Учет товаров в торговле

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Ноября 2011 в 11:20, курсовая работа

Описание работы

Торговля в России сегодня претерпевает серьезные изменения. Потребности покупателей изменяются, конкуренция между предприятиями торговли усиливается, и в результате появляются новые формы торговли.
Организация грамотного учета товарных операций в современных условиях является весьма актуальной проблемой для многих предприятий. Торговля, во всех ее проявлениях, занимает все большее место в предпринимательской деятельности экономических субъектов.

Содержание

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ . . . . . . . . . . 3
ГЛАВА 1. РОЛЬ И ЗНАЧЕНИЕ УЧЕТА ТОВАРОДВИЖЕНИЯ В ТОРГОВОМ ПРЕДПРИЯТИИ . . . . . . . 5
1.1 Социально – экономическая характеристика торгового предприятия 5
1.2 Значение и задачи учета движения товаров на предприятиях розничной торговли . . . . . . . . . . 14
1.3 Экономическая характеристика ПТЗО «Пригородное» . . . 19
ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИЯ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА ДВИЖЕНИЯ ТОВАРОВ НА ПРЕДПРИЯИЯХ РОЗНИЧНОЙ ТОРГОВЛИ В ПТЗО «ПРИГОРОДНОЕ» . . . . . . . . . 24
2.1 Документальное оформление товарных операций . . . . 24
2.2Синтетический и аналитический учет движения товаров в ПТЗО«Пригородное». . . . . . . . . . 29
2.3 Документальное оформление и учет результатов инвентаризации . 33
ГЛАВА 3. АВТОМАТИЗАЦИЯ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА В ПТЗО «ПРИГОРОДНОЕ» . . . . . . . . . 37
3.1 Использование информационных технологий в ПТЗО «Пригородное» 37
3.2 Автоматизация учета движения товаров . . . . . 39
ЗАКЛЮЧЕНИЕ . . . . . . . . . . 48
СПИСОК ИСПОЛЬЗВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ . . . . 43
ПРИЛОЖЕНИЯ . . . . . . . . . . 52

Работа содержит 1 файл

Курсовая.doc

— 675.50 Кб (Скачать)

     Первичные документы должны содержать следующие  обязательные реквизиты: наименование документа (формы), код формы, дату составления, наименование организации, от имени которой составлен документ, содержание хозяйственной операции, измерители хозяйственной операции (в натуральном и денежном выражении), наименование должностных лиц, ответственных за совершение хозяйственной операции и правильность ее оформления, личные подписи с их расшифровками.

      Первичные документы принимаются к учету, если они составлены по форме, содержащейся в альбомах унифицированных (типовых) форм первичной документации.

      Перечень  лиц, имеющих право подписи первичных  учетных документов, утверждает руководитель организации по согласованию с главным  бухгалтером.

      Первичный документ должен быть составлен в  момент совершения хозяйственной операции, а если это не представляется возможным, то непосредственно по окончании  операции. Создание документов, порядок  и сроки передачи их для отражения  в бухгалтерском учете производится в соответствии с утвержденным в организации графиком документооборота.

      Так как ПТЗО «Пригородное» занимается розничной торговлей, товары поступают главным образом от поставщиков и оформляются сопроводительными документами, предусмотренными условиями поставки товаров и правилами перевозки грузов.

      В накладной указывается номер и дата выписки; наименование поставщика и покупателя; наименование и краткое описание товара, его количество (в единицах), цена и общая сумма (с учетом налога на добавленную стоимость) отпущенного товара. Накладная подписывается материально ответственными лицами, сдавшим и принявшим товар и заверяется круглыми печатями организаций поставщика и получателя (приложение 2).

      Товарно-транспортную накладную выписывают при доставке товаров автомобильными транспортном. Товарно-транспортная накладная состоит из двух разделов: товарного и транспортного. В зависимости от особенностей товаров к товарно-транспортной накладной могут прилагаться другие документы, следующие с грузом.

      Счет-фактура является основным первичным документом, служащим основанием для расчетов с поставщиками. Если товары получает материально-ответственное лицо вне склада покупателя, то необходимым документом является доверенность, которая подтверждает право материально ответственного лица на получение товара. Порядок оформления и получения по ним товаров установлен «Инструкцией о порядке выдачи доверенностей на получение товарно-материальных ценностей и отпуска их по доверенности», утвержденной Постановлением Государственного Комитета статистики РФ от 30.10.97 г. № 71а. (Приложение 1).

