Законодательные основы бухгалтерского учета

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Февраля 2011 в 08:08, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является рассмотрение законодательных основ бухгалтерского учета, особенностей нормативных положений в области бухгалтерского учета и налогообложения.

Исходя из заявленных целей, следует выполнить следующие задачи:

1.Рассмотреть законодательную основу бухгалтерского учета

2.Проанализировать данную основу

3.Определить основные цели и задачи законодательной основы бухгалтерского учета

Содержание

Введение 3

1.Законодательная основа бухгалтерского учета 5

1.1 История становления бухгалтерского учета в России 5

1.2 Законодательная база бухгалтерского учета 7

1.3 Федеральный закон №129-ФЗ от 21.11.1996г. «О бухгалтерском учете» 10

1.4 Положения по бухгалтерскому учету 13

1.5 Основные нормативные предписания, предусмотренные ПБУ 1/2008

«Учетная политика организации» 16

1.5.1 Нормативно-правовой статус учетной политики и ее задачи 16

1.5.2. Возможность изменения учетной политики 19

1.6 Основные нормативные предписания, предусмотренные ПБУ 4/99 «Бухгалтерская отчетность организации» 2

2. Применение законодательной основы на практике 27

2.1 Учет расчетов с контрагентами 27

2.2 Отражение движения активов в бухгалтерском учете и отчетности 29

Заключение 35

Список используемой литературы 39

Работа содержит 1 файл

Курсовая ТБУ посл..doc

— 251.50 Кб (Скачать)
 

         Указанные положения по бухгалтерскому учету разработаны на основе Международных стандартов финансовой отчетности (МСФО). Вместе с тем в них отражены основные особенности отечественной системы бухгалтерского учета.

          Положение по бухгалтерскому  учету обычно включает следующие элементы:

    - название и номер ПБУ;

    - общие положения (указывается  сфера применения соответствующего  ПБУ и условия признания соответствующего  объекта учета);

    - определения (основные определения  и понятия по соответствующему  объекту учета);

    - оценка (указываются различные виды применяемых оценок по объекту);

    - порядок учета (описывается порядок  учета наличия и изменения  соответствующего объекта учета);

    - раскрытие информации (указывается  состав информации, подлежащей раскрытию  в составе информации по учетной политике и в бухгалтерской отчетности).

        Отечественные ПБУ, в отличие  от международных стандартов, носят  не рекомендательный, а обязательный  характер. Большинством ПБУ предусмотрены  различные варианты учета соответствующих  объектов.

1.5 Основные нормативные предписания, предусмотренные ПБУ 1/2008 «Учетная политика организации»

1.5.1 Нормативно-правовой  статус учетной политики и  ее задачи 

    В целях совершенствования нормативно-правового  регулирования в сфере бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности и в соответствии с Положением о Министерстве финансов Российской Федерации, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 N 329 (с изм. и доп. от 30.01.2008), Приказом Минфина России от 06.10.2008 N 106н утверждено Положение по бухгалтерскому учету "Учетная политика организации" ПБУ 1/2008. Указанное Положение должно применяться начиная с отчетности за 2009 г. Ранее при формировании учетной политики организации главному бухгалтеру (бухгалтеру) следовало руководствоваться Положением по бухгалтерскому учету "Учетная политика организации" ПБУ 1/98, утвержденным Приказом Минфина России от 09.12.1998 N 60н.

    Основной  задачей учетной политики является раскрытие способов ведения бухгалтерского учета, существенно влияющих на оценку и принятие решений заинтересованными пользователями бухгалтерской отчетности.

    Существенными признаются способы ведения бухгалтерского учета, без знания о применении которых  заинтересованными пользователями бухгалтерской отчетности невозможна достоверная оценка финансового положения организации, финансовых результатов ее деятельности и (или) движения денежных средств. К таким способам можно отнести способы амортизации основных средств, нематериальных и иных активов, оценки производственных запасов, товаров, незавершенного производства и готовой продукции, признания выручки от продажи продукции, товаров, работ, услуг и другие способы.

