Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2012 в 18:21, дипломная работа
Целью настоящей работы является изложение на примере конкретного
предприятия учета и аудита заработной платы, освещение по мере необходимости
теоретических вопросов, относящихся к проблеме, изучение законодательного
регулирования соответствующих расчетов с персоналом по оплате труда.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующий круг задач:
- рассмотреть основные понятия и проблемы оплаты труда; изучить
положительный опыт существующих форм и систем оплаты труда;
- дать характеристику рабочих счетов по учету расчетов с персоналом
по заработной плате и прочим операциям;
- рассмотреть начисление оплаты труда, а также порядок удержания и
отчислений с фонда заработной платы;
Введение 4
Глава 1. Заработная плата как объект учета 7
1.1. Нормативные и законодательные документы по оплате труда 7
1.2. Состав и структура фонда оплаты труда 9
1.3. Факторы, влияющие на организацию оплаты труда 16
Глава 2. Учет расчетов по оплате труда 19
2.1. Формы и системы оплаты труда 19
2.2. Синтетический и аналитический учет расходов на оплату труда 33
2.3. Виды удержаний из заработной платы и их учет 37
2.4. Совершенствование учета расчетов по оплате труда 45
Глава 3. Аудит расчетов по оплате труда 50
3.1.Методика аудиторской проверки расчетов по оплате труда 50
3.2. Программа проведения аудиторской проверки 54
3.3. Источники проверки расчетов по оплате труда 64
3.4. Составление аудиторского отчета по объекту проверки 66
Заключение 72
Список литературы 74
организации учитывают на счете 76 "Расчеты с разными дебиторами и
кредиторами". В ООО ТК ”Терем” открыт субсчет 76-1 'Удержания по исполнительным
листам". Суммы, удержанные из заработной платы (дебет счета 70, кредит субсчета
76-1), перечисляются (дебет субсчета 76-1, кредит счета 51) в день получения в
банке средств по чеку на оплату труда. Расчеты с физическими лицами по
удержанным суммам могут быть произведены наличными (дебет субсчета 76-1,
кредит счета 50). Выдачу наличных оформляют расходным кассовым ордером.
[24]
Поступившие в организацию исполнительные документы для взыскания алиментов
регистрируются и не позднее следующего дня после их поступления передаются в
бухгалтерию, где они регистрируются
в специальном журнале и
бланки строгой отчетности наравне с ценными бумагами. Одновременно
бухгалтерия организации извещает судебного исполнителя и взыскателя о
поступлении исполнительного листа.
Удержанные суммы алиментов бухгалтерия должна не позднее чем в 3-дневный срок
со дня выплаты заработной платы выдать взыскателю лично из кассы, или
перевести по почте акцептованным платежным поручением, или перечислить на
счет взыскателя по вкладам в отделение Сберегательного банка на основании
письменного заявления, поданного
получателем алиментов в
организации. Взысканные суммы переводят по почте за счет взыскателя.
В ООО ТК “Терем” данные виды удержаний отсутствуют, в силу того, что в фирме
нет сотрудников, обязанных платить по исполнительным листам.
Удержание за
причиненный организации
Материальная ответственность членов трудового коллектива за ущерб,
причиненный организации по их вине, предусматривается Кодексом законов о
труде РФ.
Администрация организации вправе требовать от членов трудового коллектива и
лиц, работающих по трудовому договору (контракту), возмещения, причиненного
ущерба при наличии противоправных действий с их стороны, результатом которых
и явился причиненный ущерб.
Различают полную и ограниченную материальную ответственность за причиненный
материальный ущерб. При ограниченной материальной ответственности работник
возмещает причиненный материальный ущерб в заранее установленном пределе - в
размере действительных потерь, но не выше установленных законом. Полная
материальная ответственность
заключается в обязанности
которого причинен ущерб, возместить его сполна независимо от размера. В ООО
ТК «Терем» заключены договора о полной материальной ответственности с
заведующими складами и с кассирами. По итогам инвентаризации за 2001г. была
выявлена недостача по складу, в результате по акту, подписанному членами
комиссии и материально ответственными лицами сумма выявленной недостачи
удерживается из зарплаты кладовщика Галкина А.С. и зав складом Горбуновой
З.А.
Удержание за брак.
