Органы исполнительной власти вРФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Декабря 2010 в 11:20, курсовая работа

Описание работы

Исполнительная власть – В соответствии с теорией разделения властей одна из самостоятельных и независимых публичных властей (наряду с законодательной и судебной) в государстве. Представляет собой совокупность полномочий по управлению государственными делами, включая полномочия административного нормотворчества, внешнеполитического представительства, по осуществлению различного рода административного контроля, а также иногда и законодательные полномочия (в порядке делегированного или чрезвычайного законодательствования), а также систему государственных органов, осуществляющих вышеперечисленные полномочия.

Содержание

Введение

Глава 1.

Понятие и система органов исполнительной власти

•Президент Российской Федерации
•Правительство Российской Федерации
•Государственная администрация
•Органы исполнительной власти субъектов РФ
Глава 2.

•Правовой статус правительства Российской Федерации
Глава 3.

•Министерство образования Российской Федерации в системе органов управления образования
Глава 4.

Органы исполнительной власти Субъектов Российской Федерации

• Организация исполнительной власти в субъектах Российской Федерации
Заключение

Список использованных источников

Работа содержит 1 файл

ОРГАНЫ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ.doc

— 201.50 Кб (Скачать)

2. Правовой статус  правительства Российской  Федерации

    1. Понятие и состав Правительства  РФ. Правительство - это коллегиальный орган общей компетенции, издающий от своего имени административно-правовые акты и являющийся одним из основных институтов управления государственными делами. Правовой статус Правительства РФ определяется Конституцией РФ и федеральным конституционным законом "О Правительстве Российской Федерации" 1997 г. №2 - ФКЗ. Правительство РФ представляет собой орган государственной власти, осуществляющий исполнительную власть. Оно является коллегиальным органом, возглавляющим единую систему исполнительной власти в РФ. По общему правилу, Правительство РФ руководит деятельностью всех федеральных органов исполнительной власти, за исключением тех, руководство которыми осуществляет Президент РФ. Руководство Правительства распространяется на федеральные органы, действующие в экономической и социально-культурных сферах, руководство Президента - на федеральные ведомства, управляющие главным образом административно-политической сферой, и на само Правительство.

    Президент РФ не является главой Правительства  РФ, но вправе председательствовать на его заседаниях, осуществлять контроль за его действиями и решениями, в том числе за выполнением своих указов. Он назначает (с согласия Государственной Думы) Председателя Правительства РФ, назначает (по предложению Председателя Правительства РФ) и освобождает от должности министров - членов Правительства. Таким образом, в состав Правительства РФ не может быть определен без решающего участия Президента РФ.

    В состав Правительства РФ входит: Председатель правительства, его заместители и федеральный министр.

    Председатель  Правительства РФ возглавляет Правительство. В соответствии с Конституцией РФ, федеральными законами и указами  президента РФ он определяет основные направления деятельности Правительства  и организует его работу. Определение основных направлений правительственной деятельности происходит путем выбора Председателем Правительства главных участков работы на которых должны быть сосредоточены усилия Правительства в рамках целей и приоритетов внутренней и внешней политики, определяемой Президентом РФ. Председатель Правительства РФ представляет Правительство Российской Федерации и за ее пределами, ведет заседание Правительства, обладая правом решающего голоса, подписывает правовые акты Правительства, представляет Президенту РФ предложения о поощрении министров и наложении на них взысканий.

    Заместители Председателя Правительства РФ в  соответствии распределениям обязанностей между ними координируют работу федеральных  органов исполнительной власти, дают им поручения, контролируют их деятельность, участвуют при необходимости в заседаниях коллегий этих органов.

