Понятие и виды административных наказаний

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Ноября 2010 в 09:23, курсовая работа

Описание работы

Задача курсовой работы является попытка исследования понятия административного наказания в свете принятого КоАП РФ, а также систематизация понятий в системе административных наказаний.

Содержание

Введение 3

Понятие и цели административного наказания 6

Система административных наказаний 12

Виды административных наказаний 18

Заключение 34

Список использованной литературы 36

Работа содержит 1 файл

Курсач по АП.docx

— 57.34 Кб (Скачать)

     Таким образом, сейчас законодательством  реально предусмотрены административные наказания в виде лишения специального права, только в отношении права  на охоту и права на управления транспортными средствами.

     Для управления транспортным средством, равно  как и для занятия охотой, необходимо наличие специального права. Так, чтобы  приобрести право на управление автотранспортными  средствами, необходимо сдать квалификационные экзамены и получить водительское удостоверение. Управление другими транспортными  средствами предполагает аналогичную  процедуру. Применить данный вид  административного наказания можно  лишь к физическому лицу, которому специальное право было ранее  предоставлено и которое этого  права не лишено или не утратило его по иным основаниям. Лишение физического лица ранее предоставленного ему специального права фактически означает для него запрет заниматься соответствующим видом деятельности на определенный срок.

     Подчеркну, что лишение специального права  устанавливается лишь за грубое или  систематическое нарушение порядка  пользования этим правом. Например, лишение права на управление автомототранспортными  средствами может быть назначено (причем только как альтернативное наказание  административному штрафу) за такие  нарушения Правил дорожного движения, как управление транспортным средством  водителем, находящимся в состоянии  опьянения; превышение установленной  скорости движения транспортного средства на величину более 60 километров в час; нарушение Правил дорожного движения или правил эксплуатации транспортного  средства, повлекшее причинение легкого  вреда здоровью потерпевшего, и др.

     Срок  лишения специального права не может  быть менее одного месяца и более  двух лет. Так, в соответствии со статьёй 8.37. КоАП РФ нарушение правил охоты  влечет в качестве возможного альтернативного  наказания лишение права на охоту  на срок до двух лет. Установленные  же в настоящее время статьями Особенной части КоАП сроки лишения  права на управление транспортными  средствами находятся в пределах от одного месяца до одного года. Лишение специального права назначается только судьей. Это новое положение законодательства об административных правонарушениях (до вступления в силу КоАП РФ лишение специального права, предоставленного физическому лицу, осуществлялось во внесудебном порядке).

     Выше  отмечалось, что возмездное изъятие  или конфискация охотничьего  оружия, боевых припасов и других дозволенных  орудий охоты или рыболовства  является основным законным источником средств к существованию. Исходя из тех же посылок, законодатель определил  в части 4 статьи 3.8. КоАП РФ, что для  таких лиц не может применяться  и лишение специального права  в виде права на охоту.

     Статьёй 3.8. КоАП РФ установлено также, что  лишение специального права в  виде права на управление транспортным средством не может применяться  к лицу, которое пользуется транспортным средством в связи с инвалидностью, за исключением случаев:

     управления  транспортным средством в состоянии  опьянения;

     уклонения от прохождения в установленном  порядке медицинского освидетельствования  на состояние опьянения;

     оставления  указанным лицом в нарушение  существующих правил места дорожно-транспортного  происшествия, участником которого он являлся.

     По  истечении срока лишения специального права документы, изъятые у лица, подвергнутого данному виду административного  наказания, подлежат возврату.

     Течение срока лишения специального права  начинается со дня вступления в законную силу постановления о назначении административного наказания в  виде лишения соответствующего специального права. В случае уклонения лица, лишенного  специального права, от сдачи соответствующего удостоверения или иных документов срок лишения специального права  прерывается и начинается со дня  сдачи лицом либо изъятия у  него этих документов. Течение срока  лишения специального права в  случае назначения лицу, лишенному  специального права, административного  наказания в виде лишения того же специального права начинается со дня, следующего за днем окончания срока  административного наказания, примененного ранее.

