Управление затратами на предприятии

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2012 в 21:38, дипломная работа

Описание работы

Цель дипломной работы состоит в разработке рекомендаций по совершенствованию управления затратами на предприятии ЗАО «Эст». В соответствии с поставленной целью определены следующие задачи:
изучить теоретические основы управления затратами предприятия;
охарактеризовать состав затрат по производству и реализации продукции, рассмотреть подходы к классификации затрат;
изучить различные методы управления затратами предприятия;
оценить состояние и определить основные направления совершенствования управления затратами на предприятии.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 4
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ управления ЗАТРАТАМИ предприятия

6
1.1.Сущность и значение затрат в деятельности предприятия 6
1.2. Классификация затрат предприятия 10
1.3. Факторы, влияющие на процесс формирования затрат предприятия

16
2. МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ ЗАТРАТАМИ 19
2.1.Основные методы производственного калькулирования 19
2.2. Направления операционного анализа затрат 21
2.3. Взаимодействие финансового и операционного анализа для оценки риска предприятия

29
3. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ УПРАВЛЕНИЯ ЗАТРАТАМИ ПРЕДПРИЯТИЯ

32
3.1. Характеристика производственно-экономической деятельности предприятия

32
3.2. Анализ затрат и безубыточности 37
3.3. Основные направления совершенствования управления затратами предприятия

42
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 48
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 52

Работа содержит 1 файл

УпрЗатратами.doc

— 379.50 Кб (Скачать)

Практическое значение правильного распределения затрат на  прямые и косвенные  состоит  в следующем. Поскольку косвенные  затраты могут быть отнесены на определенный вид продукции лишь условно, это  отнесение может оказаться неточным; соответственно себестоимость  и рентабельность  каждого вида продукции, включая  косвенные затраты, может быть искажена. Поэтому при оценке рентабельности и себестоимости  каждого вида продукции лучше принимать во внимание только прямые затраты на  ее производство. Суммарная выручка от реализации за вычетом  суммарных  прямых затрат  на все реализованные изделия дает величину, называемую  маржинальным доходом или контрибуцией. Таким образом, контрибуция состоит из двух частей: косвенные затраты и прибыль. Если  косвенные затраты превышают контрибуцию, реализация в целом убыточна для предприятия.

В зависимости от связи  затрат с объемом производства выделяются затраты условно-постоянные, условно-переменные и смешанные.

К условно-постоянным (постоянные) относятся расходы, общая величина которых существенно не меняется при изменении объема выпуска продукции, в результате чего изменяется их относительная величина на единицу продукции (расходы на отопление и освещение помещений, заработная плата управленческого персонала, амортизационные отчисления, денежные расходы на административно-хозяйственные нужды и др.)

Условно-переменные (переменные) расходы зависят от объема производства продукции, они изменяются в соответствии с изменением объема выпуска продукции (затраты на сырье и основные материалы, технологическое топливо и энергию, основную заработную плату производственных рабочих и т.п.)

Смешанные затраты включают в себя как постоянные, так и  переменные затраты (почтовые и телеграфные расходы, затраты на текущий ремонт оборудования, командировочные расходы, затраты на материально-техническое обеспечение и т.д.).

По степени однородности затраты  подразделяются на элементные и комплексные. Элементы затрат имеют единое экономическое содержание для данного звена независимо от их назначения. Цель группировки затрат по элементам – выявить все затраты на производство продукции (работ, услуг) по их видам.

Поэлементная классификация  предусматривает распределение  затрат по следующим элементам:

  • сырье и основные материалы за вычетом возвратных отходов, в том числе покупные комплектующие изделия и полуфабрикаты (с учетом услуг кооперированных предприятий);
  • вспомогательные материалы (этот элемент отражает стоимость материалов, которые не образуют основы готового продукта, а используются для поддержания непрерывности технологического процесса);
  • топливо (затраты на приобретение всех видов топлива как на производственные цели, так и на общезаводские нужды);
  • энергия (стоимость всех видов покупной энергии: электрической, топливной пара, сжатого воздуха и т. п., потребляемой на производственные и различные хозяйственные цели предприятия, не связанные с основным производством непосредственно);
  • заработная плата (основная и дополнительная заработная плата промышленно-производственного персонала предприятия вместе с премиями рабочим из фонда заработной платы);
  • отчисления на социальное страхование (осуществляются по установленным нормам);
  • амортизация основного капитала (рассчитывается на основе первоначальной стоимости основных производственных фондов);
  •   затраты на поддержание основных производственных фондов в работоспособном состоянии (затраты на ремонт);
  • прочие затраты (командировки, арендная плата и т. п.) [28, с. 61-69].

