Управленческий учет на стадии зрелости предприятия

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2011 в 23:49, курсовая работа

Описание работы

Целью работы является изучение особенностей деятельности предприятия на стадии зрелости.
Для достижения цели были поставлены следующие задачи:
- раскрыть понятие бухгалтерского управленческого учета;
- рассмотреть возможные варианты организации управленческого учета;
- охарактеризовать этапы жизненного цикла организации;
- изучить особенность управления организацией на стадии зрелости.

Содержание

Введение 3
1. Основы бухгалтерского управленческого учета 5
1.1 Управленческий учет как элемент системы
бухгалтерского учета 5
1.2 Объекты, методы, принципы и модель
бухгалтерского управленческого учета организации 10
1.3 Возможные варианты организации управленческого
учета: автономная и интегрированная системы 13
2. Особенности управленческого учета на стадии
зрелости предприятия. 18
Жизненный цикл организации и его структура 18
Особенность управления организацией
на стадии зрелости 23
Формирование необходимых стратегий
на данной стадии жизненного цикла организации 27
2.4 Особенности системы управленческого учета «директ-костинг» 30
Заключение 36
Список использованной литературы 38

Работа содержит 1 файл

Управленческий учет на стадии зрелости предприятия. БУ..docx

— 78.46 Кб (Скачать)

     Важнейшей особенностью системы «директ-костинг» является то, что себестоимость продукции (работ, услуг) учитывается и планируется  только в части переменных затрат. При этом постоянные расходы собирают на отдельном счете (или счетах) и  с заданной периодичностью (например, один раз в месяц) списывают непосредственно  на счет финансовых результатов. Другими  словами, постоянные расходы не включаются в себестоимость продукции, а  как расходы периода относятся  на уменьшение прибыли от реализации в том периоде, в котором они  были произведены. В то же время отдельный  учет постоянных затрат дает возможность  менеджерам осуществлять более оперативный  их контроль и регулирование.

     В качестве постоянных расходов выступают часть общепроизводственных расходов и все общехозяйственные расходы, которые только содействуют изготовлению продукции, непосредственно не участвуя в ее производстве. Это затраты, связанные с процессом обслуживания и управления и зависящие в большей мере от длительности отчетного периода. В системе «директ-костинг» по переменным затратам оцениваются и остатки готовой продукции на складе, и незавершенное производство на конец периода. При этом ограничение себестоимости лишь переменными расходами позволяет упростить планирование, учет и контроль за счет резкого уменьшения числа калькуляционных статей затрат: себестоимость становится «более обозримой», а отдельные затраты – лучше контролируемыми.

     Деление расходов на постоянные и переменные позволяет получить информацию о  расходах, необходимую для принятия большого числа управленческих решений. В первую очередь это касается решений в части оценки затрат при различной производительности.

     Еще одно преимущество системы «директ-костинг» состоит в том, что ее применение позволяет использовать многоступенчатый принцип построения отчета о доходах. Отчет должен содержать такие  показатели, как: выручка от реализации продукции (ВР), переменные затраты (ПЗ), маржинальный доход (МД = ВР – ПЗ), постоянные (фиксированные) затраты (ФЗ) и прибыль (П = МД – ФЗ). Таким образом, на первом этапе выявляется маржинальный доход, т.е. сумма продаж за вычетом переменных затрат, а затем уже чистая прибыль предприятия без постоянных расходов. Данный подход усиливает контроль за формированием издержек обращения по местам возникновения затрат и по центрам ответственности и, следовательно, позволяет менеджерам принимать более оперативные и эффективные управленческие решения.

     При использовании «директ-костинга» размер прибыли определяется уровнем переменных производственных затрат, ценами продажи, структурой выпускаемой продукции и величиной постоянных издержек производства. В результате такая учетная информация позволяет в оперативном порядке находить наиболее выгодные комбинации продажных цен и объема производства, быстро переориентировать производство в соответствии с меняющейся конъюнктурой рынка.

     Система «директ-костинг» позволяет:

  • определять формы зависимости затрат от объемов производства;
  • получать информацию о прибыльности или убыточности хозяйственной деятельности в зависимости от объема производства и продаж;
  • рассчитывать критическую точку объема продаж;
  • оптимизировать товарный ассортимент;
  • прогнозировать поведение затрат в зависимости от различных факторов;
  • принимать управленческие решения в условиях ограниченности какого-либо ресурса;
  • проводить эффективную ценовую политику;
  • решать тактические задачи управления предприятием.

