Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Ноября 2011 в 10:02, реферат
Цель реферата: рассмотреть административный процесс как разновидность юридического процесса.
Были поставлены следующие задачи: рассмотреть сущность и содержание административного процесса, стадии административного процесса, а также выяснить подробно правовой статус субъектов административного процесса.
Введение 3
1. Сущность и содержание административного процесса 4
1.1. Подходы к понятию «юридический процесс» 4
1.2. Административный процесс как вид юридического процесса 6
1.3. Соотношение административного и уголовного процесса 9
2. Стадии административного процесса 10
2.1. Первая стадия – анализ ситуации 10
2.2. Вторая стадия – принятие решения 11
2.3. Третья стадия – исполнение решения 11
3. Правовой статус субъектов административного процесса 12
3.1. Граждане Российской Федерации 12
3.2. Иностранные граждане и лица без гражданства 16
3.3. Органы исполнительной власти Российской Федерации и ее субъектов 17
3.4. Исполнительные органы местного самоуправления 25
3.5. Предприятия и учреждения различных форм собственности 27
3.6. Общественные объединения 29
Заключение 38
Список используемой литературы 3
Широкий спектр прав и свобод граждан Российской Федерации, а также их обязанностей в сфере государственного управления обеспечивает им статус участника практически любого вида производства, находящегося в составе административного процесса. Например, административно-процессуальное законодательство, опирающееся на ст. 33 Конституции Российской Федерации, регулирует порядок рассмотрения заявлений граждан, с которыми они обращаются в органы исполнительной власти, многочисленные учреждения и организации различных форм собственности, органы местного самоуправления. Можно без преувеличения сказать, что этот вид производства является самым распространенным и всеохватывающим по сравнению с иными видами административных производств.
Граждане имеют право обращаться с жалобами в соответствующие органы исполнительной власти, органы местного самоуправления, а также в суд, если нарушено право гражданина, на него возложены не предусмотренные законом обязанности, создаются препятствия для реализации гражданином его права, либо гражданин неосновательно, с его точки зрения, привлечен к ответственности, что предусмотрено Законом РФ от 27.04.1993 N 4866-1 (ред. от 09.02.2009) "Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан".
Граждане
Российской Федерации являются также
участниками производства по делам
о поощрениях. Действующее законодательство
закрепляет систему государственных
наград — орденов, медалей, государственных
премий, почетных званий Российской Федерации,
регулирует порядок представления
граждан к государственным
С другой стороны, Кодекс об административных правонарушениях РФ регулирует производство, в ходе которого осуществляется привлечение граждан Российской Федерации к административной ответственности. Кроме того, в этом производстве граждане могут участвовать в качестве свидетелей, потерпевших, законных представителей, экспертов, переводчиков.
Наконец, граждане Российской Федерации участвуют и в иных производствах, сформировавшихся в новых условиях российской действительности — регистрационном, лицензионном и некоторых других.
К
индивидуальным участникам административного
процесса, кроме граждан Российской
Федерации, относятся также иностранные
граждане и лица без гражданства.
Для характеристики административно-
В настоящее время основы правового статуса иностранных граждан и лиц без гражданства на территории Российской Федерации определяются рядом актов. К ним относятся:
Среди участников административного процесса органы исполнительной власти всех уровней занимают особое место. Это объясняется тем, что как носители государственно-властных полномочий органы исполнительной власти непосредственно или опосредованно являются участниками всех без исключения производств, составляющих в совокупности административный процесс. Иначе говоря, ни одно административное производство не обходится без участия соответствующего органа исполнительной власти либо его официального представителя. При этом учитывается, что в одних производствах, например, по рассмотрению жалоб граждан в сфере государственного управления, обязаны участвовать практически все органы исполнительной власти, что закреплено ст. 33 Конституции Российской Федерации, согласно которой граждане Российской Федерации имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления.17
Предусмотренная Конституцией Российской Федерации самостоятельность трех ветвей власти, в том числе и власти исполнительной, создает реальную возможность ее реализации на профессиональной основе государственными служащими, получившими специальную профессиональную подготовку. Именно этим целям служит современное законодательство о государственной службе «во главе» с Федеральным законом от 27.07.2004 N 79-ФЗ (ред. от 28.12.2010) "О государственной гражданской службе Российской Федерации".
На федеральном уровне систему органов исполнительной власти и, следовательно, участников административного процесса, образуют:
— Правительство Российской Федерации;
— Федеральные министерства;
— Иные федеральные органы исполнительной власти.
Правительство Российской Федерации. Его правовой статус определяется гл. 6 Конституции Российской Федерации (ст. 110-117), Федеральным конституционным законом от 17.12.1997 N 2-ФКЗ (ред. от 28.12.2010) "О Правительстве Российской Федерации". Обратимся к краткой характеристике деятельности Правительства РФ как участника административного процесса. Основным документом, устанавливающим правила организации деятельности Постановление Правительства РФ от 01.06.2004 N 260 (ред. от 21.02.2011) "О Регламенте Правительства Российской Федерации и Положении об Аппарате Правительства Российской Федерации".
