Управление прибылью предприятия

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2012 в 22:04, дипломная работа

Описание работы

Актуальность выбранной темы выпускной квалификационной работы связана с тем, что прибыль занимает одно из центральных мест в общей системе стоимостных инструментов и рычагов рыночной экономики. От нее зависит финансовое положение предприятий, уровень удовлетворения личных и общественных потребностей работников. Кроме того, за счет платежей из прибыли в бюджет формируется основная часть ресурсов государства. Вследствие выше перечисленного управление прибылью предприятия сегодня становится чрезвычайно актуальным.

Содержание

Введение
Глава 1. Прибыль, как экономическая категория и объект управления
1.1. Экономическая сущность прибыли в современных условиях
1.2. Прибыль в контексте интересов пользователей
1.3. Пути и финансовые инструменты управления прибылью предприятия
Глава 2. Оценка финансовых результатов производственно-хозяйственной деятельности ООО «СтройКом»
2.1. Технико-экономическая характеристика объекта финансового управления
2.2. Анализ состава и динамики прибыли предприятия
2.3. Факторный анализ прибыли предприятия
2.4. Оценка рентабельности предприятия
2.4.1. Оценка рентабельности капитала ООО «СтройКом»
2.4.2. Оценка рентабельности продаж ООО «СтройКом»
2.5. Обобщение результатов анализа производственно-хозяйственной деятельности
Глава 3. Мероприятия увеличения роста прибыли ООО «СтройКом»
3.1. Технико-экономическое обоснование финансового решения максимизации прибыли
3.1.1. Оценка положений дел в отрасли
3.1.2. Описание предлагаемого проекта
3.1.3. Проектные предложения
3.1.4. План маркетинга
3.1.5. Финансовый план
3.2. Экономическая оценка эффективности принимаемого управленческого решения
3.3. Эффективность инвестиционных вложений
Заключение
Список использованной литературы

Работа содержит 1 файл

«Управление прибылью предприятия».docx

— 214.04 Кб (Скачать)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рис. 1.2. Общая схема формирования и распределения валовых поступлений фирмы

 

Полученный  доход (основа его – выручка от продажи готовой продукции) последовательно  расходуется:

  1. на покрытие материальных затрат и затрат труда (интересы менеджеров и кредиторов);
  2. покрытие процентов за используемые финансовые ресурсы (интересы лендеров);
  3. покрытие налогов и других обязательных платежей (интересы государства в лице налоговых органов);
  4. дальнейшее распределение остатка (интересы собственников и топ-менеджеров фирмы).

Очевидно, что с позиции различных групп  лиц в ходе распределения совокупного  дохода имеют неодинаковые значение соответствующие процедуры изъятия  тех или иных расходов из валовых  поступлений, приводящие к появлению  очередного промежуточного результативного  показателя. Например, с позиции  руководящего персонала предприятия  основной интерес представляют общий  объем поступлений в фирму, а  также реинвестированная прибыль. Чем больше значения данных показателей, тем большим объемом ресурсов могут распоряжаться менеджеры  в интересах собственников.

В свою очередь, для категории лиц, временно предоставивших предприятию финансовые ресурсы  на долгосрочной основе (т.е. инвесторов), наибольшее значение получает величина прибыли до вычета налогов и процентов, так как именно эта величина служит впоследствии источником, за счет которого предприятие выплачивает займодавцам регулярное вознаграждение (например, проценты). Указанную категорию прибыли можно определить как разность суммы валовых поступлений и всех затрат, имеющих отношение к основной деятельности – эту прибыль именуют как операционная (в прил. 2 представлена схема формирования операционной прибыли). Показатель операционной прибыли является знаковым в том смысле, что именно эта прибыль распределяется между основными заинтересованными лицами – собственниками, инвесторами и государством (прил. 3).

С позиции  государства основным представляющим интерес финансовым показателем является налогооблагаемая прибыль. Этот показатель формально представлен в (прил. 3) как разность операционной прибыли и постоянных финансовых расходов.

Наконец, для категории «собственник»  существует несколько показателей  прибыли, среди которых наибольший интерес представляет чистая прибыль как конечный  финансовый результат, численно отражающий прирост капитала собственников за отчетный период по данным учета. Как показано на схеме (прил. 3), чистая прибыль подается дальнейшей градации, позволяющей учесть интересы собственников, с одной стороны, и фирмы и ее топ-менеджеров, с другой стороны.

Таким образом, каждый из участников в деятельности фирмы получает свою часть дохода.

1.3. Пути и финансовые инструменты управления прибылью предприятия

 

Высокая роль прибыли в развитии предприятия  и обеспечении интересов его  собственников и персонала определяют необходимость эффективного и непрерывного управления прибылью. Управление прибылью представляет собой процесс выработки  и принятия управленческих решений  по всем основным аспектам ее формирования, распределения, использования и  планирования на предприятии.

