Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Ноября 2011 в 10:02, реферат
Цель реферата: рассмотреть административный процесс как разновидность юридического процесса.
Были поставлены следующие задачи: рассмотреть сущность и содержание административного процесса, стадии административного процесса, а также выяснить подробно правовой статус субъектов административного процесса.
Введение 3
1. Сущность и содержание административного процесса 4
1.1. Подходы к понятию «юридический процесс» 4
1.2. Административный процесс как вид юридического процесса 6
1.3. Соотношение административного и уголовного процесса 9
2. Стадии административного процесса 10
2.1. Первая стадия – анализ ситуации 10
2.2. Вторая стадия – принятие решения 11
2.3. Третья стадия – исполнение решения 11
3. Правовой статус субъектов административного процесса 12
3.1. Граждане Российской Федерации 12
3.2. Иностранные граждане и лица без гражданства 16
3.3. Органы исполнительной власти Российской Федерации и ее субъектов 17
3.4. Исполнительные органы местного самоуправления 25
3.5. Предприятия и учреждения различных форм собственности 27
3.6. Общественные объединения 29
Заключение 38
Список используемой литературы 3
Уголовный
процесс наряду с административным
занимает особое положение в системе
права. Однако существует ряд различных
черт, с помощью которых можно
соотнести уголовный процесс
и административный. Рассмотрим данное
соотношение в таблице 1.
Таблица 1
Соотношение административного и уголовного процессов
Критерий соотношения | Административный процесс | Уголовный процесс |
|
Всестороннее,
полное, объективное и своевременное
выяснение обстоятельств |
Защита прав и законных интересов лиц и организаций, потерпевших от преступления, а также защита личности от незаконного и необоснованного обвинения, осуждения, ограничения прав и свобод.11 |
|
Исполнительно-распорядительные | Судебные |
|
Правотворческая деятельность органов исполнительной власти | Реализация правоприменительных функций |
|
Некоторые стадии могут быть опущены | Одна стадия строго сменяет другую в определенной последовательности |
В таблице приведены основные различия между административным и уголовным процессом. Более того хочется отметить общие черты данных процессов: во-первых, административный и уголовный процесс являются неотъемлемой частью юридического процесса; во-вторых, это единство принципов (законности, языка судопроизводства, гласности, равенство всех перед законом и судом и т.д.), однако принципы получают выражение в различных формах; в-третьих, общность состоит в реализации властных полномочий субъектами публичной власти. В-четвертых, уголовный и административный процесс осуществляется судами общей юрисдикции.
Важной особенностью процессов является стадийность: они состоят из ряда стадий. Административный процесс не является исключением. Под стадией понимается относительно самостоятельная часть административной деятельности, необходимая для достижения общего результата. Каждая стадия прежде всего характеризуется специфической непосредственной целью, которую можно считать ступенью в достижении общей, главной цели процессуальных действий.
Данную стадию можно охарактеризоваться как промежуток времени, в течение которого происходит сбор необходимой информации, фиксирование ее на материальных носителях (составление документов), анализ. Несомненно, без такой работы не может быть принят эффективный, законный акт.12
Чаще всего на этой стадии существуют следующие этапы:
Акт принимается, если есть фактические и юридические основания. Около половины из общего их числа издаются по инициативе их авторов. Авторы конкретизируют законы и акты вышестоящих органов с учетом местных условий либо на основе жалоб, заявлений, приказов о призыве. Основанием для принятия, отмены акта может быть инициатива субъекта административной власти, поручение вышестоящего органа, протест прокурора, обращение организации, депутата, жалоба, заявление гражданина, статья в газете.
В
ходе анализа ситуации выясняются фактическое
положение дел, проблемы, возможные
варианты их решения. При составлении
проекта выбирается один из возможных
способов правового регулирования,
он надлежащим образом оформляется,
согласовывается, обсуждается. Практикуется
подготовка и альтернативных проектов.
Чем лучше была сделана подготовительная работа на предыдущем этапе, так скоро будет принято решение. В коллегиальных органах возможно обсуждение и голосование. Иногда решения принимаются путем опроса. Большинство же правовых актов издается единолично, а значит, главное на этой стадии – изучение и подписание подготовленного проекта. Очевидно, что в подготовленный проект могут быть внесены изменения либо проект может быть признан непригодным.
Законодательством определены порядок и сроки вынесения решения, а также способы доведения его до заинтересованных лиц, органов, организаций.
