Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Сентября 2012 в 11:26, курсовая работа
Данная дипломная работа посвящена одной из важных тем — административной ответственности, за нарушения законодательства об обороте реализации алкогольной продукции.
Административная ответственность является необходимым стимулятором правомерного поведения, содействует воспитанию чувства нравственного и правового долга перед обществом и государством, повышению общественно-политической активности каждого гражданина.
Введение………………………………………………………………………………...3
Глава I. Административная ответственность как правовой институт и законодательная база по вопросам оборота алкогольной продукции в Российской Федерации……………………………………………………………………………………….6
1.1 Административная ответственность как правовой институт: общая характеристика………………………….………………………………………………………….6
1.2. Административное правонарушение: общая характеристика………….….….11
1.3 Правовые основы регулирования производства и оборота алкогольной продукции……………………………………………………………………………………...14
Глава II. Проблемы законодательства в области оборота алкогольной и спиртосодержащей продукции…………………………………………………………………27
2.1. Судебная практика по делам связанным с нарушением законодательства об обороте алкогольной продукции в РФ………………………………………………27
2.2. Пути и способы совершенствования государственного регулирования
оборота алкогольной и спиртосодержащей продукции…………………………….48
Заключение……………………………………………………………………………62
Библиография…………………………………
- при реализации товара в розницу на консигнационных условиях собственник товара обеспечивает каждую торговую точку по продаже товара копией справки, прилагаемой к грузовой таможенной декларации, заверенной оригиналом оттиска его печати, в которой дополнительно указывается местонахождение этой торговой точки;
- контроль наличия у торговых организаций и индивидуальных предпринимателей справки, прилагаемой к грузовой таможенной декларации, ее копии и соответствия реализуемого товара указанным в справке сведениям осуществляется Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека и ее территориальными органами.
Постановлением Правительства РФ от 31 декабря 2005 г. № 864 "О справке к товарно-транспортной накладной на этиловый спирт, алкогольную и спиртосодержащую продукцию"10 утверждаются:
- форма справки к товарно-транспортной накладной на этиловый спирт, алкогольную и спиртосодержащую продукцию;
- Правила заполнения справки к товарно-транспортной накладной на этиловый спирт, алкогольную и спиртосодержащую продукцию.
Указанные сопроводительные документы подтверждают легальность производства и оборота алкогольной продукции.
Отсутствие в момент
проверки необходимых документов, подтверждающих
легальность оборота
Законодательство в области
государственного регулирования производства
и оборота алкогольной и
В соответствии с положениями п. 2 ст. 10.2 Федерального закона № 171-ФЗ этиловый спирт, алкогольная и спиртосодержащая продукция, оборот которых осуществляется при полном или частичном отсутствии перечисленных сопроводительных документов, считаются продукцией, находящейся в незаконном обороте.
Статья 11 Федерального закона № 171-ФЗ устанавливает особые требования к обороту алкогольной и спиртосодержащей пищевой продукции. К ним относятся:
- оборот алкогольной и спиртосодержащей пищевой продукции может осуществляться организациями только при наличии соответствующих лицензий;
- оборот (за исключением розничной продажи) алкогольной продукции с содержанием этилового спирта более 15 процентов объема готовой продукции (за исключением производства водки) вправе осуществлять казенные предприятия, а также иные организации, имеющие оплаченный уставный капитал (уставный фонд) в размере не менее чем 10 млн руб.
В Письме ФНС России от 22 ноября 2005 г. № ШТ-6-07/973 "Разъяснения по уставному капиталу"12 даются разъяснения в части формирования уставного капитала (уставного фонда) организациями, осуществляющими деятельность в сфере оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции.
Розничной торговлей алкоголем могут заниматься только организации. Индивидуальные предприниматели торговать алкогольной продукцией в соответствии с российским законодательством не могут.