Обеспечение эффективного управления прибылью предприятия  определяет ряд требований к этому  процессу, основными из которых являются:

1. Интегрированность  с общей системой управления  предприятием. В какой бы сфере  деятельности предприятия не  принималось управленческое решение, оно прямо или косвенно оказывает влияние на прибыль. Управление прибылью непосредственно связано с производственным менеджментом персонала, инвестиционным менеджментом, финансовым менеджментом и некоторыми другими видами функционального менеджмента. Это определяет необходимость органической интегрированности системы управления прибылью с общей системой управления предприятием.

2. Комплексный  характер формирования управленческих  решений. Все управленческие решения в области формирования и использования прибыли теснейшим образом взаимосвязаны и оказывают прямое или косвенное воздействие на конечные результаты управления прибылью. В ряде случаев это воздействие может носить противоречивый характер. Так, например, осуществление высокоприбыльных финансовых вложений может вызвать дефицит финансовых ресурсов, обеспечивающих производственную деятельность, и как следствие – существенно уменьшить размер операционной прибыли. Поэтому управление прибылью должно рассматриваться как комплексная система действий, обеспечивающая разработку взаимозависимых управленческих решений, каждое из которых вносит свой вклад в результативность формирования и использования прибыли по предприятию в целом.

3. Высокий  динамизм управления. Даже наиболее  эффективные управленческие решения  в области формирования и использования  прибыли, разработанные и реализованные  на предприятии в предшествующем  периоде, не всегда могут быть  повторно использованы на последующих  этапах его деятельности. Прежде  всего, это связано с высокой  динамикой факторов внешней среды  на стадии перехода к рыночной  экономике, и в первую очередь  – с изменением конъюнктуры  товарного и финансового рынков. Кроме того, меняются во времени  и внутренние условия функционирования  предприятия, особенно на этапах  перехода к последующим стадиям  его жизненного цикла. Поэтому  системе управления прибылью  должен быть присущ высокий динамизм, учитывающий изменение факторов внешней среды, ресурсного потенциала, форм организации и управления производством, финансового состояния и других параметров функционирования предприятия.

4. Многовариантность  подходов к разработке отдельных  управленческих решений. Реализация  этого требования предполагает, что подготовка каждого управленческого  решения в сфере формирования, распределения и использования  прибыли должна учитывать альтернативные  возможности действий. При наличии  альтернативных проектов управленческих  решений их выбор для реализации  должен быть основан на системе  критериев, определяющих политику  управления прибылью предприятия.  Система таких критериев устанавливается  самим предприятием.

5. Ориентированность  на стратегические цели развития  предприятия. Какими бы прибыльными  не казались те или иные  проекты управленческих решений  в текущем периоде, они должны  быть отклонены, если они вступают  в противоречие с миссией (главной  целью деятельности) предприятия,  стратегическими направлениями  его развития, подрывают экономическую  базу формирования высоких размеров  прибыли в предстоящем периоде.

     Главной целью управления прибылью является обеспечение максимизации благосостояния собственников предприятия в текущем и перспективном периоде. Эта главная цель призвана обеспечивать одновременно гармонизацию интересов собственников с интересами государства и персонала предприятия.

Исходя  из этой главной цели, можно сформулировать систему основных задач, направленных на реализацию главной цели управления прибылью.

1. Обеспечение  максимизации размера формируемой  прибыли, соответствующего ресурсному  потенциалу предприятия и рыночной  конъюнктуре. Эта задача реализуется путем оптимизации состава ресурсов предприятия и обеспечения их эффективного использования.

2. Обеспечение  оптимальной пропорциональности  между уровнем формируемой прибыли  и допустимым уровнем риска.

3. Обеспечение  высокого качества формируемой  прибыли. В процессе формирования  прибыли предприятия должны быть  в первую очередь реализованы  резервы ее роста за счет  операционной деятельности и  реального инвестирования, обеспечивающих  основу перспективного развития  предприятия. В рамках операционной  деятельности основное внимание  должно быть уделено обеспечению  роста прибыли за счет расширения  объема выпуска продукции и  освоения новых перспективных  ее видов.

4. Обеспечение  выплаты необходимого уровня  дохода на инвестированный капитал  собственникам предприятия. Этот  уровень при успешной деятельности  предприятия должен быть не  ниже средней нормы доходности  на рынке капитала, при необходимости  возмещать повышенный предпринимательский  риск, связанный со спецификой  деятельности предприятия, а также  инфляционные потери.

