Административные наказания: понятие, виды

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Октября 2011 в 17:26, контрольная работа

Описание работы

Для административного наказания как явления социально-правовой действительности системное представление его компонентов, элементов и взаимосвязей имеет принципиальное теоретическое значение. От того, что понимается под системой административных наказаний, какие и в каком порядке включаются в нее карательные меры, как они соотносятся между собой и приводятся в действие, зависит почти все, что ассоциируется с административным наказанием.

Содержание

Введение………………………………………………………………………...3
Глава 1. Понятие и виды административных наказаний…………………….4
Глава 2. Назначение административного наказания………………………..15
Заключение…………………………………………………………………….20
Список литературы……………………………………………………………21

Работа содержит 1 файл

административные наказания.doc

— 114.00 Кб (Скачать)

    План  работы 

    Введение………………………………………………………………………...3

    Глава 1. Понятие и виды административных наказаний…………………….4

    Глава 2. Назначение административного наказания………………………..15

    Заключение…………………………………………………………………….20

    Список  литературы……………………………………………………………21   
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Введение 

     Вступивший  в силу с 1 июля 2002 г. Кодекс РФ об административных правонарушениях закрепил единые принципы и общие параметры административной ответственности в целях единообразного осуществления всеми субъектами административно-юрисдикционной деятельности производства по делам об административных правонарушениях. По-новому была представлена и сама структура мер административной ответственности.

    Для административного наказания как  явления социально-правовой действительности системное представление его компонентов, элементов и взаимосвязей имеет принципиальное теоретическое значение. От того, что понимается под системой административных наказаний, какие и в каком порядке включаются в нее карательные меры, как они соотносятся между собой и приводятся в действие, зависит почти все, что ассоциируется с административным наказанием.

    Определение общетеоретических основ системы  административных наказаний, её признаков, элементов, их особенности и специфика  неоднократно подвергались аналитическому рассмотрению. Эти вопросы в разные временные периоды исследовали отечественные ученые: И.И. Веремеенко, Д.Н. Бахрах, И.В.Максимов, Е.В. Овчарова и др. Учитывая последние изменения в законодательстве, возможности использования системных подходов, некоторые новые особенности практики применения административных наказаний, данный вопрос нуждается в дополнительных исследованиях.

      Важность и актуальность данной темы также определяется тем, что административное правонарушение является самым массовым видом правонарушений. Ежегодно в Российской Федерации к административной ответственности привлекается около 75 миллионов человек. Производство по делам административных правонарушений и вынесений административных наказаний составляют важную часть деятельности органов исполнительной власти, в том числе и милиции.

    Глава 1. Понятие и виды административных наказаний  

    Административное  наказание является установленной государством мерой ответственности за совершение административного правонарушения и применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами. Сущность административного наказания состоит в том, что оно является формой государственного и видом административного принуждения и представляет собой реакцию государства на административное правонарушение и его правовую оценку. Оно назначается во всех случаях от имени государства, а лицо, совершившее правонарушение, обязано перетерпеть ограничение и лишение.

      Административное наказание, выражая отрицательную оценку государством совершенного правонарушения, вместе с тем обладает предупредительной и профилактической направленностью в отношении лиц, совершивших правонарушение, так и других лиц (частная и общая). При этом воспитание лица, совершившего административное правонарушение, не провозглашается целью наказания, хотя и предполагает позитивные изменения, направленные на соблюдение законов и правопорядка.

    Административное  наказание как реакцию государства на совершение правонарушения следует отграничивать от иных мер административного принуждения – административно-предупредительных мер (проверка документов, прекращение (ограничение) движения транспорта и пешеходов, различные надзорные проверки, административный надзор за лицами, освобожденными из мест лишения свободы, досмотр, карантин и др.).1

    Административное  наказание не может иметь своей целью унижение человеческого достоинства физического лица, совершившего административное правонарушение, или причинение ему физических страданий, а также нанесение вреда деловой репутации юридического лица.  При этом достоинство определяется не только самооценкой физического лица, но и совокупностью объективных качеств человека, характеризующих его репутацию в обществе (нравственные установки, уровень знаний, обладание социально-полезными навыками). Под деловой репутацией понимается оценка его профессиональных качеств. Деловой репутацией может обладать любой гражданин, а так же любое юридическое лицо – коммерческая и некоммерческая организация.

    Гражданин и юридическое лицо вправе требовать опровержения не соответствующих действительности порочащих его деловую репутацию сведений, имеет право на помещение ответа в средствах массовой информации и на установление в судебном порядке факта несоответствия распространенных порочащих сведений действительности, а так же на возмещение причененого в связи с посягательствами на деловую репутацию имущественного вреда.  

    За  совершение административных правонарушений могут устанавливаться и применяться следующие административные наказания (ст. 3.2 КоАП): 1) предупреждение; 2) административный штраф; 3) возмездное изъятие орудия совершения или предмета административного правонарушения; 4) конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения; 5) лишение специального права, предоставленного физическому лицу; 6) административный арест; 7) административное выдворение за пределы Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства; 8) дисквалификация; 9) административное приостановление деятельности.2

    Санкциями административно-правовой нормы может  быть предусмотрено несколько вариантов назначения наказания. В связи с этим административные наказания классифицируются на основные и дополнительные. Основными считаются административные наказания, которые не могут назначаться в дополнение к другим видам административных наказаний. Согласно КоАП предупреждение, административный штраф, лишение специального права, предоставленного физическому лицу, административный арест и дисквалификация могут устанавливаться и применяться только в качестве основных административных наказаний.