      Порядок приемки товаров и ее документальное оформление зависят: от места приемки, характера приемки (по количеству, качеству, комплектности), от степени соответствия договора поставки сопроводительными  документами.

      Приемка товаров по количеству в организациях розничной торговли предусматривает проверку соответствия фактического наличия товара данным, содержащимся в транспортных, сопроводительных или расчетных документах.

      Приемка товара на складе поставщика осуществляется материально ответственным лицом предприятия розничной торговли по доверенности. Если товар находится в ненарушенной таре, то приемка может проводиться по количеству мест, массе брутто или по количеству товарных единиц и маркировке на таре. Если не проводится проверка фактического наличия товара в таре, то необходимо сделать отметку об этом в сопроводительном документе.

      Если  количество и качество поступившего товара соответствует указанному в  товаросопроводительных документах, то на сопроводительные документы (накладная, счет-фактура, товарно-транспортная накладная, качественное удостоверение и другие документы, удостоверяющие количество и качество поступивших товаров) накладывается штамп организации, что подтверждает соответствие принятых товаров данным, указанным в сопроводительных документах. Материально ответственное лицо, осуществляющее приемку товара, ставит свою подпись на товаросопроводительных документах и заверяет ее круглой печатью торговой организации.

      В случае несоответствия фактического наличия  товаров или отклонении по качеству, установленному в договоре, или данным, указанным в сопроводительных документах, составляется акт, который является юридическим основанием для предъявления претензий поставщику. Акт составляется комиссией, в состав которой должны входить материально ответственные лица организации розничной торговли, представитель поставщика (возможно составление акта в одностороннем порядке при согласии поставщика или его отсутствии).

      При закупке товара или его приемке  руководителям предприятий розничной торговли необходимо следить за наличием сертификата соответствия на закупаемый товар.

      Возврат товара поставщику при обнаружении  брака в процессе реализации товара, при несоответствии товара стандарту  или согласованному образцу по качеству, некомплектности товаров осуществляется путем оформления расходной накладной. Условия возврата поставщику могут быть различными и оговариваются в договоре поставки.

      Первичные документы по приходу товаров  должны быть пронумерованы и подшиты  в журнал поступления товаров, который должен содержать название приходного документа, его дату и номер, краткую характеристику документа, дату регистрации документа, сведения о поступивших товарах.

      Полученные  счета - фактуры регистрируются в установленном порядке в книге покупок.

      Реализация  регистрируется, согласно чеков контрольно - кассовых машин, в книге продаж.

      Одним из признаков учета товаров в  организациях розничной торговли является составление материально ответственными лицами отчетности о наличии и  движении товаров. Материально-ответственное лицо на основе фактического получения товаров и их реализации составляет товарный отчет. (Приложение 6).

      В приходной части товарного отчета каждый приходный документ (источник поступления товаров, номер и  дата документа, сумма поступивших товаров) записывается отдельно и подсчитывается общая сумма оприходованных товаров за данный отчетный период, а также итог прихода с остатком на начало периода. В расходной части товарного отчета также отдельно записывают каждый расходный документ (направление выбытия товаров, номер и дата документа, сумма выбывших товаров). После этого определяют остаток товаров на конец отчетного периода. Внутри каждого вида прихода и расхода документы располагаются в хронологическом порядке. Общее число документов, на основании которых составлен товарный отчет, указывают прописью в конце отчета. Товарный отчет подписывает материально-ответственное лицо. Товарный отчет составляют под копирку в двух экземплярах. Первый экземпляр скрепляют с документами, которые располагают в порядке последовательности записей и отдают в бухгалтерию. Бухгалтер в присутствии материально-ответственного лица проверяет товарный отчет и расписывается в обоих экземплярах о приемке отчета и указывает дату. Первый экземпляр отчета вместе с документами, на основании которых он был составлен, остается в бухгалтерии, а второй передается материально- ответственному лицу. После этого каждый документ проверяют с точки зрения законности совершенных операций правильности цен, таксировки и подсчета. В ПТЗО «Пригородное» товарный отчет составляется ежемесячно материально-ответственным лицом, а затем передается в бухгалтерию для его проверки. Итоговые данные отчетов - регистров за месяц используют для составления накопительной ведомости с аналитикой по конкретным учетным торговым точкам. Применение таких товарных отчетов-регистров позволяет устранить необходимость перенесения многих сведений из товарных отчетов в регистры бухгалтерского учета и тем самым сократить объем счетной работы.

