Органы исполнительной власти вРФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Декабря 2010 в 11:20, курсовая работа

Описание работы

Исполнительная власть – В соответствии с теорией разделения властей одна из самостоятельных и независимых публичных властей (наряду с законодательной и судебной) в государстве. Представляет собой совокупность полномочий по управлению государственными делами, включая полномочия административного нормотворчества, внешнеполитического представительства, по осуществлению различного рода административного контроля, а также иногда и законодательные полномочия (в порядке делегированного или чрезвычайного законодательствования), а также систему государственных органов, осуществляющих вышеперечисленные полномочия.

Содержание

Введение

Глава 1.

Понятие и система органов исполнительной власти

•Президент Российской Федерации
•Правительство Российской Федерации
•Государственная администрация
•Органы исполнительной власти субъектов РФ
Глава 2.

•Правовой статус правительства Российской Федерации
Глава 3.

•Министерство образования Российской Федерации в системе органов управления образования
Глава 4.

Органы исполнительной власти Субъектов Российской Федерации

• Организация исполнительной власти в субъектах Российской Федерации
Заключение

Список использованных источников

Работа содержит 1 файл

ОРГАНЫ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ.doc

— 201.50 Кб (Скачать)

    Исполнительная  власть не может существовать иначе, как посредством своих органов. Способ образования, порядок деятельности, компетенция, функции, формы и методы деятельности органов исполнительной власти определены и закреплены в соответствующих законах, положениях и нормативных актах. Каждый орган создается для осуществления строго определенного вида государственно-управленческой деятельности. Вместе с тем органы исполнительной власти в своей совокупности характеризуются рядом специфических признаков, которые отличают их от других органов государственной власти. К числу этих признаков относятся:

    официально  представленные государства и выражение  его воли при решении повседневных задач и текущих вопросов в  сфере публичного управления;

    осуществление исполнительно-распорядительной деятельности в рамках определенных законом функций и административных полномочий;

    возможность, в соответствии со своей компетенцией, издавать обязательные к исполнению административно-правовые акты и осуществлять оперативное государственное управление в пределах установленного предмета ведения;

    наличие оперативной самостоятельности  и возможности непосредственно  распоряжаться материальными, людскими и информационными ресурсами, необходимыми для осуществления его компетенции;

    органы  исполнительной власти образуются, как правило, вышестоящими органами исполнительной власти и подотчетны им;

    контролируются  вышестоящими органами по вопросам законности и целесообразности, принимаемых  актов и совершаемых действий;

    состоят из государственных служащих осуществляющих повседневное и непосредственное управление другим людьми;

    обладают  возможностью применять меры административного  принуждения.

    Орган исполнительной власти имеет внешнюю  и внутреннюю форму.

    Внешней формы включает следующие основные элементы:

    официальное наименование (министерство, управление, губернатор и т.д.);

    компетенция, определяющая меру и способ ее участия  в государственном управлении, и  территориальный масштаб деятельности; в) функции, цели и задачи деятельности;

    формы и методы деятельности;

    положение в иерархической структуре исполнительной власти и порядок взаимодействия с другими органами;

    порядок образования, реорганизации и управления.

    Внутренняя  форма показывает:

    устройство  органа исполнительной власти, его  внутреннюю структуру (линейную, линейно-функциональную и т.д.), состав структурных единиц, порядок их взаимодействия в процессе осуществления управленческой деятельности.

    К элементам внутренней формы относятся  также штаты, внутренний распорядок и дисциплина, которую все государственные  служащие обязаны соблюдать.

    С точки зрения своей формы орган  исполнительной власти может быть представлен  отдельным должностным лицом  или группой должностных лиц, находящихся в определенных организационно-правовых отношениях между собой.

    Таким образом, орган исполнительной власти - это публично-правовой институт, который представлен одним должностных лиц, официально осуществляющих исполнительно-распорядительную деятельность и наделенных в законном порядке определенной компетенцией, материальными и правовыми средствами, необходимыми для реализации возложенных на них государственных задач и функций.

    Органы  исполнительной власти весьма разнообразны и отличаются друг от друга по видам  и сферам деятельности, объему и  характеру компетенции и т.д. В  учебной литературе их принято классифицировать:

    по  основаниям образования:

    образуемые  на основе Конституции РФ и конституционных  актов субъектов федерации (президентуры - президенты и их администрация, правительства  и т.д.);

    создаваемые на основе текущего законодательства или подзаконных актов (министерства, государственные комитеты, управления и т.д.);

    по  уровню функционирования, обусловленному федеральным устройством России и территориальным масштабам  деятельности:

    федеральные (Правительство РФ, федеральные министерства и ведомства);

    региональные (представители Президента РФ в федеральных  округах, командующие военными округами и т.д.);

    органы  исполнительной власти субъектов федерации (президенты, правительства, губернаторы  и т.д.);

    по  порядку образования:

    избираемые (президенты, главы администраций субъектов федерации);

    образуемые  в соответствии с указами Президента РФ, президентов республик и глав администраций субъектов федерации  и т.д. (министерства, службы, департаменты и т.д.);

    по  объему и характеру компетенции:

    органы  общей компетенции, ведающие всеми  отраслями и сферами управления и решающие все вопросы на определенной территории (Правительство РФ, президенты республик, губернаторы, Правительства  субъектов федерации и т.д.);

    органы  отраслевой компетенции, ведающие отдельными отраслями управления (министерства, комитеты);

    органы  межотраслевой компетенции, осуществляющие межотраслевое (функциональное) управление (государственные комитеты статистики, стандартизации, метрополии и сертификации и т.д.);

