Административный процесс

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Ноября 2011 в 10:02, реферат

Описание работы

Цель реферата: рассмотреть административный процесс как разновидность юридического процесса.
Были поставлены следующие задачи: рассмотреть сущность и содержание административного процесса, стадии административного процесса, а также выяснить подробно правовой статус субъектов административного процесса.

Содержание

Введение 3
1. Сущность и содержание административного процесса 4
1.1. Подходы к понятию «юридический процесс» 4
1.2. Административный процесс как вид юридического процесса 6
1.3. Соотношение административного и уголовного процесса 9
2. Стадии административного процесса 10
2.1. Первая стадия – анализ ситуации 10
2.2. Вторая стадия – принятие решения 11
2.3. Третья стадия – исполнение решения 11
3. Правовой статус субъектов административного процесса 12
3.1. Граждане Российской Федерации 12
3.2. Иностранные граждане и лица без гражданства 16
3.3. Органы исполнительной власти Российской Федерации и ее субъектов 17
3.4. Исполнительные органы местного самоуправления 25
3.5. Предприятия и учреждения различных форм собственности 27
3.6. Общественные объединения 29
Заключение 38
Список используемой литературы 3

Работа содержит 1 файл

Административный процесс.docx

— 86.42 Кб (Скачать)

     Органы  исполнительной власти субъектов Российской Федерации в соответствии со ст. 77 Конституции Российской Федерации - система органов государственной  власти республик, краев, областей, городов  федерального значения, автономной области, автономных округов устанавливается  субъектами Российской Федерации самостоятельно в соответствии с основами конституционного строя Российской Федерации и  общими принципами организации представительных и исполнительных органов государственной  власти, установленными федеральным  законом.

     В пределах ведения Российской Федерации  и полномочий Российской Федерации  по предметам совместного ведения  Российской Федерации и субъектов  Российской Федерации федеральные  органы исполнительной власти субъектов  Российской Федерации образуют единую систему исполнительной власти в  Российской Федерации.

     Основные  стороны организации и деятельности органов исполнительной власти субъектов  Российской Федерации закреплены в  ряде нормативных правовых актов, к  числу которых, например, относятся: Федеральный закон от 06.10.1999 N 184-ФЗ (ред. от 28.12.2010) "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", другими федеральными законами, конституциями республик, уставами других субъектов Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

     В соответствии с Конституцией Российской Федерации федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации  могут по взаимному соглашению передавать друг другу осуществление части  своих полномочий, если это не противоречит Конституции Российской Федерации  и федеральным законам.

     Систему органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации возглавляет  высший исполнительный орган государственной  власти, являющийся постоянно действующим  органом. Он обеспечивает исполнение Конституции  Российской Федерации, федеральных  законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, конституции (устава), законов и иных нормативных  правовых актов субъекта Российской Федерации.

     Высший  исполнительный орган государственной  власти субъекта Российской Федерации:

  1. Осуществляет в пределах своих полномочий меры по реализации, обеспечению и защите прав и свобод человека и гражданина, охране собственности и общего порядка, борьбе с преступностью;
  2. Разрабатывает для представления высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) в законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации проект бюджета субъекта Российской Федерации, а также проекты программ социально-экономического развития субъекта Российской Федерации;
  3. Обеспечивает исполнение бюджета субъекта Российской Федерации и готовит отчет об исполнении указанного бюджета и отчеты о выполнении программ социально-экономического развития субъекта Российской Федерации для представления их высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации законодательному органу данного субъекта;
  4. Формирует иные органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации;
  5. Управляет и распоряжается собственностью субъекта Российской Федерации в соответствии с законами субъекта Федерации, а также федеральной собственностью, переданной в управление субъекту Российской Федерации в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации;
  6. Вправе предложить органу местного самоуправления, выборному или иному лицу местного самоуправления привести в соответствие с законодательством Российской Федерации изданные им правовые акты в случае, если указанные акты противоречат Конституции Российской Федерации, федеральным законам и иным нормативным правовым актам субъекта Российской Федерации, а также вправе обратиться в суд;
  7. Заключает в соответствии с федеральным законом договоры с федеральными органами исполнительной власти о разграничении предметов ведения и полномочий, а также соглашения о взаимной передаче осуществления части своих полномочий;
  8. Осуществляет иные полномочия, установленные федеральными законами, конституцией (уставом) и законами субъекта Российской Федерации, а также соглашениями с федеральными органами исполнительной власти, предусмотренными ст. 78 Конституции России.22

     Территориальные органы федеральных министерств  и иных федеральных органов исполнительной власти — низовое звено системы  федеральных органов исполнительной власти, действующее на территориях  соответствующих субъектов Российской Федерации. Они действуют под  руководством центральных органов  данной системы, а по вопросам, входящим в компетенцию субъектов Российской Федерации, — во взаимодействии с  органами исполнительной власти этих субъектов Федерации.