     В условиях рыночной экономики «директ-костинг» дает также информацию о возможности  использования в конкурентной борьбе демпинга – продажи товаров по заведомо заниженным ценам, что связано  с установлением нижнего краткосрочного предела цены.

     Одним из важных преимуществ использования  в учете системы «директ-костинг» является возможность изучения взаимосвязей и взаимозависимостей между объемом  производства, затратами и прибылью. Ее применение позволяет управленческому  аппарату заострить внимание на изменении  маржинального дохода как по предприятию  в целом, так и по отдельным  видам продукции, таким образом делая возможным оценку прибыльности производства и продаж различных продуктов вне зависимости от общего спада или подъема объемов реализации, связанных с сезонностью продаж или другими факторами. С другой стороны, выявляя продукцию с большей рентабельностью, предприятие оптимизирует свой ассортимент.

     Следует отметить, что ведение учета в  рамках системы «директ-костинг» осложняется  трудностью подразделения издержек производства на переменные и постоянные (большая часть расходов предприятия  носит полупеременный или условно-постоянный характер), особенно если принять во внимание, что такая классификация  не может быть неизменной на предприятии  и должна уточняться исходя из постоянно  меняющихся условий хозяйствования.

     Производственная  компания выпускает и реализует  три вида продукции. Имеются следующие  данные:

      
Виды  продукции Объем производства, ед. Основные материалы, руб. Заработная  плата основных рабочих, руб.
I 2 000 80 000 60 000
II 1 000 30 000 20 000
III 1 400 35 000 21 000
 

     Общая сумма переменных общепроизводственных расходов равна 58 000 руб. Базой распределения  являются затраты основных материалов.

     Рассчитаем  долю переменных общепроизводственных расходов, приходящуюся на каждый вид  продукции:

     для I – 58 000 x 80 000 / (80 000 + 30 000 + 35 000) = 32 000 (руб.);

     для II – 58 000 x 30 000 / (80 000 + 30 000 + 35 000) = 12 000 (руб.);

     для III – 58 000 x 35 000 / (80 000 + 30 000 + 35 000) = 14 000 (руб.).

     Определим нижний краткосрочный предел цен  по видам продукции:

     для I – (80 000 + 60 000 + 32 000) / 2000 = 86 (руб.);

     для II – (30 000 + 20 000 + 12 000) / 1000 = 62 (руб.);

     для III – (35 000 + 21 000 + 14 000) / 1400 = 50 (руб.).

     Компания  рассматривает проект покупки нового оборудования стоимостью 520 000 руб., максимальная производственная мощность которого составляет 4500 изделий в год при сроке полезного использования, равного 5 годам. Прогнозируемая цена изделия равна 80 руб., а емкость рынка – 3000 изделий в год. Переменные затраты на единицу продукции составляют 55 руб.

     Постоянные  расходы, связанные с использованием данного станка, выражаются через  начисление амортизации в следующей  сумме:

     ФЗ = 520 000 x 20% = 104 000 (руб.).

     Маржинальная  прибыль на единицу выпускаемой  продукции составит:

     МПед = 80 – 55 = 25 (руб.).

     Исходя  из уравнения безубыточности:

     ВР = ПЗед x Vпр + ФЗ + П.

     Таким образом, объем продаж, необходимый  для покрытия постоянных расходов, будет равен:

     Vпр = 104 000 / 25 = 4160 (изд.).

     Следовательно, при емкости рынка, равной 3000 изделий  в год, данный проект будет являться убыточным. Если же предприятие найдет дополнительных покупателей, то при  полной загрузке оборудования оно получит  прибыль:

     П = 4500 x 80 – (4500 x 55 + 104 000) = 8500 (руб.).

     С учетом того, что максимальная загрузка производственных мощностей на практике, как правило, не достигается, а поиск  новых рынков сбыта не всегда возможен и может быть связан с дополнительными  затратами, данную сделку заключать  не следует.

