Учёт и аудит денежных средств предприятия

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Октября 2011 в 17:51, контрольная работа

Описание работы

Для эффективного использования денежных средств необходимо уметь грамотно планировать их поступление; для правильного ведения учета денежных средств требуется знание их многочисленных законодательных и постоянно изменяющихся норм, правил и порядка; желаемая эффективность хозяйственной деятельности, устойчивое финансовое состояние будут достигнуты лишь при достаточном и согласованном контроле над движением прибыли, оборотного капитала и денежных средств.

Работа содержит 1 файл

Учёт и аудит денежных средств предприятия.docx

— 67.34 Кб (Скачать)

     При открытии расчетного счета с банком заключается договор банковского  счета, который регламентирует взаимоотношения  между банком и клиентом по расчетно-кассовому  обслуживанию. В приложении к договору определяются ставки на услуги банка. После подписания договора на расчетно-кассовое обслуживание счету присваивается  номер.

     Банк  гарантирует клиенту право беспрепятственно распоряжаться своими денежными  средствами, ограничения могут устанавливаться  только законом. При этом банк, не нарушая  право клиента на распоряжение имеющимися на счете денежными средствами, может  использовать временно свободные денежные средства клиента в своих целях, за что клиенту начисляются проценты. Банк устанавливает лимит остатка денежных средств, хранящихся на расчетном счете клиента. Если сумма денежных средств на расчетном счете окажется ниже этого лимита и несмотря на предупреждения банка не будет восстановлена в течение месяца, банк имеет право расторгнуть договор с клиентом по своей инициативе.

     Основанием  для расторжения договора по инициативе банка является отсутствие операций по расчетному счету в течение  года. Организация может расторгнуть  договор банковского счета по своей инициативе в любое время  на основании заявления об этом.

     Если  организация имеет подразделения (склады, магазины, филиалы), которые  открываются в производственных целях не по месту ее нахождения, а в другом регионе, то этим подразделениям по просьбе головной организации в регионе их деятельности могут быть открыты расчетные субсчета. Круг операций, осуществляемых по такому счету, определяется головной организацией.

     Для открытия расчетного субсчета и текущего счета предъявляются приказ головной организации о создании подразделения, устав подразделения, заверенный головной организацией, карточки с образцами  подписей, заверенные также головной организацией и ее печатью (нотариальное заверение не требуется).

     Обычно  расчетные субсчета открываются  для зачисления выручки от реализации продукции в любой форме: покупатели в оплату за полученную продукцию  могут в безналичном порядке  перечислить денежные средства на расчетный  субсчет подразделения, а могут  произвести расчет наличными деньгами, которые вносятся на расчетный субсчет  самим подразделением. Денежные средства с расчетного субсчета перечисляются  затем на расчетный счет головной организации. Кроме зачисления наличной выручки, все остальные операции по расчетному субсчету совершаются  в безналичном порядке. Сниматься  наличные деньги с субсчета не могут.

     Для операций, связанных с выдачей  наличных денег, предназначен текущий  счет, который открывается также  по просьбе головной организации  ее подразделениям, расположенным в  другом регионе. На текущий счет зачисляются  денежные средства, перечисленные головной организацией для выдачи заработной платы и оплаты командировочных  расходов. Они снимаются с текущего счета и выдаются целевым назначением. Снятие наличных денег на производственные цели возможно только в том случае, если оно по разрешению банка предусмотрено  в числе операций, проводимых по этому счету.

     В безналичном порядке можно производить  только перечисление удержаний из заработной платы и заработной платы во вклады граждан.

     Если  подразделение имеет и расчетный  субсчет, и текущий счет, то по разрешению банка оно может переводить с  расчетного субсчета на текущий счет денежные средства на выплату заработной платы и командировочных расходов. Головная организация устанавливает  лимит таких перечислений.