     Государственных служащих как участников административного  процесса характеризует несколько  существенных особенностей.

     Основы  правового положения государственных  служащих этих установлены Конституцией Российской Федерации (п. 4 ст. 32, п. «т»  ст. 71), Федеральным законом от 27.07.2004 N 79-ФЗ (ред. от 28.12.2010) "О государственной гражданской службе Российской Федерации", Федеральным законом от 02.03.2007 N 25-ФЗ (ред. от 17.07.2009) "О муниципальной службе в Российской Федерации" и др. 

3.4. Исполнительные органы местного самоуправления

     Многочисленную  группу участников административного  процесса образуют органы местного самоуправления, прежде всего их исполнительные структуры  и определенные категории их работников.

     В соответствии с Конституцией Российской Федерации местное самоуправление в Российской Федерации обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, пользования, владения и распоряжения муниципальной  собственностью. Местное самоуправление осуществляется гражданами путем референдумов, выборов и других форм прямого волеизъявления, через выборные и другие органы местного самоуправления в городских и сельских поселениях, на других территориях с учетом исторических и иных местных традиций.

     Система органов местного самоуправления определяется населением соответствующей территории. В пределах своих полномочий местное  самоуправление самостоятельно, а его  органы не входят в систему органов  государственной власти. При этом органы местного самоуправления могут  наделяться законом отдельными государственными полномочиями с передачей необходимых  для их осуществления материальных и финансовых средств. Реализация переданных полномочий подконтрольна государству. Данное обстоятельство является одной  из основ функционирования института  местного самоуправления, поскольку  закреплено ст. 12 Конституции Российской Федерации, находящейся в главе, определяющей основы конституционного строя. В качестве публичной власти, наиболее приближенной к населению, местное самоуправление обеспечивает защиту тех интересов граждан, которые  основаны на совместном их проживании на определенной территории, на неизбежном взаимодействии жителей этой территории.23

     Конституционные нормы о местном самоуправлении получили развитие и конкретизацию  в ряде федеральных и региональных законов. К их числу, например, относятся: Федеральный закон от 06.10.2003 N 131-ФЗ (ред. от 20.03.2011, с изм. от 29.03.2011) "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации"; Федеральный закон от 26.11.1996 N 138-ФЗ (ред. от 09.11.2009) "Об обеспечении конституционных прав граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы местного самоуправления"; Федеральный закон от 02.03.2007 N 25-ФЗ (ред. от 17.07.2009) "О муниципальной службе в Российской Федерации".

     Таким образом, местное самоуправление —  это институт, охватывающий большое  число российских граждан, занимающих различные должности, предусмотренные  федеральным и региональным законодательством  и, следовательно, являющихся участниками  административного процесса.

     Так, в соответствии с Уставом муниципального образования может быть предусмотрена  должность главы муниципального образования — выборного должностного лица, которое наделяется собственной  компетенцией по решению вопросов местного самоуправления. Глава муниципального образования подотчетен населению  непосредственно, а также представительному  органу местного самоуправления.

     Кроме статуса выборных должностных лиц  местного самоуправления, законодательство регулирует статус лиц, выполняющих  обязанности муниципальных служащих, действующих на постоянной основе на муниципальных должностях, не являющихся выборными, т. е. муниципальных служащих.

     Муниципальным служащим является гражданин Российской Федерации, достигший возраста 18 лет, исполняющий в порядке, определяемом Уставом муниципального образования  в соответствии с федеральными законами и законами субъекта Российской Федерации, обязанности по муниципальной должности  муниципальной службы за денежное вознаграждение, выплачиваемое за счет местного бюджета.

     Органы  местного самоуправления и должностные  лица местного самоуправления по вопросам своего ведения принимают (издают) правовые акты. Наименование и виды правовых актов органов местного самоуправления, выборных и других должностных лиц  местного самоуправления, полномочия по изданию указанных актов, порядок  их принятия и вступления в силу определяются Уставом муниципального образования в соответствии с  законами субъектов Российской Федерации.24

3.5. Предприятия и учреждения различных форм собственности

     Предприятия и учреждения представляют собой  традиционную и весьма многочисленную группу участников административного  процесса в силу реального существования  нескольких форм собственности —  частной, государственной, муниципальной  и других, признанных и защищаемых равным образом Российской Федерацией (ст. 8 Конституции Российской Федерации).

