Учетная политика организации

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2011 в 16:20, курсовая работа

Описание работы

Предприятия часто подвергаются проверкам вышестоящих организаций, налоговых органов, аудиторских фирм. При этом можно сказать, что одним из основных документов, подвергающихся первоочередной проверке, является принятая учетная политика предприятия. Поэтому в первой части курсовой работы раскрывается (ее целью является):
понятие и сущность учетной политики
нормативная база и порядок оформления учетной политики предприятия

Работа содержит 1 файл

курсовик.doc

— 467.50 Кб (Скачать)

       Например, организация приняла решение  о переходе к применению ускоренного  метода начисления амортизации основных средств. Тогда в пояснениях к  приказу об изменении учетной  политики следует указать причины  перехода к новому методу начисления амортизационных отчислений.

  • планируется провести перевооружение технологического оборудования.

    Применение  ускоренного метода амортизации  позволит в более сжатые сроки  произвести замену быстроустаревающего  оборудования. Приводится расчет изменения  себестоимости продукции (работ, услуг), оценивается изменение величины предполагаемой прибыли. [12]

       Необходимо  обратить внимание на то, что изменения  учетной политики, вызванные изменением законодательства РФ или нормативных  актов бухгалтерского учета, отражаются в бухгалтерском учете и отчетности в порядке, предусмотренном соответствующими законодательствами или нормативными актами. Если такой порядок не предусмотрен законодательными или нормативными актами, то изменения отражаются в бухгалтерской отчетности исходя из требования предоставления числовых показателей минимум за два года.

       Существенные  способы ведения бухгалтерского учета подлежат раскрытию в пояснительной  записке, входящей в состав бухгалтерской  отчетности предприятия за отчетный год. Промежуточная бухгалтерская отчетность может не содержать информацию об учетной политике организации, если в последней не произошли изменения со времени составления годовой бухгалтерской отчетности за предшествующий год, раскрывшей учетную политику.

       Изменения учетной политики, оказавшие или способные оказать существенное влияние на финансовое положение, подлежат обособленному раскрытию в бухгалтерской отчетности. Данная информации должна включать следующие позиции:

  • причину изменения учетной политики;
  • обоснованность  такого изменения;
  • оценку последствий изменений в денежной оценке. [3]

       Таким образом, еще до наступления следующего за отчетным года на предприятии следует  провести следующие мероприятия:

  • издать приказ, в котором перечислить изменения учетной политики, их причины и дать стоимостную оценку этих изменений;
  • все изменения отразить в пояснительной записке при составлении годового отчета.

       Утвержденные  приказом руководителя и раскрытые в пояснительной записке новые (добавленные, измененные, уточненные) элементы учетной политики должны найти отражение в бухгалтерском учете организации. [12] 
 

    1. Порядок оформления учетной  политики
 

      Приказ  по учетной политике организации  должен содержать конкретную информацию по обоснованию следующих групп вопросов:

  • выбранные организацией способы бухгалтерского учета, вариантность которых предусмотрена документами по бухгалтерскому учету и бухгалтерской отчетности более высоких уровней регулирования (как правило, второго уровня системы нормативного регулирования бухгалтерского учета в Российской Федерации);
  • способы бухгалтерского учета, описание которых отсутствует в документах вышестоящих уровней;
  • способы бухгалтерского учета, принципы которых определены вышестоящими нормативными документами, а организация утверждает особенности их применения исходя из специфики условий хозяйствования: отраслевой принадлежности, структуры, размеров и т.п.;
  • способы бухгалтерского учета, установленные нормативными документами по бухгалтерскому учету Российской Федерации, но которые не позволяют организации достоверно отразить ее имущественное состояние и финансовые результаты, поэтому она применяет иные способы бухгалтерского учета;
  • способы бухгалтерского учета, вариантность которых обусловлена противоречиями и несовершенством действующего бухгалтерского законодательства, и представляется достаточно сложным определить приоритеты того или иного способа.
    1. При формировании учетной политики предприятия по конкретному направлению (вопросу) ведения и организации бухгалтерского учета осуществляется выбор одного способа из нескольких, допускаемых законодательством и нормативными актами, входящими в систему нормативного регулирования бухгалтерского учета в Российской Федерации.

    По  каждому такому способу желательно приводить его нормативное обоснование.

    Предприятие не вправе через механизм учетной  политики решать те вопросы, которые не входят в его компетенцию, например в отношении ежеквартальной переоценки основных средств по рыночной стоимости, ежеквартального создания резервов по сомнительным долгам и т. п.

    1. «Изобретенный» организацией способ бухгалтерского учета, отсутствующий в системе нормативного регулирования бухгалтерского учета в Российской Федерации на момент принятия учетной политики, должен быть всесторонне обоснован исходя из основополагающих принципов формирования достоверной информации, что должно свидетельствовать о высоком уровне профессионализма бухгалтерской службы.

    Необоснованные  способы бухгалтерского учета не должны подтверждаться аудиторскими организациями  как обеспечивающие формирование достоверной  информации о финансовом положении и финансовых результатах организаций.

    1. При необходимости организация определяет через механизм учетной политики специфику формирования своих активов — основных средств, нематериальных активов и т.п. или процессов — капитальных ремонтов, модернизации, формирования себестоимости и т. п.