5. Обеспечение  формирования достаточного объема  финансовых ресурсов за счет  прибыли в соответствии с задачами  развития предприятия в предстоящем  периоде. Так как прибыль является  основным внутренним источником  формирования финансовых ресурсов  предприятия, ее размер определяет  потенциальную возможность создания  фондов производственного развития, резервного и других специальных  фондов, обеспечивающих предстоящее  развитие предприятия. При этом  в самофинансировании развития  предприятия прибыли должна отводиться  главенствующая роль

6. Обеспечение  постоянного возрастания рыночной  стоимости предприятия. Эта задача  призвана обеспечивать максимизацию  благосостояния собственников в  перспективном периоде. Темп возрастания  рыночной стоимости в значительной степени определяется уровнем капитализации прибыли, полученной предприятием в отчетном периоде. Каждое предприятие исходя из условий и задач хозяйственной деятельности само определяет систему критериев оптимизации распределения прибыли на капитализируемую и потребляемую ее части.

7. Обеспечение  эффективности программ участия  персонала в прибыли. Программы  участия персонала в прибыли,  призванные гармонизировать интересы  собственников предприятия и  его наемных работников, должны  с одной стороны эффективно  стимулировать трудовой вклад  этих работников в формирование  прибыли, а с другой стороны  – обеспечивать достаточно приемлемый уровень их социальной зашиты, которую государство в современных условиях полностью обеспечить не в состоянии.

Все рассмотренные  задачи управления прибылью теснейшим  образом взаимосвязаны, хотя отдельные  из них и носят разнонаправленный  характер (например, максимизация уровня прибыли при минимизации уровня риска; обеспечение достаточного уровня удовлетворения интересов собственников  предприятия и его персонала; обеспечение достаточного размера  прибыли, направляемой на прирост активов  и на потребление и т.п.). Поэтому  в процессе управления прибылью отдельные  задачи должны быть оптимизированы между  собой.

Как и  каждая управляющая система, управление прибылью реализует свою основную цель и главные задачи путем осуществления  определенных функций.

«Состав основных функций системы управления прибылью предприятия приведен в прил. 4»

В (прил. 4) рассмотрены лишь основные функции управления прибылью, характерные для предприятий всех форм собственности и организационно-правовых форм деятельности. Конкретизация функций управления прибылью в значительной степени определяется отраслевыми особенностями предприятий, их размерами, а также конкретными организационно-правовыми формами деятельности.

Построение  системы управления прибылью требует  формирования систематизированного перечня  объектов этого управления. Такая  систематизация объектов управления должна с одной стороны отражать функциональную направленность этого управления, а  с другой – различные его уровни.

Функциональная   направленность   объектов   управления   прибылью    по

общепринятым  стандартам выделяет два основных их вида:

    1) управление формированием прибыли;

    2)  управление распределением  и использованием прибыли.

 Каждый  из  этих  макрообъектов  управления  прибылью  в  свою  очередь

подразделяется  на  объекты  более  низкого  порядка,  образуя  определенную иерархическую   систему.   Принципиальная   схема    такой    многоуровневой функциональной системы объектов управления  прибылью  предприятия  приведена

     Процесс управления прибылью предприятия базируется на определенном механизме. В структуру механизма управления прибылью входят следующие элементы:

1. Государственное  правовое и нормативное регулирование  вопросов формирования и распределения  прибыли предприятия. Принятие  законов и других нормативных  актов, регулирующих формирование  и распределение прибыли предприятия,  представляет собой одно из  направлений экономической политики  государства. Законодательные и  нормативные основы этой политики  регулируют образование и распределение  прибыли предприятий в разных  формах. К числу основных из  этих форм относятся: налоговое  регулирование; регулирование механизма  амортизации основных фондов  и нематериальных активов, регулирование  размеров отчислений прибыли  в резервный фонд, регулирование  минимальных размеров заработной  платы и другие.

2. Рыночный  механизм регулирования формирования  и использования прибыли предприятия.  Спрос и предложение на товарном  и финансовом рынках формируют  уровень цен на продукцию, стоимость привлечения кредитов, доходность отдельных ценных бумаг, среднюю норму доходности капитала и т.п. По мере углубления рыночных отношений роль рыночного механизма регулирования, формирования и использования прибыли предприятия будет возрастать.

3. Внутренний  механизм регулирования отдельных  аспектов формирования, распределения  и использования прибыли предприятия.  Механизм такого регулирования  формируется в рамках самого  предприятия, соответственно регламентируя  те или иные оперативные управленческие  решения по вопросам формирования, распределения и использования  прибыли. Так, ряд этих аспектов  может регламентироваться требованиями  устава предприятия. Отдельные  из этих аспектов регулируются  формируемой на предприятии целевой  политикой управления прибылью. Кроме того, на предприятии может  быть разработана и утверждена  система внутренних нормативов  и требований по вопросам формирования, распределения и использования  прибыли.

Информация о работе Управление прибылью предприятия