Учетная политика огрнизации и оценка ее эффективности

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Декабря 2011 в 18:42, дипломная работа

Описание работы

Целью выпускной квалификационной работы является выработка учетной политики предприятия для целей бухгалтерского и налогового учёта.
В соответствии с поставленной целью можно сформулировать следующие задачи:
- рассмотреть процесс формирования учетной политики организации;
- определить организационно-технические и методические аспекты учетной политики;
- изучить общие сведения о предприятии;
- провести анализ и оценку основных экономических показателей деятельности предприятия;
- рассмотреть организацию бухгалтерского учёта на предприятии;
- проанализировать действующую учетную политику предприятия;
- выработать учётную политику для целей бухгалтерского учёта и налогового учёта и провести оценку эффективности выработанной учётной политики.

Работа содержит 1 файл

К диплому.docx

— 217.81 Кб (Скачать)

     -                полнота в учетной практике - учет всех документально оформленных хозяйственных фактов, т.е. их обязательная регистрация без каких-либо пропусков;

     -                осмотрительность - предприятие должно быть больше готово к получению расходов (убытков) и обязательств, чем возможных доходов (прибылей) и активов;

     -                приоритет содержания над формой - независимо от возможного юридического противоречия хозяйственного факта национальному законодательству в случае его совершения предприятие не должно сомневаться в необходимости фиксирования экономического содержания этого факта в учете;

     -                непротиворечивость - предприятие должно использовать приемы и способы учета, формирующие тождественность данных аналитического и синтетического учета;

     -                рациональность - предприятие должно осуществлять учет рационально и экономично в соответствии со своими видом деятельности и затратами, прогнозируемыми в соответствии с учетной политикой. [38]

     При формировании учетной политики выбирается один из известных способов ведения  бухгалтерского учета по конкретному  участку. Выбранный способ применяется  с начала года, перед которым было выпущено соответствующее распоряжение. Хотя предпочтение отдается последовательному  применению принятой учетной политики, в некоторых случаях хозяйствующий субъект вынужден по не зависящим от него обстоятельствам нарушить допущения последовательности и внести изменения в учетную политику. Такими обстоятельствами являются: реорганизация предприятия; смена собственников; изменения, вносимые в законодательство; разработка и внедрение принципиально новых систем бухгалтерского учета.

     При раскрытии учетной политики важно  определить круг вопросов, представляющих экономический интерес для пользователей  бухгалтерской отчетности. Эти вопросы  касаются в основном порядка погашения  стоимости основных средств и  нематериальных активов, способов оценки производственных запасов и др.

     Детальный состав и содержание подлежащей раскрытию  в бухгалтерской отчетности информации об учетной политике организации  по специальным вопросам бухгалтерского учета регламентируется общегосударственными нормативными документами по бухгалтерскому учету.

     Способы ведения бухгалтерского и налогового учета, избранные организацией при  формировании учетной политики, применяются  с 1 января года, следующего за годом  утверждения соответствующего организационно-распорядительного  документа.

     Вновь созданная организация оформляет  избранную учетную политику до первой публикации бухгалтерской отчетности, но не позднее 90 дней со дня государственной  регистрации. Принятая вновь созданной  организацией учетная политика считается  применяемой со дня государственной  регистрации.  

     1.2 Организационно-технические  аспекты учетной  политики

     Учетная политика организации формируется  ее главным бухгалтером или бухгалтером  на основе Положения по бухгалтерскому учету «Учетная политика организации» и утверждается руководителем. Утверждение  осуществляется составлением соответствующей  организационно-распорядительной документации: приказа, распоряжения и т. п. Этот документ служит для внутреннего пользования  и является связующим звеном между  внешним по отношению к организации  законодательством по бухгалтерскому учету и ее внутренним законодательством. Приказ или иной организационно-распорядительный документ вводится в действие с 1 января года, следующего за годом его утверждения. Положения этого документа применяются  всеми подразделениями организации  независимо от их места нахождения. В соответствии с Положением по ведению  бухгалтерского учета и бухгалтерской  отчетности в РФ (п. 8), утвержденным приказом Минфина РФ от 29.07.98 № 34-н (ред. от 25.10.2010), приказ об учетной политике должен включать:

