Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Сентября 2012 в 11:26, курсовая работа
Данная дипломная работа посвящена одной из важных тем — административной ответственности, за нарушения законодательства об обороте реализации алкогольной продукции.
Административная ответственность является необходимым стимулятором правомерного поведения, содействует воспитанию чувства нравственного и правового долга перед обществом и государством, повышению общественно-политической активности каждого гражданина.
Введение………………………………………………………………………………...3
Глава I. Административная ответственность как правовой институт и законодательная база по вопросам оборота алкогольной продукции в Российской Федерации……………………………………………………………………………………….6
1.1 Административная ответственность как правовой институт: общая характеристика………………………….………………………………………………………….6
1.2. Административное правонарушение: общая характеристика………….….….11
1.3 Правовые основы регулирования производства и оборота алкогольной продукции……………………………………………………………………………………...14
Глава II. Проблемы законодательства в области оборота алкогольной и спиртосодержащей продукции…………………………………………………………………27
2.1. Судебная практика по делам связанным с нарушением законодательства об обороте алкогольной продукции в РФ………………………………………………27
2.2. Пути и способы совершенствования государственного регулирования
оборота алкогольной и спиртосодержащей продукции…………………………….48
Заключение……………………………………………………………………………62
Библиография…………………………………
Вызывает некоторое удивление отсутствие в Федеральном законе "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" законодательно описанной системы передачи данных Единой государственной автоматизированной информационной системе учета объема производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции (ЕГАИС) Министерству финансов для обеспечения стопроцентного сбора акцизов на алкоголь. Такая ситуация может приводить к сохранению разрыва между зарегистрированным производством алкогольной продукции и объемами уплаченного акциза, т.е. к ситуации, когда даже с легального алкоголя, проходящего через государственную отчетность, не уплачивается часть акцизов.
Важно отметить, что не исправлены
имеющие место в действующей
версии 171-ФЗ положения, которые внесли
большой вклад в широкое
Из-под действия данного закона по-прежнему выведена деятельность граждан (физических лиц), производящих не в целях сбыта продукцию, содержащую этиловый спирт. Это стало одной из причин широкого распространения самогоноварения, которое вносит свой вклад в катастрофу российской сверхсмертности.
Значительно более целесообразным было бы выведение из-под действия данного федерального закона деятельности граждан (физических лиц), производящих не в целях сбыта продукцию, содержащую этиловый спирт, с объемной долей этилового спирта менее 15 процентов. Это позволило бы сохранить в легальном поле домашнее производство слабоалкогольных напитков, в том числе традиционные промыслы, и одновременно пресечь производство самогона, уносящее жизни россиян.
Значительным недостатком 171-ФЗ, не устраняемым предлагаемыми поправками, является выведение из-под действия закона «деятельности организаций, связанной с производством и оборотом лекарственных, лечебно-профилактических, диагностических средств, содержащих этиловый спирт, зарегистрированных уполномоченным федеральным органом исполнительной власти и внесенных в Государственный реестр лекарственных средств, изделий медицинского назначения, а также деятельности аптечных учреждений, связанную с изготовлением средств по индивидуальным рецептам, в том числе гомеопатических препаратов, препаратов ветеринарного назначения, парфюмерно-косметической продукции, прошедших государственную регистрацию в уполномоченных федеральных органах исполнительной власти».
Массовое потребление лицами, страдающими алкоголизмом, а иногда также детьми и молодежью, привлеченными низкой ценой непитьевой алкогольной продукции, спиртосодержащих псевдомедицинских настоек, антисептических жидкостей и псевдопарфюмерии стало результатом такого положения дел в законодательстве, а также не обоснованных с точки зрения общественного здоровья и национальной безопасности нулевых акцизных ставок на лекарственные, лечебно-профилактические, диагностические средства, препараты ветеринарного назначения и парфюмерно-косметическую продукцию, разлитую в емкости не более 100 мл.
В связи с этим целесообразно вывести из-под действия законопроекта только социально безопасные виды спиртосодержащей продукции, такие как лекарственные, лечебно-профилактические, диагностические средства, содержащие этиловый спирт, зарегистрированные уполномоченным федеральным органом исполнительной власти и внесенные в Государственный реестр лекарственных средств, в стеклянной упаковке емкостью 25 мл и менее, либо с объемной долей этилового спирта менее 15 процентов.