Правительство в пределах своих полномочий организует исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, указов Президента Российской Федерации, международных договоров Российской Федерации, осуществляет систематический контроль за исполнением законов федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, принимает меры по устранению нарушений законодательства Российской Федерации.
Правительство на основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных законов, нормативных указов Президента Российской Федерации издает постановления и распоряжения, обязательные к исполнению в Российской Федерации, а также принимает акты, не имеющие правового характера, и дает поручения федеральным органам исполнительной власти, соответствующим должностным лицам.18
Деятельность Правительства Российской Федерации осуществляется по ряду направлений, среди которых ярко выраженный процессуальный характер имеет направление, связанное с принятием постановлений, т. е. с производством по принятию нормативных актов государственного управления — одного из специфичных производств в административном процессе.19
Важным направлением процессуальной деятельности Правительства является его законопроектная деятельность. Законопроектная деятельность Правительства планируется и осуществляется в порядке, предусмотренном Регламентом.
Для обеспечения деятельности Правительства Российской Федерации и организации контроля за выполнением органами исполнительной власти принятых ими решений существует аппарат Правительства, действующий на основе Положения о нем.
Аппарат Правительства выполняет ряд функций, перечень которых дает представление и о процессуальной стороне деятельности Аппарата, его участии в ряде административных производств:
а) Осуществляет подготовку для рассмотрения в Правительстве внесенных в установленном порядке проектов постановлений и распоряжений Правительства, указов и распоряжений Президента Российской Федерации, а также проектов федеральных законов, международных договоров Российской Федерации и других актов, требующих рассмотрения в Правительстве;
б) Прорабатывает поступающие в Правительство документы и обращения федеральных органов исполнительной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации, других государственных органов, палат Федерального Собрания, готовит по этим документам необходимые материалы, а также проекты поручений Председателя Правительства и его заместителей;
в) Организует контроль за выполнением органами исполнительной власти решений Правительства, а также поручений Председателя Правительства и его заместителей, при необходимости разрабатывает и представляет Председателю Правительства и его заместителям предложения о принятии дополнительных мер по обеспечению выполнения этих решений и поручений;
г) Обеспечивает подготовку необходимых аналитических и справочных материалов по вопросам, рассматриваемым на заседаниях Правительства и его Президиума, осуществляет организационное обеспечение этих заседаний, подготовку совещаний и других мероприятий, проводимых с участием Председателя Правительства и его заместителей, оформляет принятые решения;
д) Обеспечивает взаимодействие Правительства с палатами Федерального Собрания при осуществлении законопроектной деятельности и организует участие представителей Правительства в деятельности Палат Федерального Собрания;
е) Организует проработку поступивших в Правительство парламентских запросов, запросов членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы, готовит по ним проекты поручений Председателя Правительства и его заместителей, направляет обращения членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы, комитетов и комиссий палат Федерального Собрания в соответствующие органы исполнительной власти для рассмотрения и ответа;
ж) Организует подготовку заключений, поправок к законопроектам и официальных отзывов Правительства на проекты федеральных законов, поступающие от субъектов права законодательной инициативы и Государственной Думы Федерального Собрания;
з) Организует в установленном порядке проработку поступивших из судов в Правительство документов и готовит проекты поручения Председателя Правительства и его заместителей о представлении в суде интересов Правительства;
и) Рассматривает обращения граждан и письма организаций, адресованных в Правительство, и подготавливает предложения по решению поставленных в них вопросов, направляет эти обращения и письма в соответствующие органы исполнительной власти для рассмотрения и принятия мер, проводит информационно-аналитическую работу с указанными обращениями и письмами;
к) Организует личный прием граждан заместителями Председателя Правительства, руководителями федеральных органов исполнительной власти, руководителем Аппарата Правительства и его заместителями, руководителями структурных подразделений Аппарата Правительства;
л) Обеспечивает организацию проведения протокольных мероприятий Правительства;
м) Обеспечивает ведение делопроизводства, соблюдение режима секретности и защиту сведений, составляющих государственную тайну, и иной охраняемой законом информации.20
Известную роль в деятельности Правительства Российской Федерации играют образуемые им координационные органы, именуемые комиссиями, а также органы совещательные, именуемые советами.
Министерства и иные федеральные органы исполнительной власти.
Основы правового статуса этой группы участников административного процесса закреплены Конституцией Российской Федерации, Федеральным конституционным законом от 17.12.1997 N 2-ФКЗ (ред. от 28.12.2010) "О Правительстве Российской Федерации", Указом Президента РФ от 09.03.2004 N 314 (ред. от 22.06.2010) "О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти", другими актами, в том числе Положениями о соответствующих федеральных органах исполнительной власти.
Министерство
Российской Федерации выступает
как «федеральный орган исполнительной
власти, проводящий государственную
политику и осуществляющий управление
в установленной сфере
Федеральная служба России, российское агентство, федеральный надзор России - федеральные органы исполнительной власти, осуществляющие специальные — исполнительные, контрольные, разрешительные, регулирующие и другие функции в установленных сферах деятельности.21