    При этом в соответствии с п. 15 ПБУ 1/98 «промежуточная бухгалтерская отчетность может не содержать информацию об учетной политике организации, если в последней не произошли изменения со времени составления годовой бухгалтерской отчетности за предшествующий год, раскрывшей учетную политику».

    1. Если организация не может сформировать достоверную информацию об объектах бухгалтерского учета, используя установленные нормативными документами по бухгалтерскому учету правила, она вправе не применять данные правила (п. 4 ст. 13 Федерального закона «О бухгалтерском учете»), раскрыв данную информацию в пояснениях к бухгалтерской отчетности.

    Применение  иных способов бухгалтерского учета  по сравнению с общеустановленными должно быть обосновано. Согласно п. 16 ПБУ 1/98 «Учетная политика организации» применение нового способа ведения бухгалтерского учета предполагает более достоверное представление фактов хозяйственной деятельности в учете и отчетности организации или меньшую трудоемкость учетного процесса без снижения степени достоверности информации.

    1. Если действующее законодательство противоречиво излагает норму в отношении одного и того же способа бухгалтерского учета и при этом практически невозможно однозначно определиться с правильностью той или иной трактовки, рекомендуется воспользоваться инструментом учетной политики. Примеры такого рода противоречий и способы их разрешения через учетную политику приведены в разделе «Методические вопросы учетной политики».

      Предлагается  ряд рекомендаций по оформлению, дополнению и изменению учетной политики организации.

  • Не советуется оформлять слишком объемные приказы по учетной политике. Явление «учетная политика предприятия» есть один из примеров реализации принципа «управления по отклонениям». Все то, что действует для всех предприятий, нет необходимости включать в приказ по учетной политике. В него нужно включать только те способы ведения бухгалтерского учета, которые отражают специфику формирования информации о финансовом положении и финансовых результатах организации.
  • Так как учетная политика представляет собой совокупность бухгалтерских способов, вопросы налогообложения не должны рассматриваться в приказе по учетной политике. Вариантные способы, разрешаемые к применению налоговым законодательством, должны быть предметом самостоятельного внутреннего документа организации.
  • Несмотря на то что содержание учетной политики шире, чем перечень ее методических вопросов, в основной приказ по учетной политике следует, по мнению авторов статьи, включать только ее методические аспекты, так как главным образом они влияют на принципы формирования финансовых результатов деятельности предприятий, на порядок отражения финансового состояния предприятия. Изменение методических элементов учетной политики необходимо раскрывать в пояснительной записке.
  • Способы ведения бухгалтерского учета формируются только по тем аспектам хозяйственной деятельности организации, которые имеются у нее на момент окончания предыдущего отчетного периода. Не стоит включать в приказ по учетной политике способы бухгалтерского учета объектов, которые отсутствуют в организации. По нашему мнению, в течение года в момент приобретения организацией тех или иных активов или возникновения тех или иных фактов хозяйственной деятельности, не имевших аналогов в практике данной организации, должно оформляться дополнение к учетной политике, принятой с начала года, оформляемое приказом.

      Таким образом, условно по принадлежности к отчетным периодам можно выделить два «процесса»: учетная политика в отношении будущих предполагаемых фактов хозяйственной деятельности и учетная политика в отношении возникающих фактов хозяйственной деятельности в текущем отчетном периоде.

      Первый  «процесс» формирования учетной  политики оформляется как приказ по учетной политике, утверждаемый на начало года; второй — либо как изменение, либо как дополнение к учетной политике в течение года. Форма приказа по учетной политике организации нормативными документами в настоящее время не регламентируется.

      Для малых и средних предприятий, имеющих ограниченный круг пользователей бухгалтерской отчетности, целесообразно формировать в приказе по учетной политике информацию только по двум группам вопросов:

  • способам бухгалтерского учета, вариантность которых предусмотрена нормативными актами по бухгалтерскому учету;
  • способам бухгалтерского учета, описание которых отсутствует в документах вышестоящих уровней.

      Крупным предприятиям, публикующим свою бухгалтерскую отчетность, имеющим множество заинтересованных пользователей, целесообразно формировать информацию по пяти вышеперечисленным группам вопросов.

      Предприятия, публикующие свою финансовую отчетность должны формировать свою учетную политику для целей бухгалтерского учета в отношении пяти вышеперечисленных групп вопросов. Для указанных предприятий целесообразно утверждение отдельного распорядительного документа по учетной политике в целях налогообложения в отношении налоговых последствий способов бухгалтерского учета, а также способов формирования налогооблагаемой базы, предусмотренных и не предусмотренных налоговым законодательством.

      При этом обращается внимание на то, что  по спорным, нерегламентированным вопросам бухгалтерского учета, а также по способам бухгалтерского учета, определяемым спецификой деятельности, утвержденные приказом по учетной политике нормы  должны в обязательном порядке сопровождаться аргументированным обоснованием.

      Развернутое и аргументированное обоснование  сложных способов бухгалтерского учета должно приводиться в Приложении к Положению «Учетная политика».  [20]

      Пример упрощенного приказа по учетной политике для предприятий малого и среднего бизнеса приведен в Приложении №2.

      Пример  более полного приказа для  ОАО приведен в Приложении №1. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2.   Структура учетной  политики 

       На  сегодняшний день единой методики составления  учетной политики нет. Каждое предприятие вправе самостоятельно разрабатывать ее положения. Основываться же надо на рекомендациях ПБУ 1/98, а также на других нормативных документах по бухгалтерскому учету. [17]

Информация о работе Учетная политика организации