Классификация затрат по экономическим элементам служит для определения заданий по снижению себестоимости продукции, расчета потребностей в оборотных средствах, расчета сметы затрат, а также для экономического обоснования инвестиций.

Группировка затрат по элементам  позволяет определить фабрично-заводскую себестоимость валовой и товарной продукции, спроектировать план по себестоимости и скоординировать план себестоимости с другими разделами плана производства, разработать основные направления по снижению текущих издержек производства. Такая классификация применяется для оценки уровня затрат по предприятию в целом [32, с. 305-306].

Группировка затрат по калькуляционным  статьям служит для внутрипроизводственного планирования и выявления резервов снижения себестоимости продукции. Для чего необходимо знать величину расходов в зависимости от места их возникновения.

Для исчисления себестоимости отдельных  видов продукции затраты предприятия  группируются по статьям калькуляции. В типовой группировке применяются  следующие статьи калькуляции:

1. Сырье и материалы.

2. Возвратные отходы (вычитаются).

3. Покупные изделия,  полуфабрикаты и услуги производственного  характера сторонних предприятий и организаций.

5. Заработная плата  производственных рабочих.

6. Отчисления на социальные  нужды.

7. Расходы на подготовку и освоение производства.

8. Общепроизводственные  расходы.

9. Общехозяйственные  расходы.

10. Потери от брака.

11. Прочие производственные  расходы. 

      12. Коммерческие  расходы.

Итог первых 11 статей образует производственную себестоимость продукции, итог всех 12 статей — полную себестоимость продукции.

      В состав коммерческих расходов включают:

  • расходы на тару и упаковку; расходы на транспортировку продукции (расходы на доставку продукции на станцию или пристань отправления, погрузку в вагоны, на суда, автомобили и т.п.);
  • комиссионные сборы и отчисления, уплачиваемые сбытовым предприятиям и организациям в соответствии с договорами;
  • затраты на рекламу, прочие расходы по сбыту (расходы по хранению, подработке, подсортировке).

Общепроизводственные и общехозяйственные расходы относятся к накладным расходам. Общепроизводственные накладные расходы — это расходы на обслуживание и управление производством.

Учет затрат по статьям калькуляции  позволяет разделить все затраты  на постоянные и переменные, т.е. изменения в целом по предприятию в условиях изменения натурального выпуска продукции (переменные) и на зависящие от изменений натуральных объемов выпуска (постоянные). Классификация затрат по калькуляционным статьям позволяет оценить влияние отдельных факторов на формирование себестоимости единицы продукции и разработать план организационно-технических мероприятий по снижению себестоимости [32, с. 306-307].

Существует много различных  классификаций затрат. Признаки классификации зависят от целей классификации (планирование, управление, учет, анализ), глубины изучения, а также личности и опыта классифицирующего. Наиболее широкая классификация затрат  позволит рассмотреть их под разными углами, что увеличит  возможности выявления рычагов управления  затратами, а также резервов снижения себестоимости продукции.

 

1.3. Факторы, влияющие на процесс формирования затрат

 предприятия

 

Правильная организация учета  затрат на производство продукции, с  одной стороны, обеспечивает действенный контроль за эффективным использованием на предприятии материальных, трудовых и финансовых ресурсов и, с другой стороны, позволяет предприятию избежать конфликтных ситуаций во взаимоотношениях с налоговой службой при решении вопросов налогообложения прибыли.

Основными документами, которыми нужно руководствоваться при формировании состава затрат, являются постановления Правительства РФ: от 5.08.92 №552 «Об утверждении положения о составе затрат по производству и реализации продукции (работ, услуг), включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг), и о порядке формирования финансовых результатов, учитываемых при налогообложении прибыли»; от 01.07.95 №661 «О внесении изменений и дополнений в положение о составе затрат по производству и реализации продукции (работ, услуг), включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг), и о порядке формирования финансовых результатов, учитываемых при налогообложении прибыли».

На базе этих документов министерства, ведомства и ассоциации разрабатывают отраслевые инструкции по планированию, учету и калькулированию для предприятий всех форм собственности в зависимости от их характера и вида деятельности. При организации учета затрат на производство на предприятиях различных видов деятельности (строительных, сельскохозяйственных, бытовых и т.д.) следует также руководствоваться межотраслевыми и отраслевыми положениями по вопросам учета и отчетности.

Наибольший удельный вес во всех расходах предприятий занимают затраты на производство продукции. Совокупность производственных затрат показывает, во что обходится предприятию изготовление выпускаемой продукции, т.е. составляет производственную себестоимость продукции. Предприятия производят также затраты по реализации продукции, т.е. осуществляют внепроизводственные, или коммерческие расходы (на упаковку, хранение, рекламу и др.) [29, с. 28-29].

