Автор: j***********@gmail.com, 25 Ноября 2011 в 09:54, дипломная работа
Целью настоящей работы является описание выбора учетной политики на примере конкретного предприятия – ЗАО «Мустанг Плюс».
Для достижения этой цели в работе решаются следующие промежуточные задачи:
1. дать понятие учетной политики как для целей бухгалтерского учета, так и для целей налогообложения;
2. описать цели и задачи учетной политики предприятия;
3. описать порядок изменения учетной политики предприятия;
4. дать краткую характеристику конкретного предприятия – ЗАО «Мустанг Плюс» – на базе которого проводилось данное дипломное исследование;
5. изложить организационные моменты и методологию выбора учетной политики на ЗАО «Мустанг Плюс»;
6. описать порядок инвентаризации, рабочий план счетов и прочие моменты учетной политики ЗАО «Мустанг Плюс»;
7. сформулировать учетную политику ЗАО «Мустанг Плюс» для целей бухгалтерского учета на 2004 год;
7. сформулировать учетную политику ЗАО «Мустанг Плюс» для целей налогообложения на 2004 год.
91-4 «Прочие операционные доходы»;
91-5 «Прочие операционные расходы»;
91-6 «Внереализационные доходы.;
91-7 «Внереализационные расходы»;
91-9
«Сальдо прочих доходов и
Однако следует предупредить, что подобный вариант аналитического учета (счетов 90 и 91) целесообразен лишь в том случае, когда организация реализует однородную продукцию (работы или услуги) – как 3АО «Мустанг Плюс».
Многопрофильные же предприятия должны вести раздельный учет на этих счетах по иным направлениям: в разрезе видов деятельности, облагаемой и не облагаемой НДС (налогом с продаж), выручки от реализации товаров (работ, услуг) и т.п.
Помимо рабочего плана счетов в организации возможно составление схемы нетиповых проводок (то есть не предусмотренных типовым Планом счетов, но при меняемых на предприятии согласно иным нормативным или рекомендательным документам либо по необходимости).
Такая схема может быть отражена в рабочем плане счетов (если проводок немного) либо как отдельное приложение к учетной политике предприятия.
Рабочего
план счетов на 2004 год на примере 3АО
«Мустанг Плюс» – в Приложении 3 к данному
исследованию.
3.3 Формы первичных учетных документов
3.3.1 Унифицированные формы первичных документов
В соответствии с пунктом 1 статьи Закона о бухгалтерском учете все хозяйственные операции, проводимые организацией, должны оформляться оправдательными документами. Причем такие документы принимаются к учету только в том случае, если они составлены по форме, содержащейся в альбомах унифицированных форм первичной учетной документации (31, с. 107).
Такие унифицированные формы первичных документов принимаются соответствующими постановлениями Госкомстата РФ. К примеру (см. 30):
- постановление Госкомстата РФ от 18 августа 1998 г. № 88 «Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету кассовых операций, по учету результатов инвентаризации»;
- постановление Госкомстата РФ от 28 ноября 1997 г. № 78 «Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету работы строительных машин и механизмов, работ в автомобильном транспорте»;
- постановление Госкомстата РФ от 25 декабря 1998 г. № 132 «Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету торговых операций»;
-
постановление Госкомстата РФ
от 30 октября 1997 г. № 71а «Об
утверждении унифицированных
В учетной политике необязательно указывать тот факт, что предприятие применяет унифицированные формы первичной документации, так как данное обязательство установлено на законодательном уровне (31, с. 132).
Однако
при формировании учетной политики
организации необходимо определить,
для каких финансово-
3.3.2 Неунифицированные формы первичных документов
Если для подтверждения совершенных в учете операций унифицированные формы каких-либо первичных документов отсутствуют, предприятия вправе самостоятельно разработать такую документацию.
При этом необходимо соблюдать требования законодательства в части принятия к учету первичных документов, которые должны иметь следующие обязательные реквизиты (п. 2 сто 9 Закона о бухгалтерском учете):
а) наименование документа;
б) дату составления документа;
в) наименование организации, от имени которой составлен документ;
г) содержание хозяйственной операции;
д)измерители хозяйственной операции в натуральном и денежном выражении;
е) наименование должностей лиц, ответственных за совершение хозяйственной операции и правильность ее оформления;
ж) личные подписи указанных лиц.
Разработанные предприятием внутренние формы первичной документации (так же как и учетных регистров) должны быть в обязательной форме зафиксированы в его учетной политике (обычно альбом неунифицированных форм утверждается в составе учетной политики в качестве ее приложения).
В качестве при мера можно привести ситуацию с оформлением операций по движению нематериальных активов. Единственным унифицированным документом здесь является только «Карточка учета не материальных активов» (форма № НМА-1). Все остальные документы предприятию необходимо разрабатывать самостоятельно.
Наиболее
часто при меняются первичные
документы по вводу в эксплуатацию
и списанию НМА. В данном случае можно
воспользоваться, к примеру, унифицированными
формами по учету основных средств (28,
с. 307).
3.3.3 Организация внутреннего контроля и документооборот
Под документооборотом понимается создание или получение от других предприятий, принятие к учету, обработка и передача в архив первичных документов. Движение же первичных документов в бухгалтерском учете регламентируется графиком документооборота, который может быть оформлен в виде схемы, таблицы или иным способом как приложение к учетной политике предприятия.
Графиком
устанавливается рациональный документооборот,
то есть предусматривается оптимальное
число подразделений и
Ответственность за соблюдение графика документооборота, а также за своевременное и доброкачественное создание документов, своевременную передачу их для отражения в бухгалтерском учете и отчетности, за достоверность содержащихся в документах данных несут лица, создавшие их и подписавшие. Контроль за соблюдением графика документо6борота осуществляет, как правило, главный бухгалтер предприятия.
Для
составления схем документооборота
применяются различные
Однако следует отметить, что схема документооборота разрабатывается каждым предприятием самостоятельно.
Для
обеспечения сохранности
В этой связи Положение о внутреннем (внутрихозяйственном) контроле может быть утверждено руководителем предприятия как в виде самостоятельного документа, таки в составе учетной политики в качестве ее приложения.
К числу позиций, которые целесообразно было бы включить в состав Положения о внутреннем контроле, можно отнести следующие:
-
наличие в организации
-
периодичность внесения
-
существование распределения
- предусматривается, что лица, распоряжающиеся денежными средствами и материальными ценностями, не ведут бухгалтерский учет операций с этими активами и не имеют доступа к учетным регистрам, кроме кассира, который ведет кассовую книгу;
-
наличие у главного бухгалтера
организации достаточных
-
ограничение доступа к главной
бухгалтерской книге и
- осуществление проверки (утверждения) всех без исключения бухгалтерских проводок уполномоченными сотрудниками соответствующего уровня;
-
применение руководством
-
существование методов
- отделение функции
итоговой проверки и
-
применение процедур проверки, обеспечивающих
подтверждение бухгалтерской
- обеспечение достаточной
степени контроля за
-
использование методов
- регулярность проведения
инвентаризационных проверок с
внесением соответствующих
- финансовые, расчетные,
кредитные операции
-
обработку приходных
-
при поступлении первичных
-
не принимаются к исполнению
и оформлению первичные
-
принятые к учету первичные
документы должны иметь
-
перечень должностных лиц,
-
лица, получившие доступ к