Органы исполнительной власти вРФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Декабря 2010 в 11:20, курсовая работа

Описание работы

Исполнительная власть – В соответствии с теорией разделения властей одна из самостоятельных и независимых публичных властей (наряду с законодательной и судебной) в государстве. Представляет собой совокупность полномочий по управлению государственными делами, включая полномочия административного нормотворчества, внешнеполитического представительства, по осуществлению различного рода административного контроля, а также иногда и законодательные полномочия (в порядке делегированного или чрезвычайного законодательствования), а также систему государственных органов, осуществляющих вышеперечисленные полномочия.

Содержание

Введение

Глава 1.

Понятие и система органов исполнительной власти

•Президент Российской Федерации
•Правительство Российской Федерации
•Государственная администрация
•Органы исполнительной власти субъектов РФ
Глава 2.

•Правовой статус правительства Российской Федерации
Глава 3.

•Министерство образования Российской Федерации в системе органов управления образования
Глава 4.

Органы исполнительной власти Субъектов Российской Федерации

• Организация исполнительной власти в субъектах Российской Федерации
Заключение

Список использованных источников

Работа содержит 1 файл

ОРГАНЫ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ.doc

— 201.50 Кб (Скачать)

    Государственные управления на уровне субъектов федерации  осуществляется их органами исполнительной власти общей и отраслевой компетенции. К органам отраслевой компетенции относятся: в республиках - министерства или комитеты, в других субъектах - департаменты, главные управления, отделы образования. Эти органы непосредственно не входят в систему органов Министерства образования, однако назначение их руководителей осуществляется по согласованию с министром образования. К компетенции органов управления образованием субъектов федерации относятся:

    осуществление федеральной государственной политики в сфере образования;

    разработка  и реализация региональных программ развития образования с учетом национальных, региональных особенностей, разработка и утверждение национально-региональных компонентов государственных образовательных  стандартов;

    создание, реорганизация и ликвидация подведомственных им образовательных учреждений;

    лицензирование  образовательных учреждений (за исключением  вузов);

    организация издания учебной литературы, разработка примерных учебных планов и программ курсов, дисциплин;

    обеспечение соблюдения законодательства РФ в области  образования и контроль за исполнением  государственных образовательных  стандартов;

    издание нормативных документов в пределах своей компетенции и др.

    В целях конкретизации основных задач  Федеральной программы развития образования, введенного в действие Федеральным законом от 10 апреля 2000 г., органы субъектов Федерации приняли соответствующие региональные программы, учитывающие социально-экономические, культурные, национальные и другие особенности конкретного региона. В рамках реализации этих программ и государственной политики в сфере образования органы исполнительной власти в субъектах федерации тесно взаимодействуют с Министерством образования РФ. Это взаимодействие осуществляется по нескольким направлениям.

    Во-первых, путем предусмотренного Федеральной  программой, формирования координационных  планов ежегодных совместных действий Минобразования и органов исполнительной власти субъектов Федерации.

    Во-вторых, посредством оказания министерством  образования РФ методической помощи в нормативной работе. Так, в целях повышения эффективности контроля за соблюдением органами управления образованием и образовательными учреждениями законодательства, министерством образования были разработаны Примерное положение об инспекционной деятельности управления образованием субъекта РФ, Примерная инструкция о порядке инспектирования и др. В-третьих, важной формой взаимодействия является деятельность при Министерстве Совета руководителей органов управления образованием, субъектов РФ выполняющего консультативные и координационные функции.

