Учёт реализации товаров и анализ товарооборота торговой организации

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2012 в 10:15, дипломная работа

Описание работы

Целью данной дипломной работы является комплексное изучение методик бухгалтерского учета реализации товаров, оценка и комплексный анализ товарооборота торговой организации на примере частного унитарного предприятия Белкоопсоюза «Белкоопоптторг», а также разработка рекомендаций, направленных на увеличение и оптимизацию структуры объёмов продаж.

Содержание

Реферат…………………………………………………………………………….3
Введение…………………………………………………………………………...5
1. Товарооборот – один из важнейших показателей в торговле
1.1. Значение, состав, закономерности и основные направления развития товарооборота………………………………………………………………………..8
1.2. Нормативно-правовое регулирование учёта и отчётности реализации…13
2. Учёт реализации товаров торговой организации
2.1. Краткая характеристика деятельности организации, на материалах которой выполнено исследование………………………………………………...16
2.2. Документальное оформление реализации товаров в оптовой и розничной торговле……………………………………………………………………………..21
2.3. Методика и организация учёта реализации торговой организации……..27
3. Анализ товарооборота торговой организации
3.1. Анализ состава, структуры, выполнения плана и динамики товарооборота……………………………………………………………………34
3.2. Анализ равномерности и ритмичности товарооборота…………………..38
3.3. Анализ влияния основных факторов на изменение товарооборота……..41
3.4. Оптимизация цен в оптовой торговле и прогнозный анализ оптового товарооборота………………………………………………………………………56
3.5. Обобщение неиспользованных возможностей и экономическое обоснование прогнозных резервов………………………………………………..63
3.6. Особенности учёта и признания выручки от реализации в отечественной и международной практике учёта реализации товаров………………………….66
Заключение……………………………………………………………….…………71
Список использованной литературы……………………………………………...77

Работа содержит 1 файл

Учет реализации товаров.doc

— 711.00 Кб (Скачать)

      Примечание. Источник: собственная разработка.

      Основные  средства ЧУП «Белкоопоптторг» за отчётный год возросли на 1508 млн.руб., или на 26,96%, в том числе активная их часть  на 14,3%.

      Показателями  интенсивности и эффективности  использования МТБ в торговых организациях является фондоотдача (объём  товарооборота на один рубль всех производственных основных средств  или активной их части) и фондоёмкость (обратный показатель) [36, с.267-272].

      Для изучения и оценки влияния МТБ  торговли на развитие товарооборота ЧУП «Белкоопоптторг» (приложения 10, 12, 29, 30) составим таблицу 12:

Таблица 12. Информация об обеспеченности и эффективности использования
производственных  основных средств ЧУП "Белкоопоптторг" за 2003-2004 гг.
Показатели Фактически  за Измене- В % к
2003 год 2004 год ния в прошлому
    динамике году
  Товарооборот, тыс.руб.        
  а) в действующих ценах 13162891 21311866 8148975 161,91
  б) в сопостовимых ценах 13162891 18060903 4898012 137,21
  Среднегод. ст-ть ОС , тыс.руб. 7490414 6347000 -1143414 84,73
    в том числе активной части 472292 314000 -158292 66,48
  Фондоотдача всех ОС, руб.        
  а) исходя из ТО в дейст.  ценах 1,7573 3,3578 1,6005 191,08
  б) исходя из ТО в сопост. ценах 1,7573 2,8456 1,0883 161,93
  Фондоотдача активных ОС, руб.        
  а) исходя из ТО в дейст.  ценах 27,8702 67,8722 40,002 243,53
  б) исходя из ТО в сопост. ценах 27,8702 57,5188 29,6486 206,38
  Фондоёмкость всех ОС, руб, 0,5691 0,2978 -0,2713 52,33

      Примечание. Источник: собственная разработка.

      Фондоотдача основных средств в динамике увеличилась  на 1,6005 рублей (на 91,08%). За счёт повышения  цен она возросла на 0,5122 руб. (3,3578 – 2,8456), что составляет 29,15% к её уровню за прошлый год. Фондоёмкость основных средств соответственно уменьшилась на 0,2713 рублей (на 47,67%).