     Предприятиями называют самостоятельные хозяйствующие  структуры, создаваемые для различного рода производственной деятельности, имеющие в собственности, хозяйственном  ведении или оперативном управлении обособленное имущество. В целом  можно сказать, что предприятие  — это определенного рода организация, имеющая своим назначением удовлетворение материальных потребностей общества.25

     Основы  правового статуса предприятий, в том числе и как участников соответствующих административных производств, закреплены в ряде федеральных  законов и прежде всего в Гражданском  кодексе Российской Федерации. В  гл. 4 ГК, посвященной юридическим  лицам, начиная с §2 «Хозяйственные товарищества и общества», содержатся нормы, регулирующие основные стороны  организации и деятельности хозяйствующих  структур, их взаимоотношений с другими  субъектами (ст. 66-115 ГК РФ). К их числу  ГК относит: хозяйственные товарищества и общества; полное товарищество; товарищество на вере; общество с ограниченной ответственностью; акционерное общество (открытое и  закрытое); производственные кооперативы; государственные и муниципальные  унитарные предприятия, основанные на праве хозяйственного ведения, основанное на праве оперативного управления.

     Отдельные стороны деятельности предприятий  регулируют федеральные законы, например, Федеральный закон от 26.12.1995 N 208-ФЗ (ред. от 28.12.2010) "Об акционерных обществах"; Федеральный закон от 26.10.2002 N 127-ФЗ (ред. от 07.02.2011) "О несостоятельности (банкротстве)"; Федеральный закон от 21.12.2001 N 178-ФЗ (ред. от 22.11.2010) "О приватизации государственного и муниципального имущества"; Федеральный закон от 08.02.1998 N 14-ФЗ (ред. от 28.12.2010) "Об обществах с ограниченной ответственностью", и некоторые другие.

     Наряду  с предприятиями важную роль в  жизни государства и общества играют и другие участники административного  процесса данной группы — учреждения. Это — структуры, выполняющие  широкий спектр функций непроизводственного  назначения, однако действующие во всех сферах государственного управления - экономической, социально-культурной, административно-политической и межотраслевой.26

     В отличие от предприятий, основы правового  положения учреждений устанавливаются  широким кругом федеральных законов  и иных нормативных юридических  актов главным образом отраслевого  характера.

     К их числу относятся:

  1. В области образования — федеральные законы от 10.07.1992 N 3266-1 (ред. от 02.02.2011) "Об образовании"; от 22.08.1996 N 125-ФЗ (ред. от 02.02.2011) "О высшем и послевузовском профессиональном образовании"; Постановление Правительства РФ от 21.03.2011 N 184 "Об утверждении Положения о государственной аккредитации образовательных учреждений и научных организаций"; Постановление Правительства РФ от 16.03.2011 N 174 "Об утверждении Положения о лицензировании образовательной деятельности"; Постановление Правительства РФ от 18.07.2008 N 543 "Об утверждении Типового положения об образовательном учреждении среднего профессионального образования (среднем специальном учебном заведении)";
  2. В области культуры — Закон "Основы законодательства Российской Федерации о культуре" (утв. ВС РФ 09.10.1992 N 3612-1) (ред. от 08.05.2010);
  3. В области науки — Федеральный закон от 23.08.1996 N 127-ФЗ (ред. от 01.03.2011) "О науке и государственной научно-технической политике"; Федеральный закон от 07.04.1999 N 70-ФЗ (ред. от 27.12.2009) "О статусе наукограда Российской Федерации" (принят ГД ФС РФ 18.12.1998); Постановление Правительства РФ от 18.06.1999 N 651 (ред. от 19.08.2009) "О формировании федеральных центров науки и высоких технологий";
  4. В области здравоохранения — Федеральный закон от 30.03.1999 N 52-ФЗ (ред. от 28.09.2010) "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения"; Постановление Правительства РФ от 02.02.2006 N 60 "Об утверждении Положения о проведении социально-гигиенического мониторинга"; Постановление Правительства РФ от 24.07.2000 N 554 (ред. от 15.09.2005) "Об утверждении Положения о Государственной санитарно-эпидемиологической службе Российской Федерации и Положения о государственном санитарно-эпидемиологическом нормировании";
  5. В области средств массовой информации — Закон РФ от 27.12.1991 N 2124-1 (ред. от 09.02.2009) "О средствах массовой информации"; Постановление Правительства РФ от 24.07.1997 N 950 (ред. от 22.04.2010) "Об утверждении Положения о государственной системе научно-технической информации".

     Для предприятий и учреждений как  участников административного процесса характерно то, что они преимущественно  участвуют в таких производствах, как производство по рассмотрению предложений  и заявлений граждан и обращений  организаций в сфере управления; по рассмотрению жалоб граждан, регистрационном, лицензионном и иных производствах.

Информация о работе Административный процесс