     -                рабочий план счетов бухгалтерского учета, содержащий применяемые в организации счета, необходимые для ведения синтетического и аналитического учета;

     -                формы первичных учетных документов, используемые для оформления хозяйственных операций, по которым не предусмотрены типовые формы первичных учетных документов, а также формы документов для внутренней бухгалтерской отчетности;

     -                методы оценки отдельных видов имущества и обязательств; порядок проведения инвентаризации имущества и обязательств;

     -                правила документооборота и технологию обработки учетной формации;

     -                порядок контроля за хозяйственными операциями, а также другие моменты, необходимые для организации бухгалтерского учета.

     В приказе об учетной  политике должны содержаться краткие, четкие и конкретные решения по вышеперечисленным вопросам. Форма приказа выбирается организацией самостоятельно.

     Приказ  об учетной политике организации  состоит, как правило, из трех основных разделов: организация бухгалтерского учета; техника ведения бухгалтерского учета; методика учета основных объектов.

     Организация бухгалтерского учета - система элементов построения учетного процесса. К таким элементам относятся:

     1)             схема ведения бухгалтерского учета. При выборе этой схемы в организациях необходимо руководствоваться нормами Федерального закона «О бухгалтерском учете» от 21.11.96 № 129-ФЗ (ст. 6 «Организация бухгалтерского учета в организациях»);

     2)             уровень централизации учета. Централизация учета означает, что учетный аппарат организации сосредоточен в главной бухгалтерии, где и осуществляется ведение всего синтетического и аналитического учета на основе документов, полученных из отдельных подразделений организации. В подразделениях осуществляется только первичная регистрация операций. Децентрализация учета предполагает ведение аналитического и синтетического учета непосредственно подразделениями. При этом главная бухгалтерия контролирует учетный процесс в подразделениях, а также составляет сводный баланс и сводную отчетность организации;

     3)             структура бухгалтерского аппарата. В небольших организациях все работники подчиняются непосредственно главному бухгалтеру; в средних и крупных могут создаваться промежуточные звенья (группа учета оплаты труда, материальная группа и т. д.), возглавляемые старшими бухгалтерами;

     4)             организация учета в филиалах, представительствах и иных структурных подразделениях. Решения о выделении подразделений на отдельный баланс принимаются организацией самостоятельно и обязательно должны отражаться в приказе об учетной политике, так как при различных вариантах по-разному отражаются в учете одни и те же хозяйственные операции (например, с применением счета 79 «Внутрихозяйственные расчеты» или без его применения и т. д.);

     5)             ведение документооборота. Каждая организация самостоятельно (в лице главного бухгалтера) составляет график документооборота, который определяет объем, последовательность выполняемых учетных работ, сроки выполнения, конкретных исполнителей. При этом главный бухгалтер должен руководствоваться Положением о документообороте в бухгалтерском учете.

     6)             организация инвентаризации имущества и денежных обязательств. Руководитель организации самостоятельно определяет сроки проведения инвентаризации. Приказом об учетной политике определяются:

     -                количество и даты проведения инвентаризаций в отчетном году; перечень имущества  и обязательств,  проверяемых при  каждой инвентаризации;

     -                состав инвентаризационной комиссии.

     Техника ведения бухгалтерского учета - совокупность приемов, используемых организацией при построении учетного процесса. Существуют общепринятые приемы бухгалтерского учета, например, бухгалтерские счета, двойная запись и т. д. В учетной политике отражаются только те из них, которые данная организация использует частично, учитывая специфику своей работы (например, разрабатывает свой рабочий план счетов), или выбирает из совокупности рекомендуемых приемов (например, форма бухгалтерского учета). В приказе об учетной политике утверждаются такие приемы бухгалтерского учета, как:

