Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Марта 2013 в 18:52, доклад
Коррупция – универсальное социальное явление. Оно свойственно обществу на всех этапах его развития и различным сегментам общественной жизни. Подобная универсальность феномена обусловливает разнообразие его видов. Коррупция в сфере предоставления нотариальных услуг почти ничем не отличается от коррупции в других сферах.
Если в нотариальной конторе выстроилась очередь, а в её хвосте клиент судорожно записывает, что он – 65-й по счету, вероятнее всего, мы обнаружим в этой нотариальной конторе коррупцию как средство сокращения временных издержек (speed-money), а также коррупцию как средство доступа к дефицитной услуге. Ведь что такое очередь, как не показатель дефицитного характера услуги.
ГЛАВА 1. НОТАРИАТ И КОРРУПЦИЯ 3
1.1. Разнообразие видов коррупции и нотариат 3
1.2. Почему коррупция в нотариате опасна 4
ГЛАВА 2. АЛЬТЕРНАТИВНЫЕ СПОСОБЫ ОРГАНИЗАЦИИ НОТАРИАТА И КОРРУПЦИЯ 4
2.1. Коррупция и государственный нотариат 4
2.2. Модернизация нотариата в контексте административной реформы 7
2.3. Англосаксонский вариант организации нотариата 11
2.4. Внебюджетный нотариат 13
2.4.1. Квазирыночный внебюджетный нотариат 16
2.4.2. Регулируемый внебюджетный нотариат 30
ГЛАВА 3. НОТАРИАТ И ТЕНЕВАЯ ЭКОНОМИКА 34
ГЛАВА 4. НОТАРИАТ И ТЕНЕВАЯ ЮСТИЦИЯ 45
Согласно второму подходу, необходимо оставить текущее положение дел неприкосновенным. «Утверждение о том, что вся проблема в отсутствии в Гражданском кодексе нужной записи, от которой зависит судьба и положение нотариата, достаточно наивно»11. Главное, с точки зрения авторов, придерживающихся этой позиции – в культуре гражданского оборота. Конкурентный гражданский оборот способствует тому, что даже если нет обязательного нотариального удостоверения сделок с недвижимостью, как в Австрии и Франции, люди все равно идут к нотариусу, поскольку он имеет непререкаемый авторитет и квалификацию. Он предоставляет гарантии и надежность сделкам. Поэтому к нему обращаются без принуждения (такая практика существует и в России). Однако надежда на повышение культуры гражданского оборота представляются довольно наивной. В странах с низким уровнем правовой культуры, с особым типом экономической ментальности, выражаемой в общем недоверии к нотариусам, ждать повышения уровня культуры гражданского оборота означало бы попустительствовать криминализации сделок с недвижимостью.
Сторонники третьего подхода полагают, что государственная регистрация и обязательное нотариальное удостоверение вполне уживутся друг с другом. Но при этом необходимо разграничить полномочия регистратора и нотариуса. Один из вариантов разграничения: регистрация носит исключительно информационный аспект. Причем обязанность уведомить орган регистрации возлагается на нотариуса. Заключая договор купли-продажи недвижимости, стороны получают от нотариуса и нотариально заверенные нотариусом документы, и свидетельство о государственной регистрации. Таким образом, сдерживается рост транзакционных издержек заключения сделок с недвижимостью, а также коррупция в регистрационных органах. Ведь, во-первых, регистрация носит исключительно информационный характер; во-вторых, подобная схема не предполагает контакта потенциального взяткодателя (гражданина, обращающегося к регистратору) и потенциального взяткополучателя (регистратора), без которого коррупция невозможна.
На наш взгляд, целесообразно:
Особенность института нотариата состоит в том, что одна из его существенных сторон деятельности никак не зафиксирована в законе или ином нормативно-правовом акте. Она возникает в ходе практического функционирования этого института. Речь идет о функции предварительного правосудия, то есть предотвращения судебных разбирательств со всеми вытекающими из этого последствиями – сокращением издержек хозяйствующих субъектов, разгрузкой судов с последующей минимизацией судебной коррупции.
