Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Сентября 2011 в 16:42, курсовая работа
Выбор темы курсовой работы связан в первую очередь с тем, что основным видом деятельности аптеки ООО «Гармония» является розничная торговля, поэтому возникла необходимость изучения товарных операций, как совокупности действий, связанных с приобретением товаров и их дальнейшей перепродажей по более высокой стоимости. Актуальность темы исследования обусловлена также тем, что эффективность тактического и стратегического управления организациями торговли во многом зависит от достоверности, своевременности и полноты учётной и отчётной информации о состоянии, движении и использовании товарных ресурсов.
Таким
образом, бухгалтерский учет товарных
операций по реализации товаров в исследуемой
организации в целом в соответствии с
Законом Российской Федерации «О бухгалтерском
учете» от 21 ноября 1996г №129-ФЗ, Положением
о ведении учета и отчетности в Российской
Федерации (приказ Министерства Финансов
Российской Федерации от 29.07.98г. №34Н).
4 Порядок проведения, документальное оформление и учет результатов инвентаризации товаров
Инвентаризация – это, прежде всего, способ проверки соответствия фактического наличия имущества и обязательств предприятия данным бухгалтерского учета. Несмотря на то, что инвентаризация – это процесс, который проходит “внутри” организации, и ее результаты не выходят “во внешнюю среду” (т. е. не предоставляются ни в налоговые органы, ни в другие инстанции), относиться к нему следует достаточно серьезно. Ведь это не только способ обнаружить недочеты и недостачи в имуществе предприятия, но и возможность выявить недобросовестных работников.
Среди целей инвентаризации можно выделить четыре основные:
• определение фактического наличия имущества;
• осуществление контроля за сохранностью товарно-материальных ценностей и денежных средств путем сопоставления фактического наличия с данными бухгалтерского учета;
• выявление товарно-материальных ценностей, которые потеряли свои первоначальные качества (те, которые уже предприятию не нужны);
•
проверка полноты отражения в
бухгалтерском учете
Согласно п. 3 ст. 6 Федерального закона РФ от 21.11.1996 г. №129-ФЗ "О бухгалтерском учете" при формировании учетной политики, помимо рабочего плана счетов, форм первичных учетных документов, правил документооборота, утверждается и порядок проведения инвентаризации имущества и обязательств организации. Количество инвентаризаций в отчетном году, даты их проведения, перечень имущества и обязательств, подлежащих проверке, определяется руководителем организации, за исключением случаев, когда проведение инвентаризации обязательно (п. 2 ст. 12 Закона "О бухгалтерском учете"). Эти исключительные случаи возникают в следующих ситуациях:
при передаче имущества в аренду, выкупе, продаже, а также при преобразовании государственного или муниципального унитарного предприятия;
перед составлением годовой бухгалтерской отчетности;
при
смене материально-
при выявлении фактов хищения, злоупотребления или порчи имущества;
в случае стихийного бедствия, пожара или других чрезвычайных ситуаций, вызванных экстремальными условиями;
при реорганизации или ликвидации организации;
в
других случаях, предусмотренных
В октябре 2010 года в аптеке ООО «Гармония» был уволен фармацевт, принят на должность новый. В ходе изучении документации было выявлено – при смене материально-ответственного лица инвентаризация не была проведена, что является нарушением п. 27 Положение по бухгалтерскому учету и бухгалтерской отчетности[3].
Порядок, правила проведения инвентаризации, оформление результатов инвентаризации определены в "Методических указаниях по инвентаризации имущества и финансовых обязательств", утвержденных Приказом Минфина РФ от 13.06.1995 г. №49 (далее МУИИФО) [21].
При инвентаризации материально-производственных запасов (МПЗ) необходимо также руководствоваться "Методическими указаниями по бухгалтерскому учету материально-производственных запасов", утвержденными Приказом Минфина РФ от 28.12.2001 г. №119н[23].
Для проведения инвентаризации на предприятии аптека ООО «Гармония» создается постоянно действующая инвентаризационная комиссия (п. 2.2 МУИИФО), в состав которой включаются представители администрации, бухгалтерии, другие специалисты. Если объем работ достаточно большой, то для одновременного проведения инвентаризации имущества и финансовых обязательств могут создаваться рабочие инвентаризационные комиссии. Персональный состав постоянно действующей и рабочих инвентаризационных комиссий утверждает руководитель предприятия.
Для оформления результатов инвентаризации аптека ООО «Гармония» использует типовые унифицированные формы, утвержденные:
Постановлением
Госкомстата РФ от 18.08.1998 г. №88 "Об
утверждении унифицированных
Постановлением
Госкомстата РФ от 27.03.2000 г. №26 "Об
утверждении унифицированной
Перед проведением инвентаризации товаров руководитель организации издает приказ о ее проведении (форма №ИНВ-22), в котором указывается состав инвентаризационной комиссии, сроки и причины проведения инвентаризации, а также сроки, в течение которых результаты инвентаризации должны быть сданы в бухгалтерскую службу.
После того как приказ об инвентаризации подписан, инвентаризационная комиссия осуществляет ряд подготовительных мероприятий. В период подготовки к инвентаризации проверяется организация складского хозяйства предприятия, в т.ч. наличие пожарно-охранной сигнализации. Помимо этого устанавливается, созданы ли надлежащие условия для хранения МПЗ, имеются ли в наличии закрываемые складские помещения, сейфы, емкости для хранения, оснащены ли места хранения товаров необходимыми измерительными приборами, существует ли контроль над вывозом товаров с территории торговой организации и т.д. Помимо этого, инвентаризационная комиссия должна в обязательном порядке проверить, заключены ли с материально-ответственными лицами трудовые договоры, а также договоры о полной материальной ответственности указанных лиц.