    Федеральные министры как члены Правительства  участвуют в подготовке его решений  и обеспечивают их исполнение. Они  не могут действовать вопреки  официальной позиции Правительства. В состав Правительства входит также руководитель аппарата правительства - министр РФ. Понятие "федеральный министр" распространяется как на руководителей министерств, так и на руководителей других федеральных ведомств, если этот ранг был им присвоен Президентом. Однако в этом случае руководитель ведомства не становится автоматически членом Правительства с правом решающего голоса на его заседании. Президентом может быть введена должность федерального министра не являющегося руководителем федерального министерства. Таким образом, практическое количество правительства РФ определяется Президентом РФ. При осуществлении своих полномочий министры подотчетны Правительству, а по вопросам, отнесенным Конституцией РФ и федеральными законами к полномочиям Президента, и Президенту РФ.

    Президиум. Для решений оперативных вопроса  Правительство РФ по предложению  его Председателя может образовывать Президиум. Состав Президиума Правительства  определяются не законом и указом Президента, а самим Правительством. В соответствии с Постановлением Правительства от 1 октября 1998 г. № 1145 в него входят 12 членов Правительства: Председатель Правительства, 5 его заместителей, 6 федеральных министров: финансов, обороны, иностранных дел, государственного имущества, внутренних дел, экономики и торговли. Заседание этого внутреннего рабочего органа Правительства проводятся по мере необходимости (обычно раз в неделю). Его решения принимаются большинством голосов и не должны противоречить актам, принятым на заседаниях Правительства. Любое решение Президиума может быть отменено Правительством.

    На  членов Правительства в связи  с их пребыванием в его составе  распространяются ограничения, предусмотренные  Законом "Об основах государственной  службы российской Федерации" 1997 г.

    2. Полномочия Правительства РФ. Общие и основные полномочия Правительства РФ определены в статье 114 Конституции РФ и в статье 13 Закона "О Правительстве Российской Федерации" 1997г. В соответствии с этими нормативно-правовыми актами Правительство РФ:

    осуществляет  реализацию внутренней и внешней политики Российской Федерации;

    осуществляет  регулирование в социально-экономической  сфере;

    разрабатывает федеральный бюджет и обеспечивает его исполнение;

    обеспечивает  в России единую финансовую кредитную, денежную политику;

    осуществляет управление федеральной собственностью;

    обеспечивает  проведение единой государственной  политики в области культуры, науки, образования, здравоохранения, социального  обеспечения, экологии;

    осуществляет  меры по обеспечению законности, прав и свобод граждан, охране собственности и общественного порядка, борьбе с преступностью, обороны и государственной безопасности;

    обеспечивает  единство системы исполнительной власти в РФ, направляет и контролирует деятельность ее органов;

    формирует федеральные целевые программы  и обеспечивает их реализацию;

    реализует предоставленное ему право законодательной  инициативы.

    Общие полномочия Правительства РФ применительно  к отдельным сферам и областям жизнедеятельности государства  и общества конкретизируются в восьми статьях (ст. 14-21) Закона "О Правительстве РФ" 1997г. Однако полномочия Правительства не ограничиваются их перечнем, приведенном в данных статьях. При определении компетенции Правительства РФ используется принцип общего нормирования его полномочий: Правительство осуществляет иные полномочия, возложенные на него Конституцией РФ, федеральными законами и указами Президента РФ.

    Правовыми формами реализации Правительством своих полномочий являются постановления  и распоряжения, которые обязательны к исполнению в Российской Федерации. Постановления носят нормативный характер, а распоряжения издаются по оперативным и текущим вопросам и не являются нормативными актами. Все правовые акты Правительства - как распоряжения, так и постановления - могут быть обжалованы в суд. Правительство вправе также принимать обращения, заявления и иные акты, не имеющие правового характера.

    В своей деятельности Правительство  руководствуется принципами верховенства Конституции РФ, федеральных конституционных  законов и федеральных законов, а также принципами народовластия, федерализма, разделения властей, ответственности, профессионализма, гласности и обеспечения прав и свобод человека и гражданина.