Положением [28] дается следующее определение  себестоимости продукции (работ, услуг). Себестоимость продукции (работ, услуг) представляет собой стоимостную оценку используемых в процессе производства продукции (работ, услуг) природных ресурсов, сырья, материалов, топлива, энергии, основных фондов, трудовых ресурсов, а также других затрат на ее производство и реализацию.

Для целей налогообложения произведенные  организацией затраты корректируются с учетом утвержденных в установленном порядке лимитов, норм и нормативов. Состав затрат, включаемых в себестоимость продукции, устанавливается централизованно.

В первую очередь Положением произведено  разделение затрат основной деятельности предприятия, связанных с производством продукции (работ, услуг), и затрат, обусловленных осуществлением долгосрочных инвестиций. В положении также разграничены издержки, относимые на себестоимость продукции, и затраты, производимые за счет других источников финансирования [29, с. 29].

Для целей планирования, учета и калькулирования затрат в отечественной практике анализируют:

  • непосредственное производство продукции, обусловленное технологией и организацией производства;
  • использование природного сырья;
  • подготовку и освоение производства;
  • совершенствование технологии и организации производства, повышение качества продукции, ее надежности и долговечности, эксплуатационных свойств;
  • проведение опытно-экспериментальных работ, рационализацию и изобретательство;
  • обслуживание производственного процесса (вспомогательные и обслуживающие процессы);
  • управление производством;
  • подготовку и переподготовку кадров;
  • отчисления на страхование [22, 29, 31, 32].

 

 

2. МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ 

ЗАТРАТАМИ

2.1.Основные методы производственного калькулирования

 

Существует два основных метода производственного калькулирования: «директ-костинг» и «абзорпшен-костинг». Основные отличия этих методов заключаются в порядке распределения постоянных расходов между калькуляционными периодами.

«Директ-костинг» – метод  калькулирования себестоимости продукции, при котором затраты на производство делят на постоянные и переменные в зависимости от изменений объемов производства, и постоянные затраты полностью относятся на реализованную продукцию.

«Абзорпшен-костинг» - этот метод основывается на распределении всех затрат, включаемых в себестоимость в соответствии с положением о составе затрат, по видам продукции, т.е. предполагает расчет полной себестоимости продукции. Этот метод производственного калькулирования наиболее часто применяется на российских предприятиях, в основном для внешней отчетности.

«Абзорпшен-костинг» предполагает разбиение затрат на прямые и косвенные. Так как косвенные расходы распределяются по видам продукции согласно определенной базе, которая определена приказом об учетной политике, а абсолютно точное распределение невозможно, то существует искажение реальной себестоимости отдельных видов продукции. В результате этого цены на эту продукцию, как правило, получаются необоснованными, что обычно ведет к подрыву конкурентоспособности продукции. Этот метод учета рекомендуется использовать когда:

  • на предприятии производится только один продукт или несколько, но не в большом объеме;
  • при наличии долгосрочных контрактов на выполнение определенного объема работ;
  • сумма общепроизводственных затрат существенно меняется от периода к периоду.

Метод «директ-костинг», независимо от учетной политики принятой на предприятии, необходим в управленческом учете. Постоянные расходы всей суммой относятся на прибыль и убытки, т.е. на финансовый результат, и не разносятся по видам продукции. Этот метод дает возможность проводить анализ безубыточности, так как предполагает разбиение затрат на постоянные и переменные, дает возможность более гибкого ценообразования, вследствие чего конкурентоспособность продукции увеличивается. Кроме того, можно определить прибыль, которую приносит продажа каждой дополнительной единицы продукции и, следовательно, можно планировать цены и скидки на определенный объем продаж. При «директ-костинге» запасы готовой продукции на складе оцениваются только по переменным затратам.

Главное внимание в этой системе уделяется изучению поведения  затрат ресурсов в зависимости от изменения объемов производства, что позволяет более гибко и оперативно принимать решения по нормализации финансового состояния предприятия. Эту систему еще называют «системой управления себестоимостью» или «системой управления предприятием».

Финансовый отчет построенный  по результатам калькулирования  по методу «директ-костинг» разделяет затраты на переменные и постоянные, а «абзорпшен-костинг» подразделяет расходы в зависимости от их функциональной роли (производственные, коммерческие , административные). Отчет при «абзорпшен-костинг» не показывает маржинального дохода (маржинальный доход – это разница между выручкой и всеми переменными расходами), что приводит к аналитическим трудностям при вычислении влияния на прибыль изменений в выручке. Сторонники маржинального подхода подчеркивают, что различия в поведении постоянных и переменных расходов являются основными при принятии многих управленческих решений [29, с. 35-37].

Информация о работе Управление затратами на предприятии