Административный процесс

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Ноября 2011 в 10:02, реферат

Описание работы

Цель реферата: рассмотреть административный процесс как разновидность юридического процесса.
Были поставлены следующие задачи: рассмотреть сущность и содержание административного процесса, стадии административного процесса, а также выяснить подробно правовой статус субъектов административного процесса.

Содержание

Введение 3
1. Сущность и содержание административного процесса 4
1.1. Подходы к понятию «юридический процесс» 4
1.2. Административный процесс как вид юридического процесса 6
1.3. Соотношение административного и уголовного процесса 9
2. Стадии административного процесса 10
2.1. Первая стадия – анализ ситуации 10
2.2. Вторая стадия – принятие решения 11
2.3. Третья стадия – исполнение решения 11
3. Правовой статус субъектов административного процесса 12
3.1. Граждане Российской Федерации 12
3.2. Иностранные граждане и лица без гражданства 16
3.3. Органы исполнительной власти Российской Федерации и ее субъектов 17
3.4. Исполнительные органы местного самоуправления 25
3.5. Предприятия и учреждения различных форм собственности 27
3.6. Общественные объединения 29
Заключение 38
Список используемой литературы 3

Работа содержит 1 файл

Административный процесс.docx

— 86.42 Кб (Скачать)

     Министерство  образования и науки Российской Федерации

     Государственное образовательное учреждение

     высшего профессионального образования

     «Сибирский  государственный аэрокосмический  университет

     имени академика М. Ф. Решетнева » 
 
 
 
 
 
 

     Реферат

     Предмет: «Административное право» 

     Тема: «Административный процесс» 
 
 
 
 
 
 

                                                              Выполнил: студент группы ТД-92

                                                                                           Н. И. Наумцев

     Проверил: кандидат юридических наук,

                               доцент, заведующий кафедрой 

                        правоведения В. В. Сафронов 
 
 
 
 
 

     Красноярск 2011

Содержание

Введение 3

1. Сущность и содержание  административного  процесса 4

1.1. Подходы к понятию  «юридический процесс» 4

1.2. Административный  процесс как вид  юридического процесса 6

1.3. Соотношение административного  и уголовного процесса 9

2. Стадии административного  процесса 10

2.1. Первая стадия  – анализ ситуации 10

2.2. Вторая стадия  – принятие решения 11

2.3. Третья стадия  – исполнение  решения 11

3. Правовой статус  субъектов административного  процесса 12

3.1. Граждане Российской  Федерации 12

3.2. Иностранные граждане  и лица без гражданства 16

3.3. Органы исполнительной  власти Российской  Федерации и ее  субъектов 17

3.4. Исполнительные органы  местного самоуправления 25

3.5. Предприятия и  учреждения различных  форм собственности 27

3.6. Общественные объединения 29

Заключение 38

Список  используемой литературы 39 

 

Введение

     Административный  процесс занимает весомое место  в административном праве, так как  связан, прежде всего, с процессуальной деятельностью в сфере организации  и функционирования исполнительной власти.

     При осуществлении административно-процессуальной деятельности наглядно проявляются  основы взаимоотношений власти и  гражданина, власти и бизнеса, имеющиеся  гарантии прав и свобод граждан и  хозяйствующих субъектов, способы  обеспечения контроля за законностью  решений многочисленных субъектов  государственного управления.

     Следовательно, можно дать определение административного  процесса – это урегулированная  административно-процессуальными нормами деятельность органов исполнительной власти (должностных лиц) по рассмотрению и разрешению индивидуальных дел, возникающих в сфере государственного управления.1

     Итак, административный процесс очень  актуален в наше время. Это можно  в первую очередь увидеть, рассмотрев его задачи: всестороннее, полное, объективное  и своевременное выяснение обстоятельств  каждого дела, разрешение его в  соответствии с законом, обеспечение  исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и  условий, способствовавших совершению административных правонарушений.2 Т. е. административный процесс в первую очередь формирует уважительное отношение к закону, органам исполнительной власти; укрепляет правопорядок.

     Цель  реферата: рассмотреть административный процесс как разновидность юридического процесса.

     Были  поставлены следующие задачи: рассмотреть  сущность и содержание административного  процесса, стадии административного  процесса, а также выяснить подробно правовой статус субъектов административного процесса.

1. Сущность и содержание административного процесса

1.1. Подходы к понятию «юридический процесс»

     Понятие юридического процесса формировалось  исторически, поэтому существует несколько  взглядов на его понимание. Существует два подхода к понятию юридического процесса.

     Первый  подход можно охарактеризовать широким. Его представители, в частности  В. М. Горшенев, понимают под юридическим  процессом абсолютно все правовые формы деятельности государственных  органов и должностных лиц, а  также других субъектов права  по разрешению определенных юридических  дел.

     В. М. Горшенев и его последователи  рассматривают юридический процесс как властно организующую деятельность компетентных органов и должностных лиц по применению правовых норм для разрешения всех категорий юридических дел, а не только споров или дел о правонарушениях. Более того, представители первого направления отождествляют понятие «юридический процесс» и «юридическая процедура».

     Сторонники  второго направления, в частности  В. Н. Протасов, наоборот сводят юридический  процесс только к юрисдикционной деятельности компетентных органов, т.е. к деятельности по разрешению споров и привлечению правонарушителей к ответственности. 