    3. Организация деятельности Правительства  РФ. Основной формой деятельности Правительства как коллегиального органа являются его заседания, которые проводятся не реже одного раза в месяц. Они могут носить открытый и закрытый характер. Подготовка и проведение заседания осуществляются в соответствии с регламентом Правительства РФ 6. Все члены Правительства обязаны лично участвовать в его заседаниях, поскольку лишь они имеют право решающего голоса. Заседание считается правомочным, если на нем присутствует более половины членов Правительства.

    В заседаниях Правительства могут  участвовать с правом совещательного голоса представители палат Федерального Собрания, Конституционного Суда, Верховного Суда, Высшего Арбитражного Суда, Генеральной прокуратуры, Счетной палаты, Председатель Центробанка и Президент Российской Академии наук. В заседаниях Правительства может принимать участие на правах председательствующего Президент РФ.

    По  каждому из рассматриваемых на заседаниях вопросу приглашаются лица, имеющие  к нему непосредственное отношение. Состав этих лиц определяется Руководителем  Аппарата Правительства по предложениям государственных органов и организаций, ответственных за подготовку рассматриваемых вопросов. На заседание Правительства могут приглашаться также работники Аппарата Правительства, непосредственно готовящие материалы по повестке заседания. Особые требования предъявляются к подготовке тех решений, принятие которых предусмотрено актами Президента, а также проектов решений, рассматриваемых на заседаниях Правительства под председательством Президента. Такие проекты в обязательном порядке направляются в Администрацию Президента для согласования.

    Заседания ведет Председатель Правительства. Он открывает и закрывает заседания, предоставляет слово выступающим, при необходимости проводит голосование. В случае равенства голосов при  голосовании решающим является голос Председателя.

    Вопросы, относящиеся к компетенции Правительства, могут рассматриваться на заседаниях как Правительства в целом, так  и его Президиума. На заседаниях Правительства рассматриваются  два рода вопросов:

    решения по которым принимаются исключительно на заседаниях Правительства. Их перечень установлен ст. 28 Закона " О Правительстве";

    вопросы, которые с точки зрения руководства  Правительства имеют особое значение, например, вытекающие из поручений  Президента.

    Для обеспечения деятельности Правительства создан Аппарат Правительства РФ, который работает под руководством Председателя Правительства. Возглавляет его Руководитель Аппарата, являющийся как минимум федеральным министром, или заместителем Председателя Правительства. Аппарат Правительства РФ осуществляет подготовку и организационное обеспечение заседаний Правительства, координирует усилия органов и организаций по обеспечению реализации полномочий Правительства, организует контроль за выполнением его решений.

    Конституция РФ не устанавливает сроки полномочий Правительства. Однако косвенным образом определяется срок в 4 года: Правительство формируется в связи с избранием Президента и слагает полномочия перед вновь избранным Президентом (ст. 116). Таким образом, действует формула: новый Президент - новое Правительство. Вместе с тем предусматривается его досрочная отставка. Она возможна в следующих случаях:

    Правительство само на основе коллегиально принятого  решения подает в отставку;

    решение об отставке единолично, по своему усмотрению без какого-либо согласования принимает Президент РФ;

    недоверие Правительству выражается Государственной  Думой. Окончательное решение о  судьбе Правительства в этом случае принимает Президент: он может объявить об отставке Правительства либо распустить Государственную Думу;

    вопрос  о доверии Правительству ставит перед Государственной Думой  его Председатель. В случае отказа в доверии Президент либо принимает  решение об отставке Правительства  либо распускает Государственную Думу.

    Во  всех этих случаях Правительство по поручению Президента продолжает действовать до сформирования нового Правительства РФ. Тем самым обеспечивается преемственность и непрерывность деятельности исполнительной власти РФ.

3. Министерство образования  Российской Федерации в системе органов управления образования

    1. Система органоуправления образованием  в РФ. Система образования в  РФ представляет собой:

    совокупность  преемственных образовательных  программ и государственных образовательных  программ и государственных стандартов различного уровня направленности;

    сети  реализующих их образовательных  учреждений различных организационно-правовых форм, типов и видов;

Информация о работе Органы исполнительной власти вРФ