      Влияние факторов на объём товарооборота  рассмотрим в таблице 13:

Таблица 13. Влияние стоимости основных средств и эффективности их использования на динамику товарооборота ЧУП "Белкоопоптторг"
Факторы Влияние на динамику ТО Влияние на динамику ТО в
в действующих ценах, тыс.руб. сопостовимых  ценах, тыс.руб.
расчет сумма расчет сумма
Изменение ср/год. ст-ти ОС   -1143414 * 1,7573 -2009321 -1143414 * 1,7573 -2009321
Изменение фондоотдачи ОС   1,6005 * 6347000 10158373 1,0883 * 6347000 6907440
Всего       8149052     4898119

      Примечание. Источник: собственная разработка.

      Рост  фондоотдачи производственных основных средств ЧУП «Белкоопоптторг» обеспечил  увеличение товарооборота на 10158373 тыс.руб., а снижение среднегодовой стоимости основных средств уменьшило его на 2009321 тыс.руб. Вместе с тем, рост цен на товары вызвал рост фондоотдачи, который обеспечил увеличение объёма реализации на 3250963 тыс.руб. ((1,6005 – 1,0883) * 6347000).

      Влияние цен и переоценки основных средств  указано в таблице 14:

Таблица 14. Алгоритм расчёта для изучения влияния факторов
на  фондоотдачу в ЧУП «Белкоопоптторг» в 2004 году
                 
Показатели I расчет II расчет III расчет
Товарооборот, тыс.руб.   В сопостовимых В действующих В действующих
      ценах   ценах   ценах  
      18060903 21311866 21311866
Ср/год. ст-ть ОС, тыс.руб.   В сопостовимой В сопостовимой В фактической
      оценке   оценке   оценке  
      6347000 6347000 7689000
Фондоотдача, руб.     В сопостовимой Пересчитанная Фактически  за
      оценке       отчетный  год
      2,8456 3,3578 2,7717
Влияние на фондоотдачу инфляционных факторов:    
повышения цен на товары:          
3,3578 – 2,8456 = 0,5122 руб.;
переоценки  (индексации) производственных основных средств:
2,7717 – 3,3578 = -0,5861 руб.

      Фондоотдача основных средств ЧУП «Белкоопоптторг» возросла в отчётном году по сравнению  с прошлым на 0,5122 рублей (т.е. на 29,15%) за счёт роста цен на товары, однако переоценка основных средств вызвала её снижение на 0,5861 рублей (на 33,35%) [1, с.26-29].

      Корреляционно-регрессионный  анализ.

      Как уже отмечалось выше, для проведения факторного анализа могут использоваться методы экономико-математического  моделирования, в частности корреляционно-регрессионный анализ, для выполнения которого порекомендуем специальную программу MATRIXER. Она позволяет как дать описание всех участвующих показателей (например, колеблемость факторов, коэффициенты асимметрии, величина эксцесса, значение F-критерия Фишера), так и провести линейную пошаговую регрессию, построить корреляционную матрицу, график функции, функцию распределения и т.д.

      Введём  необходимые обозначения: Y - оптовый товарооборот, X1 - среднегодовая стоимость основных средств, X2 - среднесписочная численность, X3 - издержки обращения, X4 - средние товарные запасы.

      Проведя с помощью данной программы факторный  корреляционно-регрессионный анализ (приложение 31), мы сделали следующие  выводы:

1) Колеблемость  факторов X1,  X3,  X4 не велика, а фактору X2 и  функции Y присуща значительная вариация.

2) Коэффициенты  асимметрии говорят о правосторонней  асимметрии распределения рядов  Х1, Х2 и Х4 и о левостороннем - рядов Y и Х3.

3) Величина  эксцесса для всех показателей  меньше трёх, что подтверждает низковершинное распределение вариационных рядов.

4) Значение  F-критерия Фишера при постепенном добавлении факторов в корреляционную модель увеличивается и при полном наличии всех факторов, участвующих в регрессионном уравнении, достигает 125,97. это свидетельствует о значимости данного уравнения регрессии.

5) Проведя  методом наименьших квадратов  пошаговый регрессионный анализ, построим уравнение регрессии,  которое имеет вид:

      Y = А0 + А1Х1 + А2Х2 + А3Х3 + А4Х4,

где А0 - свободный член уравнения; Х1…Хn - факторы, определяющие результативный показатель; А1…Аn - коэффициенты регрессии при факторных показателях, характеризующие уровень влияния каждого фактора на результативный показатель в его единицах измерения.

