Административная ответственность за нарушения законодательства об обороте алкогольной продукции

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Сентября 2012 в 11:26, курсовая работа

Описание работы

Данная дипломная работа посвящена одной из важных тем — административной ответственности, за нарушения законодательства об обороте реализации алкогольной продукции.
Административная ответственность является необходимым стимулятором правомерного поведения, содействует воспитанию чувства нравственного и правового долга перед обществом и государством, повышению общественно-политической активности каждого гражданина.

Содержание

Введение………………………………………………………………………………...3

Глава I. Административная ответственность как правовой институт и законодательная база по вопросам оборота алкогольной продукции в Российской Федерации……………………………………………………………………………………….6
1.1 Административная ответственность как правовой институт: общая характеристика………………………….………………………………………………………….6
1.2. Административное правонарушение: общая характеристика………….….….11
1.3 Правовые основы регулирования производства и оборота алкогольной продукции……………………………………………………………………………………...14

Глава II. Проблемы законодательства в области оборота алкогольной и спиртосодержащей продукции…………………………………………………………………27
2.1. Судебная практика по делам связанным с нарушением законодательства об обороте алкогольной продукции в РФ………………………………………………27
2.2. Пути и способы совершенствования государственного регулирования
оборота алкогольной и спиртосодержащей продукции…………………………….48

Заключение……………………………………………………………………………62

Библиография…………………………………

Работа содержит 1 файл

21 Вьюшин ДИМЛОМ.docx

— 139.97 Кб (Скачать)

Не может применяться ответственность  по ч. 3 ст. 14.16 КоАП РФ и в том случае, если нарушены установленные законодательством  субъектов Российской Федерации  на основании п. 3.1 ст. 16 Закона о госрегулировании оборота Алкогольной продукции ограничения времени розничной торговли алкогольной продукцией с содержанием этилового спирта более 15% объема готовой продукции. Ответственность за такие нарушения предусмотрена региональным законодательством об административных правонарушениях (например, ст. 9.8 Закона Республики Карелия от 03.07.1992 № XII-13/378 "Об административных правонарушениях"45, ст. 3.5 Закона Ленинградской области от 02.07.2003 № 47-оз "Об административных правонарушениях" и ч. 1 ст. 32.4 Закона Читинской области от 13.04.2004 № 356-ЗЧО "Об административных правонарушениях").

Хотелось бы уделить особое внимание нарушениям связанным с оборотом алкогольной продукции без лицензии или с нарушением ее условий.

Частью 4 ст. 14.17 КоАП РФ предусмотрена  ответственность за промышленное производство или оборот алкогольной продукции без соответствующей лицензии, а равно с нарушением условий, предусмотренных лицензией.

На основании п. 1 ст. 18 Закона о  госрегулировании оборота Алкогольной  продукции виды деятельности, связанные  с оборотом алкогольной продукции, подлежат лицензированию. В силу п. 1 ст. 26 этого Закона оборот алкогольной  продукции без соответствующих  лицензий запрещен.

В настоящее время виды деятельности, подлежащие лицензированию, и порядок выдачи лицензий подробно регламентированы в ст. 18 и 19 Закона о госрегулировании оборота Алкогольной продукции и Методических рекомендациях организации работы ФНС России по осуществлению лицензирования деятельности в сфере производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, утверждено приказом ФНС России от 03.05.2007 № ММ-3-07/27346.

В частности, предусмотрено лицензирование таких видов деятельности, как  закупка, хранение и поставки алкогольной  продукции и хранение алкогольной  продукции. В постановлении ФАС  ДВО от 11.04.2007 № Ф03-А73/07-2/40147 обоснованно отмечено, что необходимость в выделении лицензии только на хранение обусловлена возможностью осуществления предпринимательской деятельности по договору хранения на товарном складе. Из положений главы 47 ГК РФ48 следует, что на хранение принимается продукция, принадлежащая иным организациям, и не является хранением как видом предпринимательской деятельности помещение на склад собственной алкогольной продукции для ее последующей реализации. В наименование лицензируемого вида деятельности "закупка, хранение и поставки алкогольной продукции" включено слово "хранение", что подразумевает осуществление в рамках указанного лицензируемого вида деятельности и хранение "чужой" продукции, то есть без ее закупки. Поэтому хранение алкогольной продукции, принадлежащей третьим лицам, без лицензии на хранение такой продукции, но при наличии лицензии на закупку, хранение и поставки алкогольной продукции не влечет ответственности по ч. 4 ст. 14.17 КоАП РФ

