Учёт реализации товаров и анализ товарооборота торговой организации

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2012 в 10:15, дипломная работа

Описание работы

Целью данной дипломной работы является комплексное изучение методик бухгалтерского учета реализации товаров, оценка и комплексный анализ товарооборота торговой организации на примере частного унитарного предприятия Белкоопсоюза «Белкоопоптторг», а также разработка рекомендаций, направленных на увеличение и оптимизацию структуры объёмов продаж.

Содержание

Реферат…………………………………………………………………………….3
Введение…………………………………………………………………………...5
1. Товарооборот – один из важнейших показателей в торговле
1.1. Значение, состав, закономерности и основные направления развития товарооборота………………………………………………………………………..8
1.2. Нормативно-правовое регулирование учёта и отчётности реализации…13
2. Учёт реализации товаров торговой организации
2.1. Краткая характеристика деятельности организации, на материалах которой выполнено исследование………………………………………………...16
2.2. Документальное оформление реализации товаров в оптовой и розничной торговле……………………………………………………………………………..21
2.3. Методика и организация учёта реализации торговой организации……..27
3. Анализ товарооборота торговой организации
3.1. Анализ состава, структуры, выполнения плана и динамики товарооборота……………………………………………………………………34
3.2. Анализ равномерности и ритмичности товарооборота…………………..38
3.3. Анализ влияния основных факторов на изменение товарооборота……..41
3.4. Оптимизация цен в оптовой торговле и прогнозный анализ оптового товарооборота………………………………………………………………………56
3.5. Обобщение неиспользованных возможностей и экономическое обоснование прогнозных резервов………………………………………………..63
3.6. Особенности учёта и признания выручки от реализации в отечественной и международной практике учёта реализации товаров………………………….66
Заключение……………………………………………………………….…………71
Список использованной литературы……………………………………………...77

Работа содержит 1 файл

Учет реализации товаров.doc

— 711.00 Кб (Скачать)

      Для решения проблем, возникающих в  процессе отражения доходов, нам  представляется необходимым:

      1) отказаться от единого для  всех хозяйственных операций  порядка признания выручки в  организации, устанавливаемого учётной  политикой;

       2) предоставить  организациям право самостоятельно  определять момент отражения  доходов в учёте по мере  соблюдения критериев признания  выручки, предложенных на рисунке  3:

                                                                                                       нет

                                                        да

                                                                                                      нет 

                                                        да

                                                                                                      нет 

                                                        да

                                                                                                      нет

                                                        да 
 

     Рисунок 3. Порядок признания выручки в бухгалтерском учёте [28, с.39].

      Таким образом, существующие в Республике Беларусь подходы к признанию  выручки не учитывают в полной мере особенности формирования доходов  и требуют их корректировки в соответствии с принципами, заложенными в международных стандартах. По нашему мнению, в целях совершенствования существующего порядка признания выручки необходимо:

     1) отказаться от применяемых вариантов  учёта выручки  и предоставить  организациям право самостоятельно определять момент отражения выручки в бухгалтерском учёте на основании документа, идентифицирующего факт хозяйственной деятельности, с учётом выполнения всех критериев признания;

     2) дополнить существующие критерии  признания выручки требованиями передачи права собственности на имущество и рисков, связанных с ним, или права владения и пользования (пользования) им, а также требованием существенности информации об объекте, подлежащем отражению в учёте.

     ЗАКЛЮЧЕНИЕ 

     Изучив  на практике методики ведения бухгалтерского учёта операций по оптовой и розничной реализации товаров на частном унитарном предприятии Белкоопсоюза «Белкоопоптторг» и проведя комплексный анализ товарооборота данной организации, были сделаны следующие выводы и рекомендации:

     1. Несмотря на положительный факт  составления таблиц результатов  финансово-хозяйственной деятельности  ЧУП «Белкоопоптторг», методика  расчёта некоторых из них (в  частности прибыли от реализации) неверна: для определения прибыли  от реализации товаров необходимо из суммы валового дохода (реализованного наложения) вычесть издержки обращения соответствующего отчётного периода; в рассматриваемой же организации из валового дохода дополнительно вычитают сумму налога на добавленную стоимость на реализованные товары (хотя валовой доход должен рассчитываться уже за минусом НДС и других платежей в бюджет из выручки).

     2. В ЧУП «Белкоопоптторг» не  составляются некоторые документы  (заявки-заказы организаций-покупателей  товаров, журнал регистрации заказов  покупателей – для последующего контроля их исполнения, журнал передачи товаров со склада в экспедицию – для контроля своевременности доставки грузов покупателям и возврата окончательно оформленных документов). Конечно, в результате этого сокращается документооборот, но всё же отсутствие данных документов затрудняет оперативный учёт и контроль отдельных операций по отгрузке товаров.