     Торговое  предприятие приобретает у поставщика товары, которые учитываются по учетным  ценам (ценам поставщика без учета  предоставляемых скидок). Поставщик  предоставляет накопительную скидку. Предприятие приобрело три партии товаров, стоимость одной партии (без учета скидок) составляет 118 000 руб., в том числе НДС – 18 000 руб. При приобретении второй аналогичной партии (18 000 руб.) поставщик предоставил скидку в размере 5% – 5900 руб., в том числе НДС – 900 руб., а при приобретении третьей такой же партии – скидку в размере 10% от общей цены – 11 800 руб., в том числе НДС – 1800 руб. В соответствии с учетной политикой учет поступления товаров ведется с применением счетов 15 и 16.

     Дебет 15 Кредит 60 – 100 000 руб. (118 000 – 18 000) –  отражена задолженность за первую партию товара на основании расчетных документов поставщика;

     Дебет 19 Кредит 60 – 18 000 руб. – учтен НДС  по приобретенному товару;

     Дебет 41 Кредит 15 – 100 000 руб. – оприходован  поступивший товар от поставщика по учетной цене;

     Дебет 60 Кредит 51 – 118 000 руб. – перечислена  оплата поставщику товара;

     Дебет 68 Кредит 19 – 18 000 руб. – принят к  вычету НДС по приобретенному товару после оплаты поставщику;

     Дебет 15 Кредит 60 – 95 000 руб. (118 000 – 18 000 – 5000) – отражена задолженность поставщику за вторую партию товара;

     Дебет 19 Кредит 60 – 17 100 руб. (18 000 – 900) – учтен  НДС по приобретенному товару;

     Дебет 41 Кредит 15 – 100 000 руб. – оприходован  поступивший товар от поставщика по учетной цене;

     Дебет 15 Кредит 16 – 5000 руб. (100 000 – 95 000) отражена сумма скидки, предоставленной поставщиком  по второй партии товара (без НДС);

     Дебет 60 Кредит 51 – 112 100 руб. – перечислена  оплата поставщику за вторую партию товара;

     Дебет 68 Кредит 19 – 17 100 руб. – принят к  вычету НДС по приобретенному товару после оплаты поставщику;

     Дебет 15 Кредит 60 – 90 000 руб. (118 000 – 18 000 – 10 000) – отражена задолженность за третью партию товара на основании расчетных  документов поставщика;

     Дебет 19 Кредит 60 – 16 200 руб. (18 000 – 1800) – учтен  НДС по приобретенному товару;

     Дебет 41 Кредит 15 – 100 000 руб. – оприходован  поступивший товар от поставщика по учетной цене;

     Дебет 15 Кредит 16 – 10 000 руб. (100 000 – 90 000) –  отражена сумма скидки, предоставленной  поставщиком по третьей партии товара (без НДС);

     Дебет 60 Кредит 51 – 106200 руб. – перечислена  оплата поставщику за вторую партию товара;

     Дебет 68 Кредит 19 – 16200 руб. – принят к вычету НДС по приобретенному товару после  оплаты поставщику 

       Заключение

       Таким образом, можно сделать следующие  выводы. Управленческий учет можно определить как самостоятельное направление бухгалтерского учета организации, обеспечивающее информационную поддержку системы управления предпринимательской деятельностью. Этот процесс включает выявление, измерение, фиксацию, сбор, хранение, защиту, анализ, подготовку, интерпретацию, передачу и прием информации, необходимой управленческому аппарату для выполнения его функций. Управленческий учет является важным элементом системы управления организацией и функционирует параллельно с системой финансового учета.

       Управленческий  учет имеет целью зафиксировать  стоимость ресурсов, потребленных данным сегментом на входе, и достигнутый  результат на выходе. Таким образом, можно говорить о направленности управленческого учета на соизмерение  затрат и выпуска в разрезе  отдельных центров сегментов  бизнеса, т.е. об использовании в  системе управленческого учета  метода «затраты-выпуск». На базе информации сегментарного учета строится система управленческого контроля предприятия. Данные сегментарного учета удовлетворяют информационные потребности внутрифирменного управления, позволяют контролировать затраты и результаты на разных уровнях управления, составлять сегментарную отчетность.

Информация о работе Управленческий учет на стадии зрелости предприятия