     1)             технология обработки учетной информации. Как известно, хозяйственные операции, оформленные документально, бухгалтеры отражают в учетных регистрах. Совокупность применяемых учетных регистров называют формой бухгалтерского учета. В настоящее время применяются следующие формы учета: автоматизированная, журнально-ордерная, мемориально-ордерная, Журнал-главная, упрощенные формы для субъектов малого предпринимательства. Организации самостоятельно выбирают форму бухгалтерского учета;

     2)             рабочий план счетов. Разрабатывается он на основе типового Плана счетов, утвержденного приказом Минфина России от 31.10.2000 № 94н (ред. от 08.11.2010). При этом из всего перечня синтетических счетов (счетов первого порядка) организации выбирают те, с помощью которых можно адекватно отразить финансовое состояние и результаты деятельности. Они имеют право по согласованию с Минфином РФ ввести дополнительные синтетические счета, используя свободные коды. Перечень субсчетов в типовом Плане носит рекомендательный характер, поэтому при разработке рабочего плана счетов организации могут уточнять предлагаемые в типовом Плане субсчета, исключать их и вводить дополнительные. При разработке рабочего плана счетов организации учитывают специфику своей деятельности (промышленное производство, сельское хозяйство, торговля и т. д.), принадлежность к субъектам малого предпринимательства, а также действующее налоговое законодательство для облегчения определения налогооблагаемой базы по различным налогам;

     3)             система внутрипроизводственного учета, контроля и отчетности. В соответствии с Федеральным законом РФ «О бухгалтерском учете» (ст. 6) учетной политикой определяется порядок контроля за хозяйственными операциями. В некоторых организациях формируются системы внутреннего аудита. Системы внутреннего учета и внутреннего аудита служат целям эффективного управления и не регламентируются нормативными актами по бухгалтерскому учету. Как элемент учетной политики оформляется решение организации о ведении управленческого учета в рамках единой с финансовым учетом системы счетов или в самостоятельной системе счетов. Организация самостоятельно устанавливает объекты и субъекты внутреннего учета, состав и формы внутренних отчетов, формы и сроки внутренних аудиторских проверок, периодичность, сроки составления и представления внутренней отчетности, а также перечень ее составителей и пользователей. [22]

    1.3 Методические аспекты  учетной политики

     Любая организация может формировать  свою методику учета в соответствии с нормативными актами или отличную от нормативных предписаний. Однако в последнем случае организация  обязана раскрыть все использованные методические приемы, расходящиеся с  общеустановленной методологией. В  первом случае, как уже отмечалось ранее, нормативные акты могут предполагать многовариантные решения для  отражения фактов хозяйственной  жизни. Далее рассматриваются только те ситуации, когда организация имеет  право устанавливать для целей  своей учетной политики один из предписанных нормативными документами методов  учета и отражения в отчетности объектов и операций. Для формирования представления об учетной политике как важнейшей составной части  отчетности - документе, служащем внутренним руководством для каждой организации  по ведению учета и составлению  отчетности и необходимом внешним  пользователям для понимания  учетных правил, использованных для  получения отчетной информации, ниже приведены сведенные воедино  основные методические моменты, по которым  организации имеют право выбора и которые, следовательно, должны быть освещены в учетной политике. [33]

     Состав, порядок разработки и представления  отчетности. Коммерческие организации самостоятельно устанавливают состав промежуточной бухгалтерской отчетности и в сопроводительном письме к бухгалтерской отчетности приводят информацию о ее составе.

     Формы бухгалтерской отчетности начиная  с 2000 г. организации могут разрабатывать  самостоятельно. Такое положение  соответствует требованиям и  правилам, содержащимся в Положении  по бухгалтерскому учету «Бухгалтерская отчетность организации». В приказе  Минфина России «О формах бухгалтерской  отчетности организации» № 67н приводятся образцы форм отчетности, которые  должны послужить основой для  самостоятельной разработки. Процесс  составления форм отчетности должен обеспечить соблюдение общих требований к бухгалтерской отчетности (полноты, существенности, нейтральности и  др.). Организации в новых условиях составления форм отчетности больше внимания обязаны уделять пояснительной  записке, в которой детализируются основные моменты, раскрывающие их финансовое положение.

Информация о работе Учетная политика огрнизации и оценка ее эффективности