Браком считается продукция, которая в силу имеющихся в ней дефектов не может
быть использована по ее прямому назначению. Если брак исправимый, то сумма
потерь (дебет счета 28) будет складываться из расходов, связанных с его
исправлением. Если брак неисправимый, то его потери складываются из стоимости
материалов, израсходованных на бракованные изделия; начисленной заработной
платы включительно до той
операции, на которой произошел
начислений во внебюджетные социальные фонды; начисленного транспортного
налога и соответствующей части общепроизводственных расходов за минусом
стоимости забракованного изделия по цене возможной реализации.
Удержание за брак в ООО ТК “Терем” не производится.
Удержание своевременно не возмещенных подотчетными лицами сумм.
Наличные денежные средства выдаются в ТК “Терем” под отчет (дебет счета 71,
кредит счета 50) на хозяйственные расходы, по приобретению ГСМ,
представительские расходы, на командировки. Наличные выдаются в соответствии с
приказом, на определенный срок, по истечении которого подотчетное лицо должно
представить авансовый отчет[25] с
приложением оправдательных расходных документов. Если работник своевременно не
возвратил неиспользованную сумму, то она может быть удержана по инициативе
организации из заработной платы (дебет счета 70, кредит счета 71).
2.4.Совершенствование учета
В настоящее время большое внимание уделяется совершенствованию
первичной и сводной документации по учету труда и его оплаты.
Совершенствование учета по оплате труда в ООО ТК “Терем” осуществляется
комплексно, то есть по всем направлениям учета: первичному, сводному,
аналитическому, синтетическому.
Документы разрабатываются с учетом ориентации на компьютерный учет, с учетом
современных стандартов построения документации, с учетом внедрения рыночных
отношений. Документы также быть удобным для обработки и последующих записей в
учетные регистры.
Правильный выбор программного продукта и фирмы-разработчика - первый и
определяющий этап совершенствования бухгалтерского учета.
Купить бухгалтерскую программу - это сейчас не проблема. По оценкам экспертов
на российском рынке предлагают
такую продукцию несколько
разработчиков. Купить хорошую бухгалтерскую программу - дело совсем другое.
Так как в ТК “Терем” осуществлена компьютеризация бухгалтерского учета
основных операций при
использовании бухгалтерской
Это сразу сказалось на росте производительности работы бухгалтерии,
уменьшился объем ручного труда, отсутствуют арифметические ошибки, больше
времени уделяется первичному контролю. Уделяется значительно больше времени
изучению быстро меняющего инструктивного материала.
Для уменьшения объема ручной рутинной работы и в связи с большим количеством
отчетности по оплате труда и начислением на ФОТ с начала 2002 года
приобретена более совершенная версия программы (версия 7.7).
Преимущества версии 7.7. в ООО ТК “Терем”:
1. В параметрах
настраивается режим
полночь;
2. В общих
журналах документов может
документа;
3. Защита паролем внешнего отчета;
4. В конфигурации может быть определен общий журнал, который будет
использоваться при выборе пользователем полного журнала;
5. Право на монопольный запуск системы в режиме "1С:Предприятие";
6. Фиксирование
имени пользователя
Фирма пошла на такие
1. не увеличивать штат бухгалтерии;
2. иметь возможность
получения оперативной
подоходного налога, единого социального налога, взносов в обязательное
пенсионное страхование (14% из ФОТ с распределением по накопительному и
страховому взносу (с 15.12.01г.))
Компенсирующим моментом в расходах фирмы было приложение к этой версии – это
информационная база “Гарант”, в которой содержится несколько тысяч
нормативно-правовых документов, позволяющих руководству фирмы оперативно
получать информацию правового и налогового права.
Новая версия программы 1-С ведет учет от создания первичного документа(
штатное расписание, приказ о приеме на работу) до создания форм налоговой
отчетности с полными расчетами и начислениями.
В условиях низкой конкуренции на рынке труда, точнее в отсутствии его, ООО ТК
«Терем» является типичной коммерческой организацией и по ней можно сделать
выводы о состоянии дел с оплатой труда в Великом Новгороде.
Схема 2.3
Организация возникла в условиях стихийно образовавшегося рынка в связи с
произошедшей перестройкой в начале 90-х годов. В экономические отношения
вступили люди, не имеющие необходимого образования, с отсутствием опыта.
