Учет товаров в торговле

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Ноября 2011 в 11:20, курсовая работа

Описание работы

Торговля в России сегодня претерпевает серьезные изменения. Потребности покупателей изменяются, конкуренция между предприятиями торговли усиливается, и в результате появляются новые формы торговли.
Организация грамотного учета товарных операций в современных условиях является весьма актуальной проблемой для многих предприятий. Торговля, во всех ее проявлениях, занимает все большее место в предпринимательской деятельности экономических субъектов.

Содержание

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ . . . . . . . . . . 3
ГЛАВА 1. РОЛЬ И ЗНАЧЕНИЕ УЧЕТА ТОВАРОДВИЖЕНИЯ В ТОРГОВОМ ПРЕДПРИЯТИИ . . . . . . . 5
1.1 Социально – экономическая характеристика торгового предприятия 5
1.2 Значение и задачи учета движения товаров на предприятиях розничной торговли . . . . . . . . . . 14
1.3 Экономическая характеристика ПТЗО «Пригородное» . . . 19
ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИЯ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА ДВИЖЕНИЯ ТОВАРОВ НА ПРЕДПРИЯИЯХ РОЗНИЧНОЙ ТОРГОВЛИ В ПТЗО «ПРИГОРОДНОЕ» . . . . . . . . . 24
2.1 Документальное оформление товарных операций . . . . 24
2.2Синтетический и аналитический учет движения товаров в ПТЗО«Пригородное». . . . . . . . . . 29
2.3 Документальное оформление и учет результатов инвентаризации . 33
ГЛАВА 3. АВТОМАТИЗАЦИЯ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА В ПТЗО «ПРИГОРОДНОЕ» . . . . . . . . . 37
3.1 Использование информационных технологий в ПТЗО «Пригородное» 37
3.2 Автоматизация учета движения товаров . . . . . 39
ЗАКЛЮЧЕНИЕ . . . . . . . . . . 48
СПИСОК ИСПОЛЬЗВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ . . . . 43
ПРИЛОЖЕНИЯ . . . . . . . . . . 52

Работа содержит 1 файл

Курсовая.doc

— 675.50 Кб (Скачать)

     Исходя  из приведённых выше определений видно, что единственным критерием, позволяющим отличить розничную торговлю от оптовой, является цель дальнейшего использования приобретённого покупателем товара.

     Отличие оптовой торговли от розничной заложены в отличиях договоров, приведенных  в Гражданском кодексе Республики Казахстан и регулирующих оптовую и розничную торговлю: договор поставки и договор розничной купли-продажи [37, c.132].

     Согласно  инструкции по учету розничного товарооборота, им является продажа продовольственных  и непродовольственных товаров населению за наличный и безналичный расчет (по банковским платежным поручениям и чекам, электронным картам, по перечислению денежных средств со счета вкладчиков в банках, по кредитам банкам и т. п.)

     Как экономический показатель розничный товарооборот отражает объём товарной массы (в денежном выражении), переходящей в сферу личного потребления, и характеризует, с одной стороны, денежную выручку торговли, с другой - сумму расходов населения на покупку товаров. Динамика розничного товарооборота отражает пропорции между производством и потреблением, потребность предприятий в материальных и трудовых ресурсах, характеризует развитие торговой сети.

     Розничный товарооборот участвует в формировании доходов государственного бюджета, т.к. реальное поступление налогов происходит только после реализации товаров конечному потребителю [40, c.239].

     Торговые  предприятия для возмещения своих  расходов, получения прибыли и  уплаты налогов применяют торговые наценки. Уровень торговых наценок  определяется торговой организацией самостоятельно. Следует заметить, что в оптовой торговле реализованная торговая наценка определяется как разница между покупной и продажной стоимостью товаров. В розничных торговых предприятиях определение реализованной торговой наценки затруднено, так как реализуется единичный товар, имеющий разный уровень торговых наценок. Поэтому, торговая наценка должна включаться в стоимость товара реализуемого через розничную сеть.

      Деятельность  предприятия в сфере материального  производства подразумевает два  основных этапа:

  1. производство материального продукта;
  2. продажа продукта производства и покупка нужных компонентов производства;

      Производство  товаров и товарный обмен, которые  дополняют друг друга и поддерживают функционирование сложного производственного  и рыночного комплекса экономики, являются все же различными техническими и экономическими категориями, смешивать и отождествлять которые не следует. Производство – способ получения продукта, необходимого для обеспечения жизнедеятельности людей. Обмен – результат профессионального и географического разделения труда, обусловленное действием ряда природно-климатических, исторических и социальных факторов. Если планомерно организованное производство продукта – средство достижения тактической и стратегической цели, поставленный владельцем и персоналом предприятия, то – обмен это путь к этой цели [25,c.243].

