Управление затратами на предприятии

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2012 в 21:38, дипломная работа

Описание работы

Цель дипломной работы состоит в разработке рекомендаций по совершенствованию управления затратами на предприятии ЗАО «Эст». В соответствии с поставленной целью определены следующие задачи:
изучить теоретические основы управления затратами предприятия;
охарактеризовать состав затрат по производству и реализации продукции, рассмотреть подходы к классификации затрат;
изучить различные методы управления затратами предприятия;
оценить состояние и определить основные направления совершенствования управления затратами на предприятии.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 4
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ управления ЗАТРАТАМИ предприятия

6
1.1.Сущность и значение затрат в деятельности предприятия 6
1.2. Классификация затрат предприятия 10
1.3. Факторы, влияющие на процесс формирования затрат предприятия

16
2. МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ ЗАТРАТАМИ 19
2.1.Основные методы производственного калькулирования 19
2.2. Направления операционного анализа затрат 21
2.3. Взаимодействие финансового и операционного анализа для оценки риска предприятия

29
3. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ УПРАВЛЕНИЯ ЗАТРАТАМИ ПРЕДПРИЯТИЯ

32
3.1. Характеристика производственно-экономической деятельности предприятия

32
3.2. Анализ затрат и безубыточности 37
3.3. Основные направления совершенствования управления затратами предприятия

42
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 48
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 52

Работа содержит 1 файл

УпрЗатратами.doc

— 379.50 Кб (Скачать)

 

 

2.2. Направления  операционного анализа затрат

 

Самым эффективным методом  решения взаимосвязанных задач  финансового анализа с целью оперативного и стратегического планирования служит операционный анализ, называемый также анализом «Издержки – Объем - Прибыль» («Costs – Volume – Profit » -CVP), отслеживающий зависимость финансовых результатов бизнеса от издержек и объемов производства/сбыта.

процесс управления активами, направленный на возрастание прибыли характеризуется в финансовом менеджменте категорией леверидж. В буквальном понимании леверидж означает небольшую силу (рычаг), с помощью которого можно перемещать довольно тяжелые предметы. В экономике он трактуется как некоторый фактор, небольшое изменение которого может привести к существенному изменению результативных показателей [29, с. 43].

Ключевыми элементами операционного  анализа служат: операционный рычаг, порог рентабельности и запас  финансовой прочности предприятия.

Действие операционного (производственного, хозяйственного) рычага проявляется в том, что любое изменение выручки от реализации всегда порождает более сильное изменение прибыли [23,с. 187].

Как известно, основными  элементами себестоимости продукции  являются переменные и постоянные расходы, причем соотношение между ними может быть различным, и определяется технической и технологической политикой предприятия. Изменение структуры себестоимости может существенно повлиять на величину прибыли. Инвестирование в основные средства сопровождается увеличением постоянных расходов и, теоретически, уменьшением переменных расходов. Однако зависимость носит нелинейный характер, поэтому найти оптимальное сочетание постоянных и переменных расходов нелегко. Эта взаимосвязь и характеризуется категорией  операционного (производственного) рычага .

Производственный рычаг  – потенциальная возможность  влиять на прибыль путем изменения структуры себестоимости и объема выпуска.

Если предположить, что  переменные затраты на производство пропорциональны количеству произведенного товара, тогда при производстве К1 единиц товара переменные затраты составят:

Зпер1Iпер х К1                                                                                      (2.1.)

где Зпер1 – переменные затраты на производство единицы товара,

               К1 – объем производства (количество единиц).

При производстве К2 единиц товара переменные затраты составят:

Зпер2Iпер х К2                                                                                    (2.2.)

Относительное изменение  переменных затрат будет равно:

                       (2.3.)

Если произведенный  товар был продан по цене Ц за единицу, выручка от реализации К1 и К2 будет равна:

В1=ЦхК1                             В2=ЦхК2

где В12 – выручка от реализации при объемах производства соответственно К1 и К2;

Ц - цена за единицу товара.

Относительное изменение  выручки от реализации составит:

                                         (2.4.)

Таким образом, при принятых предложениях относительное изменение  выручки от реализации будет равно  относительному изменению переменных затрат.

При реализации количества товара К1 прибыль от реализации будет равна:

П11пер1пост                                                                               (2.5.)

где П1 – прибыль от реализации;

      Зпост – постоянные затраты.

При реализации количества товара К2, прибыль составит:

П22пер2пост                                                                                                                                  (2.6.)

Это выражение можно  представить в виде:

                                  (2.7.)

где Кп – относительное изменение прибыли.

Выручка от реализации количества товара К2 может быть представлено в виде:

                                                (2.8.)