Практика показала, что
установленный действующим
Вытекающее из введения
парфюмерной продукции под
Важной мерой, приведшей к заметному снижению алкогольной смертности в России после 2005 г., явилось введение в 2005 г. для предприятий, производящих водку, минимального размера оплаченного уставного капитала (уставного фонда) в размере не менее чем 50 миллионов рублей (Статья 11, пункт 2.2). Однако эффективность этой меры к настоящему времени сильно ослаблена инфляцией, в связи с чем представляется целесообразным увеличение этого размера с целью компенсации уровня инфляции с 2006 г., например, до 80 миллионов рублей с последующей ежегодной индексацией.
Предлагается не допускать потребление (распитие) алкогольной продукции «в зданиях, где расположены детские, образовательные и медицинские организации, и на территориях, прилегающих к таким зданиям;
на всех видах общественного транспорта (транспорта общего пользования) городского и пригородного сообщения;
в зданиях, где расположены организации культуры (за исключением расположенных в них организаций или пунктов общественного питания), на объектах спорта и на территориях, прилегающих к таким зданиям и объектам»;
Запрет распития алкогольных напитков на улице является важной мерой борьбы как за снижение потребления алкоголя детьми и молодежью, так и за снижение преступности, особенно детской и молодежной. Именно с низкими штрафами за потребление пива на улице и связан всплеск молодежного пивного пьянства. Поэтому необходимо усиливать статью 20.20 КоАП повышением штрафов, в особенности за распитие пива на улице, но не ставить ее под сомнение.
Так же существует необходимость:
Таким образом, действующее законодательство содержит начальные разработки по государственному государственного регулирования оборота алкогольной и спиртосодержащей продукции, способные снизить масштабы злоупотребления алкоголем в России, а следовательно алкогольной смертности и заболеваемости. Прежде всего, это касается введения общенационального запрета на торговлю алкоголем крепче 5 градусов в ночное время и мер по сокращению производства и оборота нелегального и безакцизного алкоголя.
В то же время ряд важных проблем остаются нерешенными. Прежде всего, это беспрепятственная продажа алкоголя детям в киосках и розничная продажа такого опасного для жизни и здоровья продукта, как этиловых спирт в районах Крайнего Севера и приравненных к ним. В части отмены права субъектов Российской Федерации устанавливать уставной капитал для магазинов, осуществляющих розничную торговлю алкоголем.
Заключение
Общепризнанно, что вмешательство
государства в свободные
Действующий Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП РФ) от 30.12.2001 № 195-ФЗ, несмотря на обилие запретительных норм, содержит такие мягкие санкции, что фактически не способен поставить эффективный заслон нарушениям в этой сфере. Кроме того, он не содержит полного запрета на распитие пива и напитков, изготавливаемых на его основе, а также алкогольной и спиртосодержащей продукции во всех общественных местах. Данное ограничение установлено только в детских, образовательных и медицинских организациях, на всех видах общественного транспорта, в организациях культуры, физкультурно-оздоровительных и спортивных сооружениях.
Налоговый кодекс Российской
Федерации устанавливает
Во всех странах к безалкогольным относится пиво с содержанием алкоголя не более 1,7 %. У нас - любое. В настоящее время пиво практически не рассматривается как социально опасный продукт, каковым оно является на самом деле. Закон об отнесении пива к алкогольным напиткам блокируется уже 8 лет, что и обеспечивает льготный режим его торговли.
Несмотря на это, антиалкогольное законодательство в последнее время заметно сдвинулось с мертвой точки. Принят ряд законов, направленных на ужесточение условий производства и оборота алкогольной продукции, ограничена реклама спиртного, более строгим стало наказание за вождение автомобиля в нетрезвом виде. Однако данными мерами удалось лишь упорядочить сложившуюся ситуацию, но радикального, качественного перелома в данной сфере добиться пока не удалось. Поэтому работа в данном направлении продолжается на всех уровнях власти.
На практике организации и индивидуальные предприниматели достаточно часто привлекаются к административной ответственности и по части 2 статьи 15.12 КоАП РФ за продажу, хранение, перевозку или приобретение в целях сбыта алкогольной продукции без маркировки акцизными и федеральными специальными марками.
Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях предусматривает ответственность за следующие виды административных правонарушений в сфере оборота алкогольной продукции:
Таким образом, анализ действующего законодательства в области мер ответственности позволяет сделать следующие выводы: