Учетная политика преприятия

Автор: j***********@gmail.com, 25 Ноября 2011 в 09:54, дипломная работа

Описание работы

Целью настоящей работы является описание выбора учетной политики на примере конкретного предприятия – ЗАО «Мустанг Плюс».

Для достижения этой цели в работе решаются следующие промежуточные задачи:

1. дать понятие учетной политики как для целей бухгалтерского учета, так и для целей налогообложения;

2. описать цели и задачи учетной политики предприятия;

3. описать порядок изменения учетной политики предприятия;

4. дать краткую характеристику конкретного предприятия – ЗАО «Мустанг Плюс» – на базе которого проводилось данное дипломное исследование;

5. изложить организационные моменты и методологию выбора учетной политики на ЗАО «Мустанг Плюс»;

6. описать порядок инвентаризации, рабочий план счетов и прочие моменты учетной политики ЗАО «Мустанг Плюс»;

7. сформулировать учетную политику ЗАО «Мустанг Плюс» для целей бухгалтерского учета на 2004 год;

7. сформулировать учетную политику ЗАО «Мустанг Плюс» для целей налогообложения на 2004 год.

Работа содержит 1 файл

Учетная политика предприятия.doc

— 780.00 Кб (Скачать)

           - осуществляет своевременное  начисление налогов;

           - своевременно готовит  платежные документы для представления  их в банк;

           - оперативно решает  возникающие в процессе работы  вопросы по ведению бухгалтерского  учета;

     - акцептует счета, проводит сверку  взаимных расчетов за товары, выполненные работы, оказанные услуги, ТМЦ, основные средства, составляет акты сверок;

           - осуществляет переписку  по работе с дебиторами и  кредиторами.

     4. ПРАВА

     1. Требовать от других отделов  (служб) ЗАО «Мустанг Плюс»  своевременного предоставления  первичных документов согласно установленным нормативными актами срокам, а также предоставления других сведений для осуществления работы, входящей в компетенцию бухгалтерии.

     2. Не принимать к исполнению  и оформлению документы по  операциям, которые противоречат  действующему законодательству и установленному порядку приема, хранения и расходования денежных средств, оборудования, материальных и других ценностей.

     3. Предоставлять руководству ЗАО  «Мустанг Плюс» предложения о  наложении взыскания на лиц,  допустивших недоброкачественное оформление и составление документов, несвоевременную передачу их для отражения на счетах бухгалтерского учета и отчетности, а также за недостоверность содержащихся в документах данных.

     4. Подписывать бухгалтерские отчеты  и балансы ЗАО «Мустанг Плюс»,  документы, служащие основанием для приема и выдачи денег, материальных и других ценностей, а также изменяющие кредитные и расчетные обязательства предприятия. Указанные документы без подписи главного бухгалтера или его заместителя считаются недействительными.

     5. Указания бухгалтерии в пределах  функций, предусмотренных настоящим  Положением, являются обязательными  к руководству и исполнению  работниками всех отделов ЗАО  «Мустанг Плюс».

     6. В случае разногласий между  генеральным директором и главным  бухгалтером ЗАО «Мустанг Плюс» документы могут быть приняты к исполнению с письменного распоряжения главного бухгалтера. В случае, если главный бухгалтер ЗАО «Мустанг Плюс» не даст письменного распоряжения по таким документам, они принимаются к исполнению только за подписью генерального директора ЗАО «Мустанг Плюс».

     7. Требовать от работников бухгалтерии  сохранения служебной и коммерческой  тайны по информации, не подлежащей  разглашению.

     6. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ

     1. Всю полноту ответственности  за качество и своевременность  выполнения возложенных настоящим Положением на бухгалтерию ЗАО «Мустанг Плюс» задач и функций несет главный бухгалтер.

     2. Дисциплинарная, материальная и  уголовная ответственность главного  бухгалтера определяется в соответствии  с действующим законодательством.  Степень ответственности других работников бухгалтерии устанавливается должностными инструкциями и законодательством РФ.

     3. Сохранение конфиденциальности  информации, полученной в связи  с исполнением служебных обязанностей, кроме случаев, прямо предусмотренных в законодательстве РФ.