4. Органы исполнительной  власти Субъектов  Российской Федерации

    Организация исполнительной власти в субъектах  Российской Федерации 

    Конституция РФ, исходя из принципа федерального устройства России, определила основные подходы к организации органов исполнительной власти в субъектах Федерации. Согласно ч. 2 ст. 11 и ч. 1 ст. 77 Конституции субъекты Федерации самостоятельно устанавливают систему органов государственной власти в соответствии с основами конституционного строя и общими началами, закрепленными в Федеральном законе "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов субъектов Российской Федерации" от 6 октября 1999г. К числу общих принципов, сформулированных в этом законе относятся:

    государственная и территориальная целостность  РФ;

    верховенство  Конституции РФ и федеральных  законов на всей ее территории;

    единство  системы государственной власти;

    разделение  государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную в целях обеспечения сбалансированности полномочий и исключения сосредоточения всех полномочий или большей их части в ведении одного органа государственной власти либо должностного лица;

    разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и ее субъектов;

    самостоятельное осуществление органами государственной  власти субъектов РФ принадлежащих  им полномочий;

    самостоятельное осуществление своих полномочий органами местного самоуправления.

    Конституция РФ и Закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ" закрепляют основополагающие начала построения систем государственной власти субъектов Федерации, гарантируя их определенное единообразие. Однако они позволяют учитывать специфику субъектов Федерации и тем самым сочетать единство и разнообразие в организации их законодательных и исполнительных органов.

    Полномочия  субъектов Федерации по организации  собственной системы органов  исполнительной власти конкретизируются в их конституциях и уставах. Содержание этих полномочий составляют:

    право разрабатывать и принимать соответствующие  акты, являющиеся правовой основой системы органов исполнительной власти субъектов Федерации;

    право самостоятельно избирать организационно-правовые формы органов исполнительной власти, устанавливать их структуру, распределять функцию и компетенцию между  различными видами органов;

    право проводить мероприятия по образованию органов исполнительной власти (выборы, формирование, назначение и т.п.);

    право осуществлять политико-правовое, организационное  и ресурсное обеспечение деятельности такой системы органов исполнительной власти.

    Системы органов исполнительной власти субъектов Федерации в пределах ведения РФ и совместное ведения РФ и ее субъектов входят в единую систему органов исполнительной власти в Российской Федерации. Принцип единства исполнительной власти в РФ не исключает разнообразия в устройстве органов исполнительной власти в субъектах Федерации. Это разнообразие обусловлено не только историческими, национальными, культурными и иными традициями, но и, прежде всего, конституционно-правовыми различиями в положении таких субъектов.

    В организации исполнительной власти республик - субъектов Федерации  отражаются специфические черты  их конституционного положения и  особенностей развития. Основными элементами их системы на уровне органов общей  компетенции являются, чаще всего, единоличный орган - глава исполнительной власти (Президент, Председатель правительства, глава республики) и коллегиальный орган - Правительство. На уровне органов государственной администрации специальной компетенции (отраслевых и межотраслевых) наиболее распространенными организационно-правовыми формами являются министерство, государственные комитеты, комитеты, главные управления.

    Наиболее  типичными моделями, характеризующими организацию исполнительной власти в республиках - субъектах Федерации  являются:

    Система органов исполнительной власти возглавляется Президентом, который одновременно является главой исполнительной власти и председателем Правительства (Республика Бурятия и Республика Тыва). Правительство формируется Президентом, который руководит его деятельностью.

    Система органов исполнительной власти, в  которой Президент является по конституционному акту главой государства, высшим должностным  лицом и главой исполнительной власти. Создание высшего органа исполнительной власти общей компетенции не предусмотрено. Президент наделен полномочиями для организации и осуществления централизованного оперативного руководства отраслевыми и функциональными органами исполнительной власти (Республика Калмыкия).

    Система органов исполнительной власти, которая  в определенной мере копирует модель, характерную для федерального уровня, Президент выведен за пределы традиционной концепции разделения властей, которая тем не менее находит закрепление в конституциях республик в качестве одной из основ конституционного строя. Президент является главой государства, назначает Председателя Правительства с согласия представительного органа, а Правительство формируется Президентов по представлению его Председателя (Республика Татарстан, Республика Башкортостан, Республика Ингушетия).