      Важное  значение в коммерческих сделках  занимают вопросы передачи товара от поставщика к потребителю. Здесь  существуют следующие правила, которые  применяются по договоренности сторон:

  1. поставщик считается выполнившим свои обязательства по доставке, когда он передает товар во владение покупателя в своих помещениях. Все расходы, связанные с перевозкой товара от продавца, несет покупатель. С момента передачи товара в распоряжение покупателя риск случайной гибели или повреждения товара также переходят к покупателю.
  2. Поставщик считается выполнившим свои обязательства по поставке после передачи товара перевозчику в обусловленном месте. После передачи товара перевозчику покупатель заключает договор на перевозку и несет все расходы, связанные с транспортировкой товара и риском случайной гибели.
  3. Возможен вариант, когда поставщик считается выполнившим свои обязательства после поступления или приемки товара на складе потребителя.

      Эти условия торгового контракта  важны для обоих сторон и каждый рас тщательно взвешивается [37,c.89].

      Независимо  от формы собственности предприятия  и методов управления изготовления на нем продукции – это товар, который предназначается для  обмена на другие нужные предприятию и его персоналу товары.

      Главной целью современного этапа экономических  преобразований, проводимых в торговле, является создание благоприятных условий  для эффективной деятельности торговых предприятий.

      Достижение  этой цели, с одной стороны, предполагает совершенствование законодательной, финансовой налоговой среды, в которой работают торговые предприятия, а с другой – требует кардинального улучшения работы самих предприятий в условиях рыночных отношений.

      В общем плане под предприятием понимается самостоятельный хозяйствующий субъект, созданный в порядке, установленном законом, для производства продукции и оказания услуг в целях удовлетворения общественных потребностей и получения прибыли.

      Суть  данного вида деятельности составляют товарно-денежные отношения и товарообменные операции.

      Под торговым предприятием понимается самостоятельный  хозяйствующий субъект с правами  юридического лица, который на основе использования имущественного комплекса  и специфической организационной  структуры с целью удовлетворения потребностей рынка, получения прибыли осуществляет закупку, хранение и реализацию покупателям товаров, которые соответствуют их разнообразным потребностям.

      В гражданском законодательстве Российской Федерации подчеркивается, что под  предпринимательской деятельностью понимается самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от использования имущества, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке. Этим критериям в полной мере отвечает торгово – хозяйственная деятельность предприятий отрасли.

      Коммерческая  деятельность имеет ряд характерных  особенностей:

  • ассортимент товаров в значительной степени зависит от характера спроса и особенностей обслуживаемого контингента, его профессионального, национального, возрастного состава, покупательской способности, условий труда и быта;
  • предприятия организационно и торгово – технически достаточно автономны и самостоятельны в процессе реализации товаров, и каждое имеет свои доходы и расходы, которые можно учесть и сопоставить;
  • предприятия максимально приближены к потребителям и по размеру сравнительно невелики, что позволяет быстро реагировать на изменения рыночной ситуации;
  • спрос на товары и услуги торговых предприятий с учетом профиля деятельности подвержен значительным колебаниям по временам года, дням недели и даже часам суток;
  • наряду с реализацией товаров предприятия оказывают большой объем дополнительных услуг с целью привлечения покупателей.

      Продажа товара населению за наличный расчет может осуществляться: традиционным методом через прилавки, по предварительным  заказам, по образцам, с доставкой  на дом, через автоматы и так далее. Объем продажи товаров за наличный расчет определяется суммой денежных средств, поступивших в кассу торговой организации на проданные товары. Для расчета с покупателями в магазинах применяются контрольно – кассовые машины. Контрольно – кассовые машины но заявлению торговых организаций регистрируются в налоговом органе по месту их нахождения, который выдает организации карточку регистрации контрольно –кассовой машины по установленной форме. Эта карточка хранится в торговой организации по месту установки контрольно- кассовой машины в течении всего его срока эксплуатации.

      Сумма выручки за проданные товары определяется как разница между показаниями  счетчика кассовой машины на начало и  на конец дня или смены. Показатели кассового счетчика регистрируются в книге кассира – операциониста, которая ведется по кассовой машине [20,c.106].  
 

1.2.  Значение и задачи учета движения товаров на предприятиях розничной торговли 

      Бухгалтерский учет представляет собой упорядоченную  систему сбора, регистрации и  обобщения информации в денежном выражении об имуществе, обязательствах организаций и их движении путем сплошного, непрерывного и документального учета всех хозяйственных операций.