Отсюда экономические и политические (в смысле организации бизнеса и его
перспективы развития) просчеты, которые напрямую отражаются на оплате труда
работников организации. Это выражается в плохо продуманной внутренней
структуре организации, отсюда
предприятие имеет
рабочим местам, большую текучесть кадров и как следствие всего этого низкую
заработную плату работников. Высокая конкуренция на рынке, наличие более
удачливых и дальновидных конкурентов. Непрерывно меняющееся налоговое
законодательство не позволяют хозяевам предприятия платить высокую заработную
плату своим работникам. В среднем она на 15% ниже среднего прожиточного
минимума, который составляет 1915 руб. в области.
На данном этапе требуется
принципиально новая
это реальная необходимость замены устаревшей, низко эффективной модели
оплаты труда, которая в значительной мере сдерживает реализацию потенциала
работников и тормозит развитие экономики. Всевозможные премии, доплаты и
надбавки утратили стимулирующую роль и превратились, по сути, в
механическую прибавку к тарифным ставкам и должностным окладам, как правило,
не связанную с результатами труда. Более того, они настолько усложняют
организацию заработной платы, что она становится недоступной для понимания.
Какие же первоочередные преобразования в организации оплаты труда следует
провести в ООО ТК “Терем”,
чтобы она соответствовала
хозяйствования? Прежде всего, надо окончательно отказаться от использования
гарантированных тарифных ставок и должностных окладов. Именно они выступают
главным ограничителем и шлагбаумом размеров заработной платы и
заинтересованности персонала в развитии и реализации имеющихся способностей.
Дело в том, что превышение меры труда, за которую выплачивается ставка или
оклад, либо не предполагает увеличения и не сопровождается ростом его оплаты,
либо это увеличение незначительно
и слабо ощутимо для
тарифные ставки и должностные
оклады работники традиционно свя
предельным уровнем количества и качества труда, превышение которого
материально не выгодно для них. При этом часто срабатывает принцип: зачем
работать больше и лучше, если все равно получишь не больше установленной
ставки или оклада.
Действующий сегодня порядок начисления ставок и окладов допускает возможность
их выплаты без достижения
работниками соответствующих
несколько иная логика: стоит
ли достигать требуемых
тарифной системой, ведь и без этого получишь, как минимум, гарантированную
ставку или оклад. Такой механизм организации и выплаты ставок и окладов,
естественно, расслабляет, расхолаживает и, уж конечно, не заинтересовывает
работников в
сказанного, он не во всем соответствует экономическому закону распределения
по труду в его классическом понимании и принципу социальной справедливости,
поскольку допускает равное вознаграждение за неравный труд.
Именно в этом видится одна из основных причин сознательного
недоиспользования трудящимися своих физических и интеллектуальных
способностей. Достаточно большое количество сотрудников не уверены, что если
они будут работать больше и лучше, то увеличится их заработок.
Не логично распределять не гарантированный, динамичный ФОТ между сотрудниками
по гарантированным стабильным ставкам и окладам. Это равносильно попытке
преждевременно точно распределить еще не созданный продукт. Однако чем можно
заменить данный элемент организации оплаты труда? Если не по тарифу, то, как
распределять заработанные средства между сотрудниками фирмы? Что же нужно
делать, отказавшись от использования гарантированных ставок и окладов в
практике организации оплаты труда в ООО ТК “Терем”? Внедрять бестарифную
систему заработной платы всем без исключения сотрудникам фирмы.
Глава 3. Аудит расчетов по оплате труда
3.1.Методика аудиторской
Аудиторская деятельность, аудит
- предпринимательская
независимой проверке бухгалтерского учета и финансовой (бухгалтерской)
отчетности организаций и индивидуальных предпринимателей.
Аудит осуществляется в соответствии с Федеральным законом
[26] другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами по
проведению аудиторской деятельности, изданными в соответствии с вышеуказанным
Федеральным законом.
Целью аудита является выражение мнения о финансовой (бухгалтерской)
отчетности организаций и индивидуальных предпринимателей и соответствии
порядка ведения бухгалтерского учета законодательству РФ.
Основной целью аудитора при проверке оплаты труда является определение
сильных сторон контроля, чтобы убедиться, что существенные ошибки отсутствуют.