Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Ноября 2010 в 09:23, курсовая работа
Задача курсовой работы является попытка исследования понятия административного наказания в свете принятого КоАП РФ, а также систематизация понятий в системе административных наказаний.
Введение 3
Понятие и цели административного наказания 6
Система административных наказаний 12
Виды административных наказаний 18
Заключение 34
Список использованной литературы 36
До
введения в действие нового КоАП РФ
ответственность за нарушение налогового
законодательства регулировалась только
НК РФ (в КоАП РСФСР в 1986 г. была введена
ст. 156 «Уклонение от подачи декларации
о доходах»). В настоящее время
часть норм об ответственности перенесена
в КоАП РФ, другая часть, в том
числе и ответственность
Вполне
естественным в этом случае является
вопрос о природе юридической
ответственности, предусмотренной
НК РФ. Что это – административная
ответственность или, как иногда
ее называют, налоговая ответственность?
Прежде чем ответить на этот вопрос,
необходимо сравнить понятия административного
правонарушения (ст. 2.1. КоАП РФ) и налогового
правонарушения (ст. 106 НК РФ). Последним
признается виновно совершенное
противоправное (в нарушение законодательства
о налогах и сборах) деяние (действие
или бездействие) налогоплательщика,
налогового агента или иных лиц (т.е.
физических или юридических), за которое
Налоговым кодексом РФ установлена
ответственность. Таким образом, понятие
налогового правонарушения отличается
от понятия административного
Рассматривая
налоговое правонарушение как разновидность
административного
Следует
отметить, что КоАП РФ – первый нормативный
акт, который назвал административно-карательные
санкции «наказаниями». До этого
они во всех официальных документах,
в том числе и в ранее
действовавшем КоАП РСФСР, в научной
и учебной литературе именовались
административными взысканиями. Новое
название мер административной ответственности,
во-первых, лучше раскрывает их карательное
содержание и предназначение, во-вторых,
подчеркивает их связь и близость
к мерам уголовной
Система наказаний представляет собой целостный инструмент административно-правового воздействия. Она не сводится к простому перечню видов наказания.
Законодатель, принимая КоАП РФ, стремится создать набор мер наказания, который, по мнению законодателя, позволил бы:
учитывать различия преступного поведения, личность правонарушителя;
выбирать наиболее подходящие к типовым ситуациям виды наказания;
обеспечивать эффективность наказания, восстанавливая правовой мир и порядок в соответствии с интересами общества, чувством социальной справедливости.
Таким образом, система наказаний должна отражать цели правовой и административно-правовой политики и содействовать эффективной ее реализации.
В статье 3.2. КоАП РФ закреплены следующие административные наказания:
предупреждение;
административный штраф;
возмездное
изъятие орудия совершения или предмета
административного
конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения;
лишение специального права, предоставленного физическому лицу;
административный арест;
административное выдворение за пределы Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства;
дисквалификация;
административное приостановление деятельности.
Все девять названных наказаний тесно связаны между собой и образуют единую систему. Их, прежде всего, объединяет общая цель: защита правопорядка, воздействие на лиц, совершивших административные нарушения, предупреждение совершения новых нарушений. По содержанию каждое наказание является карой, мерой ответственности, назначаемой за административные деликты; применение любого означает наступление административной ответственности, влечет неблагоприятные юридические последствия.