Противоположная позиция, изложенная в постановлении ФАС СЗО от 08.04.2004 № А66-8871-0349, по мнению многих юристов, не основана на системном толковании Закона о госрегулировании оборота Алкогольной продукции и ГК РФ.

Кроме того, осуществление розничной  продажи алкогольной продукции  без соответствующей лицензии также  не может быть квалифицировано по ч. 4 ст. 14.17 КоАП РФ, поскольку такие  действия, как уже указывалось, являются нарушением иных правил розничной продажи алкогольной продукции, ответственность за которое предусмотрена ч. 3 ст. 14.16 КоАП РФ.

Что касается нарушений лицензионных условий, легальный перечень которых отсутствует, то арбитражные суды обычно понимают под ними несоблюдение запретов и ограничений, установленных п. 1 ст. 26 Закона о госрегулировании оборота Алкогольной продукции. В частности, применение ответственности по ч. 4 ст. 14.17 КоАП РФ влечет оборот алкогольной продукции, информация о которой не зафиксирована в ЕГАИС. В то же время оборот алкогольной продукции с поддельными федеральными специальными марками или поддельными акцизными марками, а также с такими марками старого образца, по нашему мнению, не может быть квалифицирован по ч. 4 ст. 14.17 КоАП РФ. Ответственность за подобные действия должна наступать по ч. 2 ст. 15.12 КоАП РФ, поскольку маркировка алкогольной продукции поддельными марками или марками старого образца, по сути, означает отсутствие надлежащей маркировки В связи с этим позиция, изложенная в постановлениях ФАС СЗО от 08.10.2007 № А05-3078/200750 и ФАС ВСО от 19.07.2007 № А10-6412-Ф02-4418/0751 и от 26.07.2007 № А10-90/07-Ф02-4730/0752, о возможности применения в таких случаях ч. 4 ст. 14.17 КоАП РФ представляется нам ошибочной.

Наконец, необходимо отметить, что  из санкции ч. 4 ст. 14.17 КоАП РФ следует, что применение основного (штраф) и дополнительного (конфискация) наказания предусмотрено только в отношении изготовленной продукции, орудий производства, сырья, полуфабрикатов и иных предметов, использованных для производства алкогольной продукции. Поэтому применение конфискации возможно только при промышленном производстве алкогольной продукции без лицензии или с нарушением лицензионных условий, но не в случае оборота алкогольной продукции без лицензии или нарушения ее условий ( постановление ФАС ВСО от 16.03.2004 № А10-3836/03-11-Ф02-715/04-С153).

Уклонение от подачи декларации об объеме оборота алкогольной продукции

Статьей 15.13 КоАП РФ предусмотрена  ответственность за уклонение от подачи декларации об объеме оборота  алкогольной продукции, либо несвоевременную подачу такой декларации, либо включение в такую декларацию заведомо искаженных данных.

В соответствии с п. 1 ст. 14 Закона о  госрегулировании оборота Алкогольной продукции организации, осуществляющие закупку и поставки алкогольной продукции, обязаны осуществлять учет и декларирование объема ее оборота. В силу п. 1 ст. 26 Закона о госрегулировании оборота Алкогольной продукции запрещается искажение и (или) непредставление в установленные сроки декларации об объеме оборота алкогольной продукции.

При этом такие обстоятельства, как  приостановление действия лицензии налоговым органом или непереоформление лицензии, не освобождают организации от обязанности по представлению деклараций (постановления ФАС УО от 18.04.2007 № Ф09-2664/07-С1 и от 10.05.2007 № Ф09-3285/07-С154).

