Административный процесс

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Ноября 2011 в 10:02, реферат

Описание работы

Цель реферата: рассмотреть административный процесс как разновидность юридического процесса.
Были поставлены следующие задачи: рассмотреть сущность и содержание административного процесса, стадии административного процесса, а также выяснить подробно правовой статус субъектов административного процесса.

Содержание

Введение 3
1. Сущность и содержание административного процесса 4
1.1. Подходы к понятию «юридический процесс» 4
1.2. Административный процесс как вид юридического процесса 6
1.3. Соотношение административного и уголовного процесса 9
2. Стадии административного процесса 10
2.1. Первая стадия – анализ ситуации 10
2.2. Вторая стадия – принятие решения 11
2.3. Третья стадия – исполнение решения 11
3. Правовой статус субъектов административного процесса 12
3.1. Граждане Российской Федерации 12
3.2. Иностранные граждане и лица без гражданства 16
3.3. Органы исполнительной власти Российской Федерации и ее субъектов 17
3.4. Исполнительные органы местного самоуправления 25
3.5. Предприятия и учреждения различных форм собственности 27
3.6. Общественные объединения 29
Заключение 38
Список используемой литературы 3

Работа содержит 1 файл

Административный процесс.docx

— 86.42 Кб (Скачать)

1.3. Соотношение административного и уголовного процесса

     Уголовный процесс наряду с административным занимает особое положение в системе  права. Однако существует ряд различных  черт, с помощью которых можно  соотнести уголовный процесс  и административный. Рассмотрим данное соотношение в таблице 1. 
 
 

     Таблица 1

     Соотношение административного и уголовного процессов

Критерий  соотношения Административный  процесс Уголовный процесс
  1. Задачи
судопроизводства
Всестороннее, полное, объективное и своевременное  выяснение обстоятельств каждого  дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также  выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений [КоАП] Защита прав и законных интересов лиц и  организаций, потерпевших от преступления, а также защита личности от незаконного  и необоснованного обвинения, осуждения, ограничения прав и свобод.11
  1. Органы власти, осуществляющие процесс
Исполнительно-распорядительные Судебные
  1. Деятельность органов, осуществляющих процесс
Правотворческая деятельность органов исполнительной власти Реализация  правоприменительных функций
  1. Порядок производства
Некоторые стадии могут быть опущены Одна стадия строго сменяет другую в определенной последовательности

     В таблице приведены основные различия между административным и уголовным  процессом. Более того хочется отметить общие черты данных процессов: во-первых, административный и уголовный процесс являются неотъемлемой частью юридического процесса; во-вторых, это единство принципов (законности, языка судопроизводства, гласности, равенство всех перед законом и судом и т.д.), однако принципы получают выражение в различных формах; в-третьих, общность состоит в реализации властных полномочий субъектами публичной власти. В-четвертых, уголовный и административный процесс осуществляется судами общей юрисдикции.

2. Стадии административного процесса

     Важной  особенностью процессов является стадийность: они состоят из ряда стадий. Административный процесс не является исключением. Под стадией понимается относительно самостоятельная часть административной деятельности, необходимая для достижения общего результата. Каждая стадия прежде всего характеризуется специфической непосредственной целью, которую можно считать ступенью в достижении общей, главной цели процессуальных действий.

2.1. Первая стадия – анализ ситуации

     Данную  стадию можно охарактеризоваться как  промежуток времени, в течение которого происходит сбор необходимой информации, фиксирование ее на материальных носителях (составление документов), анализ. Несомненно, без такой работы не может быть принят эффективный, законный акт.12

     Чаще  всего на этой стадии существуют следующие  этапы:

  1. Правовой инициативы
  2. Анализ ситуации и вариантов правового воздействия на нее
  3. Подготовка проекта решения

     Акт принимается, если есть фактические  и юридические основания. Около  половины из общего их числа издаются по инициативе их авторов. Авторы конкретизируют законы и акты вышестоящих органов  с учетом местных условий либо на основе жалоб, заявлений, приказов о  призыве. Основанием для принятия, отмены акта может быть инициатива субъекта административной власти, поручение  вышестоящего органа, протест прокурора, обращение организации, депутата, жалоба, заявление гражданина, статья в газете.

