Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Февраля 2011 в 08:08, курсовая работа
Целью курсовой работы является рассмотрение законодательных основ бухгалтерского учета, особенностей нормативных положений в области бухгалтерского учета и налогообложения.
Исходя из заявленных целей, следует выполнить следующие задачи:
1.Рассмотреть законодательную основу бухгалтерского учета
2.Проанализировать данную основу
3.Определить основные цели и задачи законодательной основы бухгалтерского учета
Введение 3
1.Законодательная основа бухгалтерского учета 5
1.1 История становления бухгалтерского учета в России 5
1.2 Законодательная база бухгалтерского учета 7
1.3 Федеральный закон №129-ФЗ от 21.11.1996г. «О бухгалтерском учете» 10
1.4 Положения по бухгалтерскому учету 13
1.5 Основные нормативные предписания, предусмотренные ПБУ 1/2008
«Учетная политика организации» 16
1.5.1 Нормативно-правовой статус учетной политики и ее задачи 16
1.5.2. Возможность изменения учетной политики 19
1.6 Основные нормативные предписания, предусмотренные ПБУ 4/99 «Бухгалтерская отчетность организации» 2
2. Применение законодательной основы на практике 27
2.1 Учет расчетов с контрагентами 27
2.2 Отражение движения активов в бухгалтерском учете и отчетности 29
Заключение 35
Список используемой литературы 39
Указанные положения по бухгалтерскому учету разработаны на основе Международных стандартов финансовой отчетности (МСФО). Вместе с тем в них отражены основные особенности отечественной системы бухгалтерского учета.
Положение по бухгалтерскому
учету обычно включает
- название и номер ПБУ;
-
общие положения (указывается
сфера применения
-
определения (основные
- оценка (указываются различные виды применяемых оценок по объекту);
-
порядок учета (описывается
-
раскрытие информации (указывается
состав информации, подлежащей раскрытию
в составе информации по
Отечественные ПБУ, в отличие
от международных стандартов, носят
не рекомендательный, а обязательный
характер. Большинством ПБУ
1.5 Основные нормативные предписания, предусмотренные ПБУ 1/2008 «Учетная политика организации»
1.5.1 Нормативно-правовой
статус учетной политики и
ее задачи
В
целях совершенствования
Основной задачей учетной политики является раскрытие способов ведения бухгалтерского учета, существенно влияющих на оценку и принятие решений заинтересованными пользователями бухгалтерской отчетности.
Существенными
признаются способы ведения бухгалтерского
учета, без знания о применении которых
заинтересованными
Способы
ведения бухгалтерского учета, избранные
организацией при формировании учетной
политики, применяются с 1 января года,
следующего за годом утверждения соответствующего
организационно-
Особо следует отметить новые положения ПБУ 1/2008, так при формировании учетной политики организации по конкретному вопросу организации и ведения бухгалтерского учета осуществляется выбор одного способа из нескольких, допускаемых законодательством Российской Федерации и (или) нормативными правовыми актами по бухгалтерскому учету. Если по конкретному вопросу в нормативных правовых актах не установлены способы ведения бухгалтерского учета, то при формировании учетной политики осуществляется разработка организацией соответствующего способа, исходя из настоящего и иных положений по бухгалтерскому учету, а также Международных стандартов финансовой отчетности.
Значение учетной политики особенно возрастает с признанием ее роли судебными инстанциями. Так, в Постановлении Президиума ВАС РФ от 12.02.2008 N 6845/07 указано, что если какой-либо способ расчета налога не утвержден в налоговом законодательстве, то может быть применена методика, разработанная самим налогоплательщиком и прописанная в его учетной политике, при условии, что эта методика не противоречит нормам законодательства.
Рассмотренное решение суда лишний раз доказывает, что все вопросы определения доходов и расходов, их признания, оценки, распределения, учета, неясно или неоднозначно прописанные в НК РФ либо не прописанные вообще, должны становиться вопросами учетной политики (и если они будут согласованы с другими нормами действующего законодательства, то учетная политика поможет выиграть спор с налоговым органом).
Учетная политика для бухгалтерского учета должна быть представлена двумя разделами:
организационно-
методологическим, в котором указывают способы и методы ведения бухгалтерского учета (в частности, основных средств, нематериальных активов, материалов), представляют рабочий план счетов.
