Учёт реализации товаров и анализ товарооборота торговой организации

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2012 в 13:22, дипломная работа

Описание работы

Торговля - это область хозяйства, обслуживающая обращение товаров. Экономическое содержание данного вида деятельности заключается в доведении продукта, созданного в материальной сфере производства, до его потребителя. Основной задачей торговли является удовлетворение спроса потребителя, то есть предоставление последнему товара определённого свойства и качества в определённом месте, в определённое время и за определённую плату.

Содержание

Реферат…………………………………………………………………………….3
Введение…………………………………………………………………………...5
1. Товарооборот – один из важнейших показателей в торговле
1.1. Значение, состав, закономерности и основные направления развития товарооборота………………………………………………………………………..8
1.2. Нормативно-правовое регулирование учёта и отчётности реализации…13
2. Учёт реализации товаров торговой организации
2.1. Краткая характеристика деятельности организации, на материалах которой выполнено исследование………………………………………………...16
2.2. Документальное оформление реализации товаров в оптовой и розничной торговле……………………………………………………………………………..21
2.3. Методика и организация учёта реализации торговой организации……..27
3. Анализ товарооборота торговой организации
3.1. Анализ состава, структуры, выполнения плана и динамики товарооборота……………………………………………………………………34
3.2. Анализ равномерности и ритмичности товарооборота…………………..38
3.3. Анализ влияния основных факторов на изменение товарооборота……..41
3.4. Оптимизация цен в оптовой торговле и прогнозный анализ оптового товарооборота………………………………………………………………………56
3.5. Обобщение неиспользованных возможностей и экономическое обоснование прогнозных резервов………………………………………………..63
3.6. Особенности учёта и признания выручки от реализации в отечественной и международной практике учёта реализации товаров………………………….66
Заключение……………………………………………………………….…………71
Список использованной литературы……………………………………………...77
Приложения…………………………………………………………………………80

Работа содержит 1 файл

1.doc

— 711.00 Кб (Скачать)

Учёт товаров и их реализации в торговых организациях предполагает соблюдение следующих  принципов:

1) Принцип материальной ответственности работников за товарно-материальные ценности при их приёмке, хранении и отпуске. Применение полной индивидуальной или бригадной материальной ответственности определяет ведение учёта товаров и тары по местам хранения и материально ответственным лицам.

2) Принцип документального оформления хозяйственных операций. Этот принцип торговые организации реализуют путём применения типовых и специализированных форм товарных документов для учёта поступления и реализации товаров и тары, которые являются бланками строгой отчётности.

3) Принцип периодической отчётности материально ответственных лиц обусловлен периодичностью бухгалтерской отчётности и необходимостью своевременной обработки и обобщения текущих данных по движению товаров и тары с целью получения информации о товарных запасах, об их реализации, выявления валового дохода от реализации товаров и т.п.

4) Принцип использования в учёте денежного и натурального измерителей определяет ведение натурально-стоимостного и стоимостного учёта в натуральных единицах и национальной денежной единице независимо от валюты контрактов.

5) Выбор учётной цены должен обеспечить удобную схему учёта реализации товаров. В организациях оптовой торговли товары, как правило, учитываются по отпускным ценам организаций-изготовителей и импортёров Республики Беларусь, а товары, ввезённые из-за пределов республики, - по контрактным ценам зарубежного поставщика без налога на добавленную стоимость, пересчитанным в белорусские рубли.

6) Принцип соответствия в учёте товарных операций требует:

- отражения в учёте  поступления, выбытия, внутреннего  перемещения товаров и тары, результатов  их инвентаризации в том отчётном периоде, в котором совершены хозяйственные операции, проведена инвентаризация;

-  единства оценки  поступивших и выбывших товаров,  что обусловливает списание с  материально ответственных лиц  выбывших товаров и тары по  тем же ценам, по которым  они были оприходованы под отчёт;

-  соответствия учётных  и отчётных данных фактическому  наличию товаров и тары, что  обеспечивается их инвентаризацией  и отражением в учёте выявленных  отклонений;

- тождества данных  натурально-стоимостного и стоимостного  учёта, синтетического и аналитического учёта товаров, что обусловлено отражением одной и той же информации на счетах бухгалтерского учёта и обеспечено сверкой соответствующих учётных данных в регистрах бухгалтерского учёта.

7) Оценка реализованных товаров и отражение товаров в отчётности по себестоимости. Себестоимость реализованных товаров (товаров в остатке) в торговле – их покупная без налогов с реализации. В оптовых торговых организациях учёт товаров осуществляют по отпускным ценам (без налога на добавленную стоимость) или фиксированным розничным ценам. Полную себестоимость продаж (остатка) товаров в оптовой торговле определяют суммированием себестоимости реализованных товаров (остатка товаров) по покупным ценам  и расходов на их реализацию (на остаток товаров).