Алкогольная продукция, находящаяся в розничной продаже на территории Российской Федерации, сопровождается информацией на русском языке, которая должна содержать следующие сведения:
- наименование алкогольной продукции;
- цена алкогольной продукции;
- наименование производителя (юридический адрес);
- страна происхождения алкогольной продукции;
- сертификат алкогольной продукции;
- государственные стандарты, требованиям которых алкогольная продукция должна соответствовать.
Обратите внимание! Федеральным законом от 21 июля 2005 г. № 102-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" и о признании утратившими силу отдельных положений Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" установлено, что слова "государственные стандарты" заменяются словами "технические регламенты" со дня вступления в силу соответствующих технических регламентов;
- объем алкогольной продукции в потребительской таре;
- наименования основных ингредиентов, влияющих на вкус и аромат алкогольной продукции;
- содержание вредных для здоровья веществ по сравнению с обязательными требованиями государственных стандартов и противопоказаниях к ее применению;
- дата изготовления и срок использования или конечный срок использования.
Указанная информация доводится до потребителей в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Глава II. СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА И ПРОБЛЕМЫ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА
В ОБЛАСТИ ОБОРОТА И ПРОИЗВОДСТВА
АЛКОГОЛЬНОЙ И СПИРТОСОДЕРЖАЩЕЙ ПРОДУКЦИИ
2.1. Судебная практика по делам связанным с нарушением законодательства об обороте алкогольной продукции в Российской Федерации
Оборот алкогольной продукции - область деятельности, которой государство по вполне понятным причинам уделяет большое внимание. Это касается как производства, так и распространения - в том числе розничного - этих продуктов. И при проверке предприятий торговли контролеры следят за соблюдением правил, касающихся алкоголя, наиболее пристально. Ведь санкции за нарушения в этой сфере весьма велики. В действующем КоАП РФ предусмотрен целый ряд административных правонарушений, так или иначе связанных с производством, оборотом или потреблением алкогольной продукции (ч. 2 ст. 6.10, ч. 1 ст. 12.8, ст. 12.26, ст. 14.16-14.19, ст. 15.12, ст. 15.13, ч. 1 и ч. 2 ст. 20.20, ст. 20.21 и ст. 20.22 КоАП РФ)13
В региональном законодательстве, как правило, административная ответственность установлена за нарушение предусмотренных ограничений времени розничной торговли алкогольной продукцией, а также за изготовление и сбыт алкогольных напитков домашней выработки.
В настоящем разделе будут
На практике организации и индивидуальные предприниматели достаточно часто привлекаются к административной ответственности и по ч. 2 ст. 15.12 КоАП РФ за продажу, хранение, перевозку или приобретение в целях сбыта алкогольной продукции без маркировки акцизными и федеральными специальными марками. Однако в силу ст. 23.1 КоАП РФ такие дела подведомственны мировым судьям, а в случае проведения административного расследования - судьям районных судов. Их постановления и решения обжалуются в вышестоящий суд общей юрисдикции (п. 1 ч. 1 ст. 30.1 КоАП РФ), поэтому в практике арбитражных судов споры по применению ст. 15.12 КоАП РФ не встречаются. В случае же обращения в суд с заявлениями о привлечении к ответственности по ст. 15.12 КоАП РФ арбитражные суды на основании ст. 150 АПК РФ прекращают производство по делу в связи с неподведомственностью
Несоответствие алкоголя требованиям ГОСТов и санитарных правил.
Согласно п. 2 ст. 3 Федерального закона от 02.01.2000 № 29-ФЗ "О качестве и безопасности пищевых продуктов"14 (далее - Закон о качестве пищевых продуктов) не могут находиться в обороте пищевые продукты, в том числе и алкогольная продукция, не соответствующие требованиям нормативных документов. Из п. 1 ст. 9 этого Закона следует, что требования к качеству пищевых продуктов устанавливаются государственными стандартами.
В соответствии с п. 1 ст. 25 Федерального закона от 22.11.1995 № 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции"15 (далее - Закон о госрегулировании оборота АП) не соответствующая госстандартам и техническим условиям алкогольная продукция признается находящейся в незаконном обороте и подлежит изъятию или конфискации.