     Административный  арест заключается в содержании нарушителя в условиях изоляции от общества. Это один из наиболее строгих видов административных наказаний, который назначается и устанавливается лишь в исключительных случаях за отдельные виды административных правонарушений.

     В настоящее время КоАП РФ предусматривает  возможность назначения административного  ареста за совершение 10 видов административных правонарушений. К таким проступкам относятся грубые нарушения общественного порядка, злостные посягательства на общественную безопасность, на порядок управления и т.д. В частности, это оставление водителем в нарушение Правил дорожного движения места дорожно-транспортного происшествия, участником которого он являлся (часть 2 статьи 12.27. КоАП РФ); неповиновение законному распоряжению сотрудника милиции, военнослужащего либо сотрудника органов уголовно-исполнительной системы (статья 19.3.); мелкое хулиганство (статья 20.1.); организация либо проведение несанкционированных собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования в непосредственной близости от территории ядерной установки, радиационного источника или пункта хранения ядерных материалов или радиоактивных веществ (часть 3 статьи 20.2.); демонстрация фашистской атрибутики или символики (статья 20.3.); нарушение требований режима чрезвычайного положения (статья 20.5.); неуплата административного штрафа в необходимый срок (статья 20.25.) и др.

     Административный  арест устанавливается на срок до 15 суток, а за нарушение требований режима чрезвычайного положения  или режима в зоне проведения контртеррористической  операции – до 30 суток. Если административному  аресту предшествовало административное задержание18 физического лица, совершившего правонарушение, то срок административного задержания включается в срок административного ареста. Административный арест назначается судьей.

     В статьях Особенной части КоАП РФ, как и в действовавшем ранее  КоАП РСФСР, наряду с административным арестом всегда предусмотрена альтернативная мера наказания, как правило, административный штраф в повышенном размере. В  этой связи судьи назначают арест, если считают, что применение иных предусмотренных в соответствующей статье мер наказания было в данном случае недостаточным карательным воздействием на виновных.

     Административный  арест не может применяться к  четырем категориям лиц:

     беременным  женщинам;

     женщинам, имеющим детей в возрасте до 14 лет19;

     лицам, не достигшим 18 лет (несовершеннолетним);

     инвалидам I и II групп.

     Арестованные могут привлекаться к физическим работам, но только с их согласия. Эта оговорка связана с тем, что в 1998 году Россия присоединилась к Европейской Конвенции о защите прав человека и основных свобод, согласно которой принудительный труд запрещен.

     Арестованным  при освобождении из специального приемника  по отбытии срока ареста выдается справка, в которой указывается  срок нахождения под арестом и  основания освобождения. Напомню, что  срок административного задержания зачисляется в срок административного ареста.

     Административное  выдворение за пределы  Российской Федерации  иностранных граждан  или лиц без  гражданства заключается в принудительном и контролируемом перемещении указанных граждан и лиц через Государственную границу РФ за пределы Российской Федерации, а в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, - в контролируемом самостоятельном выезде иностранных граждан и лиц без гражданства из Российской Федерации.

     Это наказание применяется только к  иностранным гражданам и лицам  без гражданства. Граждане РФ не могу быть лишены гражданства РФ, выданы другому государству, выдворены  за пределы России. В соответствии с частью 3 статьи 62 Конституции РФ «иностранные граждане и лица без гражданства пользуются в Российской Федерации правами и несут обязанности наравне с гражданами Российской Федерации, кроме случаев, установленных федеральным законом или международным договором Российской Федерации». Статья 3.10. КоАП РФ, устанавливающая возможность административного выдворения за пределы Российской Федерации, является статьёй федерального закона, в соответствии с ней только иностранные граждане и лица без гражданства могут быть подвергнуты такому административному наказанию, как выдворение за пределы Российской Федерации.