Переменные затраты на количество товара К2 могут быть представлены в виде:

                  (2.9.)

Подставляя полученные выражения  в формулу (2.6.) получаем:

     (2.10.) Разделив обе части этого выражения на П1 имеем:

                                  (2.11.)

Таким образом, при принятых предположениях относительное изменение прибыли будет равно относительному изменению выручки от реализации, умноженному на величину, равную отношению выручки от реализации после возмещения переменных затрат к прибыли. Иначе говоря, изменение выручки от реализации приводит к более сильному изменению прибыли, что называют эффектом производственного рычага. Отношение выручки от реализации после возмещения переменных затрат к прибыли характеризует силу воздействия производственного рычага и называется уровнем производственного рычага  формула (2.12).

                                                                                     (2.12.)

где Упр – уровень производственного рычага.

                                                                                        (2.13.)

где МД – маржинальный доход.

Величину МД, т.е. денежные средства для покрытия постоянных расходов и получения прибыли, в литературе называют по-разному: маржинальным доходом, брутто-прибылью, вкладом на покрытие. Маржинальный доход является важным параметром в оценке управленческих решений. Данный показатель представляет собой сумму, которая остается в составе стоимости продукта (выручки) после того как покрываются переменные затраты. Не случайно другое его название – вклад на покрытие. Применяя данный показатель уровень производственного рычага можно определить по следующей формуле:

                                                                          (2.14.)

Чем больше удельный вес  постоянных затрат в общей сумме  издержек при некотором объеме производства, тем выше производственный рычаг, а следовательно, тем большая опасность подстерегает предприятие при сокращении производства, например, при падении спроса на выпускаемую продукцию.

Более высокое значение этого показателя обычно характерно для предприятий с относительно более высоким уровнем технической оснащенности, точнее, чем выше уровень постоянных расходов по отношению к уровню переменных расходов, тем выше уровень производственного рычага. Таким образом, предприятие, повышающее свой технический уровень с целью снижения удельных переменных расходов, одновременно учитывает и свой уровень производственного рычага.

Предприятие с относительно более высоким уровнем производственного рычага рассматривается как более рискованное с позиции производственного риска. Под последним понимается риск неполучения прибыли, т.е. возникновение ситуации, когда предприятие не может покрыть свои расходы производственного характера.

Если предприятие имеет  возможность при одном и том  же уровне издержек увеличить долю постоянных затрат за счет сокращения доли переменных затрат и имеется долгосрочная перспектива спроса на его продукцию при ее реализации можно получить больший прирост прибыли. С другой стороны, при снижении выручки от реализации потери прибыли при большой доле постоянных затрат в общей сумме издержек могут также оказаться большими.

Сила воздействия операционного  рычага всегда рассчитывается для определенного объема продаж, для данной выручки от реализации. Изменяется выручка от реализации – изменяется и сила воздействия рычага. Сила воздействия операционного рычага в значительной степени зависит от средне отраслевого уровня фондоёмкости: чем больше стоимость основных средств, тем больше постоянные затраты – это, как говорится, объективный фактор.

Эффект операционного рычага поддается контролю именно на основе учета зависимости силы воздействия рычага от величины постоянных затрат: чем больше постоянные затраты (при постоянной выручке от реализации), тем сильнее действует операционный рычаг, и наоборот. Когда же выручка от реализации снижается, сила воздействия операционного рычага возрастает как при повышении, так и при понижении удельного веса постоянных затрат в общей их сумме. Каждый процент снижения выручки дает тогда все больший, и больший процент снижения прибыли, причем грозная сила операционного рычага возрастает быстрее, чем увеличиваются постоянные затраты. При возрастании выручки от реализации, если порог рентабельности уже пройден, сила воздействия операционного рычага убывает: каждый процент прироста выручки дает меньший и меньший процент прироста прибыли. Но при скачке постоянных затрат, диктуемом интересами дальнейшего наращивания выручки и другими обстоятельствами, предприятию приходится проходить новый порог рентабельности. На небольшом удалении от порога рентабельности сила воздействия операционного рычага будет максимальной, а затем вновь начнет убывать, и так вплоть до нового скачка постоянных затрат с преодолением нового порога рентабельности. Все это оказывается чрезвычайно полезным для:

  • планирования платежей по налогу на прибыль;
  • выработке деталей коммерческой политики предприятия.

При пессимистических прогнозах  динамики выручки от реализации нельзя раздувать постоянные затраты, так как потеря прибыли от каждого процента потери выручки может оказаться многократно большей из-за слишком сильного эффекта операционного рычага. Вместе с тем, если есть уверенность в долгосрочной перспективе повышения спроса на товары, то можно отказаться от режима жесткой экономии на постоянных затратах, ибо предприятие с большей их долей будет получать и больший прирост прибыли. 

