Роль нотариата в противодействии коррупции и теневой экономике

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Марта 2013 в 18:52, доклад

Описание работы

Коррупция – универсальное социальное явление. Оно свойственно обществу на всех этапах его развития и различным сегментам общественной жизни. Подобная универсальность феномена обусловливает разнообразие его видов. Коррупция в сфере предоставления нотариальных услуг почти ничем не отличается от коррупции в других сферах.
Если в нотариальной конторе выстроилась очередь, а в её хвосте клиент судорожно записывает, что он – 65-й по счету, вероятнее всего, мы обнаружим в этой нотариальной конторе коррупцию как средство сокращения временных издержек (speed-money), а также коррупцию как средство доступа к дефицитной услуге. Ведь что такое очередь, как не показатель дефицитного характера услуги.

Содержание

ГЛАВА 1. НОТАРИАТ И КОРРУПЦИЯ 3
1.1. Разнообразие видов коррупции и нотариат 3
1.2. Почему коррупция в нотариате опасна 4
ГЛАВА 2. АЛЬТЕРНАТИВНЫЕ СПОСОБЫ ОРГАНИЗАЦИИ НОТАРИАТА И КОРРУПЦИЯ 4
2.1. Коррупция и государственный нотариат 4
2.2. Модернизация нотариата в контексте административной реформы 7
2.3. Англосаксонский вариант организации нотариата 11
2.4. Внебюджетный нотариат 13
2.4.1. Квазирыночный внебюджетный нотариат 16
2.4.2. Регулируемый внебюджетный нотариат 30
ГЛАВА 3. НОТАРИАТ И ТЕНЕВАЯ ЭКОНОМИКА 34
ГЛАВА 4. НОТАРИАТ И ТЕНЕВАЯ ЮСТИЦИЯ 45

Работа содержит 1 файл

Доклад Роль нотариата в противодействии коррупции и теневой экон.doc

— 280.00 Кб (Скачать)

 

Нотариальные услуги не обладают свойствами неконкурентности и неисключаемости. Иными словами, потребление нотариальной услуги одним гражданином никак не влияет на потребление данной услуги другим гражданином. Индивидуализация оплаты нотариальной услуги вполне возможна и осуществляется в реальности с помощью непосредственных выплат потребителями услуги (в виде нотариального тарифа или госпошлины).

Следовательно, нотариат относится  к институтам такого типа, где принципал-агентские  отношения поддаются реструктуризации, а нотариальные услуги – к услугам такого типа, которые не требуют исключительно  бюрократического механизма распределения.

Приватизация нотариата, таким  образом, означает преодоление проблемы неискоренимости коррупции. Исходя из практики приватизации института нотариата в зарубежных странах и различных моделей приватизации, предположим, что реструктуризация принципал-агентских отношений возможна в двух организационных формах: англосаксонского (тотальная приватизация функции) и латинского нотариата (франчайзинг-функции частному институту).

Все возможные способы организации  предоставления нотариальных услуг  показаны в таблице № 1.

 

Предложение

 

 

Спрос

 

Публичный интерес

Частный интерес

Налоги

Внебюджетный нотариус

-

Непосредственная оплата

Государственный нотариус

Нотариус-адвокат


 

Критерием выбора той или иной модели нотариата является минимизация  негативных последствий экспорта рыночных отношений.

Административную реформу всегда сопровождает эскорт недоброжелателей, которые находят в ней исключительно негативные последствия. Так, реформа нотариата критикуется теми, для кого «много государства» – это однозначно хорошо, а его уход из той или иной области воспринимается как ослабление государства. Реформа нотариата с этих позиций ведет к исключительно негативным последствиям просто потому, что она приводит к «уменьшению государства», но не к его ослаблению в негативном смысле слова.

