Административная ответственность за нарушения законодательства об обороте алкогольной продукции

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Сентября 2012 в 11:26, курсовая работа

Описание работы

Данная дипломная работа посвящена одной из важных тем — административной ответственности, за нарушения законодательства об обороте реализации алкогольной продукции.
Административная ответственность является необходимым стимулятором правомерного поведения, содействует воспитанию чувства нравственного и правового долга перед обществом и государством, повышению общественно-политической активности каждого гражданина.

Содержание

Введение………………………………………………………………………………...3

Глава I. Административная ответственность как правовой институт и законодательная база по вопросам оборота алкогольной продукции в Российской Федерации……………………………………………………………………………………….6
1.1 Административная ответственность как правовой институт: общая характеристика………………………….………………………………………………………….6
1.2. Административное правонарушение: общая характеристика………….….….11
1.3 Правовые основы регулирования производства и оборота алкогольной продукции……………………………………………………………………………………...14

Глава II. Проблемы законодательства в области оборота алкогольной и спиртосодержащей продукции…………………………………………………………………27
2.1. Судебная практика по делам связанным с нарушением законодательства об обороте алкогольной продукции в РФ………………………………………………27
2.2. Пути и способы совершенствования государственного регулирования
оборота алкогольной и спиртосодержащей продукции…………………………….48

Заключение……………………………………………………………………………62

Библиография…………………………………

Работа содержит 1 файл

21 Вьюшин ДИМЛОМ.docx

— 139.97 Кб (Скачать)

Вызывает некоторое удивление  отсутствие в Федеральном законе "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" законодательно описанной системы передачи данных Единой государственной автоматизированной информационной системе учета объема производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции (ЕГАИС) Министерству финансов для обеспечения стопроцентного сбора акцизов на алкоголь. Такая ситуация может приводить к сохранению разрыва между зарегистрированным производством алкогольной продукции и объемами уплаченного акциза, т.е. к ситуации, когда даже с легального алкоголя, проходящего через государственную отчетность, не уплачивается часть акцизов.

Важно отметить, что не исправлены имеющие место в действующей  версии 171-ФЗ положения, которые внесли большой вклад в широкое распространение  потребления нелегального, не облагаемого  акцизом алкоголя, а также в  высокий уровень смертности среди  потребителей нелегальной и суррогатной  продукции.

Из-под действия данного  закона по-прежнему выведена деятельность граждан (физических лиц), производящих не в целях сбыта продукцию, содержащую этиловый спирт. Это стало одной из причин широкого распространения самогоноварения, которое вносит свой вклад в катастрофу российской сверхсмертности.

Значительно более целесообразным было бы выведение из-под действия данного федерального закона деятельности граждан (физических лиц), производящих не в целях сбыта продукцию, содержащую этиловый спирт, с объемной долей этилового спирта менее 15 процентов. Это позволило бы сохранить в легальном поле домашнее производство слабоалкогольных напитков, в том числе традиционные промыслы, и одновременно пресечь производство самогона, уносящее жизни россиян.

Значительным недостатком 171-ФЗ, не устраняемым предлагаемыми  поправками, является выведение из-под действия закона «деятельности организаций, связанной с производством и оборотом лекарственных, лечебно-профилактических, диагностических средств, содержащих этиловый спирт, зарегистрированных уполномоченным федеральным органом исполнительной власти и внесенных в Государственный реестр лекарственных средств, изделий медицинского назначения, а также деятельности аптечных учреждений, связанную с изготовлением средств по индивидуальным рецептам, в том числе гомеопатических препаратов, препаратов ветеринарного назначения, парфюмерно-косметической продукции, прошедших государственную регистрацию в уполномоченных федеральных органах исполнительной власти».

Массовое потребление  лицами, страдающими алкоголизмом, а иногда также детьми и молодежью, привлеченными низкой ценой непитьевой алкогольной продукции, спиртосодержащих псевдомедицинских настоек, антисептических  жидкостей и псевдопарфюмерии стало  результатом такого положения дел  в законодательстве, а также не обоснованных с точки зрения общественного здоровья и национальной безопасности нулевых акцизных ставок на лекарственные, лечебно-профилактические, диагностические средства, препараты ветеринарного назначения и парфюмерно-косметическую продукцию, разлитую в емкости не более 100 мл.

