Учетная политика Банка Туран – Алем в области учета показателей финансовых результатов банка

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2011 в 14:00, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является изучение учетного процесса формирования финансового результата на конкретном хозяйствующим субъекте.
Задачами данной курсовой работы являются:
- раскрыть роль, значение и задачи учета и анализа финансовых результатов деятельности предприятия;
- охарактеризовать прибыль как конечный результат финансово-хозяйственной деятельности предприятия;
- описать учетную политику Банка Туран – Алем в области учета основных показателей финансовых результатов банка;
- проанализировать учет нераспределенного дохода (прибыли) банка.

Содержание

Введение 6
1 Теоретические основы учета финансовых результатов деятельности предприятия 8
1.1. Роль, значение и задачи учета и анализа финансовых результатов деятельности предприятия 8
1.2. Прибыль – конечный результат финансово-хозяйственной деятельности предприятия 10
2 Учетная политика Банка Туран – Алем в области учета показателей финансовых результатов банка 16
2.1. Учетная политика Банка Туран – Алем в области учета основных показателей финансовых результатов банка и основная информационная база, используемая для их анализа 16
2.2. Учет нераспределенного дохода (прибыли) банка 22
2.3. Анализ нераспределенного дохода (прибыли) банка 25
Заключение 33
Список используемой литературы 3

Работа содержит 1 файл

Курсовой проект по БУ-переделан.doc

— 382.00 Кб (Скачать)

     Экономисты  обычно определяют прибыль в терминах благосостояния (well-offness),  т. е.  как степень улучшения благосостояния предприятия за отчетный период времени. Бухгалтеры традиционно придерживались иного взгляда на прибыль. Так, прибыль… представляет собой величину, получаемую вычитанием из доходов, или выручки, себестоимости оказываемых услуг, прочих расходов и убытков…. А чистая прибыль (чистый убыток) – превышение (дефицит) доходов над расходами за отчетный период.. Два этих определения прекрасно иллюстрируют узкий подход к понятию прибыли от финансово – хозяйственной деятельности, основанный на соотнесении доходов и расходов. Предпринимались, однако, и попытки расширить бухгалтерское

понимание прибыли: были утверждения, например, что прибыль  должна включать все выигрыши и потери по активам и пассивам  банка  в течении данного периода. Эдварс и Белл выделяют четыре типа прибыли: 1. текущая прибыль от финансово – хозяйственной деятельности предприятия (current operating profit) – превышение выручки от оказания услуг над текущей стоимостью затрат на производство услуг и внутренней стоимостью [себестоимостью] оказываемых услуг; 2. реализуемая экономия затрат (realizable cost savings) – рост цен имеющихся в наличии активов в течении периода; 3. реализованная экономия затрат (realized cost savings) – разница между себестоимостью и текущими покупными ценами оказываемых услуг; 4. реализованные выигрыши по капитальным активам (realized capital gains) – разность выручки от реализации и исторической себестоимости при ликвидации долгосрочных активов. Авторы утверждают, что сведения об этих четырех видах прибыли послужили бы лучшим показателем “благосостояния” и предоставляли бы пользователям информацию для анализа результатов деятельности предприятия. Такой подход к прибыли шире и являет собой существенный шаг вперед по сравнению с традиционным, так как выступают за предоставление отчетности о возникших за период выигрышах и потерях от владения (holding gains and losses) на том основании, что это улучшило бы информационное наполнение финансовых отчетов. 

     Наряду  с понятием балансовой прибыли (балансового  убытка) в учетной практике применяют  определения: чистая прибыль, использованная прибыль, изъятая прибыль, нераспределенная прибыль и непокрытый убыток. Под чистой прибылью предприятия понимают часть балансовой (полной) прибыли, оставшейся в его распоряжении после уплаты налогов на прибыль в бюджет и отчислений на использованную прибыль. Использованная прибыль – расходы предприятия из прибыли на расширенное воспроизводство производственных основных средств и объектов социальной сферы, социальные нужды и материальные поощрения сотрудников, благотворительные и иные цели. Изъятая прибыль – сумма денежных средств, стоимость иного имущества, полученная собственником или участниками Акционерного Общества за отчетный период в счет прибыли банка. Нераспределенная прибыль – это часть чистой прибыли, нераспределенная между акционерами и направленная на накопление его имущества. Непокрытый убыток – сумма балансового убытка отчетного года, не покрытая резервным капиталом и резервными фондами, а также повышение суммы балансового убытка над величиной накопленной ранее нераспределенной прибыли.

     Итак, прибыль – важнейший показатель эффективности работы предприятия, источник его жизнедеятельности. Рост прибыли создает финансовую основу для самофинансирования деятельности предприятия, осуществления расширенного воспроизводства и удовлетворения растущих социальных и материальных потребностей   предприятия.   За   счет   прибыли    выполняются    им   обязательства   перед     бюджетом,  банками   и   клиентами.   Поэтому    анализ    прибыли    должен охватывать как факторы ее 

формирования, так и распределения.

     В рамках любой концепции прибыли  ключевыми элементами при определении  ее величины в бухгалтерском учете  являются доходы и расходы. Поэтому  важно разобраться, что означают эти термины с точки зрения учета.

