Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2012 в 10:15, дипломная работа
Целью данной дипломной работы является комплексное изучение методик бухгалтерского учета реализации товаров, оценка и комплексный анализ товарооборота торговой организации на примере частного унитарного предприятия Белкоопсоюза «Белкоопоптторг», а также разработка рекомендаций, направленных на увеличение и оптимизацию структуры объёмов продаж.
Реферат…………………………………………………………………………….3
Введение…………………………………………………………………………...5
1. Товарооборот – один из важнейших показателей в торговле
1.1. Значение, состав, закономерности и основные направления развития товарооборота………………………………………………………………………..8
1.2. Нормативно-правовое регулирование учёта и отчётности реализации…13
2. Учёт реализации товаров торговой организации
2.1. Краткая характеристика деятельности организации, на материалах которой выполнено исследование………………………………………………...16
2.2. Документальное оформление реализации товаров в оптовой и розничной торговле……………………………………………………………………………..21
2.3. Методика и организация учёта реализации торговой организации……..27
3. Анализ товарооборота торговой организации
3.1. Анализ состава, структуры, выполнения плана и динамики товарооборота……………………………………………………………………34
3.2. Анализ равномерности и ритмичности товарооборота…………………..38
3.3. Анализ влияния основных факторов на изменение товарооборота……..41
3.4. Оптимизация цен в оптовой торговле и прогнозный анализ оптового товарооборота………………………………………………………………………56
3.5. Обобщение неиспользованных возможностей и экономическое обоснование прогнозных резервов………………………………………………..63
3.6. Особенности учёта и признания выручки от реализации в отечественной и международной практике учёта реализации товаров………………………….66
Заключение……………………………………………………………….…………71
Список использованной литературы……………………………………………...77
Примечание. Источник: собственная разработка.
ЧУП «Белкоопоптторг» добилось высоких темпов роста оптового и розничного товарооборота в динамике за три года как в действующих, так и в сопоставимых ценах.
Имея динамический ряд по оптовому товарообороту ЧУП «Белкоопоптторг», можем выявить основную тенденцию развития товарооборота за достаточно длительный период времени и определить, как может в дальнейшем развиваться оптовая реализация товаров, которая занимает наибольший удельный вес. Прежде чем производить расчёты по экстраполяции, необходимо наиболее точно определить общую тенденцию развития оптового товарооборота ЧУП «Белкоопоптторг» математически через уравнение кривой типа параболы второго порядка (так как товарооборот растёт неравномерно).
Уравнение параболы второго порядка выражается формулой (1):
yt = a0 + a1t + a2t2, (1)
где a0,1,2 – параметры уравнения (a1 – постоянный рост товарооборота, а2 – ускорение товарооборота); t – порядковый номер года (2000-2004 гг.); yt - выровненный объём товарооборота за период t.
Параметры a0, а1, а2 определяются путём решения системы уравнений (2):
a0n + a2 ∑t2 = ∑y,
a1∑t2 = ∑yt, (2)
a0∑t2 + a2 ∑t4 = ∑yt2,
где n – число лет; y – фактический оптовый товарооборот (очищенный) в сопоставимых ценах.
Необходимые расчёты проведём в таблице 5.