В связи с этим целесообразно  вывести из-под действия законопроекта  только социально безопасные виды спиртосодержащей продукции, такие как лекарственные, лечебно-профилактические, диагностические средства, содержащие этиловый спирт, зарегистрированные уполномоченным федеральным органом исполнительной власти и внесенные в Государственный реестр лекарственных средств, в стеклянной упаковке емкостью 25 мл и менее, либо с объемной долей этилового спирта менее 15 процентов.

Практика показала, что  установленный действующим федеральным  законом порядок, при котором  «Правительство Российской Федерации  исходя из объема потребительской тары (упаковки) и (или) стоимости парфюмерно-косметической  продукции вправе устанавливать  перечень этой продукции, на деятельность по обороту которой не распространяется действие настоящего Федерального закона» (пункт 4 статьи 1 закона), не оправдал себя, так как после вступления в силу этих законодательных изменений по-прежнему фиксируются многочисленные случаи потребления парфюмерной продукции. Ужесточение требований к производству и обороту этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, предусмотренное Комплексом мер по повышению эффективности регулирования рынка алкогольной продукции в Российской Федерации, неминуемо приведет к усилению криминального давления на парфюмерную индустрию, что требует превентивного распространения мер, предусмотренных данным федеральным законом, на парфюмерную продукцию.

Вытекающее из введения парфюмерной продукции под действие данного федерального закона требование о денатурации парфюмерной продукции и продукции медицинского назначения наружного применения (например, антисептических средств), может быть легко выполнено производителями без дополнительного изменения законодательства, так как денатониум бензоат (битрекс), предусмотренный статьей 10.1 федерального закона в качестве разрешенного денатурирующего вещества, является хорошим денатурируюшим средством для парфюмерной продукции, поскольку, обладая невыносимо горьким вкусом, он не имеет никакого запаха и цвета, при этом он совершенно не токсичен, и широко используется во всем мире в бытовой химии и медицине.

Важной мерой, приведшей  к заметному снижению алкогольной  смертности в России после 2005 г., явилось введение в 2005 г. для предприятий, производящих водку, минимального размера оплаченного уставного капитала (уставного фонда) в размере не менее чем 50 миллионов рублей (Статья 11, пункт 2.2). Однако эффективность этой меры к настоящему времени сильно ослаблена инфляцией, в связи с чем представляется целесообразным увеличение этого размера с целью компенсации уровня инфляции с 2006 г., например, до 80 миллионов рублей с последующей ежегодной индексацией.

Предлагается не допускать  потребление (распитие) алкогольной  продукции «в зданиях, где расположены  детские, образовательные и медицинские  организации, и на территориях, прилегающих к таким зданиям;

на всех видах общественного  транспорта (транспорта общего пользования) городского и пригородного сообщения;

в зданиях, где расположены  организации культуры (за исключением  расположенных в них организаций или пунктов общественного питания), на объектах спорта и на территориях, прилегающих к таким зданиям и объектам»;

Запрет распития алкогольных  напитков на улице является важной мерой борьбы как за снижение потребления  алкоголя детьми и молодежью, так  и за снижение преступности, особенно детской и молодежной. Именно с  низкими штрафами за потребление  пива на улице и связан всплеск  молодежного пивного пьянства. Поэтому  необходимо усиливать статью 20.20 КоАП повышением штрафов, в особенности за распитие пива на улице, но не ставить ее под сомнение.

Так же существует необходимость:

  • ужесточение мер административной, гражданско-правовой и уголовной ответственности за нарушение законодательства в сфере оборота алкогольной продукции;
  • ужесточение меры ответственности за распитие алкогольных напитков в общественных местах, кроме баров, ресторанов и кафе;
  • ужесточение меры ответственности за нахождение в общественных местах в нетрезвом состоянии;
  • установление мер уголовной ответственности за неоднократную продажу алкогольных напитков, незаконно произведенных с использованием процесса дистилляции;
  • установление мер административной ответственности физических лиц за покупку алкогольной продукции по просьбе и для несовершеннолетних или лиц в состоянии явного опьянения.

Таким образом, действующее законодательство содержит начальные разработки по государственному государственного регулирования оборота алкогольной и спиртосодержащей продукции, способные снизить масштабы злоупотребления алкоголем в России, а следовательно алкогольной смертности и заболеваемости. Прежде всего, это касается введения общенационального запрета на торговлю алкоголем крепче 5 градусов в ночное время и мер по сокращению производства и оборота нелегального и безакцизного алкоголя.