Завершается
эта стадия оформлением решения,
что предполагает его окончательное
редактирование, подписание административного
акта, присвоение ему порядкового
номера.13
Доведение решения до сведения исполнителей, заинтересованных лиц – начало стадии исполнения. Это делается путем персонального ознакомления (устно, путем высылки, вручения копий, вывешиванием списков, ознакомлением под расписку). Если круг адресатов акта более широк, его размножают, рассылают, а при необходимости обнародуют в средствах массовой информации, в специальных изданиях (сборниках, бюллетенях).
Решение – это, как правило, идеальная модель будущего, информация о том, что должно быть. Большое значение имеет материализация предписаний, превращение их в реальные предметы, процессы и отношения. Администрация занимается выполнением этой задачи на третьей стадии цикла.
Исполнение – очень трудное и кропотливое дело. Именно здесь в полной мере проявляются деловые и иные качества руководителя, его умение налаживать дружную совместную работу многих людей, доводить дело до конца.
Целесообразное и законное использование властных полномочий предполагает такую схему их реализации: изучение, анализ фактической ситуации; принятие обоснованного акта; исполнения решения. Такая последовательность действий субъектов власти регулируются многочисленными процессуальными нормами.14
Среди
субъектов административного
Важные
моменты правового статуса
В законах:
Этот
список открыт, существует много других
федеральных законов и
Согласно
ст. 19 Конституции Российской Федерации
«государство гарантирует равенство
прав и свобод человека и гражданина
независимо от пола, расы, национальности,
языка, происхождения, имущественного
и должностного положения, места
жительства, отношения к религии,
убеждений, принадлежности к общественным
объединениям, а также других обстоятельств.
Запрещаются любые формы
Далее, нормы, закрепляющие правовой статус только лишь гражданина РФ, прописанные в ряде статей Конституции РФ: это нормы об участии в управлении делами государства (ст. 32 Конституции РФ); право собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование (ст. 31), обязанность нести воинскую службу (ст. 59). Нормы, определяющие административно-правовой статус гражданина в его хозяйственно-трудовой деятельности, например, право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности (ч. 1 ст. 34); право на свободный труд, выбор профессии и рода деятельности (ч. 1 ст. 37); право частной собственности, в том числе на землю (ст. 35, 36), при этом никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда (ч. 3 ст. 35), нормы, определяющие статус гражданина в личной или семейной сфере, не затрагивающей интересы общества, в частности право на литературное, художественное, научное, техническое творчество, право на изменение фамилии.
Государственного служащего, положение которого регулируется такими актами:
Учащегося — основы административно-правового статуса этой категории граждан Российской Федерации закреплены, например, федеральными законами от 10.07.1992 N 3266-1 (ред. от 02.02.2011) "Об образовании"; от 22.08.1996 N 125-ФЗ (ред. от 02.02.2011) "О высшем и послевузовском профессиональном образовании".
Военнослужащего — основы административно-правового статуса этой категории российских граждан закреплены, например, федеральными законами от 31.05.1996 N 61-ФЗ (ред. от 05.04.2011) "Об обороне"; от 28.03.1998 N 53-ФЗ (ред. от 28.12.2010) "О воинской обязанности и военной службе"; от 27.05.1998 N 76-ФЗ (ред. от 28.12.2010) "О статусе военнослужащих"; Указом Президента РФ от 16.09.1999 N 1237 (ред. от 21.03.2011) "Вопросы прохождения военной службы"; Постановлением Правительства РФ от 27.11.2006 N 719 (ред. от 14.02.2009) "Об утверждении Положения о воинском учете" и др.
Пенсионера — основы административно-правового статуса этой категории российских граждан закреплены, например, Федеральным законом от 28.10.1998 N 163-ФЗ (с изм. от 24.12.2002) "О порядке финансирования государственных пенсий, выплата которых по законодательству Российской Федерации осуществляется за счет средств федерального бюджета".
Кроме того, действующее законодательство регулирует административно-правовой статус и других категорий граждан Российской Федерации, например, ветеранов, инвалидов, вынужденных переселенцев.
Существуют
права и обязанности, которые
гражданин приобретает по своему
желанию, личному интересу для удовлетворения
своих чисто индивидуальных потребностей.
Это, например, любители-охотники, любители-водители,
туристы, коллекционеры и т. д. Все
они получают официальный документ,
подтверждающий их официальное право
на занятие избранным делом. При
этом законодательство предусматривает
возможность лишения