    Система органов исполнительной власти, в которой Президент является главой государства и главой исполнительной власти. Председатель Правительства назначается и освобождается от должности Президентом с согласия представительного органа, а по его предложению Президент назначает и освобождает членов Правительства (Кабардино-Балкарская Республика, Республика Северная Осетия - Алания). Конституция Чувашской Республики 2000 г. допускает, что Президент вправе совмещать свой пост с должностью Председателя Комитета Министров и тогда с согласия законодательного органа на его назначение не требуется.

    Система органов исполнительной власти, характеризующаяся  отсутствием института Президента (Республика Хакасия). В Рамках этой системы можно выделить три основные модели:

    Главу исполнительной власти и высшим должностным лицом республики является Председатель Правительства, избираемый всем населением. Он представляет на утверждение законодательного органа структуру исполнительной власти республики, назначает и освобождает от должности министров (за исключением трех) и определяет порядок деятельности Правительства (Республика Калерия).

    Правительство формируется представительным органом  и является высшим органом исполнительной власти (Республика Мордовия, Республика Удмуртия).

    Исполнительную власть непосредственно возглавляет коллегиальный орган, который формирует Правительство республики. Председатель Правительства входит в состав коллегиального органа в качестве заместителя его Председателя (Государственный Совет и Правительство Республики Дагестан).

Организация исполнительной власти в субъектах Российской Федерации

    Организация исполнительной власти в краях, областях, городах федерального значения, автономной области, автономных округах менее  разнообразна, чем в республиках. Исполнительная власть в этих субъектах реализуется администрацией (правительством) руководство которой осуществляет на принципах единоначалия ее Глава (Губернатор, Глава администрации, мэр). Глава администрации - это высшее выборное административное должностное лицо, осуществляющее функции и полномочия главы исполнительной власти в системе исполнительных органов государственной власти субъектов Федерации. Его взаимоотношение с администрацией (правительство) субъекта РФ могут быть представлены тремя основными моделями:

    Глава администрации (Губернатор) непосредственно  осуществляет исполнительную власть, руководя прямо подчиненными ему  отраслевыми и функциональными  подразделениями администрации (Тюменская  область, Сахалинская область, Ямало-Ненецкий автономный округ и др.);

    Глава администраций (Губернатор) осуществляет исполнительную власть через формируемый  им самостоятельный орган общей  компетенции - правительство или  администрацию субъекта Федерации. Этот орган может возглавляться  должностным лицом, назначаемым  губернатором (председатель Правительства, первый заместитель главы администрации, вице-губернатор) - Московская, Мурманская, Тульская, Ярославская области, Ханты-Мансийский автономный округ и др.

    Глава администрации (Губернатор) непосредственно  возглавляет орган общей компетенции - Правительство или администрацию субъекта Федерации (Краснодарский, Ставропольский края, Липецкая, Саратовская области и др.).При этом правительства и отраслевые органы исполнительной власти формируются губернатором и контрольные функции -законодательной власти существенно ограничены.

    Глава исполнительной власти (Губернатор, Глава  администрации) ко всем предметам ведения РФ и совместного ведения РФ ее субъектов подчиняется Президенту РФ и Правительству РФ. В его компетенцию входят:

    определение в соответствии с Уставом субъекта РФ внутренней политики по вопросам исключительной полномочий субъекта Федерации;

    представительство интересов субъекта Федерации в  Правительстве РФ, федеральных органах  исполнительной власти и в отношениях с другими субъектами РФ;

    разработка  и представление на утверждение  законодательного органа субъекта Федерации, бюджета, обеспечение его исполнения;

    согласование  решений об образовании, реорганизации  и ликвидации территориальных органов, федеральных министров и ведомств, назначения их руководителей;

    утверждение структуры органов исполнительной власти субъекта Федерации, назначение и об освобождение от должности руководителей  отраслевых и территориальных органов  субъектов Федерации и др.

    В систему органов государственной администрации субъектов РФ, руководимую главой исполнительной власти (Президентом Республики, Председателем Правительства, Главой администрации, Губернатором) могут входить:

Информация о работе Органы исполнительной власти вРФ