Количественная оценка уровня рычага, выполняется с помощью  специального метода, известного в финансовом анализе как метод "мёртвой точки ".

Метод "критического объема продаж" (или мертвой точки) применительно к оценке и прогнозированию рычага заключается в определении для каждой конкретной ситуации объема выпуска, обеспечивающего безубыточную деятельность. Под безубыточностью понимается деятельность по производству и реализации продукции, при которой прибыль равна нулю (рис.1).

 


 

 

 

 

                                 

 

 

 

 

 

 

Рис. 1. Определение критического объема производства

 

Под порогом рентабельности понимается такая выручка от реализации, при  которой предприятие уже не имеет  убытков, но еще не получает и прибылей (т.е. предприятие имеет нулевую прибыль). Из соотношения: П=В-Зперпост=0 получаем, что при достижении порога рентабельности результат от реализации после возмещения переменных затрат (т.е. маржинальный доход) только покроет постоянные затраты, не принеся никакой прибыли. Отсюда получаем выражение для порога рентабельности:

                                                                     (2.15)

Если предприятие ставит перед собой задачу получить прибыль  определенного размера, то в этом случае выручку исчисляют с учетом желаемой суммы прибыли:

                                                                                   (2.16.)

где МД% - маржинальный доход  в процентах к выручке.

Зная порог рентабельности, можно определить критическое значение объема производства в единицах товара, при реализации которого окупятся постоянные и переменные затраты, после чего каждая последующая  проданная единица товара будет приносить прибыль.

Пройдя порог рентабельности, предприятие имеет дополнительную сумму маржинального дохода на каждую очередную единицу товара. Естественно наращивается и масса прибыли. Разница между достигнутой фактической выручкой от реализации и порогом рентабельности и составляет запас финансовой прочности (ЗФП).

                                          (2.17.)

Запас финансовой прочности  показывает, насколько может снизиться  выручка от реализации без серьезной угрозы для финансового положения.

При выручке от реализации, равной порогу рентабельности, запас  финансовой прочности равен нулю.  Если выручка от реализации опускается ниже порога рентабельности, то финансовое состояние предприятия ухудшается, образуется дефицит ликвидных средств. В литературе данный показатель называют "уровнем безубыточности", так как это название отражает экономический смысл показателя, характеризующего диапазон, определяющий реальный объем реализации от критического.

 

 

2.3. Взаимодействие финансового и операционного анализа для

оценки риска  предприятия

 

Связанные с предприятием риски имеют два основных источника:

1. Неустойчивость спроса  и цен на готовую продукцию,  а также цен сырья и энергии, не всегда имеющаяся возможность уложиться себестоимостью в цену реализации и обеспечить нормальную массу, норму и динамику прибыли, само действие операционного рычага, сила которого зависит от удельного веса постоянных затрат в общей их сумме и предопределяет степень гибкости предприятия – все это вместе взятое генерирует предпринимательский риск. Это риск, связанный с конкретным бизнесом в его рыночной нише.

«Если уровень постоянных затрат компании высок и не опускается в период падения спроса на продукцию, предпринимательский риск компании увеличивается, - подчеркивает один из ведущих специалистов США в области финансового менеджмента Ф. Бригхэм. –Для небольших фирм, особенно специализирующихся на одном виде продукции, характерна высокая степень предпринимательского риска.» [23, с. 205].

2. Неустойчивость финансовых  условий кредитования (особенно  при колебаниях рентабельности  активов), неуверенность владельцев  обыкновенных акций в получении достойного возмещения в случае ликвидации предприятия с высоким уровнем заемных средств.

Как предпринимательский и финансовый риски неразрывно связаны между собой, так самым тесным образом связаны операционный и финансовый рычаги.

Операционный рычаг  воздействует своей силой на нетто-результат  эксплуатации инвестиций (прибыль до уплаты процента за кредит и налога), а финансовый рычаг – на сумму чистой прибыли предприятия, уровень чистой рентабельности его собственных средств и величину чистой прибыли в расчете на каждую обыкновенную акцию. Возрастание процентов за кредит при наращивании эффекта финансового рычага утяжеляет постоянные затраты предприятия и оказывает повышающее воздействие на силу операционного рычага. При этом растет не только финансовый, но и предпринимательский риск, и, несмотря на обещания солидного дивиденда, может упасть курсовая стоимость акций предприятия. Первостепенная задача финансового менеджера в такой ситуации – снизить силу воздействия финансового рычага.

Информация о работе Управление затратами на предприятии