Учёт реализации товаров и анализ товарооборота торговой организации

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2012 в 10:15, дипломная работа

Описание работы

Целью данной дипломной работы является комплексное изучение методик бухгалтерского учета реализации товаров, оценка и комплексный анализ товарооборота торговой организации на примере частного унитарного предприятия Белкоопсоюза «Белкоопоптторг», а также разработка рекомендаций, направленных на увеличение и оптимизацию структуры объёмов продаж.

Содержание

Реферат…………………………………………………………………………….3
Введение…………………………………………………………………………...5
1. Товарооборот – один из важнейших показателей в торговле
1.1. Значение, состав, закономерности и основные направления развития товарооборота………………………………………………………………………..8
1.2. Нормативно-правовое регулирование учёта и отчётности реализации…13
2. Учёт реализации товаров торговой организации
2.1. Краткая характеристика деятельности организации, на материалах которой выполнено исследование………………………………………………...16
2.2. Документальное оформление реализации товаров в оптовой и розничной торговле……………………………………………………………………………..21
2.3. Методика и организация учёта реализации торговой организации……..27
3. Анализ товарооборота торговой организации
3.1. Анализ состава, структуры, выполнения плана и динамики товарооборота……………………………………………………………………34
3.2. Анализ равномерности и ритмичности товарооборота…………………..38
3.3. Анализ влияния основных факторов на изменение товарооборота……..41
3.4. Оптимизация цен в оптовой торговле и прогнозный анализ оптового товарооборота………………………………………………………………………56
3.5. Обобщение неиспользованных возможностей и экономическое обоснование прогнозных резервов………………………………………………..63
3.6. Особенности учёта и признания выручки от реализации в отечественной и международной практике учёта реализации товаров………………………….66
Заключение……………………………………………………………….…………71
Список использованной литературы……………………………………………...77

Работа содержит 1 файл

Учет реализации товаров.doc

— 711.00 Кб (Скачать)

      Примечание. Источник: собственная разработка.

Рассчитаем  цену витрины на основе данного метода:

      % наценки = [(Желаемая величина  прибыли + Суммарные постоянные  затраты) / Суммарные переменные затраты] * 100% = [(66191190 + 94586878) :   : 229015343] * 100 = 70,2%

      Цена  на основе переменных затрат = [Закупочная цена + Переменные затраты на единицу * (100 + % наценки)] : 100 = 2545815 + 176166 * 1,702 =      = 2845650 (руб.)

      Итак, при продажной цене 2845650 рублей ЧУП  «Белкоопоптторг» удастся покрыть  все затраты и получить желаемую прибыль.

      Метод валовой прибыли. В качестве расчётной базы используется валовая прибыль, которая определяется как разница между выручкой от реализации товара и себестоимостью продаж. Цена, устанавливаемая по этому методу, должна обеспечить получение желаемой прибыли и покрыть все затраты, которые не были учтены при расчёте валовой прибыли.

      % наценки = [(Желаемая величина  прибыли + Суммарные расходы) :        : Стоимость закупки всего объёма товара] *100 = [(66191190 + 323602221) :        : 3309559500] *100 = 11,78%

      Цена  на основе валовой прибыли = [Закупочная цена * (100 + % наценки)] : 100 = 2545815 * 1,1178 = 2845712 (руб.).

      Метод рентабельности продаж. При использовании данного метода процентная надбавка включает в себя только желаемую величину прибыли. Чтобы этот метод был эффективным, все затраты должны быть распределены  по единицам товара.

      % наценки = [Желаемая величина прибыли  / (Суммарные затраты + Закупочная стоимость всего объёма товара)] * 100= [66191190 / (323602221 + 3309559500)] *100 = 1,82%

      Цена  на основе рентабельности продаж = (Закупочная цена + Суммарные затраты на единицу) * (100 + % наценки) /100 = (2545815 + 248925) * 1,0182 = 2845604 (руб.).

      Для анализа сведём все полученные расчётные  данные в таблицу 16:

Таблица 16. Сводные данные расчёта разными методами

    Название  метода % наценки Планируемая цена, руб.
      Метод переменных затрат 70,2 2845650
      Метод валовой прибыли 11,78 2845712
      Метод рентабельности продаж 1,82 2845604

      Примечание. Источник: собственная разработка.