     3. Зачастую отгрузка товаров производится  по доверенностям, в которых  не указывается перечень товаров,  подлежащих получению, и, кроме  того, в товарно-транспортных накладных регулярно не расписывается водитель, принявший груз, что является нарушением инструктивных документов.

     4. Серьёзным нарушением требований  нормативных документов со стороны  ЧУП «Белкоопоптторг» является  то, что приходные кассовые ордера регулярно не подписываются главным бухгалтером, а расходные, кроме того, не подписываются  директором. В связи с этим на организацию могут быть наложены соответствующие штрафные санкции.

     5. В ЧУП «Белкоопоптторг» синтетический  учёт реализации товаров ведётся в различных мемориальных ордерах, из которых впоследствии (по истечении каждого месяца) суммы по счёту 90 «Реализация» переносятся в Главную книгу. Это означает, что единого сводного мемориального ордера, то есть учётного регистра по счёту 90 «Реализация», в изучаемом субъекте хозяйствования не составляется, а суммы по операциям реализации товаров необходимо брать из разных ордеров, составляемых разными работниками бухгалтерии. Такой раздельный учёт реализации создаёт значительные неудобства, так как данные приходится смотреть в нескольких учётных регистрах, а систематизированную и наглядную информацию о реализации можно получить только из Главной книги. Кроме того, имеется вероятность допущения ошибок со стороны бухгалтеров в связи с раздельным ведением синтетического учёта оптовой и розничной реализации товаров. В связи с этим рекомендуем несколько упорядочить организацию учёта реализации товаров в ЧУП «Белкоопоптторг» путём введения отдельного сводного мемориального ордера по счёту 90 «Реализация» (представления обоснованного прошения в вышестоящую организацию (Белорусский республиканский союз потребительских обществ) о необходимости утверждения такого документа).

     6. Недостатком являются недоработки  в учётной политике ЧУП «Белкоопоптторг»  в части организации ведения учёта реализации по субсчетам некоторых синтетических счетов: например, по дебету субсчёта 90/1 «Реализация товаров, работ, услуг в оптовой торговле» отражается как списание стоимости товаров при их реализации, так и начисление задолженности бюджету по налогу на добавленную стоимость и акцизам на реализованный товар. Это, естественно, не способствует наглядности представляемой учётной информации и конкретизации учёта и контроля за отражением совершаемых операций. Кроме того, не выделяется субсчёт 90/9 «Прибыль (убыток) от реализации», и в конце месяца при отражении финансового результата от реализации товаров на счёт 99 «Прибыли и убытки» он списывается всё с того же субсчёта 90/1. В соответствии же с нормативными документами такое списание должно производиться именно с субсчёта 90/9, а по окончании года все субсчета, открытые к счёту 90 «Реализация», должны закрываться внутренними записями на субсчёт 90/9 «Прибыль (убыток) от реализации». Поэтому порекомендуем ЧУП «Белкоопоптторг» открыть соответствующие субсчета к счёту 90 «Реализация» для правильного и детального учёта операций по реализации товаров.

      7. В целом по изучаемой организации  лучшим годом за период с  2000 по 2004 гг. по показателям валового  товарооборота, оптового товарооборота (всё в сопоставимых ценах), уровня валового дохода, уровня издержек обращения и производительности труда в сопоставимых ценах является 2002 год, и, кроме того, в ЧУП «Белкоопоптторг» наблюдается тенденция к постепенному снижению эффективности работы после 2002 года. Следовательно, данному субъекту хозяйствования следует принять меры по улучшению (оптимизации) хозяйственной деятельности и повышению эффективности хозяйствования.

      8. План валового товарооборота  ЧУП «Белкоопоптторг» за 9 месяцев  2005 года не выполнен (89%) в связи с невыполнением плана оптовой реализации, занимающей основной удельный вес в общем объёме товарооборота (86%). В результате потери в валовом товарообороте составляют 3231919 тыс.руб. Из этого следует, что ЧУП «Белкоопоптторг» необходимо решить, как улучшить торговую и иную коммерческую работу по увеличению объёма оптового товарооборота. Вместе с тем организацией обеспечены значительные темпы роста товарооборота в динамике как в действующих, так и в сопоставимых ценах, что свидетельствует об интенсивном развитии ЧУП «Белкоопоптторг» в части обеспечения высоких темпов роста объёма продаж.

      9. Оптовая реализация отдельных  групп товаров за 9 месяцев 2005 года резко сократилась (консервы  мясные, мука, водка, пиво, кассовые  аппараты и др.), в результате чего изменилась и структура реализации. В связи с этим потери в товарообороте составили 1016610 тыс.руб.

      10. ЧУП «Белкоопоптторг» не выполнило  план оптового товарооборота  за 9 месяцев 2005 года в январе, феврале, июне и июле, в результате  чего план в целом по организации был недовыполнен на 14%. В связи с этим потери товарооборота составляют 4553712 тыс.руб.