Однако более опасна критика, принципиально  исходящая из интересов граждан, а не государства. Опыт модернизации государства в западных странах показывает, что она приводит к ряду негативных последствий, например, к проблемам в соблюдении принципа доступности услуги для всех категорий граждан, независимо от их имущественного положения. Эффективность преодоления негативных последствия и должна стать критерием выбора англосаксонской модели или модели латинского нотариата

Рассмотрим преимущества и недостатки каждой из них.

2.3. Англосаксонский вариант организации  нотариата

Нотариальные услуги предоставляются  в странах этой традиции (США, Великобритания) на рыночных основаниях. Иными словами, можно говорить о полной приватизации рынка нотариата. Нотариальные услуги в этой традиции рассматриваются как товар, который должен завоевать рынок. Нотариат, таким образом, зависит от маркетинговых усилий по поиску клиентов, предполагает возможность свободного обсуждения вопросов оплаты, не содержа тем самым, понятия обязательного нотариального тарифа.

Нотариус в Новом Свете (его  роль играет адвокат) освобожден от обязанности  быть беспристрастным. Наоборот, большая степень ассоциации себя с интересами клиента является залогом успеха его деятельности. Подобная форма полностью свободна от коррупции, так как выплаты клиента за «продавливание» своего интереса полностью легализованы. Естественно, что в этом случае от нотариуса не ожидается беспристрастного поведения.

Обсуждение и исполнение контрактных  договоренностей основано не столько  на поиске сбалансированности, равенства  и справедливости, сколько на соотношении  сил между профессионалами.

Освобождение «страсти к погоне за наживой», превращает англосаксонскую систему права в настоящую адскую машину по созданию споров, стоящих экономике страны огромных денег. Для доказательства этого факта приведем ряд цифр. В США сосредоточено 30% адвокатов всего мира. На 300 человек приходится один адвокат. Предполагается, что к 2005 году их число возрастет на 28%. С 1984 по 1989 годы число споров по договорам возросло на 26, 7%, а споров по недвижимому имуществу на 44,2%, с 1977 по 1989 годы оборот у американских адвокатов вырос на 382%, то есть более чем в 10 раз превысил рост автомобильной промышленности за от же период времени. Общая стоимость юридических услуг (включая стоимость страховых премий, покрывающих связанную с ними ответственность) составляла для физических лиц, предприятий и органов власти ежегодно 300 млрд. долларов. «Каждая сторона соглашения при помощи адвоката пытается добиться для себя максимума преимуществ и никого не заботит справедливость», - бросают очередной камень в огород англосаксонского нотариата, французские исследователи Ж.-Ф. Пиепу и Ж. Янгр.

Однако вопрос о реализации англосаксонского нотариата в РФ не следует вычеркивать  из списка альтернатив при выборе той или иной формы предоставления нотариальных услуг. Так, в литературе уже отмечалось, что разработчики ГК РФ сделали «реверанс в сторону англосаксонской правовой системы»4, резко ослабив значение латинского нотариата.

Несомненным преимуществом полной приватизации нотариальных услуг в  соответствии с англосаксонской  моделью является радикальное решение проблемы коррупции. Однако, следует учесть, что коррупция опасна не сама по себе. Она опасна теми последствиями, которые вызывает. При этом следует учесть, что противодействие коррупции также влечет за собой необходимость затрат, порой очень существенных. Поэтому, исследователи в области коррупции говорят о существовании оптимального уровня коррупции, то есть уровня, при котором реализация антикоррупционных мер чрезвычайно вредно для общества5.

В нашем случае выбора различных  нотариальных систем издержками противодействия коррупции в независимом нотариате являются издержки введения англосаксонской модели предоставления нотариальных услуг.