Указанные
в статье 3.2. КоАП РФ виды наказания
образуют систему видов наказания,
позволяющую суду на основе закона
с учетом опыта судебной практики,
общественного правосознания и
научных рекомендаций рационально
и по возможности эффективно использовать
различные меры воздействия на правонарушителя,
сочетая имущественные лишения,
ограничения собственно личных неимущественных
неотъемлемых прав и интересов, воздействие
на психологическую структуру
Свойства
системы административных наказаний,
так или иначе, раскрываются на протяжении
всей истории существования
Общие и специфические свойства, в свою очередь, могут иметь нормативный, юридико-правовой и ненормативный, социальный характер, т.е. отражать административно-правовые и социальные основания системы наказаний. Судебная практика, ориентируясь на закон, традиции, правосознание, иные факторы, определяет собой реальное соотношение отдельных видов наказания в системе, выявляет их действительные связи. Вид наказания, чаще назначаемый на практике, очевидно, и занимает первенствующее положение в системе наказаний, Как сочетаются на практике основные и дополнительные виды наказаний, так и осуществляется их реальное взаимодействие. Правда, при этом юристы осознают, что практика назначения наказания имеет существенные недостатки. Она зачастую не использует достаточно эффективно возможности системы наказаний. Но как бы то ни было, практика назначения наказания есть социальный феномен, существующий реально. Можно стремится совершенствовать судебную практику, но вначале ее нужно изучить
По
действующему КоАП РФ система видов
наказания в целом и каждый
отдельный вид наказания
В
соответствии со статьёй 72 Конституции
Российской Федерации, частью 3 статьи
3.2. КоАП РФ, все наказания можно
поделить на устанавливаемые
По действующему кодексу об административных правонарушениях входящие в нормативный перечень виды наказания по юридическому значению могут быть подразделены на: а) основные, б) дополнительные, в) наказания, могущие быть основными и дополнительными.
Среди административных наказаний по содержанию карательного воздействия можно выделить: морально-правовое (предупреждение6); имущественные (административный штраф7, возмездное изъятие орудия совершения или предмета административного правонарушения8, конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения9); ограничивающие личные свободы физических лиц (административный арест10, административное выдворение за пределы Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства11); организационные (лишение специального права, предоставленного физическому лицу12, дисквалификация13, административное приостановление деятельности14).
Отмечу, что назначение семи из девяти предусмотренных КоАП РФ видов наказаний находится в юрисдикции судей. К наказаниям, которые может назначать только судья, относятся: возмездное изъятие орудия совершения или предмета административного правонарушения; конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения; лишение специального права, предоставленного физическому лицу; административный арест; административное выдворение за пределы Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства; дисквалификация, административное приостановление деятельности. Эти наказания назначаются судьями по всем составам правонарушений, за совершение которых они предусмотрены. В административном порядке КоАП РФ разрешает применять только предупреждение и административный штраф, а в отдельных случаях – административное выдворение за пределы Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства.
В статье 3.3. КоАП РФ говорится:
Предупреждение,
административный штраф, лишение специального
права, предоставленного физическому
лицу, административный арест и дисквалификация
могут устанавливаться и
Возмездное
изъятие орудия совершения или предмета
административного
За одно административное правонарушение может быть назначено основное либо основное и дополнительное административное наказание из наказаний, указанных в санкции применяемой статьи Особенной части настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административной ответственности.
Важный
принцип административной ответственности,
базирующийся на принципе, присущем юридической
ответственности в целом, - недопустимость
удвоения ответственности. Согласно статье
4.1. КоАП РФ никто не может нести
административную ответственность
дважды за одно и то же административное
правонарушение. За одно правонарушение
может быть назначено основное либо
основное и дополнительное административное
наказание из установленных в
Особенной части КоАП РФ или закона
субъекта РФ об административной ответственности.
Назначение двух основных административных
наказаний неправомерно, поскольку
в этом случае ответственность удваивается.
Назначение двух дополнительных наказаний
без основного также
При совершении лицом двух и более административных правонарушений административное наказание назначается за каждое совершенное административное правонарушение.
Наказания,
которые могут выступать как
в качестве основных, так и в
качестве дополнительных, являются такие,
которые достаточно легко исполняются
только (исключительно) наряду с основными
и рационально дополнят потенциал
воздействия основного
Судьи, органы и должностные лица, исполняющие наказание, обязаны считаться с волей законодателя и принимать все необходимые меры для ее наиболее эффективной реализации на основе уважения к действующему закону.
В статье 3.2. КоАП РФ закреплены следующие виды административных наказаний, которые могут устанавливаться, и применяться за совершение административных правонарушений:
предупреждение;
административный штраф;
возмездное
изъятие орудия совершения или предмета
административного
конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения;
лишение специального права, предоставленного физическому лицу;
Информация о работе Понятие и виды административных наказаний