     Основные  операции, осуществляемые организациями  по расчетному счету, - это безналичные  расчеты с покупателями за отгруженную  продукцию, выполненные для них  работы, оказанные им услуги и с  поставщиками за полученные от них  товарно-материальные ценности, выполненные  ими работы или оказанные услуги.

     Для проведения той или иной операции по банковскому счету организация  представляет в банк расчетный документ, оформленный в установленном  порядке.

Расчетный документ представляет собой документ, оформленный  на бумажном носителе или в электронном  виде и содержащий распоряжение плательщика  или получателя (взыскателя) денежных средств.

     В расчетном документе плательщика  средств содержится распоряжение о  списании денежных средств со своего счета и их перечислении на счет получателя средств.

     В расчетном документе получателя средств (взыскателя) содержится распоряжение о списании денежных средств со счета  плательщика и их перечислении на счет, указанный получателем средств (взыскателем). 

Формы расчетных  документов должны соответствовать  установленным стандартам и иметь  следующие обязательные реквизиты:

· наименование расчетного документа;

· номер документа, число (цифрами), месяц (прописью) и год (цифрами) его выписки;

· наименование банка плательщика;

· наименование плательщика и номер его счета в банке;

· наименование получателя денежных средств и номер его счета в банке;

· наименование банка получателя;

· назначение платежа;

· сумма платежа (цифрами и прописью);

· подписи и  оттиск печати на первом экземпляре.

     Периодически (ежедневно или в другие установленные  банком сроки) клиенты банка получает от него выписку со счетов, т.е. перечень произведенных им за отчетный период операций. К выписке банка прилагаются  документы, полученные от других предприятий  и организаций, на основании которых  зачислены или списаны средства, а также документы, выписанные предприятием.

     Выписка из банковского счета является вторым экземпляром лицевого счета предприятия, открытого ему банком. Сохраняя денежные средства предприятий, банк считает  себя должником предприятия (его  кредиторская задолженность), поэтому  остатки средств и поступления  на расчетный счет записывает по кредиту  расчетного счета, а уменьшение своего долга (списания, выдача наличными) - по дебету. Обрабатывая выписки, бухгалтер  должен помнить об этой особенности  и записывать зачисленные суммы  и остаток по дебету расчетного счета, а списания - по кредиту. Выписка из банковского счета имеет определенные показатели, часть которых кодируется банком, и эти же коды используются предприятием. Информация об открытии счетов в банках доводится до сведения налоговых органов.

     Оформляющие банковские операции документы не должны содержать помарки, подчистки и  исправления, даже оговоренные.

Для учета наличия  и движения денежных средств организации, хранящихся в банках, используются активные счета 51 «Расчетные счета» и 55 «Специальные счета в банках».

     По  дебету этих счетов отражаются поступления  денежных средств, по кредиту -- их списание. Операции по движению денежных средств  на счетах организации отражаются в  бухгалтерском учете на основании  банковских выписок и приложенных  к ним денежно-расчетных документов. При зачислении денежных средств  на счета организации корреспондирующим  счетом по кредиту будет счет, являющийся источником их поступления. При списании денежных средств корреспондирующим  счетом по дебету является счет, показывающий, на какие цели выбыли денежные средства предприятия.

     Денежные  средства организации хранятся не только на расчетном счете и в кассе. Они могут быть вложены в платежные  документы -- аккредитивы, чековые книжки и т.д. (кроме векселей). Это те же денежные средства, поскольку названные  платежные документы используются для расчетов с поставщиками за материальные ценности, работы и услуги.

     Для учета денежных средств, вложенных  в аккредитивы, чековые книжки, депозиты предназначен счет 55 «Специальные счета  в банках». К нему открываются  субсчета: 55-1 «Аккредитивы» и 55-2 «Чековые книжки», 55-3 «Депозитные счета». Перечисление денежных средств во вклады отражается организацией по дебету счета 55 «Специальные счета в банках» (субсчёт 55-3 «Депозитные счета») в корреспонденции со счетом 51 «Расчетные счета» или 52 «Валютные счета».