      В условиях автоматизации бухгалтерского учета реквизиты первичных документов могут быть зафиксированы в виде кодов, а подписи лиц, ответственных за составление могут быть заменены паролем. Если рабочее место бухгалтера автоматизировано, то проводки делаются автоматически, в зависимости от вида программы. На рассматриваемом предприятии, ПТЗО «Пригородное» которое ведет учет в автоматизированном режиме при помощи программы “1С:Бухгалтерия 7.7”, заполнение первичных документов осуществляется на компьютере.

      Обработка первичных документов также делается в автоматизированном режиме. 
 

  • 2.2. Синтетический и аналитический учет движения товаров  
    в ПТЗО «Пригородное»
     
  •       Аналитический учет более подробный и может  давать оценку не только в денежном, но и в трудовом и натуральном  показателях с перечислением фамилий работников и названий фирм-партнёров и подрядчиков: это дает полную информацию и является материалом для обобщения по счетам, а также позволяет контролировать прохождение сумм н материалов в процессе хозяйственной операции.

          Аналитический учет по счету 41 «Товары» ведется отдельно по магазинам.

          Синтетический учет группирует и обобщает учет состава  и прохождения средств предприятия, их источников и потребителей в едином денежном выражении, обеспечивая формирование сумм для отчетности, общей для каждого счета для заполнения баланса и других форм отчетности.

          Для правильной организации синтетического учета реализации товаров на предприятиях торговли, важным является знание назначения и структуры счета, на котором  отражается реализация товаров; продажных цен; момента реализации.

          Учет  наличия и движения товарно-материальных ценностей, приобретенных в качестве товаров для продажи, осуществляется на активном счете 41 «Товары».

          Данный  счет самостоятельно используется в  тех случаях, когда приобретенные для перепродажи товары оцениваются оп покупной стоимости.

          К счету 41 «Товары» могут быть открыты  субсчета:

          41 – 1 «Товары на складах» учитывается  наличие и движение товаров,  находящихся на оптовых и распределительных  базах, складах, в кладовых  организаций и так далее.

          41 – 2 «Товары в розничной торговле»  учитывается наличие и движение  товаров, находящихся в организациях, занятых розничной торговлей  и в буфетах организаций, занятых  общественным питанием.

          41 – 3 «Тара под товаров и порожняя»  учитывается наличие и движение тары порожней.

          41 – 4 «Покупные изделия» организации, осуществляющие промышленную и иную производственную деятельность, пользующиеся счетом 41 «Товары», учитывают наличие и движение товаров.

          В ПТЗО «Пригородное», осуществляющем розничную торговлю и ведущих учет товаров по учетным ценам, стоимость проданных товаров отражается по кредиту счета 41 субсчет 2 «Товары в розничной торговле» в корреспонденции со счетами учета денежных средств и расчетов, а по дебету – их учетная стоимость (включая покупную стоимость, расходы на продажу) и налоги (в корреспонденции со счетом 41 – 2 «Товары в розничной торговле»). Суммовой учет в бухгалтерии по счету 41 ведут в накопительной ведомости товарных отчетов. Итоги накопительной ведомости сверяют с журналами – ордерами.

          Дебет счета 41 субсчет 2 «Товары в розничной торговле»

          Кредит  счета 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» приобретен товар по покупным ценам на сумму 648308 рубля.

          Дебет счета 41 субсчет 2 «Товары в розничной торговле»

          Кредит  счета 41 субсчет 2 «Товары в розничной торговле» перемещение товаров в магазин №5 из других на сумму 4763234,92 рубля.

          Дебет счета 41 субсчет 2 «Товары в розничной торговле»

          Кредит  счета 41 субсчет 2 «Товары в розничной торговле» перемещение товаров из магазина №5 в другие на сумму 2057134,51 рубля.

          Дебет счета 41 субсчет 2 «Товары в розничной торговле»

          Кредит  счета 42 «Торговая наценка» отражена торговая наценка на сумму 1978301,90 рублей.

          Дебет счета 44 «Расходы на продажу»

          Кредит  счета 41 субсчет 2 «Товары в розничной торговле» списана стоимость тары израсходованной торговой фирмой при отгрузке и реализации товаров на сумму 51041,44 рублей.

          Дебет счета 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда»

          Кредит  счета 41 субсчет 2 «Товары в розничной  торговле» списана стоимость подарков, специально приобретенная для поощрения работников к праздникам на сумму 7443 рублей.

    Информация о работе Учет товаров в торговле