     Главный бухгалтер ЗАО «Мустанг Плюс»  …

     В качестве приложения к учетной политике можно утвердить и должностные  инструкции главного бухгалтера и других сотрудников бухгалтерии. Однако, на взгляд автора, подобные документы  больше касаются кадровой, нежели учетной политики предприятия.   

2.3 Методологические  аспекты учетной политики

2.3.1. Нематериальные  активы

     С 1 января 2001 года введено в действие новое Положение по бухгалтерскому учету «Учет нематериальных активов», ПБУ 14/2000, утвержденное приказом Минфина РФ от 16 октября 2000 г. № 91н (далее по тексту – ПБУ 14/2000). Оно существенно изменяет многие применявшиеся ранее постулаты в части нематериальных активов (НМА).

     Ранее действовавшие нормативные документы  считали основными признаками отнесения активов к нематериальным использование данного имущества на предприятии более одного года и подтверждение факта, что оно имеет возможность тем или иным способом приносить доход своему владельцу (использоваться в производственных целях). Новое ПБУ 14/2000 (п. 3) определило ряд конкретных условий, одновременное выполнение которых необходимо для принятия к учету актива в качестве нематериального.

     Исходя  из указанных выше признаков, все  НМА условно можно разделить  на две группы: объекты интеллектуальной собственности и прочие нематериальные активы.

     В ПБУ 14/2000 (пункт 4) приведен конкретный перечень объектов, которые могут  быть отнесены к НМА с учетом одновременного выполнения вышеприведенных условий (признаков).

     В соответствии с пунктом 6 ПБУ 14/2000 все нематериальные активы принимаются к бухгалтерскому учету по первоначальной стоимости. Однако порядок определения этой стоимости различается в зависимости от способа поступления нематериального актива в организацию.

     Наиболее  распространенным вариантом поступления нематериальных активов в организацию является их приобретение за плату. Первоначальная стоимость такого имущества определяется как сумма всех фактических расходов на приобретение за исключением налога на добавленную стоимость и иных возмещаемых налогов (кроме случаев, предусмотренных законодательством РФ).

     Помимо  приобретения за плату предприятия  и организации зачастую самостоятельно создают НМА. В большей степени  это относится к объектам интеллектуальной собственности, разработанным сотрудниками этих фирм в процессе выполнения своих должностных обязанностей или по ее заданию.

     В соответствии с пунктом 10 ПБУ 14/2000 первоначальная стоимость нематериальных активов, полученных организацией по договору дарения (безвозмездно полученных), определяется исходя из их рыночной стоимости на дату принятия к бухгалтерскому учету.

     Необходимо  заметить, что действующими законодательными и нормативными документами недостаточно четко сформулированы принципы определения  рыночной цены.

     Так, под рыночной ценой товара (работы, услуги) налоговое законодательство подразумевает цену, сложившуюся при взаимодействии спроса и предложения на рынке идентичных (а при их отсутствии – однородных) товаров (работ, услуг) в сопоставимых экономических условиях (п. 4-7 ст. 40 НК РФ).

     В свою очередь, рынком товаров (работ, услуг) признается сфера обращения этих товаров, которую определяют исходя из возможности покупателя (продавца) реально и без значительных дополнительных затрат при обрести (реализовать) товар  на ближайшей по отношению к покупателю (продавцу) территории Российской Федерации или за пределами РФ.

     Идентичными признаются товары, имеющие одинаковые характерные для них основные признаки. При определении идентичности товаров учитываются, в частности, их физические характеристики, качество и репутация на рынке, страна происхождения и производитель. При этом незначительные различия в их внешнем виде могут не учитываться.

     Однородными признаются товары, которые, не являясь  идентичными, имеют сходные характеристики и состоят из схожих компонентов, что позволяет им выполнять одни и те же функции и (или) быть коммерчески взаимозаменяемыми. При определении однородности товаров учитываются, в частности, их качество, наличие товарного знака, репутация на рынке, страна происхождения.