8) Определение момента реализации (признания выручки) и оценки доходов от видов деятельности позволяет обеспечить единые методические основы учёта выручки, валового дохода и прибыли, контролировать уплату налоговых платежей в бюджет. В бухгалтерском учёте реализацию товаров отражают: по оплате расчётных документов покупателями (по дате перевода долга, уступки требования); по моменту отпуска товаров и перехода права собственности на них покупателю [5, с.33-38].

Таким образом, полный и  достоверный учёт и глубокий анализ движения товаров даёт возможность торговой организации влиять на скорость оборота торгового капитала, не допускать затоваривания, осуществлять контроль сохранности товаров, предупреждать образование недостач и, в конечном счёте, получить максимальную прибыль. [10, с.9-10]

 

 

 

1.2. Нормативно-правовое  регулирование учёта и отчётности  реализации товаров (работ, услуг)

 

Хозяйственные операции по реализации товаров, работ и услуг  регламентируются следующими нормативно-правовыми  актами:

Закон Республики Беларусь «О бухгалтерском учёте и отчётности» 18.10.1994 № 3321-XII (с изменениями и дополнениями). Определяет правовые и методологические основы организации и ведения бухгалтерского учёта; основные требования к ведению бухгалтерского учёта; первичные учётные документы, регистры бухгалтерского учёта; состав и порядок представления бухгалтерской отчётности. Данный законодательный акт является фундаментальным для организации учёта в любой организации, в том числе занимающейся оптово-розничной торговлей.

Закон Республики Беларусь 28.07.2003 № 231-З «О торговле» (с изменениями  и дополнениями). Рассматривает основные понятия, касающиеся сферы торговых отношений; виды торговли с выделением оптовой, розничной торговли и общественного  питания, особенности их организации; формы осуществления торговли и их особенности; правила торговли и т.д.

Указ Президента Республики Беларусь 07.03.2000 № 117 «О некоторых мерах  по упорядочению посреднической деятельности при продаже товаров» (с изменениями  и дополнениями). Определяет содержание основных понятий, касающихся посреднической деятельности, состав посредников, их права, порядок и условия осуществления посреднической деятельности на территории Республики Беларусь. Так как исследуемая организация широко практикует посредническую деятельность, то нормы данного законодательного акта имеют к ней прямое отношение.

Постановление Совета министров  Республики Беларусь 07.04.1994 № 384 «Об  утверждении Правил осуществления  розничной торговли отдельными видами товаров и общественного питания». Рассматривает правила розничной торговли отдельными видами товаров и общественного питания.

Постановление Министерства экономики Республики Беларусь 22.04.1999 № 43 «Об утверждении Положения  о порядке формирования и применения цен и тарифов» (с изменениями и дополнениями). Определяет порядок формирования отпускных цен на продукцию производственно-технического назначения, товаров народного потребления и тарифов на услуги; порядок формирования розничных цен; порядок оформления документов и информации по ценам, изменения цен и тарифов. Рассматриваемый субъект хозяйствования формирует цены на реализуемые товары и в этом руководствуется данным нормативным документом.

Постановление Министерства экономики Республики Беларусь и  Министерства торговли Республики Беларусь 25.07.2000 № 143/11 «О некоторых вопросах порядка осуществления оптовой торговли». Рассматривает формы совершения сделок, существенные условия договора купли-продажи, порядок составления и представления первичных документов по реализации в оптовой торговле, порядок осуществления импортных сделок.

Постановление Министерства финансов Республики Беларусь 30.05.2003 № 89 «Об утверждении Типового плана  счетов бухгалтерского учёта и Инструкции по применению Типового плана счетов бухгалтерского учёта» (с изменениями и дополнениями). Утверждает Типовой план счетов бухгалтерского учёта и Инструкцию по его применению всеми субъектами хозяйствования; рассматривает конкретное содержание операций, отражаемых на тех или иных счетах, условия применения счетов бухгалтерского учёта.

Постановление Министерства финансов Республики Беларусь 26.12.2003 № 181 «Об утверждении Инструкции по бухгалтерскому учёту «Доходы организации» (с изменениями и дополнениями). Определяет основные понятия, касающиеся доходов; состав доходов, принимаемых к учёту; порядок оценки и учёта доходов от видов деятельности; признание доходов и т.д. Нормы данного нормативно-правового акта имеют прямое отношение к рассматриваемой теме работы, так как определяют понятие выручки от реализации товаров (работ, услуг), то есть доходов от основной деятельности.

Постановление Министерства торговли Республики Беларусь 29.09.2000 № 17 «Об утверждении правил работы магазинов-складов» (с изменениями  и дополнениями). Даёт общее понятие  магазина-склада, указывает порядок продажи в нём товаров, порядок расчётов, учёт и отчётность в магазине-складе (ЧУП «Белкоопоптторг» руководствуется данным  актом законодательства, так как на его балансе имеется магазин-склад «Оптовик»).