В контексте настоящей работы необходимо
выделить еще один эффект действия
нотариата как института
Альтернативные юрисдикционные институты
Согласно представлениям
теоретиков институционализма, социальные
отношения по урегулированию споров
представляет собой рынок, где на
стороне предложения выступают
конкурирующие между собой
- суды;
- нотариусы;
- криминальные группировки,
предоставляющие «крышу» и
Выбор альтернативных институтов урегулирования споров будет диктоваться сравнением издержек обращения к тому или иному институту. Иными словами, согласно институциональной теории предприниматель будет выбирать тот или иной механизм разрешения споров, оценивая цену подчинения закону и цену доступа к закону (суды и нотариат) или цену внелегальности (криминальные группировки).
Цена доступа к закону включает в себя государственную пошлину (или нотариальный тариф), различного рода дедвейт-издержки (стояние в очереди, риск обжалования исполнительной надписи, риск отмены судебного приказа и т.д.).
Цена внелегальности состоит из риска неисполнения оплаченного криминального действия по взысканию долга, издержек исключительно двухстороннего характера сделки и т.д. Превышение цены доступа к закону цены внелегальности приведет к укреплению позиций теневой юстиции.
Источник: Олейник А. Институциональная экономика. Тема 6. Внелегальная экономика. Вопросы экономики, 1999, №6; Скобликов П. Имущественные споры и криминал в современной России. М. Дело, 2001.
В этом контексте теневая и
В настоящее время у кредитора есть три варианта взыскания долга:
Рассмотрим издержки обращения к формальным способам взыскания долга. Институт судебного приказа в гражданском процессе появился с 1995 года. Взыскание может производиться как по исполнительной надписи, так и по судебному приказу в двух случаях: нотариально удостоверенный договор и письменный договор. Сравнению издержек за доступ к закону при обращении к нотариусу или в суд посвящена таблица № 3.
Нотариат |
Суд | |
Денежные издержки |
1% от суммы сделки |
2,5% от суммы сделки |
Время |
Несколько часов |
Пять дней (плюс издержки на очередь к судье и вероятную задержку сроков) |
Оцениваемая эффективность действия |
Невысокая |
Невысокая |
Таблица № 3 показывает, что издержки нотариальной формы истребования задолженности гораздо меньше судебных. Следовательно, институт исполнительной надписи нотариуса способен сыграть существенную роль в минимизации теневой юстиции.
Однако, дизайн процедуры исполнительной надписи, закрепленный в российском законодательстве, не оптимален, что заставляет кредиторов обращаться к альтернативным способам взыскания задолженности.
Во-первых, исполнительная надпись нотариуса не включена в ст.7 Федерального закона от 21 июля 1997 г. «Об исполнительном производстве», которая содержит перечень документов, на основании которых производится принудительное судебными приставами-исполнителями. Данный список содержит:
Поскольку список numerus clauses, следовательно, исполнительная надпись нотариуса не входит в число таких документов.
Департамент судебных приставов Минюста РФ в Письме от 26 марта 1998г. предложил не принимать к исполнению исполнительные надписи нотариусов, так как они «являются исполнительным документом только для добровольного исполнения между взыскателем и должником». Подобное положение существенного ограничивает возможности нотариуса по истребованию долгов. Это, в свою очередь, ведет к расширению сферы теневой юстиции.
Судебная практика по делам, когда судебные приставы отказываются исполнять надпись нотариуса, различны. Одни говорят, что тем самым приставы поступили правильно, другие – что нет.
Во-вторых, исполнительная надпись нотариуса осуществляется исключительно в отношении тех документов, которые предусмотрены в «Перечне документов, по которым взыскание задолженности производится в бесспорном порядке на основании исполнительных надписей». Данный акт был утвержден в 1976 году и в настоящее время создает больше проблем, чем их решает.