     По  вышеперечисленным определениям нельзя с достаточной уверенностью судить о том, на основании каких источников информации формировать рыночные цены, каков порядок определения этих цен, в каком регионе действует  данная цена.

     В результате на практике ЗАО «Мустанг Плюс» придерживается следующей позиции: величина сделки (стоимость безвозмездно полученного имущества) определяется дарителем исходя из балансовой стоимости подаренного НМА либо по совокупности затрат на его создание. Однако сформированная таким образом первоначальная стоимость НМА может не соответствовать реальным ценам на идентичное (однородное) имущество в регионе по месту нахождения налогоплательщика. Данное обстоятельство может привести к конфликтам с налоговыми органами (34, с.235).

     Во  избежание таких недоразумений для ЗАО «Мустанг Плюс» разумнее подстраховаться какими-либо сведениями из иных источников информации, подтверждающих выбранную оценку имущества. К такого рода информационным источникам можно отнести справки различных государственных органов (например, статистических), научно-исследовательских и опытно-конструкторских предприятий (не являющихся сторонами сделки), акты оценки имущества профессиональными оценщиками и, наконец, любую иную информацию, сообщающую о ценах на идентичные (или однородные) товары (например, прайс-листы).

     Выбранная таким образом методику оценки имущества (кстати, все сказанное выше относится  к любому имуществу организации, а не только к НМА), полученного  безвозмездно, отражается в учетной  политике ЗАО «Мустанг Плюс».  

2.3.2. Основные средства

           Основные средства относятся к долгосрочным инвестициям (внеоборотным активам) организации.

     Порядок отражения в учете движения основных средств и начисления по ним амортизации  отражен в Положении по бухгалтерскому учету «Учет основных средств» ПБУ 6/01, утвержденном приказом Минфина РФ от 30 марта 2001 г. № 26н  (далее по тексту ПБУ 6/01).

     При принятии к бухгалтерскому учету  активов (имущества) в качестве объектов основных средств необходимо единовременное выполнение следующих условий (пункт 4 ПВУ 6/01):

     а) использование данного имущества  в производстве продукции, при выполнении работ или оказании услуг либо для управленческих нужд организации;

     б) данное имущество должно использоваться в течение длительного времени, то есть срока полезного использования продолжительностью свыше 12 месяцев или обычного операционного цикла, если он превышает 12 месяцев;

           в) организацией не предполагается последующая перепродажа данных активов (основных средств);

           г) способность объектов основных средств приносить организации экономические выгоды (доход) в будущем.

     Как видно, в приведенном перечне  отсутствует стоимостный критерий отнесения объектов к основным средствам, действовавший до 2001 года. Поэтому  в настоящее время практически  все активы, срок службы которых превышает 12 месяцев (и удовлетворяющие иным условиям ПВУ 6/01) можно относить к основным средствам.

     Поэтому одной из основных задач при разработке учетной политики является разработка организацией критерия отнесения к  основным средствам предметов труда (ранее называвшихся в учете малоценными и быстроизнашивающимися предметами (МБП)). Большая часть таких предметов удовлетворяют условиям признания их внеоборотными активами. Однако было бы нелепо считать основными средствами, к примеру, канцелярские принадлежности со сроком службы более 12 месяцев (дыроколы, степлеры, подставки для ручек и т. п.). Поэтому при разработке учетной политики ЗАО «Мустанг Плюс» необходимо не только автоматически перенести из ПБУ 6/01 параметры отнесения имущества к основным средствам, но отразить в ней свои соображения по данному поводу (естественно, обосновав их с технической стороны либо с точки зрения степени их использования в производственном или управленческом процессе).

           Например, в учетной  политике ЗАО «Мустанг Плюс» можно предусмотреть конкретный перечень малоценных предметов труда, относящихся к основным средствам: офисная мебель, вычислительная техника, осветительные приборы и т.п (32, с.117).

     И наоборот – существуют предметы, которые  не могут быть отнесены к основным средствам независимо от срока службы в силу их массового применения и невозможности по объектного учета (канцтовары, посуда, хозяйственный инвентарь, различного рода рабочие инструменты).   

Информация о работе Учетная политика преприятия