Система уравнений (2) будет выглядеть следующим образом:
5a0 + 10a2 = 14657,5
10a1 = 18534,9 (3)
10a0 + 34a2 = 33356,7
Имеем: a1 = 1853,5; a2 = 288,7; a0 = 2354,1
Тогда, yt = 2354,1 + 1853,5 t + 288,7 t2 (4)
Годы | Товаро-оборот, млн.руб., y | t | t2 | yt | t4 | yt2 | Выравнен- ный ТО по параболе, млн.руб., yt | Отклон-ие факт. знач-ия от выравнен-ного, млн. руб., (y-yt) | (y - yt)2 |
t1 | 98,4 | -2 | 4 | -196,7 | 16 | 393,4 | -198,1 | 296,5 | 87888,5 |
t2 | 130,5 | -1 | 1 | -130,5 | 1 | 130,5 | 789,3 | -658,8 | 434017 |
t3 | 2551,9 | 0 | 0 | 0,0 | 0 | 0,0 | 2354,1 | 197,8 | 39109 |
t4 | 4891,4 | 1 | 1 | 4891,4 | 1 | 4891,4 | 4496,3 | 395,1 | 156136 |
t5 | 6985,3 | 2 | 4 | 13970,7 | 16 | 27941,3 | 7215,9 | -230,6 | 53162,5 |
Итого | 14657,5 | 0 | 10 | 18534,9 | 34 | 33356,7 | 14657,5 | 770313 |
Примечание. Источник: собственная разработка.
Если предположить, что оптовый товарооборот будет расти по данному уравнению, то можно прогнозировать его на ближайшие периоды. Так, в t7 (2006 г.), номер которого должен быть +4, оптовый товарооборот будет равен: yt7 = 2354,1 + 1853,5 * (+4) + 288,7 * 16 = 14387,3 (млн.руб.)
Также рассчитаем среднеквадратическое отклонение и коэффициент вариации, для чего сделаем необходимые расчёты (см. таблицу 5).
Среднеквадратическое отклонение и коэффициент вариации составят:
σ = 770313 : 5 = ±392,5, υ = (392,5 * 100) : 2931,5 = 13,4%
Таким образом, неравномерность развития товарооборота ЧУП «Белкоопоптторг» по годам составляет 13,4% [38, с.291-298].
Кроме того, следует выявить возможности и резервы развития оптовой продажи товаров с предварительной оплатой (что для ЧУП «Белкоопоптторг» является актуальным, так как данный способ оплаты им почти не применяется), минимизации отпуска товаров с рассрочкой платежа и т.п.[12, с.99].
Таким образом, ЧУП «Белкоопоптторг» обеспечены значительные темпы роста товарооборота в динамике. Что же касается плана товарооборота, то он перевыполнен только по розничной торговле и общественному питанию, но вследствие значительно большего удельного веса оптовой реализации, по которой план не выполнен, план валового товарооборота не выполнен, в связи с чем потери в валовом товарообороте составляют 3231919 тыс.руб.
3.2.
Анализ ритмичности
и равномерности
развития товарооборота
Своевременная и равномерная поставка товаров обеспечивает успешное выполнение плана товарооборота, высокие темпы его роста в динамике. Для характеристики поставки по месяцам составим таблицу 14.1 (приложение 14).
ЧУП «Белкоопоптторг» выполнило план товарооборота за девять месяцев 2005 года (приложения 4, 15-23) в марте, апреле, мае, августе и сентябре, однако это оказалось недостаточным, в результате чего план в целом по организации был недовыполнен на 14%. В связи с этим потери оптового товарооборота составляют 4553712 тыс.руб.
Для
определения равномерности
Рисунок 1. Выполнение плана товарооборота ЧУП «Белкоопоптторг» по месяцам 2004 года
Кроме
того, определим коэффициент
В случаях, когда неритмичная поставка произошла по вине поставщиков, следует предусмотреть создание на складах резервных товарных запасов и принять соответствующие меры воздействия на поставщиков [21, с.286-290].
Также рассчитывается коэффициент равномерности. Основное его достоинство – это то, что он позволяет оценивать фактические отклонения реализации от среднего за период значения продаж как в меньшую, так и в большую сторону: если отклонения допущены в сторону уменьшения среднего значения, значит, продавали меньше, чем продают обычно (в среднем); если отклонения превышают среднее значение, значит, обычно продавали меньше, чем могут продавать в периоды наилучшей работы. Очевидно, и в том и в другом случаях упущены возможности увеличения продаж, которые следует учесть и использовать в будущем [13, с. 108-111].