    Способы ведения бухгалтерского учета, избранные  организацией при формировании учетной  политики, применяются с 1 января года, следующего за годом утверждения соответствующего организационно-распорядительного документа. При этом они применяются всеми филиалами, представительствами и иными подразделениями организации (включая выделенные на отдельный баланс), независимо от их места нахождения.

    Особо следует отметить новые положения  ПБУ 1/2008, так при формировании учетной  политики организации по конкретному  вопросу организации и ведения  бухгалтерского учета осуществляется выбор одного способа из нескольких, допускаемых законодательством Российской Федерации и (или) нормативными правовыми актами по бухгалтерскому учету. Если по конкретному вопросу в нормативных правовых актах не установлены способы ведения бухгалтерского учета, то при формировании учетной политики осуществляется разработка организацией соответствующего способа, исходя из настоящего и иных положений по бухгалтерскому учету, а также Международных стандартов финансовой отчетности.

    Значение  учетной политики особенно возрастает с признанием ее роли судебными инстанциями. Так, в Постановлении Президиума ВАС РФ от 12.02.2008 N 6845/07 указано, что если какой-либо способ расчета налога не утвержден в налоговом законодательстве, то может быть применена методика, разработанная самим налогоплательщиком и прописанная в его учетной политике, при условии, что эта методика не противоречит нормам законодательства.

    Рассмотренное решение суда лишний раз доказывает, что все вопросы определения  доходов и расходов, их признания, оценки, распределения, учета, неясно или  неоднозначно прописанные в НК РФ либо не прописанные вообще, должны становиться вопросами учетной политики (и если они будут согласованы с другими нормами действующего законодательства, то учетная политика поможет выиграть спор с налоговым органом).

    Учетная политика для бухгалтерского учета должна быть представлена двумя разделами:

    организационно-техническим, в котором отражают структуру  бухгалтерии, форму бухгалтерского учета (например, журнально-ордерная или  автоматизированная), порядок и сроки  проведения инвентаризации и т.д.;

    методологическим, в котором указывают способы  и методы ведения бухгалтерского учета (в частности, основных средств, нематериальных активов, материалов), представляют рабочий план счетов.

    Учетную политику для целей бухгалтерского учета можно условно разделить на несколько групп элементов:

    обязательные  элементы;

    элементы, позволяющие выбрать варианты;

    элементы, которые отсутствуют в нормативной  базе.

    К обязательным элементам относятся:

    рабочий план счетов бухгалтерского учета, содержащий синтетические и аналитические счета, необходимые для ведения бухгалтерского учета в соответствии с требованиями своевременности и полноты учета и отчетности;

    формы первичных учетных документов, применяемых  для оформления хозяйственных операций, по которым не предусмотрены типовые формы первичных учетных документов, а также формы документов для внутренней бухгалтерской отчетности;

    порядок проведения инвентаризации и методы оценки видов имущества и обязательств;

    правила документооборота и технология обработки  учетной информации;

    порядок контроля за хозяйственными операциями, а также другие решения, необходимые  для организации бухгалтерского учета.

    При вариантном способе ведения учета  тех или иных активов или пассивов необходимо руководствоваться соответствующими положениями по бухгалтерскому учету. В качестве примера можно привести Положение по бухгалтерскому учету "Учет материально-производственных запасов" ПБУ 5/01, утвержденное Приказом Минфина России от 09.06.2001 N 44н (с изм. и доп. от 26.03.2007). В соответствии с п. 16 ПБУ 5/01 отпуск материально-производственных запасов (кроме товаров, учитываемых по продажной стоимости) в производство и иное выбытие производятся одним из следующих способов:

    по  себестоимости каждой единицы;

    по  средней себестоимости;

    по  себестоимости первых по времени приобретения материально-производственных запасов (способ ФИФО) и т.д.

    Особо следует обратить внимание на то, что  с 1 января 2008 г. Приказом Минфина России от 26.03.2007 N 26н исключен способ ЛИФО, однако для целей налогового учета  он остается действующим.