     Общая тенденция приближения в бухгалтерском учете к понятию полной

прибыли отражается и в том, как менялись с течением времени определение  доходов и расходов, предлагавшиеся различными авторами. В распространенном определении отмечается, что ”доход возникает в результате реализации товаров и оказании услуг и измеряется платой изымаемой или получателей предоставленных товаров и услуг”. Здесь проявляется понятие прибыли как текущей прибыли от финансово –хозяйственной деятельности. В другом определении величина доходов равна валовому приросту активов и валовому уменьшению обязательств, возникающими в результате прибыльно ориентированной финансово – хозяйственной деятельности и измеряемыми в соответствии с общепринятыми принципами бухгалтерского учета, то есть пытаются определить доходы через изменения активов и обязательств. FASB предлагает определение доходов, основанное на наиболее широком понимании прибыли. Так, доходы – это приток или иное увеличение активов предприятия и /или погашение обязательств, имевшие место в течении отчетного периода как результат оказания услуг или осуществления иных операций, составляющих основу деятельности предприятия. AICPA и FASB проводят различие между доходами (revenues) и нереализационными прибылями (gains). AICPA, например, определяет нереализационные прибыли как доходы, возникающие не вследствие оказания основных услуг предприятия, а FASB характеризуют внереализационные прибыли как прирост собственного капитала (чистых активов) в результате побочных или случайных сделок.

       Однако, в то время как FASB включает в свою концепцию прибыли все доходы и нереализационные прибыли, не зависимо от источника, AICPA придерживается концепции текущей прибыли от финансово – хозяйственной деятельности и не учитывает в ее составе внереализационные прибыли, считая, что последние не дают постоянной прибыли, как основные коммерческие направления предприятия. “Можно выделить различные виды внереализационных прибылей и убытков, среди которых самыми основными являются выигрыши и потери доходов (выручки), обычно включаемые в отчет о прибылях и убытках предприятия. Другой тип внереализационных прибылей и убытков представлен влиянием на активы и обязательства изменений рыночных стоимостей (в той степени, в которой они отражаются  на бухгалтерских счетах)”.

     Из  определения доходов следует, что они представляют собой либо прирост активов, либо уменьшение обязательств. Оценка (измерение) доходов зависит, следовательно, от характеристик оцениваемых активов и обязательств. Эти определения полностью соответствуют определениям в стандарте бухгалтерского учета № 5 “Доход ”, где говорится, что доход – это увеличение активов либо уменьшение обязательств в отчетном периоде, а доходы,

полученные  от основной и неосновной деятельности  субъекта составляют его совокупный доход. Также доход оценивается  по стоимости реализации, полученной или причитающейся к получению. Стоимость реализации определяется соглашением между субъектом  и покупателем или пользователем актива. Доходы и расходы, вызванные одними и теми же сделками или  событиями в деятельности субъекта, признаются одновременно. Доход признается при соблюдении следующих условий:

  1. сумма дохода оценивается с большей степенью достоверности;
  2. существует вероятность того, что экономические выгоды, связанные со   сделкой, будут получены субъектом.
  3. Доход (расход) в виде вознаграждения (интереса) признается на основе временного соотношения, которое учитывает реальный доход (расход) от актива (обязательства). Доходы и расходы предприятия признаются с учетом всех основополагающих принципов бухгалтерского учета в соответствии со статьей 5 Указа Президента Республики Казахстан, имеющего силу Закона, “О бухгалтерском учете”.

     Хотя  в литературе слова “расходы” (expense) и “затраты” (cost)  нередко используются как синонимы, но с точки зрения бухгалтерского учета их значения различны. Термин “затраты” относится ко всякому использованию ресурсов, в том числе на приобретение активов, в то время как термин ”расходы” касается использования лишь тех ресурсов, которые при определении прибыли предприятия за данный период времени ставятся в соответствие доходам. Определения расходов, как и доходов, свидетельствуют об очевидном движении к понятии полной прибыли. Определение, данное AIA: расходы в самом широком смысле слова включают все истекшие затраты, вычитаемые из доходов, - отражает традиционную ориентацию на доходы / расходы. В определении расходов, как валовое уменьшение активов или валовой прирост обязательств, возникшие в результате прибыльно ориентированной деятельности предприятия, заметна попытка установить взаимосвязь расходов с чистыми активами, оценка продолжает же основываться на общепринятых учетных принципах.

     FASB  дает определение расходов, исходя в основном из разреза активы / обязательства. Так, расходы – это отток или иное использование активов и/или возникновение обязательств в результате оказания услуг или осуществления иных операций, составляющих основу деятельности предприятия. FASB различает расходы и потери (убытки): потери (убытки) – это уменьшение собственного капитала (чистых активов) в результате побочных или случайных сделок предприятия и всех прочих операций, оказывающих на него влияние в течение периода, за исключением выплат собственникам. Но в расчет прибыли включаются как расходы, так и потери.  AARF (1992 г.) в своем определении расходов идет еще дальше. Под расходами он понимает потребление или потери потенциальной прибыли или будущих экономических выгод в форме уменьшения активов или увеличения обязательств предприятия, не связанные с выплатами собственникам и приводящие к уменьшению собственного капитала

в отчетном периоде. Здесь не считается, что потери являются отдельным элементом финансовой отчетности, а следовательно, и не проводится различий между расходами и потерями. Соответственно, понятие расходов охватывает и те статьи, которые обычно отражаются в финансовой отчетности как потери.

