Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2012 в 21:38, дипломная работа
Цель дипломной работы состоит в разработке рекомендаций по совершенствованию управления затратами на предприятии ЗАО «Эст». В соответствии с поставленной целью определены следующие задачи:
изучить теоретические основы управления затратами предприятия;
охарактеризовать состав затрат по производству и реализации продукции, рассмотреть подходы к классификации затрат;
изучить различные методы управления затратами предприятия;
оценить состояние и определить основные направления совершенствования управления затратами на предприятии.
ВВЕДЕНИЕ 4
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ управления ЗАТРАТАМИ предприятия
6
1.1.Сущность и значение затрат в деятельности предприятия 6
1.2. Классификация затрат предприятия 10
1.3. Факторы, влияющие на процесс формирования затрат предприятия
16
2. МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ ЗАТРАТАМИ 19
2.1.Основные методы производственного калькулирования 19
2.2. Направления операционного анализа затрат 21
2.3. Взаимодействие финансового и операционного анализа для оценки риска предприятия
29
3. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ УПРАВЛЕНИЯ ЗАТРАТАМИ ПРЕДПРИЯТИЯ
32
3.1. Характеристика производственно-экономической деятельности предприятия
32
3.2. Анализ затрат и безубыточности 37
3.3. Основные направления совершенствования управления затратами предприятия
42
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 48
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 52
Практическое значение
правильного распределения
В зависимости от связи затрат с объемом производства выделяются затраты условно-постоянные, условно-переменные и смешанные.
К условно-постоянным (постоянные) относятся расходы, общая величина которых существенно не меняется при изменении объема выпуска продукции, в результате чего изменяется их относительная величина на единицу продукции (расходы на отопление и освещение помещений, заработная плата управленческого персонала, амортизационные отчисления, денежные расходы на административно-хозяйственные нужды и др.)
Условно-переменные (переменные) расходы зависят от объема производства продукции, они изменяются в соответствии с изменением объема выпуска продукции (затраты на сырье и основные материалы, технологическое топливо и энергию, основную заработную плату производственных рабочих и т.п.)
Смешанные затраты включают в себя как постоянные, так и переменные затраты (почтовые и телеграфные расходы, затраты на текущий ремонт оборудования, командировочные расходы, затраты на материально-техническое обеспечение и т.д.).
По степени однородности затраты подразделяются на элементные и комплексные. Элементы затрат имеют единое экономическое содержание для данного звена независимо от их назначения. Цель группировки затрат по элементам – выявить все затраты на производство продукции (работ, услуг) по их видам.
Поэлементная классификация предусматривает распределение затрат по следующим элементам:
Классификация затрат по экономическим элементам служит для определения заданий по снижению себестоимости продукции, расчета потребностей в оборотных средствах, расчета сметы затрат, а также для экономического обоснования инвестиций.
Группировка затрат по элементам позволяет определить фабрично-заводскую себестоимость валовой и товарной продукции, спроектировать план по себестоимости и скоординировать план себестоимости с другими разделами плана производства, разработать основные направления по снижению текущих издержек производства. Такая классификация применяется для оценки уровня затрат по предприятию в целом [32, с. 305-306].
Группировка затрат по калькуляционным статьям служит для внутрипроизводственного планирования и выявления резервов снижения себестоимости продукции. Для чего необходимо знать величину расходов в зависимости от места их возникновения.
Для исчисления себестоимости отдельных
видов продукции затраты
1. Сырье и материалы.
2. Возвратные отходы (вычитаются).
3. Покупные изделия,
полуфабрикаты и услуги
5. Заработная плата производственных рабочих.
6. Отчисления на социальные нужды.
7. Расходы на подготовку и освоение производства.
8. Общепроизводственные расходы.
9. Общехозяйственные расходы.
10. Потери от брака.
11. Прочие производственные расходы.
12. Коммерческие расходы.
Итог первых 11 статей образует производственную себестоимость продукции, итог всех 12 статей — полную себестоимость продукции.
В состав коммерческих расходов включают:
Общепроизводственные и общехозяйственные расходы относятся к накладным расходам. Общепроизводственные накладные расходы — это расходы на обслуживание и управление производством.
Учет затрат по статьям калькуляции
позволяет разделить все
Существует много различных классификаций затрат. Признаки классификации зависят от целей классификации (планирование, управление, учет, анализ), глубины изучения, а также личности и опыта классифицирующего. Наиболее широкая классификация затрат позволит рассмотреть их под разными углами, что увеличит возможности выявления рычагов управления затратами, а также резервов снижения себестоимости продукции.
1.3. Факторы, влияющие на процесс формирования затрат
предприятия
Правильная организация учета затрат на производство продукции, с одной стороны, обеспечивает действенный контроль за эффективным использованием на предприятии материальных, трудовых и финансовых ресурсов и, с другой стороны, позволяет предприятию избежать конфликтных ситуаций во взаимоотношениях с налоговой службой при решении вопросов налогообложения прибыли.
