Учет товаров в организациях розничной торговли (аптека)

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Сентября 2011 в 16:42, курсовая работа

Описание работы

Выбор темы курсовой работы связан в первую очередь с тем, что основным видом деятельности аптеки ООО «Гармония» является розничная торговля, поэтому возникла необходимость изучения товарных операций, как совокупности действий, связанных с приобретением товаров и их дальнейшей перепродажей по более высокой стоимости. Актуальность темы исследования обусловлена также тем, что эффективность тактического и стратегического управления организациями торговли во многом зависит от достоверности, своевременности и полноты учётной и отчётной информации о состоянии, движении и использовании товарных ресурсов.

Работа содержит 1 файл

бух.учет.курсовая.docx

— 99.18 Кб (Скачать)

     Таким образом, бухгалтерский учет товарных операций по реализации товаров в  исследуемой организации в целом в соответствии с Законом Российской Федерации «О бухгалтерском учете» от 21 ноября 1996г №129-ФЗ, Положением о ведении учета и отчетности в Российской Федерации (приказ Министерства Финансов Российской Федерации от 29.07.98г. №34Н). 
 
 
 
 
 
 
 
 

     4 Порядок проведения, документальное оформление и учет результатов инвентаризации товаров

     Инвентаризация  – это, прежде всего, способ проверки соответствия фактического наличия имущества и обязательств предприятия данным бухгалтерского учета. Несмотря на то, что инвентаризация – это процесс, который проходит “внутри” организации, и ее результаты не выходят “во внешнюю среду” (т. е. не предоставляются ни в налоговые органы, ни в другие инстанции), относиться к нему следует достаточно серьезно. Ведь это не только способ обнаружить недочеты и недостачи в имуществе предприятия, но и возможность выявить недобросовестных работников.

     Среди целей инвентаризации можно выделить четыре основные:

     • определение фактического наличия  имущества;

     • осуществление контроля за сохранностью товарно-материальных ценностей и денежных средств путем сопоставления фактического наличия с данными бухгалтерского учета;

     • выявление товарно-материальных ценностей, которые потеряли свои первоначальные качества (те, которые уже предприятию  не нужны);

     • проверка полноты отражения в  бухгалтерском учете обязательств.

     Согласно  п. 3 ст. 6 Федерального закона РФ от 21.11.1996 г. №129-ФЗ "О бухгалтерском учете" при формировании учетной политики, помимо рабочего плана счетов, форм первичных учетных документов, правил документооборота, утверждается и порядок  проведения инвентаризации имущества  и обязательств организации. Количество инвентаризаций в отчетном году, даты их проведения, перечень имущества  и обязательств, подлежащих проверке, определяется руководителем организации, за исключением случаев, когда проведение инвентаризации обязательно (п. 2 ст. 12 Закона "О бухгалтерском учете"). Эти исключительные случаи возникают в следующих ситуациях:

     при передаче имущества в аренду, выкупе, продаже, а также при преобразовании государственного или муниципального унитарного предприятия;

     перед составлением годовой бухгалтерской  отчетности;

     при смене материально-ответственных  лиц;

     при выявлении фактов хищения, злоупотребления  или порчи имущества;

     в случае стихийного бедствия, пожара или  других чрезвычайных ситуаций, вызванных экстремальными условиями;

     при реорганизации или ликвидации организации;

     в других случаях, предусмотренных законодательством  России.

     В октябре 2010 года в аптеке ООО «Гармония» был уволен фармацевт, принят на должность новый. В ходе изучении документации было выявлено – при смене материально-ответственного лица инвентаризация не была проведена, что является нарушением п. 27 Положение по бухгалтерскому учету и бухгалтерской отчетности[3].

     Порядок, правила проведения инвентаризации, оформление результатов инвентаризации определены в "Методических указаниях  по инвентаризации имущества и финансовых обязательств", утвержденных Приказом Минфина РФ от 13.06.1995 г. №49 (далее  МУИИФО) [21].

     При инвентаризации материально-производственных запасов (МПЗ) необходимо также руководствоваться "Методическими указаниями по бухгалтерскому учету материально-производственных запасов", утвержденными Приказом Минфина РФ от 28.12.2001 г. №119н[23].