      Процесс сбора информации подразумевает  определение, классификацию, оценку и  измерение хозяйственных операций и других экономически значимых событий с целью последующего их отражения в системе управленческого учета.

      Предмет бухгалтерского учета ограничивается рамками хозяйствующего субъекта. В  бухгалтерском учете отражается вся информация об имуществе, обязательствах и хозяйственных операциях организации, поэтому он должен быть сплошным и непрерывным, что необязательна для статистического и оперативного учета.

      Главная цель бухгалтерского учета – формирование полной и достоверной информации, обеспечение ею внутренних и внешних  пользователей, а так же анализ, интерпретация и использование информации для выявления тенденций развития организации, выбора различных альтернатив, принятия управленческих решений.

      При розничной торговле товар переходит  из сферы обращения в сферу  потребления и движения товаров завершается у потребителя.

      Согласно  ст. 492 Гражданского кодекса по договору розничной купли продажи продавец, осуществляющий предпринимательскую  деятельность по продаже товаров  в розницу, обязуется передать покупателю товар, предназначенный для личного или иного использования, не связанного с предпринимательской деятельностью [2,c.320].

      Оборот  розничной торговли приводится в  розничных ценах – фактических  продажных ценах, включающих торговую наценку, налог на добавленную стоимость, на основе данных первичных документов: товарно – денежного отчета и прилагаемых к нему документов.

     Первая  из основных целей бухгалтерского учёта  товарно-материальных ценностей является обеспечение контроля за правильным и своевременным их поступлением и оприходованием. Выполнению этой цели способствует решение следующих задач: формирование полной и достоверной информации о поступлении и состоянии товарно-материальных ценностей.; обеспечение информацией пользователей для руководства и контроля за соблюдением законодательных и нормативных актов при осуществлении организацией хозяйственных операций.

     Товарные  операции, осуществляемые торговыми  и другими организациями, отражают экономический процесс перехода продукта из сферы обращения в  потребление физическими и юридическими лицами и регулируются Гражданским кодексом,3аконом РК «О регулировании торговой деятельности» от 12.04.2004 г. № 544.

      Основными задачами бухгалтерского учета на предприятиях розничной торговли являются:

  1. обеспечение увеличения розничного товарооборота на торговом предприятии; для этого необходимо, своевременно проверяя товарные и кассовые отчеты, обеспечить ежедневную сдачу выручки, контролировать правильность приемки по количеству и качеству, соблюдение интересов предприятия в случае поставки товара ненадлежащего качества своевременным предъявлением претензий к предприятиям – поставщикам.
  2. контроль наличия товарных запасов на предприятии в соответствии со спросом на потребительском рынке путем анализа при проверке товарных отчетов, инвентаризационных описей и других документов.
  3. контроль за сохранностью товарно – материальных ценностей посредством правильной организации материальной ответственности в торговой организации.
  4. предоставление полной и точной информации руководству предприятия о финансово-экономическом состоянии предприятия, о критических ситуациях в сфере договорных отношений и в области материальных поставок, а также в нарастающем дефиците денежных средств;
  5. осуществление и регулирование расчетных взаимоотношений с дебиторами и кредиторами, а также с сотрудниками предприятия по оплате труда и по средствам, выданным в подотчет и так далее;

      Поиск путей повышения эффективности  работы предприятий торговли вызвал необходимость совершенствования  хозрасчетных отношений между звеньями товаропроводящей сети, развития и укрепления хозрасчета предприятий, внедрения арендного подряда в торговле. Использование экономических методов работы основано материальной заинтересованности и ответственности работников магазинов на конечные результаты работы. Прямая связь издержек обращения с размером средств оплаты труда исключает необходимость принятия административных мер по экономии издержек.

      Основой информации для управления деятельностью  предприятий розничной торговли являются отчеты материально – ответственного лиц. В них отражается информация о состоянии движении товарных запасов, тары, денежных средств, о выполнении планов розничного товарооборота в целом и по его видам, об операциях, не включаемых в состав розничного товарооборота. Отчеты материально – ответственных лиц отражают процесс выполнения плана розничного товарооборота нарастающим итогом на начало месяца. Располагая такой информацией, руководители предприятий розничной торговли и кооперативной организации могут принять оперативные меры для обеспечения выполнения планового задания по объему розничного товарооборота, проанализировать причины невыполнения плана или его недостаточной напряженности [37,c.97].

Информация о работе Учет товаров в торговле