    Дополнительными являются такие административные наказания, которые могут как назначаться самостоятельно, так и присоединяться к основным мерам наказания. В соответствии с КоАП возмездное изъятие орудия совершения или предмета административного правонарушения, а также административное выдворение за пределы Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства могут устанавливаться и применяться в качестве как основного, так и дополнительного административного наказания.

    В тех случаях, когда дополнительное наказание носит альтернативный характер, назначение его является правом должностного лица, судьи. При этом за одно административное правонарушение может быть назначено основное либо основное и дополнительное административное наказание из числа тех, что указаны в санкции применяемой статьи Особенной части КоАП или закона субъекта РФ об административной ответственности. Применение дополнительного наказания должно быть продиктовано характером правонарушения, личностью виновного, обстоятельствами дела.3

    Предупреждение  – вид административного наказания, который выражается в официальном порицании физического или юридического лица и выносится в письменной форме. Предупреждение налагается за совершение малозначительного административного правонарушения и в том случае, если данная санкция содержится в нормах Особенной части КоАП или закона субъекта РФ об административной ответственности.

    Предупреждение  может применяться только в качестве основного наказания. К предупреждению может быть присоединено дополнительное взыскание, если таковое предусмотрено в санкции соответствующей нормы. Предупреждение выносится только в письменной форме, что позволяет отличать его от устного замечания, которое применяется в случаях освобождения от административной ответственности лица, совершившего административное правонарушение.

    Назначение административного наказания в виде предупреждения за совершение административного правонарушения осуществляется в порядке упрощенного в производства, т.е. без составления протокола. Лицо, которому назначено административное наказание в виде предупреждения за совершение административного правонарушения, считается подвергнутым данному наказанию в течение одного года.

    Административный  штраф является денежным взысканием и представляет собой административное наказание имущественного характера. В отличие гражданско-правовой санкции  он не выполняет компенсационной функции, сумма административного штрафа подлежит зачислению в бюджет в полном объеме в соответствии с законодательством РФ.

    Административный  штраф является  основным наказанием и может выражаться в величине кратной:

  • минимальному размеру оплаты труда (без учета районных коэффициентов), установленному федеральным законом на момент окончания или пресечения административного правонарушения;4
  • стоимости предмета административного правонарушения на момент окончания или пресечения административного правонарушения;
  • сумме неоплаченных налогов, сборов, подлежащих уплате на момент окончания или пресечения административного правонарушения, сумме незаконной валютной операции.   

    Таким образом, КоАП предусматривает различные  варианты определения размеров штрафа. КоАП определяет и размеры административных штрафов, которые могут налагаться в различных случаях. Так, размер любого административного штрафа не может быть менее одной десятой МРОТ.5

    Вместе  с тем административный штраф  за нарушение законодательства Российской Федерации о внутренних морских  водах, территориальном море, континентальном шельфе, об исключительной экономической зоне Российской Федерации, антимонопольного,  таможенного, валютного законодательства Российской Федерации, а также законодательства Российской Федерации о естественных монополиях, о рекламе, об охране окружающей природной среды, о государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спирта содержащей продукции, налагаемый на должностных лиц и юридических лиц, может быть установлен с превышением указанных выше размеров, но не может превышать для должностных лиц двухсот минимальных размеров оплаты труда, для юридических лиц – пяти тысяч минимальных размеров оплаты труда.

      Размер административного штрафа, исчисляемого исходя из стоимости предмета административного правонарушения, а также исходя из суммы неуплаченных налогов, сборов, не может превышать трехкратного размера стоимости соответствующего предмета, суммы неуплаченных налогов, сборов.

    Возмездным  изъятием орудия совершения или предмета административного правонарушения заключается в их принудительном изъятии и последующей реализации с передачей бывшему собственнику вырученной суммы за вычетом расходов на реализацию изъятого предмета.

    Вместе  с тем возмездное изъятие охотничьего оружия, боевых припасов и других дозволенных орудий охоты или рыболовства не может применяться к лицам, для которых охота и рыболовство является основным законным источником средств к существованию.

    Возмездное  изъятие назначается судьей и  может устанавливаться в качестве как основного, так и дополнительного наказания. Данная мера административного наказания может применяться как к физическому, так и к юридическому лицу. Однако составы административных правонарушений, в которых устанавливается это административное наказание, немногочисленны. Так, данная мера наказания установлена, в частности, за нарушение правил использования оружия и патронов к нему (ч. 3 ст. 20.12. КоАП).

    Возмездное  изъятие как меру административного  наказания следует отличать от изъятия  вещей и документов, обнаруженных при задержании, личном досмотре или досмотре вещей, явившихся орудием или предметом правонарушения, и документов, имеющих значение доказательств по делу об административном правонарушении, которое осуществляется уполномоченными на то должностными лицами в присутствии двух понятых. В этом случае изъятые вещи и документы хранятся до рассмотрения дела об административном правонарушении и определения их правовой судьбы.6

    Кроме того, возмездное изъятие орудия совершения или предмета административного  правонарушения следует отличать от такого вида административного наказания, как конфискация.

    Конфискации орудия совершения или предмета административного  правонарушения как административное наказание носит имущественный  характер и представляет собой принудительное безвозмездное обращение  в федеральную собственность или в собственность субъекта РФ не изъятых из оборота вещей. Конфискация назначается судьей.

Информация о работе Административные наказания: понятие, виды