     В ходе анализа ситуации выясняются фактическое  положение дел, проблемы, возможные  варианты их решения. При составлении  проекта выбирается один из возможных  способов правового регулирования, он надлежащим образом оформляется, согласовывается, обсуждается. Практикуется подготовка и альтернативных проектов.  

2.2. Вторая стадия – принятие решения

     Чем лучше была сделана подготовительная работа на предыдущем этапе, так скоро  будет принято решение. В коллегиальных  органах возможно обсуждение и голосование. Иногда решения принимаются путем  опроса. Большинство же правовых актов  издается единолично, а значит, главное  на этой стадии – изучение и подписание подготовленного проекта. Очевидно, что в подготовленный проект могут  быть внесены изменения либо проект может быть признан непригодным.

     Законодательством определены порядок и сроки вынесения  решения, а также способы доведения  его до заинтересованных лиц, органов, организаций.

     Завершается эта стадия оформлением решения, что предполагает его окончательное  редактирование, подписание административного  акта, присвоение ему порядкового  номера.13 

2.3. Третья стадия – исполнение решения

     Доведение решения до сведения исполнителей, заинтересованных лиц – начало стадии исполнения. Это делается путем персонального  ознакомления (устно, путем высылки, вручения копий, вывешиванием списков, ознакомлением под расписку). Если круг адресатов акта более широк, его размножают, рассылают, а при необходимости обнародуют в средствах массовой информации, в специальных изданиях (сборниках, бюллетенях).

     Решение – это, как правило, идеальная  модель будущего, информация о том, что должно быть. Большое значение имеет материализация предписаний, превращение их в реальные предметы, процессы и отношения. Администрация  занимается выполнением этой задачи на третьей стадии цикла.

     Исполнение  – очень трудное и кропотливое  дело. Именно здесь в полной мере проявляются деловые и иные качества руководителя, его умение налаживать дружную совместную работу многих людей, доводить дело до конца.

     Целесообразное  и законное использование властных полномочий предполагает такую схему  их реализации: изучение, анализ фактической ситуации; принятие обоснованного акта; исполнения решения. Такая последовательность действий субъектов власти регулируются многочисленными процессуальными нормами.14

3. Правовой статус субъектов административного процесса

3.1. Граждане Российской Федерации

     Среди субъектов административного процесса права граждане Российской Федерации  занимают особое положение. Ст. 2 Конституции  Российской Федерации провозглашает  человека, его права и свободы  высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина — обязанность государства.

     Важные  моменты правового статуса личности закрепляются в Федеральных Конституционных  Законах:

  1. "О Конституционном Суде Российской Федерации" от 21.07.1994 N 1-ФКЗ (ред. от 28.12.2010) ;
  2. "О референдуме в Российской Федерации" от 28.06.2004 N 5-ФКЗ (ред. от 24.04.2008);
  3. "Об уполномоченном по правам человека в Российской Федерации" от 26.02.1997 N 1-ФКЗ (ред. от 28.12.2010);

В законах:

  1. "О гражданстве Российской Федерации" от 31.05.2002 N 62-ФЗ (ред. от 28.06.2009);
  2. "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" от 25.06.1993 N 5242-1 (ред. от 27.07.2010);
  3. "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" от 12.06.2002 N 67-ФЗ (ред. от 20.03.2011);
  4. "Трудовой кодекс Российской Федерации" от 30.12.2001 N 197-ФЗ

     Этот  список открыт, существует много других федеральных законов и подзаконных  актов, нормативных актов, принимаемых  в субъектах Российской Федерации  в различных сферах.