     По  мнению В. Н. Протасова, юридический  процесс представляет собой процессуальную процедуру, в рамках которой реализуется  охранительное правоотношение. Регулятивное же правоотношение, с точки зрения В. Н. Протасова, осуществляется не в  форме юридического процесса, а в  форме так называемой материальной процедуры.3 Т.е. В. Н. Протасов ставит понятие «правовая процедура» выше понятия «юридический процесс».

     Для понимания, в чем разница между процессом и процедурой, необходимо дать определение понятиям «процесс» и «процедура».

     Итак, под процессом понимают процессуальные действия суда и иных участников процесса в определенной последовательности и с каждым конкретным объемом  полномочий, предусмотренным законодательством.

     Под процедурой же понимают официальный  порядок действий, выполнения, обсуждения чего-либо.4

     Можно сказать, что процедура более  широкое понятие, чем юридический  процесс, т.к. она может быть и  при ведении неюридический дел, может быть разовой (регламент собрания).

     Получается, что «юридический процесс» является одним из видов процедур, причем наиболее совершенным. Процедура властной государственной деятельности становится ее наиболее совершенной формой – юридическим процессом, когда она регулируется общими правилами, правовыми нормами и, что очень важно, регламентируется полно, детально. Наличие отдельных и даже ряда процессуальных норм еще не превращает официальную процедуру в юридический процесс.

     Итак, можно сказать, что в современной учебной литературе и на практике чаще употребляется понятие «юридического процесса» как широкого понятия.

     Следует выделить признаки юридического процесса:

  1. Сознательная, целенаправленная деятельность
  2. Состоит в реализации властных полномочий субъектами публичной власти
  3. Запрограммирован на достижение определенного юридического результата, решение индивидуально-конкретных дел
  4. Документируется
  5. Имеется развернутая детальная регламентация этой деятельности юридическими нормами.5

1.2. Административный процесс как вид юридического процесса

     Административный  процесс рассматривается с точки  зрения двух концепций: «Юрисдикционной» и «Управленческой». Теперь подробнее  о каждой из них.

  1. «Юрисдикционная» концепция

     Представители данной концепции строили свое представление  об административном процессе на базе реально существовавших традиционных процессов: гражданского и уголовного. Юрисдикционная природа этих процессов (разрешение спора о праве и применение принуждения) легла в основу определения административного процесса, поэтому административный процесс определялся ими как деятельность государственных органов по рассмотрению споров, возникающих при разрешении индивидуально-конкретных дел, а также по применению мер принуждения.

  1. «Управленческая» концепция

     Представители «управленческой» концепции в административный процесс, помимо рассмотрения споров и  применения принуждения, включают так  называемые отношения положительного управленческого характера, реализуемые  с целью осуществления функций  и целей управления. Они считают, что административный процесс –  не только деятельность государственных  органов по разрешению индивидуальных дел в сфере государственного управления, но это, прежде всего, порядок  реализации административно-правовых норм. Под административным процессом  понимают порядок деятельности всех органов государственного управления по осуществлению их компетенции, порядок  разрешения всех дел, возникающих в  процессе управления, а также применение норм материального административного права.6

     Административный  процесс является разновидностью юридического процесса, благодаря тому, что административному  процессу присущи признаки юридического. Однако административный процесс обладает рядом специфических признаков, которые позволяют его идентифицировать среди множества других процессов.

     Итак, такими признаками будут являться следующие:

  1. Это властная, целенаправленная деятельность субъектов исполнительной власти;
  2. Властная деятельность публичной администрации направлена на решение в соответствии с законами конкретных дел, порученных ей;
  3. Важнейшим результатом административной деятельности является административный акт;
  4. Властная деятельность публичной администрации полно, детально, четко регулируется административным правом, а точнее его административно-процессуальными нормами;
  5. Административные процессы, как правило, с точки зрения их процедуры более просты. К особенностям административных процессов относят возможность устного и письменного ведения дел, допустимость заочного рассмотрения дела, недостаточное использование принципа  состязательности.7

     Административному процессу свойственны следующие  принципы:

  1. Законности – реализация материальных норм административного права должна осуществляться в точном соответствии с установленным законом порядком;
  2. Объективной истины – принятое решение должно основываться на объективном и всестороннем исследовании обстоятельств дела;
  3. Равенства граждан перед законом и органом, разрешающим дело – участники процесса не могут быть ограничены в правомочиях в зависимости от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям и других обстоятельств;8
  4. Гласности – процесс подлежит открытому рассмотрению, за исключением случаев, когда открытость может привести к разглашению государственной, военной, коммерческой или иной охраняемой законом тайны;9
  5. Национального языка – процесс ведется на русском языке – государственном языке Российской Федерации. Наряду с государственным языком Российской Федерации процесс может вестись на государственном языке субъектов Российской Федерации;
  6. Оперативности – процесс ведется в максимально короткие сроки;
  7. Экономичности – проведение административного процесса требует минимум материальных затрат;
  8. Ответственности за ненадлежащее ведение процесса – должностные лица, виновные в нарушении процессуальных норм, принятии неправильных решений, несут установленную законом юридическую ответственность.10

Информация о работе Административный процесс