Законодательные основы бухгалтерского учета

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Февраля 2011 в 08:08, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является рассмотрение законодательных основ бухгалтерского учета, особенностей нормативных положений в области бухгалтерского учета и налогообложения.

Исходя из заявленных целей, следует выполнить следующие задачи:

1.Рассмотреть законодательную основу бухгалтерского учета

2.Проанализировать данную основу

3.Определить основные цели и задачи законодательной основы бухгалтерского учета

Содержание

Введение 3

1.Законодательная основа бухгалтерского учета 5

1.1 История становления бухгалтерского учета в России 5

1.2 Законодательная база бухгалтерского учета 7

1.3 Федеральный закон №129-ФЗ от 21.11.1996г. «О бухгалтерском учете» 10

1.4 Положения по бухгалтерскому учету 13

1.5 Основные нормативные предписания, предусмотренные ПБУ 1/2008

«Учетная политика организации» 16

1.5.1 Нормативно-правовой статус учетной политики и ее задачи 16

1.5.2. Возможность изменения учетной политики 19

1.6 Основные нормативные предписания, предусмотренные ПБУ 4/99 «Бухгалтерская отчетность организации» 2

2. Применение законодательной основы на практике 27

2.1 Учет расчетов с контрагентами 27

2.2 Отражение движения активов в бухгалтерском учете и отчетности 29

Заключение 35

Список используемой литературы 39

Работа содержит 1 файл

Курсовая ТБУ посл..doc

— 251.50 Кб (Скачать)

        Как известно, бухгалтерия предполагает  порядок, строгое следование определенной  логике и принципам, во многом  унифицированные требования к  "производимому продукту". И здесь немалое значение имеют те правила, законы, принципы, требования, которыми надлежит руководствоваться всем, кто так или иначе связан с бухгалтерским делом. Однако нельзя умолять значение неписаных принципов, требований и правил профессиональной этики. Наоборот, нормам профессиональной этики в современной жизни принадлежит не менее значимое место в регулировании бухгалтерского учета.

        На бухгалтерской профессии, в  широком ее понимании, лежит  важная миссия обеспечить российский рынок и общество в целом объективной и надежной финансовой информацией. Осознание этой миссии бухгалтерами и аудиторами, понимание ими своей роли в ее выполнении, понимание того, какая информация является объективной и надежной - все это немыслимо без следования высоким принципам профессионализма. А профессионализм, мастерство бухгалтера, в свою очередь, неотделимы от таких нравственных категорий, являющихся неотъемлемой частью профессиональной этики, как принципиальность, ответственность, честность, объективность.

         Бухгалтерская профессия, включая  аудиторов, должна каждодневно  демонстрировать обществу приверженность  названным принципам. В противном  случае вряд ли она сможет  внести достойный вклад в решение  таких важнейших задач, как  поддержание высоких темпов роста экономики, искоренение коррупции, борьба с отмыванием нелегальных доходов, создание благоприятного инвестиционного климата, обеспечение доверия граждан к бизнесу. Таким образом, только сочетание наличия законодательных положений, регулирующих бухгалтерский учет, и приверженности профессиональной этике способно обеспечить бухгалтерской профессии достойную роль в решении важнейших народнохозяйственных задач.

         Урок второй касается содержания  закона о бухгалтерском учете,  т.е. какие вопросы должны регулироваться этим законом. 12-летний опыт законодательного регулирования бухгалтерского учета свидетельствует, что такое регулирование должно быть сосредоточено на решении двух основных задач. Во-первых, закон должен устанавливать механизм реализации права заинтересованных лиц на получение информации о деятельности хозяйствующих субъектов, причем информации надежной, объективной и полезной. Во-вторых, закон должен определять ту систему регулирования бухгалтерского учета, которая позволит выполнять первую задачу. Отсюда предназначение закона заключается в том, чтобы установить минимально необходимые требования к учету (имеется в виду и учетный процесс, и бухгалтерская отчетность). Кроме того, он должен быть посвящен также органам и процедурам регулирования учета. Причем объектом регулирования являются не все составляющие бухгалтерского учета, а лишь те из них, которые обеспечивают формирование информации, представляемой внешнему миру. Ибо информационное обеспечение внутренних потребностей организации должно решаться внутри самой организации и без какого-либо вмешательства государства.

         Законодательство о бухгалтерском  учете должно устанавливать основные  требования к учету. Эти требования  должны касаться только юридически  значимых вопросов построения учетного процесса.