     Для проведения инвентаризации на предприятии  аптека ООО «Гармония» создается постоянно действующая инвентаризационная комиссия (п. 2.2 МУИИФО), в состав которой включаются представители администрации, бухгалтерии, другие специалисты. Если объем работ достаточно большой, то для одновременного проведения инвентаризации имущества и финансовых обязательств могут создаваться рабочие инвентаризационные комиссии. Персональный состав постоянно действующей и рабочих инвентаризационных комиссий утверждает руководитель предприятия.

     Для оформления результатов инвентаризации аптека ООО «Гармония» использует типовые унифицированные формы, утвержденные:

     Постановлением  Госкомстата РФ от 18.08.1998 г. №88 "Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету кассовых операций, по учету  результатов инвентаризации";

     Постановлением  Госкомстата РФ от 27.03.2000 г. №26 "Об утверждении унифицированной формы  первичной учетной документации №ИНВ-26 "Ведомость учета результатов, выявленных инвентаризацией".

     Перед проведением инвентаризации товаров  руководитель организации издает приказ о ее проведении (форма №ИНВ-22), в  котором указывается состав инвентаризационной комиссии, сроки и причины проведения инвентаризации, а также сроки, в течение которых результаты инвентаризации должны быть сданы в бухгалтерскую службу.

     После того как приказ об инвентаризации подписан, инвентаризационная комиссия осуществляет ряд подготовительных мероприятий. В период подготовки к инвентаризации проверяется организация складского хозяйства предприятия, в т.ч. наличие пожарно-охранной сигнализации. Помимо этого устанавливается, созданы ли надлежащие условия для хранения МПЗ, имеются ли в наличии закрываемые складские помещения, сейфы, емкости для хранения, оснащены ли места хранения товаров необходимыми измерительными приборами, существует ли контроль над вывозом товаров с территории торговой организации и т.д. Помимо этого, инвентаризационная комиссия должна в обязательном порядке проверить, заключены ли с материально-ответственными лицами трудовые договоры, а также договоры о полной материальной ответственности указанных лиц.

     По  окончании проверки опись (№ИНВ-3) передается в бухгалтерскую службу предприятия. Работники бухгалтерии производят проверку правильности всех подсчетов, произведенных в инвентаризационной описи МПЗ, и сравнивают данные бухучета с фактическими сведениями. В случае выявления расхождений составляется сличительная ведомость формы №ИНВ-19, утвержденная Постановлением №88. Фактически в форме №ИНВ-19 отражаются все результаты проведенной инвентаризации, т.к. в ней указываются все выявленные расхождения между показателями данных бухучета товаров с данными инвентаризационной описи №ИНВ-3.

     Комиссия  в присутствии заведующего складом (кладовой) и других материально ответственных лиц проверяет фактическое наличие ТМЦ путем обязательного их пересчета, перевешивания или перемеривания. Не допускается вносить в описи данные об остатках ценностей со слов материально ответственных лиц или по данным учета без проверки их фактического наличия. ТМЦ, поступающие в ходе инвентаризации, принимаются материально ответственными лицами в присутствии членов инвентаризационной комиссии и приходуются по реестру или товарному отчету после инвентаризации. Эти ТМЦ вносятся в отдельную опись под наименованием "Товарно-материальные ценности, поступившие во время инвентаризации". Одновременно на приходном документе за подписью председателя инвентаризационной комиссии (или по его поручению члена комиссии) делается отметка "После инвентаризации" со ссылкой на дату описи, в которую записаны эти ценности.

     При длительном проведении инвентаризации в исключительных случаях и только с письменного разрешения руководителя и главного бухгалтера организации в ходе инвентаризации ТМЦ могут отпускаться материально ответственными лицами в присутствии членов инвентаризационной комиссии. Эти ценности вносятся в отдельную опись под наименованием "Товарно-материальные ценности, отпущенные во время инвентаризации".

     Тара  вносится в описи по видам, целевому назначению и качественному состоянию (новая, бывшая в употреблении, требующая  ремонта и т.д.). На тару, пришедшую  в негодность, инвентаризационная комиссия составляет акт на списание с указанием  причин порчи.

     Выявленные  излишки основных средств, материальных ценностей, денежных средств и другого имущества в соответствии с п. 3 ст. 12 Закона N 129-ФЗ (а также в соответствии с п. 5.1 Методических указаний по инвентаризации) подлежат оприходованию и зачислению на финансовые результаты.