В то же время ряд важных проблем остаются нерешенными. Прежде всего, это беспрепятственная продажа  алкоголя детям в киосках и  розничная продажа такого опасного для жизни и здоровья продукта, как этиловых спирт в районах  Крайнего Севера и приравненных к  ним. В части отмены права субъектов  Российской Федерации устанавливать уставной капитал для магазинов, осуществляющих розничную торговлю алкоголем.

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Общепризнанно, что вмешательство  государства в свободные экономические отношения в определенных пределах не только возможно, но и необходимо. Производство и оборот алкогольной продукции относятся к тем сферам деятельности, которые ввиду их исключительной важности для жизни страны, ее политической и экономической безопасности подвергаются особому государственному регулированию. Как отмечено в пункте 3 мотивировочной части Постановления Конституционного Суда РФ от 12.11.2003 № 17-П, "государственное регулирование в области производства и оборота такой специфической продукции, относящейся к объектам, ограниченно оборотоспособным, как этиловый спирт, алкогольная и спиртосодержащая продукция, обусловлено необходимостью защиты как жизни и здоровья граждан, так и экономических интересов Российской Федерации, обеспечения нужд потребителей в соответствующей продукции, повышения ее качества и проведения контроля за соблюдением законодательства, норм и правил в регулируемой области".

Действующий Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП РФ) от 30.12.2001 № 195-ФЗ, несмотря на обилие запретительных норм, содержит такие мягкие санкции, что фактически не способен поставить эффективный заслон нарушениям в этой сфере. Кроме того, он не содержит полного запрета на распитие пива и напитков, изготавливаемых на его основе, а также алкогольной и спиртосодержащей продукции во всех общественных местах. Данное ограничение установлено только в детских, образовательных и медицинских организациях, на всех видах общественного транспорта, в организациях культуры, физкультурно-оздоровительных и спортивных сооружениях.

Налоговый кодекс Российской Федерации устанавливает неоправданно низкие акцизы на алкогольные напитки, включая пиво, и стимулирует потребление наиболее опасных, с точки зрения риска смерти, крепких напитков в связи с наибольшей дешевизной в них этанола.

Во всех странах к  безалкогольным относится пиво с  содержанием алкоголя не более 1,7 %. У нас - любое. В настоящее время пиво практически не рассматривается как социально опасный продукт, каковым оно является на самом деле. Закон об отнесении пива к алкогольным напиткам блокируется уже 8 лет, что и обеспечивает льготный режим его торговли.

Несмотря на это, антиалкогольное  законодательство в последнее время  заметно сдвинулось с мертвой точки. Принят ряд законов, направленных на ужесточение условий производства и оборота алкогольной продукции, ограничена реклама спиртного, более строгим стало наказание за вождение автомобиля в нетрезвом виде. Однако данными мерами удалось лишь упорядочить сложившуюся ситуацию, но радикального, качественного перелома в данной сфере добиться пока не удалось. Поэтому работа в данном направлении продолжается на всех уровнях власти.

На практике организации  и индивидуальные предприниматели  достаточно часто привлекаются к  административной ответственности  и по части 2 статьи 15.12 КоАП РФ за продажу, хранение, перевозку или приобретение в целях сбыта алкогольной продукции без маркировки акцизными и федеральными специальными марками.

Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях  предусматривает ответственность за следующие виды административных правонарушений в сфере оборота алкогольной продукции:

  • производство либо оборот этилового спирта, алкогольной или спиртосодержащей продукции, не соответствующих требованиям государственных стандартов, санитарным правилам и гигиеническим нормативам;
  • нарушение правил продажи этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, а также пива и напитков, изготавливаемых на его основе;
  • незаконные производство, поставка или закупка этилового спирта;
  • использование этилового спирта, произведенного из непищевого сырья, и спиртосодержащей непищевой продукции для приготовления алкогольной и спиртосодержащей пищевой продукции;
  • нарушение установленного порядка учета этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции;
  • выпуск или продажа товаров и продукции, в отношении которых установлены требования по маркировке и (или) нанесению информации, необходимой для осуществления налогового контроля, без соответствующей маркировки и (или) информации, а также с нарушением установленного порядка нанесения такой маркировки и (или) информации;
  • уклонение от подачи декларации об объеме производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции или декларации об использовании этилового спирта.

Таким образом, анализ действующего законодательства в области мер ответственности позволяет сделать следующие выводы:

Информация о работе Административная ответственность за нарушения законодательства об обороте алкогольной продукции