         При определении круга таких  требований необходимо исходить  из того, что их исполнение  должно быть необходимым и  достаточным условием формирования  надежной, полезной и достоверной  финансовой информации. В связи с этим именно законодательно должно определяться, какие объекты подлежат бухгалтерскому учету, каков минимальный объем информации, формируемой бухгалтерией для внешних пользователей. Должна устанавливаться обязательность ведения бухгалтерского учета, ибо, если бухгалтерский учет не ведется, то не может быть достоверной, полезной и надежной бухгалтерской отчетности.

        Законодательство должно устанавливать  минимальные требования, выполнение  которых обеспечит юридическую  доказательность первичной учетной документации. Это необходимо для целей государственного надзора, судебных разбирательств и ряда иных целей. Требования, обеспечивающие непрерывность процесса учета, юридическую доказательность записей в нем и показателей бухгалтерской отчетности также должны быть зафиксированы законодательно. То же самое касается вопросов учетных регистров, основ формирования денежной оценки имущества, подхода к составлению бухгалтерской отчетности.

        Вместе с тем, формулируя требования  к учету, законодательство не  должно содержать каких-либо ограничений на подходы к реализации этих требований. Организация учетного процесса, или учетная политика, должна быть прерогативой самого хозяйствующего субъекта. Законодательство не должно содержать положений, хоть в малейшей степени ограничивающих свободу организации в постановке учета. Поэтому нецелесообразными признаны нормы действующего закона в отношении унифицированных форм первичной учетной документации, типовых форм учетных регистров, обязательности применения бумажных технологий, порядка подписания документов и отчетности, порядка проведения инвентаризации и некоторые другие нормы. Кроме того, данные нормы создают базу для исполнения Россией принятых на себя международных обязательств по борьбе с такими угрозами общественному развитию, как коррупция и отмывание нелегальных доходов.

        Урок третий заключается в  том, что законодательство о  бухгалтерском учете, включая  стандарты, действенно только  тогда, когда оно является продуктом  согласия всех участников процесса  подготовки и использования внешней финансовой информации. Исходя из этого система органов регулирования бухгалтерского учета должна состоять из двух звеньев. Правительство России обеспечивает проведение единой политики в данной области, как это предусмотрено Конституцией РФ и Федеральным конституционным законом "О Правительстве Российской Федерации". Реализацию данной единой политики обеспечивают органы государственного и негосударственного регулирования. Каждый из них выполняет четко определенные функции, имеет свои полномочия.

        Органы негосударственного регулирования  разрабатывают национальную программу  издания стандартов и проекты  самих стандартов, участвуют в  экспертизе проектов стандартов, издают рекомендации по применению  стандартов и обобщают практику учета. Иными словами, эти органы выполняют ту работу, которая связана с созданием, мониторингом системы стандартов и своевременной постановкой вопросов о корректировке этой системы. За органами государственного регулирования остаются функции по приданию официального статуса тем проектам, которые разрабатываются органами негосударственного регулирования.

         Данная структура органов регулирования будет обеспечивать общественное признание принципов и правил бухгалтерского учета, которое должно основываться на доверии к содержащим их актам и убежденности в их адекватности и качестве. Система стандартов бухгалтерского учета включает прежде всего принципы формирования бухгалтерской отчетности. Они должны создавать базу для разработки каждого нового стандарта.

      Урок  четвертый, к которому подводит 12-летний опыт законодательного регулирования  бухгалтерского учета. Необходимо, наконец, отдавать себе отчет в том, что  бухгалтерия — это не разновидность  абстрактного искусства, основанного  на некоем магическом профессиональном суждении. Развитие бухгалтерии должно происходить в тесной связи с изменениями общей экономической ситуации в стране. Недопустимо неоправданное затягивание процессов преобразования бухгалтерского учета. В равной степени недопустимо форсирование изменений в бухгалтерии вне связи с изменениями в хозяйственном механизме и реальным функционированием рыночных институтов. Любое забегание вперед может привести к снижению качества финансовой информации в экономике и ослаблению финансовой дисциплины.

      Можно выдумать самый современный и  прогрессивный способ оценки имущества. Однако если для его применения требуется  развитый, активный, четко функционирующий  рынок данного имущества, а этот рынок отсутствует, то вряд ли можно  требовать применения такого способа. Если применение этого способа невозможно без достаточно мощной компьютерной техники и соответствующего специального программного обеспечения, а в огромном числе организаций самым мощным компьютером является калькулятор, то вряд ли имеются основания требовать повсеместного применения такого способа.

