы. Наконец,
административно-правовые нормы могут
распространяться на нижестоящие звенья
механизма исполнительной власти, т.е.
иметь внутрисистемный характер либо
иметь общеобязательный характер, т.е.
распространяться на все виды участников
регулируемых управленческих отношений,
либо быть адресными, т.е. регулировать
деятельность отдельных участников этих
отношений (например, положения о различных
видах государственного надзора и контроля).
12.Способы
реализации административно-
Реализация административно-
формами (способами)
реализации норм административного права
являются: 1) соблюдение; 2) исполнение;
3) использование; 4) применение.
Реализация административно-правовых
норм в форме соблюдения [Соблюдение] характеризуется
добровольным подчинением субъекта права
требованиям административно-правовых
норм. Сущность данной формы состоит в
воздержании субъекта от совершения действий,
запрещенных нормами. Таким образом, соблюдением
может осуществляться без вступления
субъекта в конкретные административно-правовые
отношения.
реализация административно-правовых
норм в форме исполнения [Исполнение] заключается
в активных правомерных действиях субъектов
права по выполнению предписаний, содержащихся
в этих нормах. В отличие от соблюдения
исполнение характеризуется активным
поведением субъекта. В определенных случаях
пассивное поведение может рассматриваться
как упущение, недобросовестность, халатность,
неправомерное поведение субъекта. В определенных
случаях пассивное поведение может рассматриваться
как упущение, недобросовестность, халатность,
неправомерное поведение.
Использование
[Использование] как форма реализации
административно-правовых норм состоит
в добровольном совершении субъектами
права правомерных действий, которые
связаны с осуществлением субъективных
прав в сфере управления.
В отличие от
других форм реализации права применение
[Применение] всегда носит активный,
творческий, государственно-властный,
организующий характер, осуществляется
компетентными органами в установленном
законодательством
13.Понятие
и особенности административно-правовых
отношений
Административно-правовые
отношения представляют собой разновидность
правовых отношений, отличающихся по характеру,
юридическому содержанию, по их участникам.
Они обладают всеми основными
признаками любого правового отношения:
- первичность
правовых норм, вследствие чего
правоотношение есть результат
регулирующего воздействия на
данное общественное отношение
данной правовой нормы,
- регламентация
правовой нормой действий (поведения)
сторон этого отношения;
- установление
их юридической
Соответственно,
административно-правовое отношение -
урегулированное
1) возникают
в процессе государственного
управления;
2) имеют в
качестве обязательного
3) являются отношениями
власти-подчинения и
Вторая концепция
административно-правовых отношений:
1) возникают
в сфере государственного
2) могут иметь
место между всеми субъектами
административного права в
3) делятся по
соотношению прав и
Несмотря на
некоторые различия в понимании
сущности административно-правовых отношений,
можно отметить общий недостаток,
свойственный обеим концепциям: в
них ничего не говорится о таком
фундаментальном признаке этих отношений,
как важность установления гарантии
судебной защиты прав и интересов
граждан по отношению к управлению.
Этот недостаток вытекает в отсутствие
правового режима административно-правовых
отношений, отсутствие режима обеспечения
правовой защиты граждан по отношению
к управлению (исполнительной власти).
Бахрах Д.Н. Важные вопросы науки административного
права // Государство и право, 1993, № 2, с.
38.
Особенности административно-правовых
отношений состоят в следующем:
1. Широко распространено
мнение, что административно-правовые
отношения в отличие от всех
других (особенно - гражданско-правовых)
являются властеотношениями, построенными
на началах «власть - подчинение». Именно
этот их признак является главным, поскольку
предопределен важнейшими приоритетами
государственно-управленческой деятельности;
2. Сущность государственно-
3. Административные
правоотношения, как и все другие
правоотношения, имеют свой объект.
Его понимание связано с
4. Административно-правовые
отношения (по своей сути
5. Сфера государственного
управления - поле практической