Организации, осуществляющие закупки  и поставки алкогольной продукции, обязаны подавать три декларации: декларацию об объемах оборота этилового  спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции (форма № 5); декларацию об объемах поставки этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции (форма № 6) и декларацию об объемах закупки этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции (форма № 7). Формы таких деклараций утверждены постановлением Правительства РФ от 31.12.2005 № 858 "О представлении деклараций об объемах производства, оборота и использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции"55, а порядок их заполнения - приказом Минфина России от 17.03.2006 № 43н.

Согласно п. 4 Положения о представлении  деклараций об объемах производства, оборота и использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, утв. постановлением Правительства РФ от 31.12.2005 № 858 (далее - Положение о представлении деклараций), декларации представляются в территориальные налоговые органы ежеквартально (за отчетный квартал), не позднее 10-го числа месяца, следующего за истекшим отчетным периодом, а за IV квартал года - не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим отчетным периодом.

При этом декларации представляются на бумажном носителе и в электронном виде в утвержденном приказом ФНС России от 27.09.2006 № САЭ-3-13/633@ формате (версия 3.01). Декларации могут быть представлены организацией в налоговые органы через своего представителя или направлены в виде почтового отправления с описью вложения. В последнем случае датой их представления считается дата отправки почтового отправления с описью вложения (п. 6 Положения о представлении деклараций).

Таким образом, непредставление деклараций по формам № 5-7 на бумажном носителе и в электронном виде в утвержденном формате либо их представление позднее указанных сроков влечет привлечение организаций, осуществляющих закупки и поставки алкогольной продукции, к ответственности по ст. 15.13 КоАП РФ.

Однако в ряде случаев суды признают незаконными постановления налоговых органов о привлечении к ответственности по ст. 15.13 КоАП РФ в том случае, если декларация своевременно представлена в электронном виде, но не подана на бумажном носителе, мотивируя это тем, что такие действия не создают препятствий в осуществлении государственного контроля (постановление ФАС УО от 16.10.2007 № Ф09-8473/07-С156). Изложенная позиция, по мнению ученных не в полной мере соответствует действующему законодательству, предусматривающему своевременное представление деклараций и на бумажном носителе, и в электронном виде, хотя она и является разумной.

В то же время, ученные полностью  согласны с постановлениями ФАС  ЗСО от 24.05.2007 № Ф04-3163/2007(34402-А27-7) и ФАС МО от 20.08.2007, 27.08.2007 № КА-А40/6443-07, в которых указано, что своевременное представление деклараций в электронном виде в ином формате, чем утвержден приказом ФНС России от 29.09.2006 № САЭ-3-13/633@ (например, в прежней версии 3.00 вместо новой 3.01), не может быть квалифицировано по ст. 15.13 КоАП РФ, поскольку ответственность по ней наступает за непредставление декларации в установленный срок, а не за ее представление по неустановленной форме.

Кроме того, считают неправомерным  привлечение к ответственности  по ст. 15.13 КоАП РФ в случае непредставления  деклараций о розничной продаже  алкогольной продукции. Из ст. 14 Закона о госрегулировании оборота Алкогольной продукции и п. 3 Положения о представлении деклараций следует, что субъектами административного правонарушения, предусмотренного ст. 15.13 КоАП РФ, могут быть организации, имеющие лицензии на закупку, хранение и поставки алкогольной продукции, но не розничные продавцы такой продукции*(8).

В силу п. 3 ч. 1 ст. 1.3 КоАП РФ к ведению  Российской Федерации в области законодательства об административных правонарушениях относится установление административной ответственности по вопросам, имеющим федеральное значение, в том числе административной ответственности за нарушение правил и норм, предусмотренных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Из этого следует, что нарушение правил и норм, установленных региональным законодательством, влечет административную ответственность только в том случае, если она предусмотрена законом субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях.