     Например, стандартом бухгалтерского учета № 21 “Финансовая отчетность банков” даются определения процентных и непроцентных расходов.  Расход в виде вознаграждения (интереса) – расход, связанный с привлечением ресурсов по депозитам и т. д. Операционный и прочий расход – расход, не связанный с привлечением ресурсов, например, от дилинговых  операций, комиссионные расходы и т.д. Расход в виде вознаграждения (интереса) признается в тех случаях, когда в соответствии со сделкой у банка возникают расходы за пользование деньгами контр – агента. 

     Согласно  стандарта бухгалтерского учета  № 22 “Доходы и расходы банков”  расходы банка состоят из:

  1. расходов по полученным кредитам, депозитам, форвардным, лизинговым операциям, операциям с ценными бумагами;
  2. платежей за услуги банков по расчетно – кассовому обслуживанию;
  3. комиссионных по услугам и корреспондентским отношениям;
  4. почтово – телеграфных и других расходов по операциям клиентов;
  5. расходов от купли – продажи ценных бумаг, годных для продажи, с учетом переоценки;
  6. расходов от купли – продажи и переоценки иностранной валюты и ценных бумаг, предназначенных для продажи;
  7. расходов за оказанные другими лицами различные услуги;
  8. убытков от продажи других активов банка;
  9. расходов, понесенных при продаже данных активов;
  10. сумм возмещения расходов других лиц по операциям банка;
  11. расходов прошлых периодов, выявленных в отчетном периоде (вследствие вскрытия ошибок прошлых лет), с учетом доначисленных за прошлые годы, излишне уплаченных банку клиентами в прошлые годы;
  12. различных расходов, связанных с обеспечением деятельности банка, включая, но не ограничиваясь:  – расходы на оплату труда работников банка, включая различные доплаты; – расходы на оплату очередных (ежегодных) и дополнительных  отпусков (компенсация за неиспользованный отпуск) в соответствии с законодательством Республики Казахстан;  –  выплаты работникам банка, высвобождаемым в связи с его реорганизацией, сокращением численности работников; – расходы на подготовку кадров; – оплата труда работников, не состоящих в штате банка; – вознаграждения за изобретения и рационализаторские предложения;  –  отчисления на социальное и другое страхование; – амортизационные отчисления по основным фондам, износ по нематериальным активам; – расходы по эксплуатации служебных зданий, оборудования, инвентаря банка, включая затраты на проведение всех видов ремонта; – плата за отопление, освещение, содержание пожарной и сторожевой охраны; – создание провизии в соответствии с классификацией
 

активов и  внебалансовых обязательств банка;

  1. расходов по изготовлению, приобретению и пересылке бланков, в том числе бланков строгой отчетности, магнитных лент, расходных материалов для вычислительной техники, бумаги, упаковочных материалов;
  2. расходов по приобретению, ремонту, реставрации сумок, мешков для перевозки и хранения ценностей и документов;
  3. расходов по перевозке и хранению денег, ценностей, банковских документов, а также других услуг сторонних организаций, связанных с осуществлением основной деятельности банка;
  4. подъемных, расходов по организационному набору работников;
  5. расходов на гарантийный ремонт и обслуживание основных средств, используемых для уставной деятельности банков, оплаты услуг связи и вычислительных центров;
  6. канцелярских, почтово – телеграфных, операционных, командировочных расходов, связанных с производственной деятельностью;
  7. оплаты консультационных, информационных и аудиторских услуг;
  8. представительских расходов, связанных с деятельностью банка;  расходов по проведению официального приема представителей других организаций, включая иностранные; оплаты услуг переводчиков, не состоящих в штате банка; посещений культурно – зрелищных мероприятий, а также буфетного и прочего обслуживания во время деловых переговоров;
  9. расходов на содержание служебного автотранспорта и компенсации за использование для служебных поездок личного автотранспорта;
  10. налогов, сборов, таможенных пошлин и других обязательных отчислений;
  11. стоимость услуг товарных, фондовых, валютных бирж, включая брокерские, дилерские, маркетинговые услуги;
  12. выплат работникам банка районных коэффициентов за работу в пустынных, безводных и высокогорных местностях, производимых в соответствии с существующим законодательством;
  13. расходов, связанных с выпуском и распространением акций, облигаций и других ценных бумаг;
  14. страхование имущества, кредитов и различных рисков банка, если страховые платежи не подлежат обязательному возврату по окончании срока страхования;
  15. расходов на рекламу;
  16. штрафов, пени, неустоек и иных санкций к уплате;
  17. прочих расходов,

Информация о работе Учетная политика Банка Туран – Алем в области учета показателей финансовых результатов банка