Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Ноября 2011 в 11:20, курсовая работа
Торговля в России сегодня претерпевает серьезные изменения. Потребности покупателей изменяются, конкуренция между предприятиями торговли усиливается, и в результате появляются новые формы торговли.
Организация грамотного учета товарных операций в современных условиях является весьма актуальной проблемой для многих предприятий. Торговля, во всех ее проявлениях, занимает все большее место в предпринимательской деятельности экономических субъектов.
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ . . . . . . . . . . 3
ГЛАВА 1. РОЛЬ И ЗНАЧЕНИЕ УЧЕТА ТОВАРОДВИЖЕНИЯ В ТОРГОВОМ ПРЕДПРИЯТИИ . . . . . . . 5
1.1 Социально – экономическая характеристика торгового предприятия 5
1.2 Значение и задачи учета движения товаров на предприятиях розничной торговли . . . . . . . . . . 14
1.3 Экономическая характеристика ПТЗО «Пригородное» . . . 19
ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИЯ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА ДВИЖЕНИЯ ТОВАРОВ НА ПРЕДПРИЯИЯХ РОЗНИЧНОЙ ТОРГОВЛИ В ПТЗО «ПРИГОРОДНОЕ» . . . . . . . . . 24
2.1 Документальное оформление товарных операций . . . . 24
2.2Синтетический и аналитический учет движения товаров в ПТЗО«Пригородное». . . . . . . . . . 29
2.3 Документальное оформление и учет результатов инвентаризации . 33
ГЛАВА 3. АВТОМАТИЗАЦИЯ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА В ПТЗО «ПРИГОРОДНОЕ» . . . . . . . . . 37
3.1 Использование информационных технологий в ПТЗО «Пригородное» 37
3.2 Автоматизация учета движения товаров . . . . . 39
ЗАКЛЮЧЕНИЕ . . . . . . . . . . 48
СПИСОК ИСПОЛЬЗВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ . . . . 43
ПРИЛОЖЕНИЯ . . . . . . . . . . 52
Исходя из приведённых выше определений видно, что единственным критерием, позволяющим отличить розничную торговлю от оптовой, является цель дальнейшего использования приобретённого покупателем товара.
Отличие оптовой торговли от розничной заложены в отличиях договоров, приведенных в Гражданском кодексе Республики Казахстан и регулирующих оптовую и розничную торговлю: договор поставки и договор розничной купли-продажи [37, c.132].
Согласно инструкции по учету розничного товарооборота, им является продажа продовольственных и непродовольственных товаров населению за наличный и безналичный расчет (по банковским платежным поручениям и чекам, электронным картам, по перечислению денежных средств со счета вкладчиков в банках, по кредитам банкам и т. п.)
Как экономический показатель розничный товарооборот отражает объём товарной массы (в денежном выражении), переходящей в сферу личного потребления, и характеризует, с одной стороны, денежную выручку торговли, с другой - сумму расходов населения на покупку товаров. Динамика розничного товарооборота отражает пропорции между производством и потреблением, потребность предприятий в материальных и трудовых ресурсах, характеризует развитие торговой сети.
Розничный товарооборот участвует в формировании доходов государственного бюджета, т.к. реальное поступление налогов происходит только после реализации товаров конечному потребителю [40, c.239].
Торговые предприятия для возмещения своих расходов, получения прибыли и уплаты налогов применяют торговые наценки. Уровень торговых наценок определяется торговой организацией самостоятельно. Следует заметить, что в оптовой торговле реализованная торговая наценка определяется как разница между покупной и продажной стоимостью товаров. В розничных торговых предприятиях определение реализованной торговой наценки затруднено, так как реализуется единичный товар, имеющий разный уровень торговых наценок. Поэтому, торговая наценка должна включаться в стоимость товара реализуемого через розничную сеть.
Деятельность
предприятия в сфере
Производство товаров и товарный обмен, которые дополняют друг друга и поддерживают функционирование сложного производственного и рыночного комплекса экономики, являются все же различными техническими и экономическими категориями, смешивать и отождествлять которые не следует. Производство – способ получения продукта, необходимого для обеспечения жизнедеятельности людей. Обмен – результат профессионального и географического разделения труда, обусловленное действием ряда природно-климатических, исторических и социальных факторов. Если планомерно организованное производство продукта – средство достижения тактической и стратегической цели, поставленный владельцем и персоналом предприятия, то – обмен это путь к этой цели [25,c.243].
Важное значение в коммерческих сделках занимают вопросы передачи товара от поставщика к потребителю. Здесь существуют следующие правила, которые применяются по договоренности сторон:
Эти условия торгового контракта важны для обоих сторон и каждый рас тщательно взвешивается [37,c.89].