Постановление Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь 31.01.2004 № 16 «Об утверждении Инструкции о порядке исчисления и уплаты налога на добавленную стоимость» (с изменениями и дополнениями). Определяет объекты налогообложения; плательщиков налога; налоговую базу; ставки налога; обороты по реализации, освобождаемые от налога; порядок исчисления налога на добавленную стоимость.

Постановление Министерства статистики и анализа Республики Беларусь 02.07.2002 № 59 «Об утверждении  Инструкции по учёту розничного товарооборота, товарных запасов в торговле» (с изменениями и дополнениями).

Определяет состав розничного товарооборота, состав розничного товарооборота  общественного питания, состав товарных запасов, перечень товаров, входящих в  укрупнённые товарные группы, отражаемые в государственной статистической отчётности.

Постановление Министерства статистики и анализа Республики Беларусь 28.06.2004 № 93 «Об утверждении  формы государственной статистической отчётности 1-опт «Отчёт о деятельности организации оптовой торговли»  и указаний по её заполнению». Перечисляются формы государственной статистической отчётности и лица, на которых они распространяются (в том числе ЧУП «Белкоопоптторг», так как оно занимается оптовой торговлей).

Таким образом, регулирование  процесса реализации, его учёта и отчётности осуществляется в законодательном порядке и регламентируется различными нормативно-правовыми актами в сфере товарного обращения, и исследуемая организация в своей деятельности руководствуется данными нормативными документами.

2. УЧЕТ РЕАЛИЗАЦИИ ТОВАРОВ ТОРГОВОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

2.1. Характеристика  организации, на материалах которой  выполнено исследование

 

Частное унитарное предприятие  «Белкоопоптторг» зарегистрировано решением Мингорисполкома от 20.06.2000 № 695, ЕГР  № 100603606.

Частное унитарное предприятие Белкоопсоюза «Белкоопоптторг» является юридическим лицом, коммерческой организацией, созданной в форме унитарного предприятия, основанного на праве хозяйственного ведения, имеет самостоятельный баланс, расчётный и иные счета в учреждениях банка.

Собственником имущества предприятия является Белорусский республиканский союз потребительских обществ. Органом, уполномоченным от имени собственника управлять имуществом предприятия, является Правление Белкоопсоюза.

Предприятие основано на частной форме собственности юридического лица и создано на неопределённый срок.

Предприятие имеет обособленное структурное подразделение «Магазин-склад  «Оптовик», с отдельным расчётным  счётом, действующее на основании  Положения, а также на балансе  предприятия имеется несколько складов, магазинов и предприятие общественного питания (столовая) (приложение А).

Главной целью деятельности ЧУП «Белкоопоптторг» является хозяйственная  деятельность, направленная на получение  прибыли.

Основным видами деятельности, осуществляемыми предприятием, являются: оптовая торговля потребительскими товарами (продовольственными, непродовольственными), розничная торговля товарами (продовольственными, непродовольственными), деятельность  агентов по торговле товарами, предоставление услуг столовыми при предприятиях и учреждениях, поставка готовой продукции, деятельность автомобильного грузового транспорта, хранение и складирование, сдача в наём собственного недвижимого имущества и т.д., а также осуществление некоторых лицензируемых видов деятельности.

Динамика основных показателей, характеризующих деятельность исследуемой  организации, представлена в таблице 1:

Таблица 1. Информация об основных показателях деятельности

ЧУП «Белкоопоптторг» за период с 2000 по 2004 гг.

Показатели

Ед.изм.

2000 г.

2001 г.

2002 г.

2003 г.

2004 г.

Валовой товарооборот в  действующих ценах

млн.руб.

960,61

2633,32

10270,8

13162,9

21311,9

Валовой товарооборот в  сопоставимых ценах

млн.руб.

960,61

1635,6

4725,5

4829,4

6626,5

Оптовый товарооборот в  действующих ценах

млн.руб.

98,36

190,66

5025,7

12080,2

19735,6

Оптовый товарооборот в  сопоставимых ценах

млн.руб.

98,36

118,4

2312,3

4432,2

6136,4

Валовой доход (от реализации)

млн.руб.

285,57

663,64

1636,8

1085,5

2285

Уровень валового дохода

%

29,73

25,2

28,05

8,25

10,72

Издержки обращения

млн.руб.

157,61

717,89

1913,6

1815,8

2506

Уровень издержек обращения

%

16,41

27,26

32,8

13,79

11,75

Прибыль от реализации

млн.руб.

127,96

-54,24

-34,8

-368,7

-159

Прибыль отчётного года

млн.руб.

49,35

-112,12

92,2

241,1

557

Рентабельность

%

5,14

-

1,58

1,83

2,61

Товарооборот на 1 работника  в сопоставимых ценах

млн.руб.

4,8

7,79

9,9

41,99

59,7

Информация о работе Учёт реализации товаров и анализ товарооборота торговой организации