     Результаты  инвентаризации отражаются в учете  и отчетности того месяца, в котором была закончена инвентаризация, а по годовой инвентаризации – в годовом бухгалтерском отчете. По результатам инвентаризации составляются бухгалтерские проводки.

     Оприходование излишков товаров относится в  прочий доход предприятия:

     Дебет 41 субсчет 2 «Товары в розничной  торговле» Кредит 91 субсчет 1 «Прочие  доходы». В п. 29 Методических указаний по бухгалтерскому учету материально-производственных запасов, утвержденных Приказом Минфина России от 28.12.01 N 119н, изложено требование принимать к бухгалтерскому учету излишки материальных ценностей, обнаруженных при инвентаризации, по рыночной стоимости.

     В аптеке ООО «Гармония» после инвентаризации, которая проводилась в июле 2010 года по приказу руководителя, была выявлена недостача товаров в  результате коммунальной аварии. Данная недостача была отнесена на издержки обращения, что является нарушением п. 13 ПБУ 10/99. Согласно ПБУ 10/99 данный вид  расхода признается прочим расходом [18].

     Первоначально недостача товаров, независимо от причин ее возникновения, отражается на бухгалтерском счете 94 «Недостачи и потери от порчи ценностей». На сумму недостачи составляют следующую запись:

     Дебет 94 «Недостачи и потери от порчи ценностей» Кредит 41 субсчет 2 «Товары в розничной торговле».

     Так как товары в аптеке ООО «Гармония» учитываются по продажной стоимости, делается дополнительная проводка на списание торговой наценки, приходящейся на недостающие товары:

     Дебет 94 «Недостачи и потери от порчи ценностей» Кредит 42 «Торговая наценка» методом «красного сторно».

     В соответствии с п. 28 Положения по ведению бухгалтерского учета и  отчетности и приказу об учетной политике в аптеке ООО «Гармония»  недостачи и потери от порчи ценностей в пределах норм естественной убыли относятся за счет издержек обращения, что фиксируется записью:

     Дебет 44 «Расходы на продажу» Кредит 94 «Недостачи и потери от порчи ценностей»;

     Недостачи товаров сверх норм убыли и  потерь от порчи  за счет виновных лиц, отражение на счетах:

     Дебет 94 «Недостачи и потери от порчи ценностей» Кредит 41 субсчет 2 «Товары в розничной  торговле» на сумму недостачи  по продажной стоимости

     Дебет 73 субсчет 2 Расчеты по возмещению материального  ущерба» Кредит 94 «Недостачи и потери от порчи ценностей» - списываются на сумму недостачи с материально ответственного лица

     Дебет 73 субсчет 2 «Расчеты по возмещению материального ущерба»  Кредит 94 «Недостачи и потери от порчи ценностей» - взыскивается недостача с работника.

     Недостача с материально ответственного лица может взыскиваться за счет зар. платы: Дебет 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда» Кредит 73 субсчет 2 «Расчеты по возмещению материального ущерба», а так же работник может самостоятельно внести сумму недостачи в кассу: Дебет 50 «Касса» Кредит 73 субсчет 2 «Расчеты по возмещению материального ущерба».

     Дебет 98 «Доходы будущих периодов» Кредит 91 субсчет 1 «Доходы будущих периодов» - сумма торговой наценки относится к прочим доходам.

     Если  виновные лица не установлены или  суд отказал во взыскании убытков с них, то убытки от недостачи относятся на финансовые результаты:

       Дебет 91 субсчет 2 «Прочие расходы»  Кредит 94 «Недостачи и потери  от порчи ценностей».

     Таким образом, бухгалтерский учет инвентаризации товарно-материальных ценностей в  исследуемой организации в целом ведется в соответствии с Порядком, правил проведения инвентаризации, оформление результатов инвентаризации определенных в "Методических указаниях по инвентаризации имущества и финансовых обязательств", утвержденных Приказом Минфина РФ от 13.06.1995 г. №49 (далее МУИИФО). "Методическими указаниями по бухгалтерскому учету материально-производственных запасов", утвержденными Приказом Минфина РФ от 28.12.2001 г. №119н.

Информация о работе Учет товаров в организациях розничной торговли (аптека)