Независимо
от формы собственности
Главной целью современного этапа экономических преобразований, проводимых в торговле, является создание благоприятных условий для эффективной деятельности торговых предприятий.
Достижение этой цели, с одной стороны, предполагает совершенствование законодательной, финансовой налоговой среды, в которой работают торговые предприятия, а с другой – требует кардинального улучшения работы самих предприятий в условиях рыночных отношений.
В общем плане под предприятием понимается самостоятельный хозяйствующий субъект, созданный в порядке, установленном законом, для производства продукции и оказания услуг в целях удовлетворения общественных потребностей и получения прибыли.
Суть данного вида деятельности составляют товарно-денежные отношения и товарообменные операции.
Под
торговым предприятием понимается самостоятельный
хозяйствующий субъект с
В гражданском законодательстве Российской Федерации подчеркивается, что под предпринимательской деятельностью понимается самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от использования имущества, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке. Этим критериям в полной мере отвечает торгово – хозяйственная деятельность предприятий отрасли.
Коммерческая деятельность имеет ряд характерных особенностей:
Продажа товара населению за наличный расчет может осуществляться: традиционным методом через прилавки, по предварительным заказам, по образцам, с доставкой на дом, через автоматы и так далее. Объем продажи товаров за наличный расчет определяется суммой денежных средств, поступивших в кассу торговой организации на проданные товары. Для расчета с покупателями в магазинах применяются контрольно – кассовые машины. Контрольно – кассовые машины но заявлению торговых организаций регистрируются в налоговом органе по месту их нахождения, который выдает организации карточку регистрации контрольно –кассовой машины по установленной форме. Эта карточка хранится в торговой организации по месту установки контрольно- кассовой машины в течении всего его срока эксплуатации.
Сумма
выручки за проданные товары определяется
как разница между показаниями
счетчика кассовой машины на начало и
на конец дня или смены. Показатели
кассового счетчика регистрируются
в книге кассира – операциониста, которая
ведется по кассовой машине [20,c.106].
1.2. Значение
и задачи учета движения товаров на предприятиях
розничной торговли
Бухгалтерский учет представляет собой упорядоченную систему сбора, регистрации и обобщения информации в денежном выражении об имуществе, обязательствах организаций и их движении путем сплошного, непрерывного и документального учета всех хозяйственных операций.
Процесс
сбора информации подразумевает
определение, классификацию, оценку и
измерение хозяйственных
Предмет бухгалтерского учета ограничивается рамками хозяйствующего субъекта. В бухгалтерском учете отражается вся информация об имуществе, обязательствах и хозяйственных операциях организации, поэтому он должен быть сплошным и непрерывным, что необязательна для статистического и оперативного учета.
Главная цель бухгалтерского учета – формирование полной и достоверной информации, обеспечение ею внутренних и внешних пользователей, а так же анализ, интерпретация и использование информации для выявления тенденций развития организации, выбора различных альтернатив, принятия управленческих решений.
При розничной торговле товар переходит из сферы обращения в сферу потребления и движения товаров завершается у потребителя.
Согласно
ст. 492 Гражданского кодекса по договору
розничной купли продажи
Оборот розничной торговли приводится в розничных ценах – фактических продажных ценах, включающих торговую наценку, налог на добавленную стоимость, на основе данных первичных документов: товарно – денежного отчета и прилагаемых к нему документов.
Первая из основных целей бухгалтерского учёта товарно-материальных ценностей является обеспечение контроля за правильным и своевременным их поступлением и оприходованием. Выполнению этой цели способствует решение следующих задач: формирование полной и достоверной информации о поступлении и состоянии товарно-материальных ценностей.; обеспечение информацией пользователей для руководства и контроля за соблюдением законодательных и нормативных актов при осуществлении организацией хозяйственных операций.
Товарные
операции, осуществляемые торговыми
и другими организациями, отражают
экономический процесс перехода
продукта из сферы обращения в
потребление физическими и
Основными задачами бухгалтерского учета на предприятиях розничной торговли являются:
Поиск
путей повышения эффективности
работы предприятий торговли вызвал
необходимость
Основой информации для управления деятельностью предприятий розничной торговли являются отчеты материально – ответственного лиц. В них отражается информация о состоянии движении товарных запасов, тары, денежных средств, о выполнении планов розничного товарооборота в целом и по его видам, об операциях, не включаемых в состав розничного товарооборота. Отчеты материально – ответственных лиц отражают процесс выполнения плана розничного товарооборота нарастающим итогом на начало месяца. Располагая такой информацией, руководители предприятий розничной торговли и кооперативной организации могут принять оперативные меры для обеспечения выполнения планового задания по объему розничного товарооборота, проанализировать причины невыполнения плана или его недостаточной напряженности [37,c.97].