      11. В целом за 9 месяцев 2005 года выполнение плана оптового товарооборота ЧУП «Белкоопоптторг» было довольно равномерным. Структурные же подразделения ЧУП «Белкоопоптторг» неравномерно выполняли план, причём из четырёх структурных подразделений три (т.е. 75%) не справились с плановым, что свидетельствует о недостатках в их торговой деятельности (потери товарооборота составляют 5134907 тыс.руб.) и, соответственно, резервах роста оптовой продажи товаров.

      12. Снижение товарных запасов на начало года, увеличение товарных запасов на конец года и рост прочего выбытия в розничной торговле привели к уменьшению в 2004 году по сравнению с 2003 годом розничного товарооборота на 202887 тыс.руб., 18572 тыс.руб. и 18 тыс.руб соответственно; рост прочего выбытия в опте уменьшил объём оптового товарооборота на 30 тыс.руб., то есть потери в товарообороте составили 221507 тыс.руб. Следовательно,  ЧУП «Белкоопоптторг» следует проводить оперативный анализ состояния товарных запасов и разработать меры по их оптимизации, а также по снижению и предупреждению непроизводительных потерь.

      13. Товарные запасы в днях на  складах ЧУП «Белкоопоптторг»  за 2004 год сократились, что свидетельствует об улучшении торговой и иной коммерческой деятельности организации. В динамике ускорилась  товарооборачиваемость, в результате чего из оборота было высвобождено средств на сумму 434938 тыс.руб.. Это является положительным моментом в деятельности организации, т.к. ЧУП «Белкоопоптторг» может реализовать возможность производительного вложения высвобожденных средств в оборот в предстоящем периоде. В розничной же торговле, напротив, наблюдается рост товарных запасов и, следовательно, замедление оборачиваемости товаров, в связи с чем было дополнительно привлечено оборотных средств на сумму 7781 тыс.руб. Следовательно, организации необходимо принять меры по ускорению товарооборачиваемости в рознице.

     14. Увеличение производительности труда в ЧУП «Белкоопоптторг» опережает рост как товарооборота, так и средней заработной платы, что способствует повышению эффективности работы данной организации. Товарооборот ЧУП «Белкоопоптторг» увеличился за счёт роста выработки, т.е. интенсивного фактора, что с положительной стороны характеризует работу данного субъекта хозяйствования.

     15. В связи с повышением удельного веса численности административно-управленческих работников в общей их численности в 2004 году по сравнению с 2003 годом произошло снижение производительности труда и, соответственно, товарооборот уменьшился на 365905,5 тыс.руб. Поэтому ЧУП «Белкоопоптторг» следует оптимизировать структуру персонала.

      16. Рост фондоотдачи производственных  основных средств ЧУП «Белкоопоптторг»  обеспечил увеличение оптового товарооборота. Обеспечение роста реализации за счёт интенсивных факторов (фондоотдача), а не за счёт экстенсивных (среднегодовая стоимость основных средств) является положительным моментом в хозяйственной деятельности.

      17. Проведя экстраполяцию развития оптового товарооборота ЧУП «Белкоопоптторг», получили, что величину реализации товаров можно прогнозировать на будущие периоды по уравнению параболы второго порядка, т.к. оптовый товарооборот данного субъекта хозяйствования развивается неравномерно (с некоторым ускорением). Так, согласно расчётам, проведенным на основе динамического ряда товарооборота организации по годам, в 2006 году объём реализации ЧУП «Белкоопоптторг»  составит 14387,3 млн.руб. Данные расчёты имеют очень важное значение для принятия обоснованных решений в области управления деятельностью организации.

      18. Проведенный маржинальный анализ (анализ «затраты-объём-прибыль») показал, что в 2004 году, имея оптовый товарооборот свыше 10338,7 млн.руб., ЧУП «Белкоопоптторг» будет иметь прибыль и будет покрывать свои издержки при доходах не ниже 1454,5 млн.руб. Кроме того, изучаемая организация может снизить доходы на 47,58% (1320,5 млн.руб.) в критических ситуациях. Данные сведения могут играть большую роль при принятии соответствующих управленческих решений как в настоящий момент ЧУП «Белкоопоптторг», так и в перспективе. Кроме того, поскольку цены являются одним из важнейших факторов, влияющих на величину реализации, был проведен оптимизационный анализ ценообразования, и сделан вывод, что для расчёта цен на определённые товары возможен любой из рассмотренных способов (метод переменных затрат, метод валовой прибыли, метод рентабельности продаж), но наиболее доступным, простым и эффективным с экономической точки зрения является применение метода валовой прибыли.

Информация о работе Учёт реализации товаров и анализ товарооборота торговой организации