Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Ноября 2011 в 10:02, реферат
Цель реферата: рассмотреть административный процесс как разновидность юридического процесса.
Были поставлены следующие задачи: рассмотреть сущность и содержание административного процесса, стадии административного процесса, а также выяснить подробно правовой статус субъектов административного процесса.
Введение 3
1. Сущность и содержание административного процесса 4
1.1. Подходы к понятию «юридический процесс» 4
1.2. Административный процесс как вид юридического процесса 6
1.3. Соотношение административного и уголовного процесса 9
2. Стадии административного процесса 10
2.1. Первая стадия – анализ ситуации 10
2.2. Вторая стадия – принятие решения 11
2.3. Третья стадия – исполнение решения 11
3. Правовой статус субъектов административного процесса 12
3.1. Граждане Российской Федерации 12
3.2. Иностранные граждане и лица без гражданства 16
3.3. Органы исполнительной власти Российской Федерации и ее субъектов 17
3.4. Исполнительные органы местного самоуправления 25
3.5. Предприятия и учреждения различных форм собственности 27
3.6. Общественные объединения 29
Заключение 38
Список используемой литературы 3
Органы
исполнительной власти субъектов Российской
Федерации в соответствии со ст.
77 Конституции Российской Федерации
- система органов
В пределах ведения Российской Федерации и полномочий Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации федеральные органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации образуют единую систему исполнительной власти в Российской Федерации.
Основные
стороны организации и
В соответствии с Конституцией Российской Федерации федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации могут по взаимному соглашению передавать друг другу осуществление части своих полномочий, если это не противоречит Конституции Российской Федерации и федеральным законам.
Систему органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации возглавляет высший исполнительный орган государственной власти, являющийся постоянно действующим органом. Он обеспечивает исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, конституции (устава), законов и иных нормативных правовых актов субъекта Российской Федерации.
Высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации:
Территориальные
органы федеральных министерств
и иных федеральных органов
Государственных служащих как участников административного процесса характеризует несколько существенных особенностей.
Основы
правового положения
Многочисленную группу участников административного процесса образуют органы местного самоуправления, прежде всего их исполнительные структуры и определенные категории их работников.
В
соответствии с Конституцией Российской
Федерации местное
Система органов местного самоуправления определяется населением соответствующей территории. В пределах своих полномочий местное самоуправление самостоятельно, а его органы не входят в систему органов государственной власти. При этом органы местного самоуправления могут наделяться законом отдельными государственными полномочиями с передачей необходимых для их осуществления материальных и финансовых средств. Реализация переданных полномочий подконтрольна государству. Данное обстоятельство является одной из основ функционирования института местного самоуправления, поскольку закреплено ст. 12 Конституции Российской Федерации, находящейся в главе, определяющей основы конституционного строя. В качестве публичной власти, наиболее приближенной к населению, местное самоуправление обеспечивает защиту тех интересов граждан, которые основаны на совместном их проживании на определенной территории, на неизбежном взаимодействии жителей этой территории.23
Конституционные нормы о местном самоуправлении получили развитие и конкретизацию в ряде федеральных и региональных законов. К их числу, например, относятся: Федеральный закон от 06.10.2003 N 131-ФЗ (ред. от 20.03.2011, с изм. от 29.03.2011) "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации"; Федеральный закон от 26.11.1996 N 138-ФЗ (ред. от 09.11.2009) "Об обеспечении конституционных прав граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы местного самоуправления"; Федеральный закон от 02.03.2007 N 25-ФЗ (ред. от 17.07.2009) "О муниципальной службе в Российской Федерации".
Таким образом, местное самоуправление — это институт, охватывающий большое число российских граждан, занимающих различные должности, предусмотренные федеральным и региональным законодательством и, следовательно, являющихся участниками административного процесса.
Так,
в соответствии с Уставом муниципального
образования может быть предусмотрена
должность главы муниципального
образования — выборного
Кроме
статуса выборных должностных лиц
местного самоуправления, законодательство
регулирует статус лиц, выполняющих
обязанности муниципальных
Муниципальным служащим является гражданин Российской Федерации, достигший возраста 18 лет, исполняющий в порядке, определяемом Уставом муниципального образования в соответствии с федеральными законами и законами субъекта Российской Федерации, обязанности по муниципальной должности муниципальной службы за денежное вознаграждение, выплачиваемое за счет местного бюджета.
Органы местного самоуправления и должностные лица местного самоуправления по вопросам своего ведения принимают (издают) правовые акты. Наименование и виды правовых актов органов местного самоуправления, выборных и других должностных лиц местного самоуправления, полномочия по изданию указанных актов, порядок их принятия и вступления в силу определяются Уставом муниципального образования в соответствии с законами субъектов Российской Федерации.24
Предприятия и учреждения представляют собой традиционную и весьма многочисленную группу участников административного процесса в силу реального существования нескольких форм собственности — частной, государственной, муниципальной и других, признанных и защищаемых равным образом Российской Федерацией (ст. 8 Конституции Российской Федерации).
Предприятиями
называют самостоятельные хозяйствующие
структуры, создаваемые для различного
рода производственной деятельности,
имеющие в собственности, хозяйственном
ведении или оперативном
Основы
правового статуса предприятий,
в том числе и как участников
соответствующих
Отдельные стороны деятельности предприятий регулируют федеральные законы, например, Федеральный закон от 26.12.1995 N 208-ФЗ (ред. от 28.12.2010) "Об акционерных обществах"; Федеральный закон от 26.10.2002 N 127-ФЗ (ред. от 07.02.2011) "О несостоятельности (банкротстве)"; Федеральный закон от 21.12.2001 N 178-ФЗ (ред. от 22.11.2010) "О приватизации государственного и муниципального имущества"; Федеральный закон от 08.02.1998 N 14-ФЗ (ред. от 28.12.2010) "Об обществах с ограниченной ответственностью", и некоторые другие.
Наряду с предприятиями важную роль в жизни государства и общества играют и другие участники административного процесса данной группы — учреждения. Это — структуры, выполняющие широкий спектр функций непроизводственного назначения, однако действующие во всех сферах государственного управления - экономической, социально-культурной, административно-политической и межотраслевой.26
В
отличие от предприятий, основы правового
положения учреждений устанавливаются
широким кругом федеральных законов
и иных нормативных юридических
актов главным образом
К их числу относятся:
Для
предприятий и учреждений как
участников административного процесса
характерно то, что они преимущественно
участвуют в таких