     Подобное  наказание предусмотрено КоАП РФ за нарушение режима Государственной  границы РФ (часть 2 статьи 18.1.); нарушение  режима в пунктах пропуска через  Государственную границу РФ (часть 2 статьи 18.4.); нарушение иностранным  гражданином или лицом без  гражданства режима пребывания в  Российской Федерации (статья 18.8.); нарушение  иностранным гражданином или  лицом без гражданства правил привлечения и использования  в Российской Федерации иностранной  рабочей силы (часть 2 статьи 18.10.); нарушение  иммиграционных правил (статья 18.11.). Во всех статьях КоАП РФ, содержащих такое  наказание, как административное выдворение за пределы Российской Федерации, оно  закрепляется в качестве возможного дополнительного наказания наряду с основным наказанием – административным штрафом.

     Административное  выдворение за пределы Российской Федерации  назначается судьей, а в случае совершения иностранным гражданином  или лицом без гражданства  административного правонарушения при въезде в Российскую Федерацию  – компетентными должностными лицами органов исполнительной власти. Такими должностными лицами являются наделенные необходимыми полномочиями сотрудники пограничных органов. Очевидно, что судья (должностное лицо пограничной службы), рассматривая дело о соответствующем административном правонарушении, вправе ограничится применением к виновному иностранному гражданину или лицу без гражданства только штрафа и не назначать дополнительного наказания в виде административного выдворения за пределы Российской Федерации.

     Содержание  административного выдворения за пределы  Российской Федерации достаточно специфично. Оно состоит в контролируемом перемещении лиц, не являющихся гражданами России, с ее территории через Государственную  границу РФ. Перемещение может  производится принудительно и путем  контролируемого самостоятельного выезда выдворяемого из Российской Федерации. В случае если у выдворяемого из России лица нет необходимых средств  и установление стороны, пригласившей его в Россию, невозможно, перемещение  выдворяемого лица через Государственную  границу РФ осуществляется за счет средств федерального бюджета.

     Дисквалификация заключается в лишении физического лица права занимать руководящие должности в исполнительном органе управления юридического лица, входить в совет директоров (наблюдательный совет), осуществлять предпринимательскую деятельность по управлению юридическим лицом, а также осуществлять управление юридическим лицом в иных случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации. Дисквалификация устанавливается на срок от шести месяцев до трех лет.

     Дисквалификация – новый вид административного  наказания, которого не было в ранее  действовавшем КоАП РСФСР. Ее следует  отличать от административного наказания  в виде лишения специального права, предоставленного физическому лицу, а также от уголовного наказания  в виде лишения права занимать определенные должности и заниматься определенной деятельностью (статья 47 Уголовного кодекса РФ). Дисквалификация  применяется за нарушение административно-правовых запретов только к субъектам, обладающим особым правовым статусом, - определенному кругу лиц, управляющих юридическим лицом, а также к индивидуальным предпринимателям.

     Административное  наказание в виде дисквалификации  может быть назначено:

     лицам, осуществляющим организационно-распорядительные или административно-хозяйственные  функции в органе юридического лица;

     членам  совета директоров;

     лицам, осуществляющим предпринимательскую  деятельность без образования юридического лица;

     арбитражным управляющим.

     Дисквалификация устанавливается КоАП РФ и применяется  только в качестве основного наказания  за совершение следующих административных правонарушений:

     нарушения законодательства о труде и об охране труда лицом, ранее подвергнутым административному наказанию за аналогичное административное правонарушение (часть 2 статьи 5.27.);

     фиктивное или преднамеренное банкротство (статья 14.12.);

     неправомерные действия при банкротстве (статья 14.13.);

     ненадлежащее  управление юридическим лицом (статья 14.21);

     заключение  лицом, выполняющим управленческие функции в организации, сделок или  совершение им иных действий, выходящих  за пределы его полномочий (статья 14.22.);

     предоставление  в орган, осуществляющий государственную  регистрацию юридических лиц, документа, содержащих заведомо ложные сведения, если такое действие не содержит уголовно наказуемого деяния (часть 4 статьи 14.25.). Административное наказание в виде дисквалификации назначается только судьей.

     Административное  приостановление  деятельности заключается во временном прекращении деятельности лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, юридических лиц, их филиалов, представительств, структурных подразделений, производственных участков, а также эксплуатации агрегатов, объектов, зданий или сооружений, осуществления отдельных видов деятельности (работ), оказания услуг.

Информация о работе Понятие и виды административных наказаний