Для определения коэффициента равномерности предварительно рассчитаем среднее квадратическое отклонение (σ) и коэффициент вариации, или неравномерности (ν ) по следующим формулам (5), (6):
σ = Σ (Х – Х)2 / n, (5) υ = σ*100 / X, (6)
где Х – процент выполнения плана оптовой реализации за каждый месяц; Х - процент выполнения плана за 3 квартала; n – число месяцев периода.
Расчёты произведём в таблице 14.2 (приложение 14).
Согласно расчётам σ = 24,66; ν = 28,64%
Коэффициент равномерности (Кравн) рассчитывают по формуле (7):
Кравн = 100 – ν (7)
Кравн = 100 – 28,64 = 71,36%.
То есть выполнение плана оптового товарооборота за три квартала 2005 года было равномерным на 71,36% [35, с.103-110].
Однако нельзя обоснованно делать выводы о выполнении плана товарооборота по средним и сводным показателям, ибо за хорошими показателями в целом по организации могут скрываться недостатки в работе отдельных структурных подразделений. Вскрытие этих недостатков позволит выявить неиспользованные резервы, имеющиеся в торговой организации. Соответствующие данные представлены в таблице 24.1 (приложение 24).
Структурные
подразделения ЧУП «
Произведём
группировку подразделений
Проанализируем
ритмичность и равномерность
товарооборота структурных
по складу № 2 σ = 82,67, ν = 86,11%, Кравн = 13,89%
по складу № 3 σ =193,75, ν = 69,42%, Кравн = 30,58%
по складу ювелирных изделий σ =30,34, ν = 56,08%, Кравн = 43,92%
по магазину «Оптовик» σ =28,58, ν = 36,50%, Кравн = 63,5%
По
всем структурным подразделениям ЧУП
«Белкоопоптторг» наблюдается несколько
большая неравномерность
Таким образом, ЧУП «Белкоопоптторг» выполнило план товарооборота за три квартала 2005 года в пяти месяцах из девяти (55,56%), однако это оказалось недостаточным, в результате чего план в целом по организации не был выполнен. В связи с этим потери оптового товарооборота составляют 4553712 тыс.руб. Проанализировав равномерность развития товарооборота организации, получили, что выполнение плана оптового товарооборота за три квартала 2005 года было относительно равномерным (71,36%). Однако структурные подразделения ЧУП «Белкоопоптторг» неравномерно выполняли план товарооборота (причём только один склад № 3 перевыполнил план), что свидетельствует о недостатках в их торговой деятельности и резервах роста оптовой реализации товаров.
3.3.
Анализ влияния
основных факторов
на изменение товарооборота
Выполнение плана и динамика как оптового, так и розничного товарооборота зависят от трёх групп факторов:
1) Обеспеченность
и использование товарных
2) Обеспеченность трудовыми ресурсами, режим и эффективность труда.
3) Состояние,
развитие и использование
Анализ обеспеченности и эффективности использования товарных ресурсов.
Анализ товарных ресурсов обычно начинают с составления товарного баланса и изучения его показателей, формула (8) которого следующая:
Зн + П = Р + В + Зк (8)
где Зн (Зк) – запасы товаров на начало (конец) отчётного периода; П – поступление товаров; Р – оптовый товарооборот; В – прочее выбытие товаров естественная убыль, уценка, товарные потери и др.).
Влияние показателей товарного баланса на развитие товарооборота можно определить, применив следующую формулу (9):
Р = Зн + П – В – Зк (9)
Следовательно,
на выполнение плана и динамику товарооборота
положительное влияние
Так как ЧУП «Белкоопоптторг» применяет метод реализации по отгрузке, то не учитываются остатки товаров отгруженных на начало и конец анализируемого периода, как это делается, если моментом оптовой реализации является поступление платежей за поставленные товары.
Товарный баланс (приложения 13, 26) представим в таблицах 6, 7:
Информация о работе Учёт реализации товаров и анализ товарооборота торговой организации