В настоящее время применяются
следующие государственные
Соответствие алкогольной
Одним из документов, подтверждающих качество алкогольной продукции, является сертификат качества (сертификат соответствия). Однако, как указано в постановлениях ФАС ВВО от 05.10.2007 № А29-1704/2007 и ФАС ЦО от 02.10.2007 № А14-3140-2007/154/1917, наличие такого сертификата не освобождает организации и индивидуальных предпринимателей от привлечения к административной ответственности, поскольку они обязаны осуществлять контроль за качеством алкогольной продукции (визуально проверять возможные изменения качественных характеристик) в процессе хранения и реализации. ФАС ВВО в постановлениях от 17.09.2007 № А31-413/2007-15 от 02.10.2007 и № А43-2577/2007-38-8218, опровергая доводы правонарушителей об отсутствии в их действиях вины, дополнительно указал, что соответствие качества алкогольной продукции требованиям ГОСТов и санитарных правил возможно определить и без соответствующего лабораторного исследования (использования специальных познаний). По сути, аналогичные выводы содержатся в постановлениях ФАС МО от 17.01.2007, 24.01.2007 № КА-А41/13549-06 и ФАС УО от 24.09.2007 № Ф09-7732/07-С1.19
Учитывая, что в подавляющем большинстве случаев основанием для привлечения к административной ответственности является наличие в алкогольной продукции различного рода посторонних включений (стекло и т.д.) и осадка, с подобной позицией ФАС ВВО, ФАС МО и ФАС УО можно согласиться, тем более что она соответствует действующим нормативным правовым актам.
Например, в п. 2.2.1 ГОСТ 28616-90 и п. 4.1.2 ГОСТ Р 52195-2003 установлено, что вина должны быть розливостойкими, прозрачными, без осадка и посторонних включений. Аналогичным образом в п. 4.2.2 ГОСТ Р 51355-99 указано, что по органолептическим показателям водки не должны иметь посторонних включений и осадка. Еще более конкретные требования содержатся в п. 5.1.3 ГОСТ Р 51618-2000: коньяки должны быть прозрачными, с блеском, без посторонних включений и осадка; от светло-золотистого цвета до темно-янтарного с золотистым оттенком.
При этом из п. 2.1 СанПиН 2.3.2.1078-01 следует,
что пищевые продукты, включая
алкогольную продукцию, должны отвечать
предъявляемым к ним
В соответствии со ст. 11 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", ст. 22 Закона о качестве пищевых продуктов и пп. 2.23 и 2.25 СанПиН 2.3.2.1078-01 индивидуальные предприниматели и организации, действующие в сфере оборота пищевых продуктов, должны осуществлять производственный контроль, в том числе лабораторные исследования и испытания, показателей безопасности и пищевой ценности пищевых продуктов на соответствие требованиям санитарных правил. Лабораторные исследования и испытания осуществляются ими самостоятельно либо с привлечением лабораторий, аккредитованных в установленном порядке.
Согласно п. 140 Правил продажи отдельных видов товаров20, утв. постановлением Правительства РФ от 19.01.1998 № 55 (далее - Правила продажи товаров), перед продажей алкогольной продукции продавец обязан проверить среди прочего ее качество (по внешним признакам) Более того, на основании п. 4 ст. 20 Закона "О качестве пищевых продуктов" в случае, если при реализации пищевых продуктов допущено нарушение, приведшее к утрате пищевыми продуктами соответствующего качества и приобретению ими опасных свойств, продавец обязан снять такие пищевые продукты с продажи, направить некачественные пищевые продукты на экспертизу, организовать их утилизацию или уничтожение.
Следовательно, организации и индивидуальные предприниматели, занимающиеся оборотом алкоголя, могут и должны визуально определять соответствие алкогольной продукции государственным стандартам по органолептическим показателям (по внешнему виду, цвету, запаху).