Стоимость внедрения института  англосаксонской модели нотариальных услуг необходимо рассчитывать исходя из следующих факторов:

В рамках систем публично-правового  характера нотариата нотариус осуществляет функцию предварительного правосудия. В условиях чрезвычайной загруженности  судов перевод нотариата на англосаксонскую  систему продуцирования юридических  конфликтов, а не снижения их числа, приведет к расцвету взяточничества уже в судебной системе (где оплачиваться будет формально бесплатное право доступа граждан и юридических лиц к правосудию). Иными словами, потери от коррупции просто примут другую форму и будут возникать в другом секторе рынка по предоставлению правовых услуг.

Затраты на осуществление прав в  судебном порядке существенно различаются  между странами с англосаксонской  системой нотариата и странами с  латинским нотариатом (таблица №2).

 

Страна

Затраты на реализацию права на судебную защиту

(в % к ВВП)

Испания

0,4%

Италия

0,5%

Германия

0,5%

Франция

0,6%

Швейцария

0,8%

США

2,6%


(Источник: Tort cost trend: an international perspective. Tillinghast, 1989).

 

Таблица № 2 показывает, что затраты, которые несет общество на «сутяжников» в США, превышает такие же затраты в государствах с континентальной системой права в 3-6,5 раз. Подобные различия объясняются не только системой нотариата, но и различием в степени конфликтности правовой культуры, другими факторами. Однако рискнем предположить, что львиную долю различий объясняется именно функция нотариата как предварительного правосудия.

Таким образом, полная приватизация рынка  нотариальных услуг – как раз  тот случай, когда реализация политики противодействия коррупции приведет к обратным последствиям – к росту валового объема коррупционного рынка РФ, прежде всего за счет повышения интенсивности коррумпирования судов.

2.4. Внебюджетный нотариат

«Невидимая рука» правового  рынка независимого нотариата создает условия для того, чтобы частный интерес нотариуса совпал с интересами всего общества и конкретных клиентов нотариуса.

Нотариальный тариф, который взыскивает независимый нотариус, после всех необходимых вычетов принадлежит  ему. Тем самым он заинтересован в результате своей работы. Заботясь о росте своего дохода, он естественным образом заинтересован в поддержании комфортных условий для клиентов. Такой заинтересованности нет в государственных нотариальных конторах, и в случае ликвидации внебюджетного нотариата местным властям надо быть вновь готовыми к давно забытым огромным очередям у нотариальных контор, а значит, к дополнительному фактору коррупции.

Независимый нотариус:

    • заинтересован в поддержании своей репутации;
    • заинтересован в предоставлении нотариальных услуг;
    • заинтересован в предоставлении качественных нотариальных услуг.

Таким образом, внебюджетный принцип организации нотариата делает излишней коррупцию и как плату за улучшение качества услуг, и как суррогат цены на централизованно регулируемых рынках. Введение института внебюджетного нотариата сужает коррупционный рынок нотариальных услуг, лишая коррупцию её основной функции – служить механизмом возврата естественных социальных отношений в сферы, подвергнутые человеческому вмешательству.

Преодолима ли коррупция в нотариате с помощью введения квазирыночных принципов его функционирования?

Введение института  внебюджетного нотариата не устраняет  полностью источники коррупции  в нем. Ведь внебюджетный нотариат –  «квазирыночная» конструкция, на которую  государство возложило осуществление ряда публичных функций. Этот факт отражен в самом названии – не «частный», а «внебюджетный» (или «независимый») нотариат. Иными словами, внебюджетный нотариат – это деятельность двойственной природы. С одной стороны, внебюджетные нотариусы функционируют на чисто рыночных принципах: «сколько заработал – столько получил»; оплата зависит от результата. С другой стороны, внебюджетный нотариус осуществляет целый ряд публично-правовых функций, его деятельность не является частнопредпринимательской. Так, кроме осуществления клиентоориентированных функций (помощь в составлении документов, разъяснение правовых последствий сделки, изменение ложного представления клиента о правовых последствиях, осуществление доверительных заданий: представление в регистрах, запросы, истребование и представление документов) нотариус осуществляет и публично-правовые функции:

      • благодаря беспристрастности и обязательству по консультированию нотариус обеспечивает равные возможности и для лиц, не знакомых с законодательством, разъясняя при этом и действие международного частного права при столкновении разных правовых порядков;
      • задача нотариуса заключается в выяснении воли всех причастных лиц, беспристрастной селекции существенных юридических обстоятельств, относящихся к делу, которые необходимы для дачи правовой оценки и которые следует включить в соглашение по правовой сделке и зафиксировать объективно в документе. Для обычного гражданина это превосходящая его силы задача, а консультант одной из сторон направляет выборкой данных интересы сторон односторонне;
      • через консультирование и разъяснение нотариус защищает более слабой стороны от обмана со стороны более сильной. Если бы, например, кредиторы могли устанавливать условия кредитов только в свою пользу или диктовать свои условия залога и ипотеки, то в определенном смысле из-за их личной заинтересованности господствовала бы опасность злоупотребления. При особенно важных и рискованных сделках гражданина следует защищать от поспешного заключения договоров. Обязательность привлечения нотариуса выполняет здесь предупредительную функцию. Интересам защиты потребителя служит и право клиента на выбор нотариуса.

Деление функций на два вида не случайно. Если функции первой категории  не содержат потенциала для коррупции, то объем публично-правовых функций нотариуса как раз и определяет емкость коррупционного рынка. Ведь у внебюджетного нотариуса всегда есть искушение нарушить требования, предъявляемые к нему законом:

      • встать на сторону одного из клиентов в ущерб другому за определенную плату;
      • за определенную плату подготовить документ с нарушениями законодательства;
      • скрыть информацию от налоговых органов, за взятки способствуя тем самым уходу от налогов.

Сохраняющаяся опасность  коррумпирования внебюджетного  нотариата ставит вопрос о выборе наиболее эффективной технологии рыночной организации предоставления нотариальных услуг.

Можно выделить две основные технологии организации внебюджетного нотариата: 1) квазирыночный внебюджетный нотариат; 2) регулируемый внебюджетный нотариат. Рассмотрим преимущества, недостатки, и коррупциогенность каждого из видов.

2.4.1. Квазирыночный внебюджетный  нотариат

Основы законодательства о нотариате  РФ, принятые в 1993 году, положили начало эксперименту по реформированию отдельного сегмента государственного управления – предоставления нотариальных услуг. Согласно ст.1 Основ на территории РФ нотариальный услуги предоставляются с помощью как государственных нотариусов, так и нотариусов, занимающихся частной нотариальной практикой. Основы последовательно реализовали принцип единого подхода к внебюджетным и государственным нотариусам. Однако различия в статусе нотариусов все-таки есть Во-первых, компетенция внебюджетного нотариата более узкая: выдача свидетельств о праве на наследство и принятие мер к охране наследственного имущества находится в ведении исключительно государственного нотариата. Во-вторых, внебюджетный нотариус, согласно ст. 17 Основ, обязан по решению суда возместить ущерб, причиненный вследствие умышленного разглашения сведений о совершенном нотариальном действии или совершения нотариального действия, противоречащего законодательству РФ. Иными словами, внебюджетный нотариус несет ответственность всем своим имуществом.

Внебюджетный нотариус в РФ занимает промежуточное положение между  сферой государства и бизнеса. Он осуществляет правоохранительные функции, действуя при этом как бизнесмен. Публично-правовой характер его деятельности накладывает существенные ограничения:

      • жесткая регламентация деятельности нотариуса;
      • широкая сфера социальных льгот;
      • широкий перечень обязанностей – например, содержать и формировать нотариальный архив;
      • отсутствие экономического планирования, бизнес-стратегии развития нотариата (поскольку извлечение прибыли не является основной целью нотариуса);
      • нотариальные действия совершаются не по воле нотариуса, а в силу закона или по воле участников гражданского оборота.

Информация о работе Роль нотариата в противодействии коррупции и теневой экономике