     Согласно  ст. 19 Конституции Российской Федерации  «государство гарантирует равенство  прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места  жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. Запрещаются любые формы ограничения  прав граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или  религиозной принадлежности». Таким  образом, гарантируется правовой статус человека и гражданина в административном процессе.

     Далее, нормы, закрепляющие правовой статус только лишь гражданина РФ, прописанные в  ряде статей Конституции РФ: это  нормы об участии в управлении делами государства (ст. 32 Конституции РФ); право собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование (ст. 31), обязанность нести воинскую службу (ст. 59). Нормы, определяющие административно-правовой статус гражданина в его хозяйственно-трудовой деятельности, например, право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности (ч. 1 ст. 34); право на свободный труд, выбор профессии и рода деятельности (ч. 1 ст. 37); право частной собственности, в том числе на землю (ст. 35, 36), при этом никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда (ч. 3 ст. 35), нормы, определяющие статус гражданина в личной или семейной сфере, не затрагивающей интересы общества, в частности право на литературное, художественное, научное, техническое творчество, право на изменение фамилии.

     Государственного служащего, положение которого регулируется такими актами:

  1. Федеральный закон от 27.07.2004 N 79-ФЗ (ред. от 28.12.2010) "О государственной гражданской службе Российской Федерации";
  2. Федеральный закон от 02.03.2007 N 25-ФЗ (ред. от 17.07.2009) "О муниципальной службе в Российской Федерации" ;
  3. Указ Президента РФ от 27.09.2005 N 1131 (ред. от 26.07.2008) "О квалификационных требованиях к стажу государственной гражданской службы (государственной службы иных видов) или стажу работы по специальности для федеральных государственных гражданских служащих"

     Учащегося — основы административно-правового статуса этой категории граждан Российской Федерации закреплены, например, федеральными законами от 10.07.1992 N 3266-1 (ред. от 02.02.2011) "Об образовании"; от 22.08.1996 N 125-ФЗ (ред. от 02.02.2011) "О высшем и послевузовском профессиональном образовании".

     Военнослужащего — основы административно-правового статуса этой категории российских граждан закреплены, например, федеральными законами от 31.05.1996 N 61-ФЗ (ред. от 05.04.2011) "Об обороне"; от 28.03.1998 N 53-ФЗ (ред. от 28.12.2010) "О воинской обязанности и военной службе"; от 27.05.1998 N 76-ФЗ (ред. от 28.12.2010) "О статусе военнослужащих"; Указом Президента РФ от 16.09.1999 N 1237 (ред. от 21.03.2011) "Вопросы прохождения военной службы"; Постановлением Правительства РФ от 27.11.2006 N 719 (ред. от 14.02.2009) "Об утверждении Положения о воинском учете" и др.

     Пенсионера — основы административно-правового статуса этой категории российских граждан закреплены, например, Федеральным законом от 28.10.1998 N 163-ФЗ (с изм. от 24.12.2002) "О порядке финансирования государственных пенсий, выплата которых по законодательству Российской Федерации осуществляется за счет средств федерального бюджета".

  Кроме того, действующее законодательство регулирует административно-правовой статус и других категорий граждан Российской Федерации, например, ветеранов, инвалидов, вынужденных переселенцев.

     Существуют  права и обязанности, которые  гражданин приобретает по своему желанию, личному интересу для удовлетворения своих чисто индивидуальных потребностей. Это, например, любители-охотники, любители-водители, туристы, коллекционеры и т. д. Все  они получают официальный документ, подтверждающий их официальное право  на занятие избранным делом. При  этом законодательство предусматривает  возможность лишения специального права, предоставленного данному гражданину (права управления транспортными  средствами, права охоты, права на эксплуатацию радиоэлектронных средств  или высокочастотных устройств) за грубое или систематическое нарушение  порядка пользования этим правом на срок до трех лет.15

Информация о работе Административный процесс