     Для открытия аккредитива или для  получения чековой книжки денежные средства списываются с расчетного счета организации и зачисляются  на счет 55 «Специальные счета в банках». Например, открыт аккредитив на сумму 200 тыс. руб. Эта сумма будет храниться на специальном счете в банке с момента открытия аккредитива до того дня, когда поставщик, в пользу которого открыт аккредитив, отгрузит продукцию (выполнит работы, окажет услуги) сдаст все расчетные документы в свой обслуживающий банк и на его расчетный счет будут зачислены денежные средства с аккредитива.  Счет 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» будет закрываться при поступлении материальных ценностей, на оплату которых был использован аккредитив.

     Если  на счет 55 «Специальные счета в банках»  денежные средства перечислялись для  расчетов чековыми книжками, то при  расчетах с другими организациями  за приобретенные материальные ценности (работы, услуги) этим предприятиям выдается чек на определенную сумму.

     Получив чек, организация-поставщик сдает  его в свой обслуживающий банк, который на сумму чека предъявляет  требование об оплате банку покупателя. А банк покупателя перечисляет эту  сумму со счета 55 «Специальные счета  в банках» банку поставщика, который  зачисляет полученную сумму на расчетный  счет своего клиента.

  В отличие от расчетов аккредитивами, когда сумма аккредитива, как правило, используется целиком и счет 55 «Специальные счета в банках» закрывается сразу, при расчетах чеками денежные средства списываются с этого счета постепенно. Неиспользованная сумма аккредитива или чековой книжки списывается со счета 55 «Специальные счета в банках» и зачисляется на расчетный счет предприятия. При возврате банком сумм вкладов в учете организации производятся обратные записи. По субсчету 55-3 «Депозитные счета» организация должна вести аналитический учет по каждому вкладу.

     Для проведения операций в иностранной  валюте российским юридическим лицам  открываются валютные счета в  уполномоченных банках Российской Федерации. Для открытия валютного счета  представляются такие же документы, как и для открытия расчетного счета.

После проверки документов банк оформляет распоряжение на открытие счета и заключает  с клиентом договор на расчетно-кассовое обслуживание, в котором устанавливаются  тарифы на услуги банка, сроки проведения операций (в пределах установленных  банковским законодательством), сроки  предъявления претензий и другие условия.

     Для проведения расчетов организациям открываются  два счета - транзитный валютный счет и текущий валютный счет.

     Транзитный  валютный счет предназначен для зачисления всех сумм иностранной валюты, поступающих в пользу клиента как от нерезидентов, так и от резидентов. Банк проверяет, должна ли производиться обязательная продажа валюты от поступившей суммы валютных средств или нет. Если не должна, то вся поступившая сумма иностранной валюты перечисляется с этого счета на текущий валютный счет. Если организация обязана произвести частичную или полную продажу валюты, поступившая сумма находится на транзитном счете до осуществления продажи валюты в установленном порядке. При частичной продаже валюты остальная часть поступившей суммы зачисляется на текущий валютный счет организации.

     Если  на транзитный валютный счет предприятия  поступает экспортная выручка, то до осуществления обязательной продажи  организация-экспортер имеет право оплатить с этого счета следующие расходы в иностранной валюте:

· В пользу юридических  лиц-нерезидентов на их валютные счета  в уполномоченных банках Российской Федерации или в иностранных  банках по транспортировке, экспедированию и страхованию грузов;

· В пользу организаций-резидентов на их транзитные валютные счета в  уполномоченных банках по транспортировке, экспедированию и страхованию грузов по территории иностранных государств и в международном транзитном сообщении;

· По уплате экспортных таможенных пошлин в иностранной валюте и таможенных процедур;

· Иные расходы, разрешенные банком России;

· Комиссионные вознаграждения посредническим организациям по экспортным контрактам;

· Комиссионные вознаграждения банкам за осуществление перечисленных платежей.

Информация о работе Учёт и аудит денежных средств предприятия