    Если  по конкретному вопросу в нормативных  документах не установлены способы  ведения бухгалтерского учета, то при  формировании учетной политики организация  разрабатывает соответствующий  способ исходя из положений по бухгалтерскому учету (ПБУ 1/2008). Одним из примеров может служить методика применения скидок налогоплательщика-продавца, которую следует отразить в ценовой политике, а также в учетной политике для целей налогообложения прибыли (Письмо ФНС России от 25.01.2005 N 02-1-08/8@).

    Согласно п. 2 ст. 11 НК РФ учетная политика для целей налогообложения - выбранная налогоплательщиком совокупность допускаемых настоящим Кодексом способов (методов) определения доходов и (или) расходов, их признания, оценки и распределения, а также учета иных необходимых для целей налогообложения показателей финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщика.

    Принятая  организацией учетная политика для  целей налогообложения, так же, как  и для бухгалтерского учета, утверждается соответствующими приказами или  распоряжениями руководителя организации. Учетная политика для целей налогообложения применяется с 1 января года, следующего за годом утверждения ее соответствующим приказом, распоряжением руководителя организации.

    Для вновь созданной организации  учетная политика для целей налогообложения утверждается не позднее окончания первого налогового периода и считается применяемой со дня создания организации, а для целей бухгалтерского учета - не позднее 90 дней со дня государственной регистрации юридического лица.

    При организации налогового учета необходимо исходить из принципа последовательности применения норм и правил налогового учета, т.е. применения последовательно от одного налогового периода к другому. Формы регистров налогового учета и порядок отражения в них аналитических данных налогового учета, данных первичных учетных документов разрабатываются налогоплательщиком самостоятельно и устанавливаются приложениями к учетной политике организации для целей налогообложения (ст. 314 НК РФ).

    Налоговое законодательство предусматривает возможность выбора налогоплательщиком способов и форм ведения налогового учета. Таким образом, учетную политику организации для целей налогообложения можно представить как совокупность способов ведения налогового учета в организации.

    Согласно ст. 313 НК РФ изменить порядок учета для целей налогообложения можно:

    при изменении применяемых методов  учета - с начала нового налогового периода;

    при изменении законодательства о налогах  и сборах - не ранее чем с момента  вступления в силу изменений норм указанного законодательства.

    И только в случае, когда организация  начала осуществлять новые виды деятельности, она обязана определить и отразить в учетной политике для целей  налогообложения принципы и порядок  отражения для целей налогообложения  этих видов деятельности (это можно сделать и в течение налогового периода). 

1.5.2 Возможность  изменения учетной политики 

    В ПБУ 1/2008 большое внимание уделено  возможности внесения изменений  в учетную политику. Так, в п. 10 ПБУ 1/2008 указывается, что изменение учетной политики организации может производиться в случаях:

    изменения законодательства Российской Федерации  и (или) нормативных правовых актов  по бухгалтерскому учету;

    разработки  организацией новых способов ведения  бухгалтерского учета. Применение нового способа ведения бухгалтерского учета предполагает более достоверное представление фактов хозяйственной деятельности в бухгалтерском учете и отчетности организации или меньшую трудоемкость учетного процесса без снижения степени достоверности информации;

    существенного изменения условий хозяйствования. Существенное изменение условий хозяйствования организации может быть связано с реорганизацией, изменением видов деятельности и т.п.

    Не  считается изменением учетной политики утверждение способа ведения  бухгалтерского учета фактов хозяйственной деятельности, которые отличны по существу от фактов, имевших место ранее, или возникли впервые в деятельности организации.

    Указанные требования являются закрытыми и  не могут пересматриваться самостоятельно хозяйствующими субъектами. В первую очередь сказанное касается порядка исчисления налогов и сборов. Так, согласно ст. 313 НК РФ налогоплательщики исчисляют налоговую базу для целей расчета налога на прибыль по итогам каждого отчетного (налогового) периода на основе данных налогового учета.

Информация о работе Законодательные основы бухгалтерского учета