Так, нотариусы постоянно испытывают затруднение при применении нормы, определяющей условие совершения исполнительных надписей по кредитным договорам, договорам о залоге. Действительно, определить на основании кредитного договора и заверенной взыскателем выписки из лицевого счета должника с указанием суммы задолженности бесспорность задолженности в современных условиях, характеризующихся развитой структурой банковских учреждений, представляется проблематичным. Поэтому практически все исполнительные надписи по такого рода документам обжалуются в суд, что в итоге приводит к дополнительным потерям времени.
Таким образом, вместо сокращения транзакционных издержек, связанных с взысканием задолженности, обращение к нотариусу как институту взыскания влечет дополнительные потери субъектов имущественного оборота и стимулирует их обращение к теневым механизмам урегулирования конфликтов.
В-третьих, предпринимаются попытки снизить тариф за осуществление исполнительной надписи с 1% до 0,5%. С одной стороны, уменьшение тарифа совершения исполнительной надписи должно привести к сокращению издержек доступа к закону. Тем самым, формальные институты будут более конкурентоспособными в сравнении с теневой юстицией.
Однако дело в том, что институт бесспорного взыскания вступает в противоречие с положением ч.3 ст.35 Конституции РФ, согласно которому никто не может быть лишен имущества иначе как по решению суда. Судебная практика подтверждает реальное действие этой нормы Конституции: имели место случаи, когда должники предъявляли иски к нотариусам и оспаривали произведенные ими надписи.
Снижение размера пошлины ниже 1% в этом контексте приведет к тому, что рынок услуг по легальному взысканию долгов просто не возникнет: нотариусы не будут заинтересованы в осуществлении рискованных нотариальных действий.
Иными словами, понижение цены доступа к закону, доступа к легальным процедурам приводит к атрофии легального рынка этих услуг. Государство, установив цену ниже равновесной, искусственно создает дефицит на данном сегменте рынка и толкает предпринимателей и граждан в руки криминальным группировкам, которые и предоставляют услуги по взысканию долгов.
Подобные действия будут приводить к тому, что криминальный бизнес по выбиванию долгов не только не исчезнет, но и сохранит свое значение.
Таким образом, для оптимизации дизайна института исполнительной надписи, необходимо:
1 См., например: Норт Д. Институты, институциональные изменения и функционирование экономики \Пер. с англ. ¾ М.: Фонд экономической книги «Начала». 1997. С.51; Rose-Ackerman. Corruption: A Study in Political Economy. ¾ N.Y.: Academic Press, 1978; Cartier-Bresson Jean. Corruption Networks, Transaction Security and Illegal Social Exchange//Political Studies, 1997, XLV. pp. 463-476.
2 Иными словами, влияет ли факт потребления данной услуги одним гражданином на потребление другим, или нет. Так, например, потребление услуг национальной обороны гражданином А никак не влияет на возможности пользования этими услугами гражданина Б. В отношении нотариальных услуг ситуация другая: за некоторый промежуток времени потреблять услуги нотариуса способен только одни клиент.
3 Иными словами, существуют ли определенные механизмы индивидуализации потребления данной услуги. Нельзя исключить гражданина Б из числа пользователей услугами национальной обороны.
4 Коровин Е. Богатенький нотариат, или Внебрачный сын закона // Нотариальный вестник, 2002, №5, С.31.
5 Klitgaard Robert. 1988. Controlling Corruption, Berkeley CA: University of California Press. P.25-26.
6 Ряд ученых доказали существование феномена эндогенной коррупции, то есть коррупции, причина которой состоит в принятии бюрократами таких норм права, которые позволяет им извлекать взятки. (См.: Kaufmann D. Does greasy money speed up the wheels of commerce // IMF WP №6405).
7 Левинсон К.А. Бюрократия немецкого города. М. 2002. С.104.
8 Медведев И.Г. Современный латинский нотариат // Нотариальный вестник, 2003 №2. С.51.
9 См.: Стешенко Л.А., Шамба Т.М. Нотариат в Российской Федерации. М. Норма, 2002. С.236.
10 Там же. С.237.
11 Интервью с В.В. Ярковым, президентом Нотариальной палаты Свердловской области // Нотариальный вестник, 2002 № 12. С. 46.
Информация о работе Роль нотариата в противодействии коррупции и теневой экономике