      Y = 367,939 + 0,06X1 - 3,054X2 + 6,982X3 - 0,055X4

      Знак "-" перед Х2 означает, что при увеличении численности работников качество работы оптовой фирмы снижается, следовательно, уменьшается и выручка, то есть организации не следует расширять свои штаты. "-" перед Х4 свидетельствует о том, что рост товарных запасов ведёт к затовариванию и  образованию залежалых и  неходовых товаров, что сказывается на объёме товарооборота, следовательно, ЧУП "Белкоопоптторг" нельзя допускать увеличения объёма товарных запасов и  образования их сверхнормативной величины.

      Коэффициент регрессии данного уравнения  составляет 96%, то есть связь между  факторами и  результативным признаком  весьма тесная.

      Коэффициент множественной детерминации соответственно равен 93%, что свидетельствует о  том, что изменение товарооборота на 93% зависит от изменения учтённых факторов.

     Таким образом, факторный анализ товарооборота  ЧУП «Бекоопоптторг» за 2004 год  по сравнению с 2003 годом показал, что оптовый товарооборот вырос  за счёт увеличения товарных запасов  на начало года, поступления товаров и снижения запасов на конец года. Розничный товарооборот вырос только за счёт увеличения поступления товаров. Ускорение товарооборачиваемости в оптовой торговле высвободило средства, вложенные в товарные запасы, в розничной потребовалось дополнительное привлечение оборотных средств. Товарооборот увеличился за счёт роста выработки, снижение численности работников же несколько уменьшило реализацию. Рост фондоотдачи основных средств обеспечил увеличение товарооборота, а снижение их среднегодовой стоимости вызвало уменьшение товарооборота.

      3.4. Оптимизация цен  в оптовой торговле
 

      Рассматривая  влияние факторов на развитие товарооборота, нельзя забывать о важности ценового фактора. Цена является одним из важнейших  экономических параметров, которые  оказывают существенное влияние  на величину основных показателей, характеризующих  деятельность субъектов хозяйствования. Ведь правильно сформированная и экономически обоснованная цена во многом определяет выручку, получаемую от реализации продукции (товаров, работ, услуг), а, в конечном счёте, прибыль и, соответственно, рентабельность организации, а, следовательно, и её жизнеспособность. Цены являются элементом, определяющим финансовую стабильность компании, и сильнейшим орудием в борьбе с конкурентами.

      Цена  служит средством установления определённых отношений между компанией и  покупателями и помогает созданию о ней соответствующих представлений, что может оказать влияние на последующее развитие компании. То есть ценообразование – это средство достижения целей фирмы и получения вознаграждения за результаты её деятельности.

      В настоящее время вопрос цены, её калькулирования весьма актуален. Без правильных оценок коммерческих затрат, относящихся к тому или иному товару, невозможно адекватно оценить достигнутые финансовые результаты.

      Принимая  управленческие решения по сбыту  товаров, следует провести предварительный управленческий анализ в области ценообразования. Правильная методика установления цены, разумная ценовая тактика, последовательная реализация обоснованной ценовой стратегии составляют необходимые компоненты успешной деятельности любого субъекта хозяйствования в жёстких условиях рыночной экономики. Необходимо чётко представлять, какой метод установления цены предпочтителен в данной ситуации, к каким финансовым последствиям приведёт его применение.

      Существует  несколько методов ценообразования, предполагающих включение в цену товара определённого процента наценки [31, с.332-334].

      Метод ценообразования  на основе переменных затрат. Сущность данного метода заключается в расчёте некоторой процентной наценки к переменным затратам для каждого вида продукции. Цена должна покрыть всю сумму затрат и обеспечить получение желаемой прибыли.

      Рассмотрим  информацию о реализации холодильных  витрин ЧУП «Белкоопоптторг» (приложения 32, 33). Данные приведены в таблице 15 (затраты определены на основании  специального расчёта):

      Таблица 15. Данные о реализации холодильных витрин

      ЧУП «Белкоопоптторг» в 2004 году

      
Желаемая  величина прибыли, руб. Суммарные постоянные расходы, руб. Переменные  расходы на единицу, руб. Кол-во реализованных  единиц, шт. Суммарные переменные издержки, руб. Закупочная  цена еди-ницы, руб.
66191190 94586878 176166 1300 229015343 2545815

Информация о работе Учёт реализации товаров и анализ товарооборота торговой организации