      В связи с тем, что цена рассчитывалась с использованием одних и тех  же данных, все три метода дали одинаковый результат. Средняя арифметическая планируемых цен составляет 2845655 рублей, а разница между средней ценой и ценой, рассчитанной в каждом случае, менее 0,01%.

      Отметим, что метод переменных затрат целесообразно  использовать при соблюдении двух условий: 1) стоимость активов, вовлечённых  в оборот каждого вида товаров, должна быть одинакова; 2) отношение переменных затрат к остальным расходам должно быть одинаково для всех видов товаров.

      Рассмотрев  все три метода ценообразования, видим, что применение метода валовой  прибыли наиболее рационально, поскольку  информацию о суммарных затратах легко получить из учётных данных, нет необходимости деления затрат на постоянные и переменные.

      При расчёте цены методом рентабельности продаж наибольшую трудность представляет разделение расходов на конкретные виды товаров. Ошибки в распределении могут привести к ошибкам в ценообразовании.

      Подводя итог вышесказанному, можно заключить: для расчёта цен на холодильные  витрины возможен любой из рассмотренных  способов, но наиболее доступным, простым  и эффективным с экономической  точки зрения является применение метода валовой прибыли [8, с.323-331].

      Для принятия ценовых решений в управленческом анализе применяются два понятия  – долгосрочный и краткосрочный  нижние пределы цены. Долгосрочный нижний предел цены – это цена, минимально покрывающая полные издержки организации, связанные с закупкой и реализацией товара. Он определяется величиной их полной себестоимости. Краткосрочный нижний предел цены – это цена, покрывающая лишь переменную себестоимость товара. Цена, установленная на уровне краткосрочного нижнего предела, обеспечивает организации нулевой маржинальный доход [40, с.122-123].

      Информация  для анализа (приложение 34) указана  в таблице 17:

Таблица 17. Размеры поставки и закупочные цены на холодильные витрины

    Наименование  товара Кол-во, ед. Закупочная  цена, руб. Сумма, руб.
    Витрина ВХС-0,28 Таир 1221 (1,5) 16 2381028 38096448
    Витрина ВХН-0,28 Таир 1221 (1,5) 6 2710601 16263606
      Итого 22   54360054

      Примечание. Источник: собственная разработка.

      Согласно  расчёту постоянные издержки составляют 94586878 руб., переменные – 229015343 руб. На витрину ВХС-0,28 отнесено постоянных расходов в сумме: 94586878 : 54360054 * 38096448 = 1121798 (руб.).

      Остальные расчёты представлены в таблице 18.

      Согласно  произведенным вычислениям полная себестоимость 1 витрины ВХС-0,28 составит 2627306 руб. Это и есть долгосрочный нижний предел цены. Продажная цена этой витрины 26745598 рублей, то есть рентабельность продаж составит 1,8%.

      Таблица 18. Расчёт затрат на реализацию холодильных витрин

Наименование товара Закупочная  стоимость товара Постоянные  за-траты, отнесён-ные на товар Переменные  рас-ходы, отнесённые на товар Итого затрат Затраты на 1 витрину
Витрина ВХС-0,28 38096448 1121798 2818650 42036896 2627306
Витрина ВХН-0,28 16263606 478902 1056994 17799502 2966584
Итого 54360054 1600700 3875644 59836398  

      Примечание. Источник: собственная разработка.

      Постоянные  расходы будут покрыты в результате реализации витрин ВХС-0,28 по цене 26745598 руб. Краткосрочный нижний предел в  таком случае будет равен 2381028 + (2818650 : 16) = 2557194 (руб.). Продавая товар по цене 2557194 руб., ЧУП «Белкоопоптторг» лишь окупит издержки, связанные с этой частью поставки. Для поддержания рентабельности на уровне 1,8%: 2557194 * * 1,018 = 2603223 (руб.).

      Маржинальный  доход в этом случае составит 2603223 – 2557194 = 46029 (руб.) в расчёте на 1 витрину, а норма маржинального дохода будет равна:     46029 : 2603223 * 100 = 1,77%

      Этот  показатель устанавливает зависимость  между товарооборотом организации  и её маржинальным доходом, то есть увеличение товарооборота на 1 руб. приведёт к росту маржинального дохода на 1,77 коп. [8, с.350-355].