По
окончании проверки опись (№ИНВ-3) передается
в бухгалтерскую службу предприятия.
Работники бухгалтерии
Комиссия
в присутствии заведующего
При длительном проведении инвентаризации в исключительных случаях и только с письменного разрешения руководителя и главного бухгалтера организации в ходе инвентаризации ТМЦ могут отпускаться материально ответственными лицами в присутствии членов инвентаризационной комиссии. Эти ценности вносятся в отдельную опись под наименованием "Товарно-материальные ценности, отпущенные во время инвентаризации".
Тара вносится в описи по видам, целевому назначению и качественному состоянию (новая, бывшая в употреблении, требующая ремонта и т.д.). На тару, пришедшую в негодность, инвентаризационная комиссия составляет акт на списание с указанием причин порчи.
Выявленные излишки основных средств, материальных ценностей, денежных средств и другого имущества в соответствии с п. 3 ст. 12 Закона N 129-ФЗ (а также в соответствии с п. 5.1 Методических указаний по инвентаризации) подлежат оприходованию и зачислению на финансовые результаты.
Результаты инвентаризации отражаются в учете и отчетности того месяца, в котором была закончена инвентаризация, а по годовой инвентаризации – в годовом бухгалтерском отчете. По результатам инвентаризации составляются бухгалтерские проводки.
Оприходование излишков товаров относится в прочий доход предприятия:
Дебет 41 субсчет 2 «Товары в розничной торговле» Кредит 91 субсчет 1 «Прочие доходы». В п. 29 Методических указаний по бухгалтерскому учету материально-производственных запасов, утвержденных Приказом Минфина России от 28.12.01 N 119н, изложено требование принимать к бухгалтерскому учету излишки материальных ценностей, обнаруженных при инвентаризации, по рыночной стоимости.
В аптеке ООО «Гармония» после инвентаризации, которая проводилась в июле 2010 года по приказу руководителя, была выявлена недостача товаров в результате коммунальной аварии. Данная недостача была отнесена на издержки обращения, что является нарушением п. 13 ПБУ 10/99. Согласно ПБУ 10/99 данный вид расхода признается прочим расходом [18].
Первоначально недостача товаров, независимо от причин ее возникновения, отражается на бухгалтерском счете 94 «Недостачи и потери от порчи ценностей». На сумму недостачи составляют следующую запись:
Дебет 94 «Недостачи и потери от порчи ценностей» Кредит 41 субсчет 2 «Товары в розничной торговле».
Так как товары в аптеке ООО «Гармония» учитываются по продажной стоимости, делается дополнительная проводка на списание торговой наценки, приходящейся на недостающие товары:
Дебет 94 «Недостачи и потери от порчи ценностей» Кредит 42 «Торговая наценка» методом «красного сторно».
В соответствии с п. 28 Положения по ведению бухгалтерского учета и отчетности и приказу об учетной политике в аптеке ООО «Гармония» недостачи и потери от порчи ценностей в пределах норм естественной убыли относятся за счет издержек обращения, что фиксируется записью:
Дебет 44 «Расходы на продажу» Кредит 94 «Недостачи и потери от порчи ценностей»;
Недостачи товаров сверх норм убыли и потерь от порчи за счет виновных лиц, отражение на счетах:
Дебет 94 «Недостачи и потери от порчи ценностей» Кредит 41 субсчет 2 «Товары в розничной торговле» на сумму недостачи по продажной стоимости
Дебет 73 субсчет 2 Расчеты по возмещению материального ущерба» Кредит 94 «Недостачи и потери от порчи ценностей» - списываются на сумму недостачи с материально ответственного лица
Дебет 73 субсчет 2 «Расчеты по возмещению материального ущерба» Кредит 94 «Недостачи и потери от порчи ценностей» - взыскивается недостача с работника.
Недостача с материально ответственного лица может взыскиваться за счет зар. платы: Дебет 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда» Кредит 73 субсчет 2 «Расчеты по возмещению материального ущерба», а так же работник может самостоятельно внести сумму недостачи в кассу: Дебет 50 «Касса» Кредит 73 субсчет 2 «Расчеты по возмещению материального ущерба».
Дебет
98 «Доходы будущих периодов»
Если виновные лица не установлены или суд отказал во взыскании убытков с них, то убытки от недостачи относятся на финансовые результаты:
Дебет 91 субсчет 2 «Прочие расходы» Кредит 94 «Недостачи и потери от порчи ценностей».
Таким образом, бухгалтерский учет инвентаризации товарно-материальных ценностей в исследуемой организации в целом ведется в соответствии с Порядком, правил проведения инвентаризации, оформление результатов инвентаризации определенных в "Методических указаниях по инвентаризации имущества и финансовых обязательств", утвержденных Приказом Минфина РФ от 13.06.1995 г. №49 (далее МУИИФО). "Методическими указаниями по бухгалтерскому учету материально-производственных запасов", утвержденными Приказом Минфина РФ от 28.12.2001 г. №119н.
Информация о работе Учет товаров в организациях розничной торговли (аптека)