      Изменения в бухгалтерском учете и отчетности должны происходить постепенно, с  учетом возможностей, потребностей и  готовности профессиональной и другой заинтересованной общественности, а  также органов государственной власти. Введение новых методов и процедур бухгалтерского учета требует времени для их практической отработки.

      Двенадцатилетний  юбилей закона о бухгалтерском учете  — хороший повод осмыслить  опыт законодательного регулирования  бухгалтерского учета в нашей стране, извлечь из этого опыта уроки. Правда, обычно говорят, что опыт — это врач, пришедший после болезни. Представляется, что сегодня тот уникальный случай, когда профессиональное сообщество, осознав свой прошлый опыт, сделав из него грамотные выводы, имеет все шансы воспользоваться этим опытом в работе над проектом нового закона о бухгалтерском учете, по которому будет строиться профессиональная жизнь бухгалтерского сообщества 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Литература 

  1. Федеральный закон от 21.11.1996 N 129-ФЗ (в ред. от 03.11.2006 N 183-ФЗ) "О бухгалтерском учете" принят Государственной Думой ФС РФ 23.02.1996.

2. ПБУ  4/99 «Бухгалтерская отчетность организации». Приказ МинФина России от 6 июля 1999г. № 43н.

3. ПБУ  9/99 «Доходы организации». Приказ  МинФина России от 6 мая 1999г. № 32н.

4. ПБУ  10/99 «Расходы организации». Приказ  МинФина России от 6 мая 1999г.  № ЗЗн.

5. ПБУ  10/99 «Расходы организации». Приказ  МинФина России от 6 мая 1999г.  № ЗЗн.

6. ПБУ  17/02 «Учет расходов на научно-исследовательские,  опытно-конструкторские и технологические работы». Приказ МинФина России от 19 ноября 2002г. № 115н.

7. План  счетов бухгалтерского учета  финансово-хозяйственной деятельности  организаций. Приказ Минфина РФ  от 31 октября 2000г.№ 94.

8. Инструкция  по применению Плана счетов. Приказ МинФина от 31.10.2000 №94

9. ПБУ  1/2008 «Учетная политика организации». Приказ МинФина России от 06.10.2008 № 106н.

10. Гражданский  кодекс РФ от 30.11.1994 №51-ФЗ принят Государственной Думой ФС РФ 21.10.1994 в редакции 30.12.2008.

11. Налоговый кодекс РФ от 05.08.2000 №117-ФЗ принят Государственной Думой ФС РФ 19.07.2000 в редакции от 30.12.2008.

12. Общие методические указания по выполнению курсовых работ по специальности 080109 «Бухгалтерский учет и аудит» специализации

«Бухгалтерский  учет, анализ и контроль в бюджетных и некоммерческих организациях» курсов: финансовый учет, управленческий учет, комплексный экономический анализ, аудит и финансовая отчетность (для различных форм обучения (дневное отделение, заочное отделение)) Составители: Г.П. Селиванова – д.э.н., профессор, Н.А. Мезенин – к.э.н., доцент, М.Н. Ладыгина – к.э.н., доцент, М.А. Кориков – к.э.н., доцент, А.С. Клементьева – ассистент, Уральский государственный экономический университет, кафедра «Бухгалтерский учет и аудит в бюджетных  и некоммерческих организациях», Екатеринбург, 2008

13. Палий В. Ф. Современные проблемы бухгалтерского учета. - М.: 2003г.

14. Нидлз Б., Х.Андерсон, Д.Колдуэлл «Принципы бухгалтерского учета», М.; «Финансы и статистика», 2004

15.Соколов Я.В. Основы теории бухгалтерского учета. - М.: Финансы и статистика, 2000г.

16. Кондраков Н.П. Бухгалтерский учет: Учебное пособие. - М.: «Информационное агентство «ИПБ-БИНФА», 2002.

17. Николаева С.А. «Учетная политика предприятия», М.; «ИНФРА-М», 2005г.

18. Климова М.А. «Документооборот в бухгалтерском учете». - М.: Издательство «Налоговый вестник», 2002г.

19.Николаева С.А. Нормативное регулирование бухгалтерского учета // Бухгалтерский учет № 2, 2000 г.

20.Макарова В.И., Орлова Е.В. «Практическое пособие по бухгалтерскому учету» «Налоговый вестник» 2002г.

21. Информационно-правовая система «Консультант-Плюс»

22. «Финансовая газета» №№48,49 2008г. 
 
 
 
 
 

Информация о работе Законодательные основы бухгалтерского учета