      Таким образом, проведя оптимизационный  анализ ценообразования, видим, что  рассчитанная цена на холодильные витрины, то есть в среднем 2845655 рублей, будет являться экономически обоснованной и достаточной как для покрытия всех расходов, связанных с закупкой и реализацией, так и для получения запланированной суммы прибыли, а также даст возможность поддерживать данную продукцию на конкурентоспособном уровне.

      Применение  управленческого анализа «затраты-объём-прибыль» позволяет планировать точку  безубыточности при продаже товара в массовых количествах.

      Показатели, необходимые для проведения анализа (приложение 12), представлены в таблице 19. 

Таблица 19. Показатели деятельности ЧУП «Белкоопоптторг»

по реализации товаров в 2004 году

Показатели Значение показателя
1. Выручка, млн.руб. 19735,6
2. Доходы (реализованное наложение  + операционный доход +

+ сальдо  по внереализационным операциям), млн.руб.

2775
3. Переменные расходы, млн.руб. 1552
4. Постоянные расходы, млн.руб. 641
5. Уровень доходов, % 14,06
6. Уровень переменных расходов, % 7,86

      Примечание. Источник: собственная разработка.

      Точка безубыточности – это тот объём  продаж, при котором доходы  покроют понесённые затраты организации. Таким образом, критическая точка – это тот объём продаж, начиная с которого организация будет зарабатывать прибыль. Цель анализа безубыточности состоит в нахождении уровня деловой активности (объёма продаж), при котором доходы становятся равными сумме всех переменных и постоянных затрат, при этом прибыль равна нулю.

        Точка безубыточности = [Сумма постоянных  расходов : (Уровень доходов –  Уровень переменных расходов)] * 100 =  641 : (0,1406 – 0,0786) =      = 10338,7 (млн.руб.)

      Таким образом, имея оптовый товарооборот свыше 10338,7 млн.руб., ЧУП «Белкоопоптторг» будет иметь прибыль.

      Также рассчитаем критическую величину доходов (порог рентабельности), которая  означает, что если фактическая сумма  дохода в организации опустится ниже порога рентабельности, то возникнут убытки от хозяйственной деятельности, то есть это та минимальная величина доходов, которая покрывает расходы организации [8, с.356-357].

      Порог рентабельности = Сумма постоянных расходов : [1 – (Сумма переменных расходов : Сумма доходов)] = 641 : (1 – 1552 : 2775) = 1454,5 (млн.руб.)

      Таким образом, ЧУП «Белкоопоптторг» будет  покрывать свои издержки при доходах  не ниже 1454,5 млн.руб.

      Показатель  запаса финансовой прочности характеризует  допустимое уменьшение  до порога рентабельности величины доходов в критических ситуациях.

      Запас финансовой прочности в абсолютном выражении = Сумма дохода отчётного  года – Критическая величина дохода = 2775 – 1454,5 = 1320,5 (млн.руб.)

      Запас финансовой прочности в относительном выражении = [(Сумма дохода отчетного года – Критическая величина дохода) : Сумма дохода отчётного года] * 100 = [(2775 – 1454,5) : 2775] * 100 = 47,58%

      Получается, что ЧУП «Белкоопоптторг» может  снизить доходы на 47,58% (1320,5 млн.руб.) в критических ситуациях [4, с.198-203].

      Таким образом, мы с помощью расчётов убедились  в важности  и полезности проведения в аналитической работе оптимизационного ценового анализа и прогнозного  анализа товарооборота с целью  принятия обоснованных управленческих решений для выполнения поставленных стратегических и тактических целей организации. Поэтому порекомендуем ЧУП «Белкоопоптторг» применять на практике элементы управленческого маржинального анализа в части установления экономически обоснованных цен, определения точки окупаемости, порога рентабельности, запаса финансовой прочности, что даст возможность прогнозировать основные показатели деятельности на перспективу и поможет в дальнейшей работе организации. 
 
 
 
 
 
 

      3.5. Обобщение неиспользованных  возможностей и  экономическое обоснование прогнозных резервов 

      Под резервами понимаются неиспользованные и постоянно возникающие возможности  роста и совершенствования деятельности организации. Процесс образования  резервов непрерывен, так как связан с научно-техническим прогрессом, совершенствованием организации труда и управления. 

Информация о работе Учёт реализации товаров и анализ товарооборота торговой организации