Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2012 в 16:43, курсовая работа
Эта курсовая работа написана в целях получения более глубоких знаний о налоговой системе. В ней освещаются современные теоретические взгляды о экономическом содержании и видах платежей по налогам и сборам и задачах их учета. Также будет подробно изложен учет расчетов по налогам и сборам и его совершенствование.
Введение...................................................................................................................3
1. Обзор литературы………………………………………….…………….....….5
2. Экономическое содержание и виды платежей по налогам и сборам и задачи их учета……………………………………….………………………20
3. Учет расчетов по налогам и сборам и его совершенствование в РУП «Учхоз БГСХА»
4.1 Учет расчетов по налогам и отчислениям, включаемые в себестоимость продукции, работ, услуг…………………………………………………………28
4.2. Учет расчетов по налогам, уплачиваемым от выручки и из прибыли.….29
4.3. Учет расчетов по налогам, уплачиваемым от доходов физических лиц и прочим налогам и сборам…………………………………………………….…36
4.4. Учет расчетов по налогам и сборам при автоматизированной форме учета…………………………………………………………………...………….38
Заключение……………………………………………………………………….40
Последующая
стадия перераспределения –
Принимая
участие в
Именно прямое безвозмездное движение стоимости в денежной форме является объектом налоговых отношений, а их особенность состоит в том, что налоговые отношения носят односторонний характер – от налогоплательщика к государству, при этом отсутствует эквивалентность, то есть плательщик конкретно за свой платеж ничего не получает. Налоги в этом качестве обладают специфической формой производственных отношений.
Налоги, функционируя в фазе распределения через разнообразные способы налогового изъятия, используемые и регламентируемые государством, оказывают решающее влияние на другие фазы движения СОП – на производство, обмен и потребление, ускоряя процессы общественного производства или замедляя их.
Налог
как специфическая форма
Мобилизация
части прибавочного продукта в денежной
форме осуществляется государством
принудительно в форме
Таким
образом, исследуя сущность налогов
с учетом специфических черт, можно
дать следующее определение налогов.
Налоги – это обязательные платежи
юридических и физических лиц
в бюджет, устанавливаемые и
Подавляющая часть налоговых изъятий не возвращается плательщику, а расходуется властью на управление, военные цели и другие непроизводственные мероприятия. И лишь относительно небольшая доля поступлений налогов через систему расходов бюджета направляется на рост доходов определенных групп населения (пенсии, стипендии и др.).
Государство реализует свою налоговую политику через налоговый механизм, его рычаги, звенья и элементы.
Налоговая система Республики Беларусь
Общей частью Налогового кодекса Республики Беларусь декларированы такие принципы, как всеобщность и равенство налогообложения.
В целях эффективного управления налогами (налогового планирования и прогнозирования, налогового учета, анализа, контроля) налоги классифицируют по определенным признакам.
По методу установления налоги подразделяют на прямые (подоходно-поимущественные) и косвенные (налоги на потребление).
Косвенные налоги - это налоги, устанавливаемые в виде надбавки к цене или тарифу, например, налог на добавленную стоимость (НДС), акцизы.
Прямые налоги устанавливаются непосредственно на доход или имущество налогоплательщика. Они подразделяются на личные и реальные.
Прямые налоги, уплаченные с действительного дохода и учитывающие фактическую платежеспособность налогоплательщика, - личные(налог на прибыль, налог на доходы, подоходный налог).
Реальные- налоги, предполагающие обложение среднего дохода от того или иного объекта обложения (например,налог на недвижимость).
В зависимости от органов власти, устанавливающих налоги, выделяют:
1) Государственные (республиканские) - это налоги, которые разрабатывает правительство, утверждает (отменяет) главный законодательный орган страны. Зачисляются эти налоги как в центральный (республиканский), так и в местные бюджеты. В Республике Беларусь к таким налогам относятся НДС, акцизы, чрезвычайный налог, налог на прибыль, на недвижимость, земельный налог и др.
2) Местные налоги - это налоги, которые устанавливаются как правительством, так и местными органами власти, но вводятся в действие только решением местной власти. Эти налоги всегда поступают в местные бюджеты. Законодательство регламентирует их виды, источники уплаты, предельные ставки. Право определять плательщиков, объекты обложения, налоговую базу, налоговые ставки, льготы, порядок исчисления и уплаты налогов предоставлено местным органам власти.
К местным налогам в Республике Беларусь относятся сборы с пользователя; налог с продаж товаров в розничной торговле; налог на приобретение бензина и дизельного топлива; налог на услуги, оказываемые объектами сервиса; целевой транспортный сбор; сборы с пользователей; сбор с заготовителей.
Исходя из роли налогов в процессе бюджетного регулирования, их подразделяют на закрепленные и регулирующие.
Закрепленными - такие налоги, которые на длительный период закреплены в качестве доходного источника конкретного вида бюджета и поступают либо только в республиканский (чрезвычайный налог), либо только в местные бюджеты (все местные налоги, а также ряд государственных налогов и платежей: подоходный налог, налог на недвижимость, земельный налог и др.).
К регулирующим относятся государственные налоги, поступающие, как в республиканский, так и в местные бюджеты. Они перераспределяются между бюджетами различных уровней. Пропорции распределения ежегодно устанавливаются Законом «О бюджете Республики Беларусь». Целью введения регулирующих налогов является выравнивание (балансирование) нижестоящих бюджетов, государственное воздействие на местные бюджеты и местное хозяйство через налоги. К регулирующим налогам в Республике Беларусь относятся НДС, акцизы на автомобильное топливо (кроме импортированного), налог на доходы и прибыль юридических лиц.