Согласно п. 5 ст. 14 Закона о госрегулировании оборота Алкогольной продукции субъекты Российской Федерации вправе вводить декларирование розничной продажи алкогольной продукции на своих территориях, устанавливать порядок представления и форму деклараций о розничной продаже алкогольной продукции. В случае непредставления (несвоевременного представления) таких деклараций нарушители подлежат привлечению к ответственности не по ст. 15.13 КоАП РФ, применяемой только в случае нарушения правил, установленных федеральным законодательством, а по соответствующим нормам региональных законов об административных правонарушениях. Например, ч. 2 ст. 32.4 Закона Читинской области от 13.04.2005 № 656-ЗЧО "Об административных правонарушениях" предусмотрена ответственность за уклонение от подачи декларации об объеме розничной продажи алкогольной продукции, либо несвоевременную подачу такой декларации, либо включение в такую декларацию заведомо искаженных данных.

Справедливость подобного вывода находит подтверждение в судебной практике (постановления ФАС УО от 12.09.2007 № Ф09-7099/07-С157 и от 19.09.2007 № Ф09-7552/07-С158).

Объективную сторону административного  правонарушения, предусмотренного ст. 15.13 КоАП РФ, составляет и включение в декларацию заведомо искаженных данных. Следовательно, административная ответственность за данное правонарушение наступает только при умышленном включении в декларации искаженных данных об объемах оборота алкогольной продукции. В связи с этим налоговые органы должны доказать не только сам факт совершения правонарушения, но и наличие вины в форме умысла. Например, ФАС ВСО в постановлении от 13.11.2007 № А33-8439/07-Ф02-8432/07 указал, что умышленное совершение рассматриваемого правонарушения подтверждается количеством допущенных нарушений в трех декларациях, которые являются не случайными, а носящими массовый характер.

В то же время недоказанность заведомого, умышленного характера деяния (например, искажение данных из-за опечаток, технических  ошибок и т.д.) свидетельствует об отсутствии состава рассматриваемого правонарушения (см. постановления ФАС ВСО от 21.06.2005 № А33-263/05-Ф02-2751/05-С1, от 22.09.2005 № А78-4701/05-С2-8/370-Ф02-4659/05-С1 и от 09.08.2006 № А78-1250/06-С2-28/89-Ф02-3953/06-С1, ФАС ДВО от 16.03.2006 № Ф03-А73/06-2/196, ФАС СЗО от 25.12.2006 № А05-10627/2006-29 и от 10.09.2007 № А05-4257/2007, ФАС УО от 08.08.2007 № Ф09-6313/07-С1).

Также необходимо отметить, что объективную  сторону анализируемого правонарушения характеризует включение в декларацию заведомо искаженных данных, влекущих занижение объема закупок и поставок алкогольной продукции. Искажение других данных, отражаемых в декларациях (например, номера лицензий поставщиков или покупателей алкогольной продукции, наименование и код налогового органа и т.п.), не может быть квалифицировано по ст. 15.13 КоАП РФ (см. постановления ФАС УО от 23.07.2007 № Ф09-5699/07-С1 и Ф09-5706/07-С1).

 

2.2. Пути и способы совершенствования государственного регулирования оборота алкогольной и спиртосодержащей продукции

В данное время вопрос алкоголизма в Российской Федерации принял по настоящему, проблему государственного масштаба, требующую вмешательства государства. В России официально зарегистрировано более 2 млн лиц, страдающих алкогольной зависимостью, и, по мнению экспертов, эти цифры занижены в разы. Обеспечение нужд этой категории потребителей в алкогольной продукции в полной мере означало бы движение к ужесточению социального, демографического и гуманитарного кризиса в Российской Федерации. Вследствие этого необходимо выбрать направления государственной политики в области регулирования оборота алкогольной и спиртосодержащей продукции. Вопрос касается не только порядка производства и продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции, но и в сфере безопасности дорожного движения, охраны общественного порядка, так как затрагивает широкий спектр общественных отношений.

Информация о работе Административная ответственность за нарушения законодательства об обороте алкогольной продукции