Основными документами, которыми нужно руководствоваться при формировании состава затрат, являются постановления Правительства РФ: от 5.08.92 №552 «Об утверждении положения о составе затрат по производству и реализации продукции (работ, услуг), включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг), и о порядке формирования финансовых результатов, учитываемых при налогообложении прибыли»; от 01.07.95 №661 «О внесении изменений и дополнений в положение о составе затрат по производству и реализации продукции (работ, услуг), включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг), и о порядке формирования финансовых результатов, учитываемых при налогообложении прибыли».
На базе этих документов министерства, ведомства и ассоциации разрабатывают отраслевые инструкции по планированию, учету и калькулированию для предприятий всех форм собственности в зависимости от их характера и вида деятельности. При организации учета затрат на производство на предприятиях различных видов деятельности (строительных, сельскохозяйственных, бытовых и т.д.) следует также руководствоваться межотраслевыми и отраслевыми положениями по вопросам учета и отчетности.
Наибольший удельный вес во всех расходах предприятий занимают затраты на производство продукции. Совокупность производственных затрат показывает, во что обходится предприятию изготовление выпускаемой продукции, т.е. составляет производственную себестоимость продукции. Предприятия производят также затраты по реализации продукции, т.е. осуществляют внепроизводственные, или коммерческие расходы (на упаковку, хранение, рекламу и др.) [29, с. 28-29].
Положением [28] дается следующее определение себестоимости продукции (работ, услуг). Себестоимость продукции (работ, услуг) представляет собой стоимостную оценку используемых в процессе производства продукции (работ, услуг) природных ресурсов, сырья, материалов, топлива, энергии, основных фондов, трудовых ресурсов, а также других затрат на ее производство и реализацию.
Для целей налогообложения
В первую очередь Положением произведено разделение затрат основной деятельности предприятия, связанных с производством продукции (работ, услуг), и затрат, обусловленных осуществлением долгосрочных инвестиций. В положении также разграничены издержки, относимые на себестоимость продукции, и затраты, производимые за счет других источников финансирования [29, с. 29].
Для целей планирования, учета и калькулирования затрат в отечественной практике анализируют:
2. МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ
ЗАТРАТАМИ
2.1.Основные методы производственного калькулирования
Существует два основных метода производственного калькулирования: «директ-костинг» и «абзорпшен-костинг». Основные отличия этих методов заключаются в порядке распределения постоянных расходов между калькуляционными периодами.
«Директ-костинг» – метод калькулирования себестоимости продукции, при котором затраты на производство делят на постоянные и переменные в зависимости от изменений объемов производства, и постоянные затраты полностью относятся на реализованную продукцию.
«Абзорпшен-костинг» - этот метод основывается на распределении всех затрат, включаемых в себестоимость в соответствии с положением о составе затрат, по видам продукции, т.е. предполагает расчет полной себестоимости продукции. Этот метод производственного калькулирования наиболее часто применяется на российских предприятиях, в основном для внешней отчетности.
«Абзорпшен-костинг» предполагает разбиение затрат на прямые и косвенные. Так как косвенные расходы распределяются по видам продукции согласно определенной базе, которая определена приказом об учетной политике, а абсолютно точное распределение невозможно, то существует искажение реальной себестоимости отдельных видов продукции. В результате этого цены на эту продукцию, как правило, получаются необоснованными, что обычно ведет к подрыву конкурентоспособности продукции. Этот метод учета рекомендуется использовать когда:
Метод «директ-костинг», независимо от учетной политики принятой на предприятии, необходим в управленческом учете. Постоянные расходы всей суммой относятся на прибыль и убытки, т.е. на финансовый результат, и не разносятся по видам продукции. Этот метод дает возможность проводить анализ безубыточности, так как предполагает разбиение затрат на постоянные и переменные, дает возможность более гибкого ценообразования, вследствие чего конкурентоспособность продукции увеличивается. Кроме того, можно определить прибыль, которую приносит продажа каждой дополнительной единицы продукции и, следовательно, можно планировать цены и скидки на определенный объем продаж. При «директ-костинге» запасы готовой продукции на складе оцениваются только по переменным затратам.
Главное внимание в этой
системе уделяется изучению поведения
затрат ресурсов в зависимости от
изменения объемов
Финансовый отчет построенный по результатам калькулирования по методу «директ-костинг» разделяет затраты на переменные и постоянные, а «абзорпшен-костинг» подразделяет расходы в зависимости от их функциональной роли (производственные, коммерческие , административные). Отчет при «абзорпшен-костинг» не показывает маржинального дохода (маржинальный доход – это разница между выручкой и всеми переменными расходами), что приводит к аналитическим трудностям при вычислении влияния на прибыль изменений в выручке. Сторонники маржинального подхода подчеркивают, что различия в поведении постоянных и переменных расходов являются основными при принятии многих управленческих решений [29, с. 35-37].