    специальной компетенции, осуществляющие контрольные и надзорные функции (надзоры);

    органы  внутриотраслевой компетенции, осуществляющие управление определенной сферы деятельности в рамках отрасли;

    по  организационно-правовой форме:

    правительства; советы министерств, имеющий статус правительства; министерства, государственные комитеты, комитеты, службы, комиссии, главные управления, управления, инспекции, агентства, департаменты, администрации, мэрии, палаты, центры и т.д.;

    по  порядку принятия решений:

    единоначальные органы, в которых подведомственные им вопросы решаются руководителем единолично (министерства, службы управления, отделы);

    коллегиальные органы, принимающие решения в  подведомственной области коллегиально (Правительства РФ, правительства  субъектов федерации, государственные комитеты и т.д.);

    по  функциям, которые осуществляют органы исполнительной власти:

    основные, которые непосредственно выражают и осуществляют волю государства  и принимают его от его имени  обязательные к исполнению решения (правительство, министерства и т.д.) и;

    вспомогательные органы, которые обеспечивают деятельность основных и не наделены, как правило, юридически властными полномочиями (комиссии, советы и т.д.).

    Они действуют при основных органах  внутри самой исполнительной власти и могут быть двух видов: консультативные и координационные.

    Консультативные занимаются предварительным рассмотрением  вопросов, готовит по ним предложения  юридического или технического характера. Эти органы могут создаваться  на постоянной или временной основе и включать как государственных служащих, так и экспертов, представителей общественности.

    Координационные органы образуются в виде правительственных  или межведомственных комиссий для  подготовки предложений по вопросам общегосударственного значения или требующим межотраслевой координации. Решения этих комиссий обязательны для всех представленных в них органов.

    3. Система органов исполнительной  власти в Российской Федерации.  Система органов исполнительной  власти - это юридически упорядоченная  внутренне согласованная совокупность различных по своей организационно-правовой форме органов, соподчиненных на основе разделения компетенции между ними и образующих интегрированное единство в процессе реализации исполнительной власти на всей территории Российской Федерации. Эта система выступает как комплексное образование, имеющее свою вертикальную иерархическую структуру и горизонтальные уровни и организующие на правовой основе в соответствии с государственной политикой повседневное оперативное управление общественными процессами. Система органов исполнительной власти в РФ образуется и функционирует в соответствии с принципами федерализма, сочетания централизации и децентрализации, законности, гласности, сочетания отраслевых, межотраслевых и территориальных начал в государственном управлении.

    Понятие "система органов исполнительной власти" характеризует организационное  построение исполнительной власти в  Российской Федерации. Она строится в соответствии с конституционным  разграничением полномочий в этой сфере  между РФ и субъектами Федерации. Согласно Конституции (ст. 71-73) деятельность органов исполнительной власти осуществляется в пределах совместного ведения субъектов РФ, в пределах совместного ведения РФ и субъектов федерации и в пределах самостоятельного ведения субъектов РФ. К ведению РФ отнесено установление системы федеральных оранов исполнительной власти, порядка их организации и деятельности, формиование федеральных органов исполнительной власти. В совместное ведение РФ и субъектов Федерации входит установление общих принципов организации системы органов государственной власти.

    Единая  система исполнительной власти в  России образуется только в пределах ведения РФ и полномочий Федерации  по предметам совместного ведения  РФ и ее субъектов (ст.77 Конституции) 2. В этих пределах правительства, министерства и ведомства субъектов РФ находятся в отношениях иерархической подчиненности с Правительством РФ и соответствующими федеральными министерствами и ведомствами. В субъектах Федерации федеральные органы могут создавать свои территориальные органы.

    В свою очередь органы исполнительной власти субъектов Федерации по вопросам исключительных полномочий, отнесенных к их ведению, действуют самостоятельно, независимо от федеральных органов  исполнительной власти и неподотчетны им. Субъекты РФ самостоятельно устанавливают систему органов исполнительной власти на своей территории в соответствии с основами конституционного строя РФ и общими принципами государственного строительства, установленными федеральными законами. Конституцией РФ предусмотрено взаимное делегирование полномочий между органами исполнительной власти Федерации и субъектов РФ, осуществляемое на практике на основе соответствующих соглашений между ними.

      В рамках федеральных органов  исполнительной власти можно  выделить два уровня, которые включают:

    руководящие органы (Президент РФ, Правительство  РФ) и;

    органы  государственной администрации (министерства и иные ведомства).

    Государственная администрация представляет собой  административный аппарат, непосредственно  реализующий государственную политику, цели и приоритеты, определяемые в решениях руководящих органов исполнительной власти в соответствии с Конституцией РФ и действующим законодательством.

Президент Российской Федерации

    Вопрос  о том, входит ли Президент РФ в систему органов исполнительной власти в научной и учебной литературе является дискуссионным. Неопределенность правового статуса Президента в системе разделения властей порождена ст. ст. 10 и 80 Конституции РФ, которые не относят этот орган ни к одной из ветвей государственной власти. Согласно одной точки зрения, он рассматривается только как глава государства, стоящий "над всеми ветвями" власти, и как гарант всех конституционных институтов. Считается, что Президент как глава государства обладает полномочиями исполнительной власти, но не входит в систему ее органов. В соответствии со второй точкой зрения законодательная власть принадлежит парламенту, судебная - судам, исполнительная - правительству, а Президент РФ наделен особой формой власти - президентской.

Информация о работе Органы исполнительной власти вРФ