Учетную политику для целей бухгалтерского учета можно условно разделить на несколько групп элементов:
обязательные элементы;
элементы, позволяющие выбрать варианты;
элементы,
которые отсутствуют в
К обязательным элементам относятся:
рабочий план счетов бухгалтерского учета, содержащий синтетические и аналитические счета, необходимые для ведения бухгалтерского учета в соответствии с требованиями своевременности и полноты учета и отчетности;
формы первичных учетных документов, применяемых для оформления хозяйственных операций, по которым не предусмотрены типовые формы первичных учетных документов, а также формы документов для внутренней бухгалтерской отчетности;
порядок
проведения инвентаризации и методы
оценки видов имущества и
правила документооборота и технология обработки учетной информации;
порядок контроля за хозяйственными операциями, а также другие решения, необходимые для организации бухгалтерского учета.
При
вариантном способе ведения учета
тех или иных активов или пассивов
необходимо руководствоваться
по себестоимости каждой единицы;
по средней себестоимости;
по себестоимости первых по времени приобретения материально-производственных запасов (способ ФИФО) и т.д.
Особо следует обратить внимание на то, что с 1 января 2008 г. Приказом Минфина России от 26.03.2007 N 26н исключен способ ЛИФО, однако для целей налогового учета он остается действующим.
Если
по конкретному вопросу в
Согласно п. 2 ст. 11 НК РФ учетная политика для целей налогообложения - выбранная налогоплательщиком совокупность допускаемых настоящим Кодексом способов (методов) определения доходов и (или) расходов, их признания, оценки и распределения, а также учета иных необходимых для целей налогообложения показателей финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщика.
Принятая организацией учетная политика для целей налогообложения, так же, как и для бухгалтерского учета, утверждается соответствующими приказами или распоряжениями руководителя организации. Учетная политика для целей налогообложения применяется с 1 января года, следующего за годом утверждения ее соответствующим приказом, распоряжением руководителя организации.
Для вновь созданной организации учетная политика для целей налогообложения утверждается не позднее окончания первого налогового периода и считается применяемой со дня создания организации, а для целей бухгалтерского учета - не позднее 90 дней со дня государственной регистрации юридического лица.
При организации налогового учета необходимо исходить из принципа последовательности применения норм и правил налогового учета, т.е. применения последовательно от одного налогового периода к другому. Формы регистров налогового учета и порядок отражения в них аналитических данных налогового учета, данных первичных учетных документов разрабатываются налогоплательщиком самостоятельно и устанавливаются приложениями к учетной политике организации для целей налогообложения (ст. 314 НК РФ).
Налоговое законодательство предусматривает возможность выбора налогоплательщиком способов и форм ведения налогового учета. Таким образом, учетную политику организации для целей налогообложения можно представить как совокупность способов ведения налогового учета в организации.
Согласно ст. 313 НК РФ изменить порядок учета для целей налогообложения можно:
при изменении применяемых методов учета - с начала нового налогового периода;
при изменении законодательства о налогах и сборах - не ранее чем с момента вступления в силу изменений норм указанного законодательства.
И
только в случае, когда организация
начала осуществлять новые виды деятельности,
она обязана определить и отразить
в учетной политике для целей
налогообложения принципы и порядок
отражения для целей
1.5.2 Возможность
изменения учетной политики
В ПБУ 1/2008 большое внимание уделено возможности внесения изменений в учетную политику. Так, в п. 10 ПБУ 1/2008 указывается, что изменение учетной политики организации может производиться в случаях:
изменения законодательства Российской Федерации и (или) нормативных правовых актов по бухгалтерскому учету;
разработки организацией новых способов ведения бухгалтерского учета. Применение нового способа ведения бухгалтерского учета предполагает более достоверное представление фактов хозяйственной деятельности в бухгалтерском учете и отчетности организации или меньшую трудоемкость учетного процесса без снижения степени достоверности информации;
существенного изменения условий хозяйствования. Существенное изменение условий хозяйствования организации может быть связано с реорганизацией, изменением видов деятельности и т.п.
Не считается изменением учетной политики утверждение способа ведения бухгалтерского учета фактов хозяйственной деятельности, которые отличны по существу от фактов, имевших место ранее, или возникли впервые в деятельности организации.
Указанные требования являются закрытыми и не могут пересматриваться самостоятельно хозяйствующими субъектами. В первую очередь сказанное касается порядка исчисления налогов и сборов. Так, согласно ст. 313 НК РФ налогоплательщики исчисляют налоговую базу для целей расчета налога на прибыль по итогам каждого отчетного (налогового) периода на основе данных налогового учета.
Информация о работе Законодательные основы бухгалтерского учета