При классификации налогов по видам налогоплательщиков выделяют налоги с юридических лиц (предприятий, организаций, учреждений) и налоги с физических лиц (граждан, иностранных граждан).
В зависимости от порядка использования налоги делятся на общие и специальные.
Общие налоги предназначены для финансирования текущих и капитальных расходов без закрепления за каким-либо конкретным видом расходов. Практически все налоги относятся к общим налогам.
Специальные налоги имеют целевое назначение, например, поступления от чрезвычайного налога направляются на финансирование мероприятий по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС.
Большое значение имеет дифференциация налогов в зависимости от источника уплаты налогов. Такими источниками могут выступать: заработная плата (подоходный налог с физических лиц), себестоимость (земельный налог), прибыль (налог на прибыль), надбавка к цене или тарифу (акцизы, НДС).
Содержание и структура системы налогов, налоговый механизм определяются налоговой политикой государства. Налоговая политика разрабатывается Министерством по налогам и сборам, Министерством финансов, Министерством экономики.
В Республике Беларусь налоги рассчитываются и перечисляются в бюджет в национальной валюте - в белорусских рублях.
Начисление налогов может производиться либо за каждый отчетный период, либо нарастающим итогом с начала года.
Анализ законов о налогообложении предприятий, принятых Верховным Советом Беларуси в декабре 1991 г, и введенных в действие в 1 января 1992 г. с последующими дополнениями и изменениями, показывает, что:
Во-первых, перечень налогов и неналоговых платежей, которые предприятия должны платить в бюджет был и остается по-прежнему довольно широк и не формирует целостную и логически увязанную налоговую систему.
Во-вторых, отдельные виды налогов нередко дублируют либо частично повторяют друг друга (НДС и налог на прибыль и т.д.);
В-третьих, существование большого числа налогов, неоправданно относимых на себестоимость продукции] (экологический, земельный, чрезвычайный налоги, отчисления в Государственный фонд содействия занятости % Фонд социальной защиты населения);
В-четвертых, на протяжении почти всего анализируемого периода наблюдалась высокая налоговая нагрузка на фонд заработной платы.
В-пятых, взимание сборов и отчислений из выручи от реализации продукции (работ, услуг) в государственные целевые бюджетные фонды оказывает скорее не положительное, а негативное влияние на экономику Республик Беларусь, поскольку ухудшает конкурентоспособность отечественных товаров на внутреннем и внешних рынка и отрицательно влияет на результаты хозяйственной деятельности белорусских предприятий.
Следует отметить, что основополагающий по части налогообложения в республике Беларусь норматив акт «Закон «О налогах и сборах, взимаемых в бюджет Республики Беларусь» подвергался изменениям и дополнениям более 10 раз. Аналогично изменялись законы и применительно к каждому конкретному налогу.
Наукой и практикой доказано, что доля налоговых изъятий не должна превышать 15% выручки от реализации и 30% прибыли предприятий.
В промышленности Республики Беларусь эти параметры существенно превышены. В государственный бюджет предприятия отчисляют в среднем пятую часть своей выручки и более 40% прибыли.
В целом по экономике уровень налоговой нагрузки на ВВП остается высокой, а его динамика не свидетельствует о либерализации налогового режима.Такая ситуация не способствует расширению налоговой базы у налогоплательщиков, а следовательно и росту доходов бюджета.
Анализ структуры налоговых платежей за время реализации программы мероприятий показал их недостаточную эффективность. По-прежнему остается незначительной доля налогов на собственность. В 2005 г. он уменьшилась до 1 76% к ВВП. Косвенные налоги (НДС, акцизы, налог с продаж, налог на внешнюю торговлю, прочие налоги на товары и услуги от выручки от реализации товаров, работ, услуг) по сравнению с прямыми на логами на доходы и прибыль сохраняют лидирующее положение - более 60% налоговых поступлений.
В соответствии с действующей системой налогообложения в Республике Беларусь сельскохозяйственные организации имеют право выбора. Они могут применять общую систему налогообложения или переходить на уплату единого налога для производителей сельскохозяйственной продукции.
Производители сельскохозяйственной продукции, перешедшие на уплату единого налога, уплачивают в общем порядке следующие платежи: акцизы, налог на добавленную стоимость, налог на доходы в виде дивидендов, обязательные страховые взносы в Фонд социальной защиты населения, отчисления в Государственный фонд содействия занятости, государственные пошлины, лицензионные и регистрационные сборы, таможенные платежи.
При общем порядке налогообложения предприятия уплачивают следующие налоги:
1. Налоги, уплачиваемые из выручки:
2. Налоги, относимые
на себестоимость продукции (работ,
услуг):
3. Налоги, уплачиваемые из прибыли:
4. Налоги, уплачиваемые из доходов граждан:
— подоходный налог с граждан.
Для юридических лиц установлен также налог на приобретение автомобильных транспортных средств в размере 5% от цены приобретения автомобильного автотранспортного средства без учета НДС. От данного налога освобождены производители сельскохозяйственной продукции.
Кроме налогов, установлены обязательные платежи в целевые бюджетные фонды:
— Государственный фонд содействия занятости (1%);
— сбор на финансирование расходов, связанных с содержанием и ремонтом жилищного фонда (0,5%);
— сбор в местные целевые бюджетные жилищно-инвестиционные фонды (0,4%).
Налоги, включаемые в цену товаров (работ, услуг)
Информация о работе Виды платежей по налогам и сборам и задачи их учета